Виртуальное литературное путешествие Идем по городу с писателем к 80 — летию со дня рождения В.И. Лихоносова (1-4 класс)


Классный час на тему: «Идём по городу с писателем»
Виртуальное литературное путешествие к 80 – летию со дня рождения кубанского писателя Виктора Ивановича Лихоносова.
Цель:
Приобщение учащихся к культуре и истории родного края, к почитанию памяти предков, их идеалов;
Знакомство с бытом предков, их легендами;
Глубокому осмыслению личности писателя и его творчества
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, выставка книг писателя
Ход классного часа.
Беседа:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по одной из улиц города.
Послушайте отрывок из произведения и ответьте на вопрос: «О каком городе идет речь?»
( учитель читает отрывок из «Наш маленький Париж» В.И. Лихоносова)
- Почему автор называет город Екатеринодар «Наш маленький Париж»
Действительно, из-за роскошной архитектуры Краснодар многие жители называют Парижем. - речь идет о городе Екатеринодаре или Краснодаре- столице Краснодарского края)
- Потому что вывески имели названия «Франция», «Тулон», «Венеция» и т.д.
- Все прочее в Екатеринодаре как в далеком Париже: площади, памятники, дворцы
О нашем родном городе написал книгу кубанский писатель В.И.Лихоносов. Этому замечательному человеку 30 апреля 2016г. исполнилось 80 лет.
(рассказ о писателе, о его книгах, о достопримечательностях города)
Лихоносов
Виктор Иванович

30 апреля 1936 года
Виктор Иванович Лихонсов советский и российский писатель, публицист. Член СП СССР с 1966 года. Живет в Краснодаре, возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара, Герой Труда Кубани.
Он родился  на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института, а затем учительствует в течение нескольких лет в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Анапский район" Анапском районе.
Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» 
А. Т. Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске,  Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят в Румынии,  Венгрии,  Болгарии,  Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский.С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.
Премии и награды
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1988) — за роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»;
премия СП СССР;
Международная литературная премия имени М. А. Шолохова;
орден «Знак Почёта» (1984);
премия «Ясная Поляна» (2003)[4];
медаль «Герой труда Кубани».
Стал главным лауреатом Большой литературной премии России. Он удостоен награды в номинации «На благо России» за выдающийся вклад в развитие русской литературы.
Ранее вклад В. И. Лихоносова в духовное и литературное наследие Кубани и России отметило ЮНЕСКО. Автор романа «Наш маленький Париж» был удостоен диплома конкурса «Культура и искусство», проводимого ЮНЕСКО и Оксфордской образовательной сетью.
Основные издания
Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: „Франция“, „Нью-Йорк“, „Тулон“, „Трапезонд“, „Венеция“, „Константинополь“! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами „Двенадцать апостолов“. И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»
«Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»:
Маленьким Парижем наш город нарек известный писатель Виктор Лихоносов, написавший роман о судьбах кубанского казачества "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж". Роман невероятно красивый и поэтичный, который я бы рекомендовала к прочтению абсолютно всем, ну а уж жителям города в особенности.Краснодар, он же в прошлом Екатеринодар - это город, выросший из военного казачьего поселения, основанного в 1793 году. Город называется "даром" неспроста, он действительно был подарен императрицей черноморским казакам. Черноморские же казаки состояли из разнородных групп и одна из них, самая значительная, была сформирована из запорожцев, потому Кубань и примечательна еще и специфическим говорком и знаменитым шоканьем и гэканьем. Кроме того и на культурном уровне много переплетено с украинскими традициями, вот, например, на народных гуляньях, ярмарках и фестивалях всегда будут и русские и украинские народные атрибуты. Краснодар - крупнейший на Северном Кавказе центр культуры, образования и научной деятельности. Территория, занимаемая городом, составляет 683 кв. км. В административно-территориальном отношении Краснодар разделен на четыре административных округа: Центральный, Западный, Карасунский и Прикубанский.В 2002 году город Краснодар был признан лучшим городом России. В 2013 году город отметил своё 220-летие.Но, так или иначе, столица Юга это привлекательное место для проживания. Рядом два моря: Черное и Азовское, знаменитые субтропики, представленные Сочи и сопредельной Абхазией и горнолыжные курорты, такие как Лаго-Наки, Домбай, Архыз или Эльбрус. Ну а кроме этого город будет радовать зеленью, чистотой и тёплым климатом. Улица Красная является главной улицей города. Здесь сосредоточены основные достопримечательности, театры и музеи и заканчивая парками, ТРК и ресторанами. Улица Красная, на всей своей протяженности (5 км) самая роскошная улица города, не уступающая своей красотой многим европейским городам. Начинается она от Екатерининского сквера с памятником императрице Екатерине II, а заканчивается кинотеатром "Авророй" - строгим зданием в стиле соцреализма. Красная в будние дни открыта для проезда транспорта, в выходные и праздничные полностью пешеходная.


В руках императрицы — скипетр и держава, а сама она изображена мудрой и величавой, одетой в царскую порфиру. Центральную часть постамента занимает текст Жалованной грамоты от 30 июня 1792 года. Слева изображён князь Потёмкин-Таврический на фоне боевых знамён и войсковых знаков. Справа стоят три первых кошевых атамана Черноморского казачьего войска: Антон Головатый, Сидор Белый иЗахарий Чепега. На задней стороне памятника изображён слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков.
Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в1895 году к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу, её продолжателем стал скульптор Борис Эдуардс под непосредственным наблюдением особой войсковой строительной комиссии. Памятник был торжественно заложен осенью 1896 года, а его открытие состоялось лишь 6 мая 1907 года.
Новый памятник был создан известным кубанским скульптором, членом Союза художников России Александром Аполлоновым, использовавшим в своей работе снимки бронзовой модели и памятника, архивные документы и чертежи. Монумент был отлит в мастерской художественного литья Ростовского государственного университета, архитектурно-скульптурная атрибутика выполнена Краснодарским компрессорным заводом.
Высота памятника — 13,8 м, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т. Всего на скульптурную композицию ушло 25 тоннбронзы, 12 тонн чугуна, 250 кг алюминия и 80 г сусального золота.

Краснода́рская краева́я универса́льная нау́чная библиоте́ка и́мени А. С. Пу́шкина — крупнейшая публичная библиотека Краснодара. Была создана в 1900 году, в честь 100-летия со дня рождения поэта А. С. Пушкина, предложению екатеринодарской интеллигенции и духовенства, городская дума приняла решения об открытии городской библиотеки его имени. Заведовала библиотекой исполнительная комиссия, представителем которой был избран надворный советник В.В. Скидан,
Бывшее здание Армянской школы им. Б.В. Чарачева, 1910 г., архитекторы Н.М.Козо-Полянский, Л.Ф. Эберг. Первым библиотекарем стал И. А. Кузнецов (1870—1905). Первоначальный фонд составил 2807 томов. Библиотека была платной.
В 1920 году библиотека стала бесплатной. К 1940 году фонд библиотеки составлял 116 тысяч экземпляров. В ходе Великой отечественной войны немцами было уничтожено свыше 85 тысяч книг, газет, журналов. Здание библиотеки было повреждено взрывами и пожарами. Реконструкция 1951-1956 гг., архитектор А.Н. Ожиганов ( ул. Красная, 8).
В 1956 году библиотека переехала в новое здание, в котором находится и в настоящее время.
Фонд библиотеки насчитывает более 1,2 млн экземпляров. Собрание редких книг и рукописей насчитывает свыше 10 тысяч томов. Краеведческий фонд насчитывает более 50 тыс. томов. В 2009 году обслужено 46 667 пользователей. Библиотеку посетили 156 тыс. человек.
В 2007 году памятник А. С. Пушкину перенесён и установлен напротив центрального входа библиотеки.

Александровская триумфальная арка (Царские ворота)
Возведена к визиту Императора Александра III вместе с августейшей семьёй в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80" \o "Екатеринодар" Екатеринодар в 1888 году. Арка была построена в лучших традициях древнемосковского стиля второй половины XVI века,
Накануне визита Императора Александра III городское купеческое общество предложило возвести Триумфальную арку (Царские ворота). Для сбора средств была объявлена подписка, по окончании которой было получено 16625 рублей. Проект был заказан областному архитектору В. А. Филиппову. Местом возведения арки стало пересечение улиц Екатерининской (ныне ул. Мира) и Котляревской (ныне ул. Седина) по дороге от вокзала к дому Наказного атамана Кубанского казачьего войска.
Триумфальная арка была снесена в начале сентября 1928 года. По официальной версии арка мешала трамвайному движению — «об неё разбивали лбы кондукторы трамвая», несмотря на то что первый трамвай прошёл под аркой в 1900 году — однопутная колея, а в 1909 году уже была двухпутная колея
В 2007 году Краснодарской городской Думой была принята целевая программа "Воссоздание исторических памятников города Екатеринодара-Краснодара. Руководителем проекта восстановления арки стал архитектор Сергей Снисаренко. В ходе разработки проекта восстановления был выполнен анализ триумфальных арок, возведенных в регионах России, произведен сбор исторического материала (фотографии, открытки, текстовые описания), произведены вычисления основных габаритов триумфальной арки, так как чертежи не сохранились. В качестве метода воссоздания был выбран метод восстановительной стилистической реставрации. 18 июня 2008 года состоялось освящение фундамента. В апреле 2009 года состоялось открытие восстановленной Александровской триумфальной арки на новом месте — на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко расположен в центре города Краснодара недалеко от площади им. А. С. Пушкина и Екатерининского сквера.
Основу первого собрания фондов музея составила коллекция Ф. А. Коваленко (1866-1919), которую он даровал городу в 1904 г. Краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко является одним из десяти ведущих музеев страны по качеству фондов, насчитывающих более 12 000 работ.
В музее представлены работы западно-европейского и отечественного искусства — живописи, скульптуры, станковой графики, декоративно-прикладного искусства.


Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына[Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 г. С 1991 г. музей-заповедник носит имя своего основателя Евгения Дмитриевича Фелицына. Указом президента РФ отнесен к объектам федерального значения. Всего в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника хранится 428,4 тыс. экспонатов.
В 1879 году секретарь Кубанского областного Статистического комитета Е. Д. Фелицын основал Войсковой этнографический и естественно-исторический музей. Официальный статус музей получил 12 июля 1908 года. К 1917 году музейный фонд Войскового этнографического и естественно-исторического музея составил более 11 000 предметов.
В конце 1918 года в возникла идея создания Центрального областного музея. Основу нового Кубано-Черноморского Областного музея составил бывший Войсковой музей с коллекцией более 13 000 предметов. С 1924 года Краснодарский музей получил статус Научного.
С середины 30-х годов музей называется Краснодарским краеведческим музеем. Фонд музея составил 40 000 предметов. Коллекции пополнялись за счет археологических и палеонтологических экспедиций.
В период Великой Отечественной войны основная деятельность была по изучению природных богатств Кубани, выявлению сырьевых ресурсов. О деятельности музея в период немецкой оккупации известно очень мало.
После освобождения города музей продолжил работу. С июля 1961 года музей располагается в бывшем особняке Богарсукова на улице Гимназической 67. Во второй половине 70-х годов возрождается интерес к этнографии.
В 1977 году на базе Краснодарского краевого,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0" \o "Анапа" Анапского и Темрюкского краеведческих музеев, а также ряде других музеев края создается Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник. Открываются новые выставки, пополняются коллекции, ведется большая научно-просветительная работа.


Краснодарская филармония
им. Григория Пономаренко
Краснодарская краевая государственная филармония имени Григория Пономаренко — государственное концертное учреждение культуры Краснодарского края. Образована 10 мая 1939 года. С 1997 года носит имя композитора Г. Ф. Пономаренко. С 2011 года Государственное концертное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская филармония имени
Г.Ф. Пономаренко". Основная функция филармонии — организация и проведение концертов.
В 1935 году бывший Зимний театр, получивший годом ранее имя М. Горького, обрел постоянную драматическую труппу, а с 1937 года при нем начало работу Краснодарское отделение Государственной филармонии.
С 1934 по 1937 гг. в Краснодаре располагался филиал Азово-Черноморской краевой филармонии.
В 1939 году был издан приказ об образовании Краснодарской краевой филармонии. В мае того же года открыт первый концертный сезон. В годы Великой Отечественной войны деятельность учреждения была приостановлена. После освобождения Краснодара от немецко-фашистских войск филармония возобновила свою работу.
В 1997 году филармонии было присвоено имя композитора, народного артиста СССР Григория Федоровича Пономаренко.
Современное здание филармонии расположено в центре Краснодара, в здании на пересечении улиц Красной (55) и Гоголя (65). Здание постройки 1909 года является памятником архитектуры[2].
В  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80" \o "Екатеринодар" Екатеринодаре, слывшем певческим и художническим городом, а также городом очень театральным, долгое время не было собственного театра: в городской казне не находилось нужных денег. Здание Филармонии возведено в 1909 г. по проекту академика Ф. О. Шехтеля под руководством екатеринодарского архитектора А. А. Козлова и известного театрального строителя И. С. Жуйкина. Участок земли и деньги на строительство выделили владельцы торгового дома В. В. Гуренков и Болденков. Зданию на 1500 мест, выполненному в стиле модерн изначально дали название Зимний театр.
Первым спектаклем, сыгранным в театре, стала «Аида (опера)» Д. Верди; премьера состоялась
2 октября 1909 года. Собственной труппы он не имел, однако в стенах охотно выступали Мария (Матильда) Кшесинская, Е. Герцель, Леонид Собинов, В. Дровянников, А. Нежданов, В. Дуров, Игорь Северянин, Владимир Маяковский. Позже, в годы Гражданской, его сцена принимала А.Вертинского и приезжавшего с лекциями бывшего председателя Государственной Думы М.Родзянко. Историки отмечают, что аншлаги с самого начала существования театра были обычным явлением, и к концу спектакля или концерта по заявке дирекции к зданию театра подавался трамвай. Позже театр был переименован в Драматический театр, а с 1939 года в здании находится Краснодарская краевая филармония.
В историю здание Зимнего театра вошло в 1918 году, когда в его зале работали сначала II съезд Советов Кубанской области, а затем Чрезвычайный съезд Советов Кубани и Черноморья (тогда была образована просуществовавшая всего несколько месяцев Кубано-Черноморская республика) и Чрезвычайный съезд Советов всего Северного Кавказа, на котором присутствовал в виду его важности Чрезвычайный комиссар юга России С.Орджоникидзе: на этом съезде Кубано-Черноморская, Ставропольская республики и Терская область объединились в огромную Северо-Кавказскую республику. Центром её стал Екатеринодар.
Своё современное название Краснодар получил также в здании Зимнего театра; произошло это 7 ноября 1920 года. Частыми гостями на проходивших в нем отныне конференциях и съездах бывали К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян, С. М. Буденный, М. И. Калинин, В. Г. Плеханов. Продолжались и театральная и концертная жизнь. С гастрольными спектаклями приезжали детский театр Н.Сац, московская студия Айседоры Дункан, ансамблем Малого театра — Е.Турчанинова, П.Садовский, Е.Гоголева, А.Яблочкина.
Интересные факты
Место, на котором расположено современное здание Краснодарской филармонии (угол улиц Гоголя и Красной), находится точно на 45 параллели северной широты.

Александро-Невский собор (Краснодар)
Войсковой собор князя Александра Невского — главный православный храм города Краснодара, разрушенный в 1932 году и восстановленный в наше время.
История

Александровский собор на почтовой карточке начала XX века

Исторический вид Александро-Невского храма
Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тысяч рублей, длилось 19 лет — освятили храм только 8 ноября 1872 года. Долгий перерыв в строительных работах был вызван нехватка сначала необходимых строительных материалов, а затем и денежных средств.
Александро-Невский войсковой собор был построен в русско-византийском архитектурном стиле, сложившемся в России в первой трети XIX века. План храма, не предусматривавший выделение апсидой алтарной части, представлял собой совершенно симметричный равноконечный крест. Две восточные угловые главы были световыми, западная пара — декоративными, выполнявшими роль колоколен; каждая глава состояла из четырёхгранного барабана и вызолоченного шлемовидного купола. В оформлении фасадов были применены килевидные закомары,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0" \o "Аркатура" аркатурный пояс, «флорентийские» окна. Снаружи собор был выбелен.
В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
В 20-е годы XX века с собора были сняты купола, в нём был размещён музей атеизма. В 1932 году по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов собор был взорван.
Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачёвым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор было решено восстановить на новом месте — в начале улицы Красной, недалеко от Крепостной площади, на которой находился деревянный войсковой Воскресенский собор, разобранный из-за ветхости в 1879 году. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной (сейчас — улица Ленина), в сквере напротив нынешнего здания администрации края.
Спустя два года после начала строительства храма колокола и купола строящего собора освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 28 мая 2006 года Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор. По данным краевой администрации, на восстановление храма было израсходовано более 180 млн рублей.

Свято-Екатерининский кафедральный собор г. Краснодар
В октябре 1888, когда свежи еще были воспоминания о посещении Екатеринодара Августейшей семьей, пришло известие, взбудоражившее весь город. 17 октября произошло крушение царского поезда при проезде его через станцию «Борки». Так как катастрофа не имела печальных последствий для Августейшего семейства, этот день стал праздничным для всей России.
Через год, 17 октября 1889 Екатеринодарские общества решили увековечить это историческое событие памятником. После молебна в Александро-Невском соборе, городское, купеческое и мещанское общества отправились в помещение Городской Думы для совещания. В результате было принято решение о сооружении в Екатеринодаре величественного собора с семью престолами. Предполагалось главный Престол посвятить святой великомученице Екатерине, а остальные назвать в честь небесных покровителей членов Августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги.
Над проектом будущего собора работал местный архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. В сентябре 1899 Техническо-строительный комитет при управлении хозяйственной частью Святейшего Синода утвердил все представленные чертежи постройки храма. Торжественная его закладка состоялась в воскресенье, 23 апреля 1900. После Литургии в Александро-Невском соборе был совершен Крестный ход к месту закладки нового храма. На сооружение храма было получено архипастырское благословение Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Высокопреосвященного Агафодора.
В росписи собора участвовал художник И.Е.Ижакевич, принадлежавший к Киевскому товариществу художников религиозной живописи.
Именно со Свято-Екатерининского собора в честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. был впервые за много лет дан колокольный звон. Колокол, положивший начало возрождению звона в Краснодаре, был привезен из г. Ейска. Он был найден в сарае местной церкви и датировался 1906 годом.
В 1990 г. Екатерининский кафедральный собор приобрел в г. Воронеже звонницу из 7 колоколов современного литья, а в 1992 г. - колокол «Благовест», самый большой, весом в полторы тонны. В настоящее время собор имеет 12 колоколов.

Карасун — в прошлом река, ныне — цепь озёр на территории города Краснодара. Раньше Карасун был действительно рекой, которая брала свое начало в подземных родниках севернее станицы Старокорсунской, примерно в 4 км на абсолютных высотах не более 50 м и имела протяженность около 45-47 км. Сейчас у станицы русло незаметно, но в начале 70-х годов XX века оно еще прослеживалось. Южнее парка имени М.Горького р. Карасун впадала в р.Кубань.
Название «Карасун» тюркского происхождения: «кара» означает «черный» или «земляной», «су» - вода. Соответственно, название реки можно толковать как «черная вода» (от обилия темных водорослей) или «вода из земли» Долгое время Карасун, по берегам которого рос дубовый лес, служил естественной преградой, защищавшей город с востока. В настоящее время дамбы являются частью некоторых улиц Краснодара. При этом одни из них утратили свои исторические названия, а другие сохранили. В их числе: Базовская, Дмитриевская, Екатерининская, Казачья, Карасунская, Малиновская, Полицейская (позднее — Гоголевская), Филипповская, Чистяковская и Шаховская дамбы. В конце XX века часть Карасунских озер осушили, засыпав землей, а на их месте построили жилые районы. К настоящему времени в Краснодаре сохранилось всего пятнадцать водоемов. Два из них, именуемые Покровскими, разделены Дмитриевской дамбой. Три, у Калининской балки, расположены между улицами Селезнева и Ставропольской. Еще один — за зданием Кубанского государственного университета и два у администрации Карасунского округа. Оставшиеся семь — Пашковские.

.
Краснодарский Парк культуры и отдыха им. Горького «Городской сад»

Предыстория парка восходит к 1846 году, когда наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказским корпусом генерал-фельдмаршал князь
М.С. Воронцов распорядился «устроить рассадники дерев и растений в Владикавказе, Нальчике, Ставрополе и Екатеринодаре... ».
Во исполнение оного распоряжения в октябре 1848 года в Екатеринодаре учреждается войсковой сад с питомником. Под него отводится участок леса. В Екатеринодар прибывает Яков Бикельмейер, с которым и заключается контракт. Проработав в войсковом саду шесть лет Бикельмейер превращает его в центр развития садоводства Кубани и всего Предкавказья. Он привозит из Крыма обоз с десятками тысяч виноградных лоз, тысячами черенков и саженцев декоративных и плодовых деревьев.
Парная реконструкция и благоустройство парка проводились в 1898 году. Прокладываются новые аллеи, проводятся посадки деревьев. Парк становится одним из лучших украшений города.
В период гражданской войны парк приходит в запустение, практически прекращается освещение территории, разрушаются киоски и другие сооружения. В 1922 году принимаются меры к приведению парка в более благоустроенный вид. Насаждения парка были пополнены большим количеством ценных и редких декоративных деревьев и кустарников. Наиболее красивая аллея парка состоит из черного ореха, так же аллея липы крупнолистной, весной она радует медовым ароматом своих многочисленных цветков. Нередко можно встретить софору японскую, лещину (дерево, занесенное в Красную книгу России), красный дуб. На территории парка сохранилось четыре экземпляра дуба черешчатого в возрасте 600 лет.
В 1932 году в деятельности М. Горького решением Краснодарского горсовета парку присваивается имя писателя и через два года у главного входа устанавливается мраморный бюст M. Горького скульптора К.А. Дитриха. В парке создается пруд.
Накануне Великой Отечественной войны парк по своим композиционным особенностям и дендрологическому составу стал одним из лучших на Северном Кавказе. В годы войны парк практически превратился в пепелище: были сожжены Летний театр и старинные клубные здания, разрушены павильоны и аттракционы. Зеленые насаждения сильно пострадали.
Город постепенно залечивал раны, нанесенные войной, парк продолжал благоустраиваться, в нем появлялись новые фонтаны и цветники. С каждым годом парк становился все краше. На его территории площадью 16 гектар размещались концертная и танцевальная площадки, биллиардная, фотография, шахматно-шашечный павильон, детская площадка, комната смеха, тир, действовали аттракционы, работала парашютная вышка. Был устроен зооуголок. Парк располагал собственной оранжереей.
В 70-х и начале 80-х годов XX столетия производились неоднократные урезания площади парка и его реконструкция, по окончании которой в августе 1981 года парк был сдан в эксплуатацию.
Изначально, со времени открытия для гуляний, городской сад становится любимым местом отдыха горожан. На протяжении многих десятков лет он лидирует среди других парков и скверов по числу отдаваемых ему предпочтений. Особенно много публики здесь собирается по выходным и праздничным дням. В парке проводились войсковые праздники.
В 1896 году Кубанское казачье войско торжественно отмечало свой 200-летний юбилей. Играл казачий духовой оркестр, выступал хор. При праздновании столетия войсковых музыкантов и певческого хоров в городском саду для ветеранов хоров накрывались столы, подавалось угощение.
Парк всегда был одним из культурных центров города. Особая роль в этом принадлежала его Летнему театру и эстрадной площадке с музыкальной раковиной. Отдыхающие горожане имели возможность видеть и слышать выступления прекрасных коллективов и выдающихся артистов. В летние сезоны начала века здесь под руководством видного дирижера Е.Д. Эспозито давали концерты войсковой музыкантский и певческий хоры. Ежедневно играл симфонический оркестр. Выступали: выдающийся певец Ф.И. Шаляпин (1910 г.), яркая представительница классической школы танца, балерина Е.В. Гельцер (1913 г.), ставшая впоследствии народной артисткой РСФСР. Свою концертную программу представляла артистка Государственного академического оперного театра И. Яунзем (1923 г.). В Летнем театре проходили гастроли Государственного академического Московского Малого театра, где горожане могли познакомится с игрой А.А.Яблочкиной и В.Н. Рыжовой, Е.Н.Гоголевой и Е.М.Садовской, И.А.Рыжова и Ю.K. Яковлева (1925 г.). С перерывами продолжались концерты симфонического оркестра.
В период подъема революционных событий начала века парк становится одним из наиболее популярных мест проведения митингов и демонстраций. 1 мая 1905 году в городском саду проходит демонстрация под красным флагом и с пением Марсельезы.
В 1917 году митинги в День международной солидарности трудящихся проходят по всему городу, в завершение они состоялись и в парке. Парк посещают известные политические деятели. В нем проводятся собрания и совещания. В середине сентября 1926 года в парке выступал с докладом народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. В 30-е годы организуется костюмированный карнавал, сопровождавшийся массовыми играми, танцами, игрой оркестров, разместившихся в разных частях парка и фейерверками.
В послевоенное время празднуются окончания учебного года. Для выпускников учебных заведений устраиваются гуляния. Идут концерты. Играет симфонический оркестр, выступают артисты филармонии, детская балетная студия. Во время проведения в Краснодаре в мае 1957 года первого фестиваля молодежи Кубани по городу прошли выступления профессиональных артистов и самодеятельных коллективов. Особо торжественно отмечались майские и ноябрьские праздники. В эти дни парк обычно был нарядно украшен. После демонстраций его заполняли празднично одетые горожане.
В 1957 году, к празднику Первого мая, в северо-восточной части парка вступает в строй летний кинотеатр «Салют».
Парк остается центром культуры и отдыха. В судьбе парка, как в капле воды, отразилась история города и страны. На его территории располагается крупное древнее поселение - меотское городище, обнаруженное в 1930 г. при рытье котлована. При земляных работах собран керамический материал, датированный первыми веками нашей эры. Специальные археологические раскопки на городище не проводились. Весь материал, собранный при роскопках (глиняные сосуды, мечи, наконечники копий, бронзовые зеркала, стеклянные сосуды, бусы, браслеты) хранятся в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике.
12 июня 1993 г. состоялось открытие празднеств, посвященных 200-летию Екатеринодара-Краснодара. В парке проходили посвященные юбилею мероприятия.
В настоящее время парк им. М.Горького - излюбленное место отдыха горожан. В 2008 году горожане широко отмечали 160-летие старейшего парка кубанской столицы. Сегодня, как и почти двести лет назад, сюда спешат и стар, и млад, чтобы насладиться общением с природой, пройти по его тенистым аллеям, полюбоваться на каскады фонтанов или с ветерком прокатиться на веселых аттракционах. В торжественной церемонии, посвященной юбилею парка, принял участие глава Краснодара Владимир Евланов.
"Дорогие краснодарцы! Сегодня наш красавец-парк на глазах расцветает – более 200 миллионов уже потрачено на его реконструкцию. В том, что парк обустраивается, становится все более красивым – большой труд многих людей: озеленителей, строителей и всех работников парка. Уверен, наш юбиляр будет жить долго и счастливо, принесет еще много положительных эмоций всем жителям и гостям нашего южного города!" – обратился к горожанам мэр Краснодара.
Уже много лет парк удерживает лидерство в системе индустрии развлечений. В 2008 году парк занял первое место по показателю занятости посетителей в клубных формированиях. В трех коллективах занято свыше 350 человек. Он - обладатель высшей награды парковой индустрии «Золотой пони». Живая достопримечательность парка – его ровесник дуб-великан. По мнению мэра, исполин – своеобразный символ парка. Он - связующая нить времен для многих поколений краснодарцев. В этот день гости после большого концерта, в котором приняли участие многие творческие коллективы города, прошлись по обновленному саду, посетив любимые с детства места. Городской парк им. М. Горького играет в жизни Екатеринодара-Краснодара гораздо большую роль, чем просто зона отдыха.

Чистяковская роща

"Чистяковская роща" была заложена в 1900 г. городским главой — Г. С. Чистяковым. Роща имела разнообразные зеленые насаждения: как вековые дубы, так и декоративные растения.
Весной 2008 г. парк прошел реконструкцию.

Аврора (кинотеатр, Краснодар)
Архитектурный памятник
Кинотеатр «Аврора»
Кинотеатр во время реконструкции.
Страна РоссияМестоположение Краснодар, Красная улица, 169
Автор проекта Е. А. Сердюков
Строительство 1963—1967 годы
Кинотеа́тр «Авро́ра» — широкоформатный кинотеатр в Краснодаре, сооружение признано памятником архитектуры города.
Здание кинотеатра сдано в эксплуатацию 13 мая 1967 года. Автором проекта стал сочинский проектный институт «Гипрокоммунстрой», а главным архитектором — Евгений Александрович Сердюков. Первый сеанс в кинотеатре состоялся 12 мая 1967 года, был показан фильм под названием «Залп Авроры».
В 1981 году решением Крайисполкома № 540 кинотеатр «Аврора» был признан памятником архитектуры.
. Со стороны фасада здания расположены фонтаны и скульптура «Аврора», которая в 1975 году решением Крайисполкома № 63 была признана памятником искусства.

«ФОНТАН НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ»
Самый большой плоскостной фонтан не только на Юге России, но и в Европе.
Его размер составляет 35 на 35 метров, т.е. 1225 кв.м. К центру управления, расположенному прямо под фонтаном, от здания администрации ведет тоннель длиной 50 м.
Вода в фонтан подается с помощью 57 насосов через 377 форсунок, 208 из которых – с индивидуальным управлением. Управляется фонтан с компьютера, для чего было написано специальное программное обеспечение. Оно позволяет управлять потоками воды, музыкой и светом и таким образом создавать не менее 400 визуальных эффектов. Для подсветки водных струй установлено 640 влагозащищенных RGB-фонарей.
Днем можно посидеть рядом с фонтаном на Театральной площади, спасаясь от жары и наслаждаясь приятным шумом его струй. А по вечерам, с пятницы по воскресенье, можно насладиться необыкновенным "фонтанным концертом".
Автор изобретения – краснодарец Андрей Богданов, который уже больше 10 лет проектирует сложные фонтанные объекты.