конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь пресного водоёма (4 класс)
Открытый урок по окружающему миру
Сеиной Татьяны Николаевны, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области.
Тема: «Жизнь пресного водоема» 4 «В» класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: усвоение учащимися понятие о пресном водоёме как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема;
познакомить с растительным и животным миром пресного водоема.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания.
Воспитательные: воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», глобус, карточки для индивидуальной работы с заданием.
Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:
Группа ботаников – «Растения водоёма»
Группа зоологов – «Животные водоёма»
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
Ход урока.
1. Организационный момент.СЛАЙД 1
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке?
(внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)
- Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила в группе необходимо соблюдать? (ответы детей)
2.Актуализация знаний.
- Сейчас повторим изученный материал. Вы составили вопросы по изученной теме. Я составила кроссворд, включив некоторые из них. Ключевое слово получится по горизонтали.
Вопросы к кроссворду:
1.Форма поверхности, имеющая крутой склон.(Овраг.)
2.Место, где река берет свое начало.(Исток.)
3.Нижняя часть горы, холма.(Подошва.)
4.Есть у оврага, холма, горы.(Склон.)
5.Самое теплое море в России.(Черное.)
6.Форма поверхности.(Холм.)
7.Вся территория поверхности разделена на природные....(зоны).
- Какое ключевое слово получили? (Водоёмы)
Проверка. СЛАЙД 2
-Какие знаете водоемы? Перечислите их.
(Река, пруд, ручей, море, океан, озеро, водохранилище, канал.)
Отгадайте загадку:
Я тучка и туман,
Я-река и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.(Вода)
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Голубым цветом.)
-Посмотрите, пожалуйста, на глобус.
-Чего больше на нашей планете:воды или суши? (Воды больше.)
Правильно (1/3-суша,2/3-вода.). СЛАЙД 3
-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?
(Естественные и искусственные.)СЛАЙД 4
-Назовите естественные водоемы. (Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.)
-Назовите искусственные водоемы. (Пруд, канал, водохранилище.)
-Одинаковая ли вода в водоёмах? (Нет.)
-Какая в них вода? ( Пресная и солёная.)
-В каких водоемах вода соленая? (В морях, океанах.)
-Какая вода в водоемах, которые окружают наш городок? (Пресная.)
-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
3. Постановка учебной задачи.
-Сейчас мы перечислили множество различных водоёмов, но рамки урока не позволяют нам рассмотреть их все, поэтому мы остановимся на одном, который объединяет в себе все отличительные признаки этого сообщества. А поможет нам в этом ребус. Разгадайте его.
СЛАЙД 5
-Молодцы! Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.
-Какова же тема нашего урока? (Различные варианты названия темы урока.)
-Да, речь будет идти о пресных водоемах. СЛАЙД 6(Ученик читает тему.)
Тема: «Жизнь пресного водоёма».
-Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? Какова же цель нашего урока? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)
Знать особенности природного сообщества «Пресный водоём».
Уметь выделять основные признаки природного сообщества «Пресный водоём» и использовать их в учебной и практической деятельности.
СЛАЙД 7
-Тема урока очень большая, содержит массу новых знаний. Поэтому мы будем работать по группам. Для этого выразделились на группы и каждая выполняла своё задание. Сегодня вы исследователи, а они всегда записывают нужную информацию в записные книжки. Вашими записными книжками на уроке станут ваши тетради. Итак, познакомимся с группами наших учёных.
Группа ботаников – «Растения водоёма»
А кто такой ботаник, ребята? (Специалист изучающий растения.)
Группа зоологов – «Животные водоёма»
- Кто такой зоолог? (Специалист изучающий животный мир.)
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
-Кто такой ихтиолог? (Специалист изучающий рыб).
4. «Открытие нового знания».
-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему?
-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урокамы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма.Согласны?
-Подходя к водоему, на что вы сразу обратите внимание? (На растения.) СЛАЙД 8
- «Группа ботаников», познакомит нас с жизнью растений водоёма.
Рассказ ботаников:
Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручейках, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Это камыш, тростник, телорез, ежеголовник, водокрас, роголистник, в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.
СЛАЙД 9
Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
Рогоз широколиственный многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
Рдест плавающий так же многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.
СЛАЙД 10
Кувшинка белая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду.
СЛАЙД 11
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках с медленным течением.Широкие листья кувшинок и кубышек плавают на поверхности воды, а корни находятся на дне водоемов.
СЛАЙД 12
Стрелолист обыкновенный – в зависимости от условий обитания, в основном, от глубины водоёма, стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. Листья похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. Высота достигает 1 метра. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.
-Какой вывод вы сделали изучая растения водоёма?
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?
-Какие растения запомнили?
-Какие самые красивые растения водоемов?
-«Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма. СЛАЙД 13
Рассказ зоологов:
Для многих животных (пиявки, водные насекомые, моллюски, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. Слушайте внимательно!
СЛАЙД 14
Плавунец окаймлённый - достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками. Основная добыча-головастики, личинки насекомых, улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
СЛАЙД 15
УЧИТЕЛЬ: Водомерки-хищники. Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волосики, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются их ноги в воду.Они легко скользят по воде. Они хищники. Охотятся на комаров.
-Угадайте о ком пойдет речь? (Учитель читает загадку.)
1.Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик.(Стрекоза.) СЛАЙД 16
Одна из самых больших стрекоз в нашей стране-большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит их нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром перелете. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу. Они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
-А сейчас немножко отдохнём и сделаем физминутку. СЛАЙД 17
Физминутка: (Учащиеся выполняют упражнения за одноклассницей.)
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2.У кого глаза на рогах, а дом на спине.(Улитка.) СЛАЙД 18
Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.
3. Кто без головы живет? (Беззубка.)
Беззубка-это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин. Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она –тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см.Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды много крошечных животных и растений.
За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды.Улитка-прудовик, беззубка, катушка –моллюски, их называют «фильтрами».
4.Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет в земле. (Лягушка.) СЛАЙД 19
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко- зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми (мухами, жуками, стрекозами, комарами). Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
СЛАЙД 20
УЧИТЕЛЬ: Из ракообразных животных,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей очищают реки. Их называют «чистильщиками». Речные раки - очень древние животные, появились примерно 130 миллионов летназад, обитают практически во всех пресноводных водоемах. Живут раки до 10 лет, достигают длины 35 см.
-Подумайте и попробуйте ответить, кого можно назвать чистильщиком? (Того, кто что-то чистит. Он приводит в порядок определенный участок.)
-Пресные водоемы-место обитания некоторых зверей.
-Кто может назвать млекопитающих, которые обитают около водоемов. (Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы.)
СЛАЙД 21
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25 -35 см; масса – 20 -25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато - бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.
Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно - рыжей до тёмно – бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.). Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки. Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
-Какой же вывод вы сделали изучая животный мир водоёма?
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.) СЛАЙД 22
-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
- «Группа ихтиологов», познакомит нас с жизнью рыб местных водоёмов.
СЛАЙД 23
Рассказ ихтиологов:
Самая крупная река Оренбургской области Урал (в древности Яик, в переводе на русский язык – «затопляющая»). У Урала много притоков. Одни из крупныхТаналык и Суундук впадают в Ириклинское водохранилище. Широко известны здешние подземные богатства, прежде всего –асбест, газ. Но, не менее уникальным богатствомнашего края является – рыба, причём особо ценных видов: осётр, сазан, сом, судак, лещ и др. СЛАЙД 24
Повсеместно водятся щука, карась, окунь и многие другие виды рыб. Реки и озёра издавна привлекают людей как лучшие места отдыха. Редко встретишь здесь человека, который не считал бы себя рыбаком- любителем. Мы расскажем о некоторых видах рыб.
СЛАЙД 25
Ёрш. Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.
Карась. В водоёмах Урала обитают два вида карасей: серебристый и золотистый. У них соответствующая окраска. Караси обладают большой жизнестойкостью.
СЛАЙД 26
Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато - желтоватые, брюшные плавники ярко- красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато- жёлтый. Глаза оранжевые.
Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.
-Какой вывод вы сделали изучая различных рыб наших водоёмов?
Вывод: Можно сказать, что жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить в первозданной красе для себя и последующих поколений.
-О каких рыбах мы сузнали?
- Чем питаются рыбы?
-А каких рыб вы знаете ещё?
-Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения.
-Посмотрите, какой прекрасный водоём у нас получился!
-Мы продолжаем работу в группах самостоятельно.
5. Самостоятельная работа.
1.-Подчеркнуть только обитателей водоёма.
Карточка
Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан,крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
Самопроверка по ключу. СЛАЙД 27
2. - А теперь давайте попробуем установить цепи питания. Одну цепь питания мы установим вместе, а затем вы ещё по одной цепи питания установите в своих группах записав их в свои записные книжки. Необходимо заполнить пропущенные звенья использую картинки изображённые на слайде.
СЛАЙД 28
Водоросли – головастики – карп – цапля
Ряска – комар – водомерка – лягушка
Рогоз – карась – щука – выдра
Стрелолист – карась – окунь - выдра
6. Включение нового знания в систему знаний.
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.
(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой,клоп-водомерка-комарами.)
-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.) СЛАЙД 29
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?
( Люди.)
-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)
-К чему это может привести?
(Гибнет рыба, растения, живые существа.Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?
(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)
-Прослушайте стихотворение.
«Мой шар земной».
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!».
7.Рефлексия деятельности.(Итог урока.)
-Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
-Какая задача стояла перед вами?
-Удалось ли решить ее?
-Что нового, интересного узнали о растениях водоема?
-О животных водоема?
-Что удивило вас?
-Где можно применить полученные знания?
-Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.
-А каких учёных нам не хватало на уроке? (Экологов)
-Кто такой эколог? ( Специалист, который изучает отношения человека, животных, растений между собой и окружающей средой.)
-2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».
8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.
Прочитать статью учебника страница 196-198. Выполнить творческое задание в виде сообщения «Экологическое равновесие в пресном водоёме». Вы еще раз побудете учёными, но теперь экологами.
-А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. У вас на столе лежат кружки голубого и синего цвета.
Если вы на уроке справились со всеми заданиями, вам было все понятно и вы помогали товарищу возьмите голубой кружок.
А если вам самим нужна была помощь, то синий.
СЛАЙД 30
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Конспект открытого урока по окружающему миру
по теме «Жизнь пресного водоема» 4 «В» класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: усвоение учащимися понятия о пресном водоёме как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема;
познакомить с растительным и животным миром пресного водоема.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания.
Воспитательные: воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», глобус, карточки для индивидуальной работы с заданием.
Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:
Группа ботаников – «Растения водоёма»
Группа зоологов – «Животные водоёма»
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке?
(Внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)
- Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила в группе необходимо соблюдать? (ответы детей)
2.Актуализация знаний.
- Сейчас повторим изученный материал. Вы составили вопросы по изученным темам. Я составила кроссворд, включив некоторые из них. Ключевое слово получится по горизонтали.
Вопросы к кроссворду:
1.Форма поверхности, имеющая крутой склон. (Овраг.)
2.Место, где река берет свое начало. (Исток.)
3.Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)
4.Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)
5.Самое теплое море в России. (Черное.)
6.Форма поверхности. (Холм.)
7.Вся территория поверхности разделена на природные .... (зоны).
- Какое ключевое слово получили? (Водоёмы)
-Какие вы знаете водоемы? Перечислите их.
(Река, пруд, ручей, море, океан, озеро, водохранилище, канал.)
Отгадайте загадку:
Я тучка и туман,
Я-река и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Голубым цветом.)
-Посмотрите, пожалуйста, на глобус.
-Чего больше на нашей планете: воды или суши? (Воды больше.)
-Правильно (30%-суша, 70%-вода.).
-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?
(Естественные и искусственные.)
-Назовите естественные водоемы. (Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.)
-Назовите искусственные водоемы. (Пруд, канал, водохранилище.)
-Одинаковая ли вода в водоёмах? (Нет.)
-Какая в них вода? ( Пресная и солёная.)
-В каких водоемах вода соленая? (В морях, океанах.)
-Какая вода в водоемах, которые окружают наш городок? (Пресная.)
-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
3. Постановка учебной задачи.
-Сейчас мы перечислили множество различных водоёмов, но рамки урока не позволяют нам рассмотреть их все, поэтому мы остановимся на одном, который объединяет в себе все отличительные признаки этого сообщества. А поможет нам в этом ребус. Разгадайте его.
-Молодцы! Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.
-Какова же тема нашего урока? (Различные варианты названия темы урока.)
-Да, речь будет идти о пресных водоемах. (Ученик читает тему.)
Тема: «Жизнь пресного водоёма».
-Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? Какова же цель нашего урока? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)
Знать особенности природного сообщества «Пресный водоём».
Уметь выделять основные признаки природного сообщества «Пресный водоём» и использовать их в учебной и практической деятельности.
-Тема урока очень большая, содержит массу новых знаний. Поэтому мы будем работать по группам. Для этого вы разделились на группы и каждая выполняла своё задание. Сегодня вы исследователи, а они всегда записывают нужную информацию в записные книжки. Вашими записными книжками на уроке станут ваши тетради. Итак, познакомимся с группами наших учёных.
Группа ботаников – «Растения водоёма»
А кто такой ботаник, ребята? (Специалист изучающий растения.)
Группа зоологов – «Животные водоёма»
- Кто такой зоолог? (Специалист изучающий животный мир.)
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
-Кто такой ихтиолог? (Специалист изучающий рыб).
4. «Открытие нового знания».
-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему?
-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урока мы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма. Согласны?
-Подходя к водоему, на что вы сразу обратите внимание? (На растения.)
- «Группа ботаников», познакомит нас с жизнью растений водоёма.
Рассказ ботаников:
Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручейках, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Это камыш, тростник, телорез, ежеголовник, водокрас, роголистник, в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.
Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
Рогоз широколиственный многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
Рдест плавающий так же многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.
Кувшинка белая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду. Красная книга.
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло - сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках с медленным течением. Широкие листья кувшинок и кубышек плавают на поверхности воды, а корни находятся на дне водоемов.
Стрелолист обыкновенный – в зависимости от условий обитания, в основном, от глубины водоёма, стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. Листья похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. Высота достигает 1 метра. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
(Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.)
-Какой вывод вы сделали изучая растения водоёма?
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?
-Какие растения запомнили?
-Какие самые красивые растения водоемов?
-«Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.
Рассказ зоологов:
Для многих животных (водные насекомые, моллюски, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. Слушайте внимательно!
Плавунец окаймлённый - достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками. Основная добыча-головастики, личинки насекомых, улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
УЧИТЕЛЬ: Водомерки-хищники. Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волосики, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются их ноги в воду. Они легко скользят по воде. Они хищники. Охотятся на комаров.
-Угадайте о ком пойдет речь? (Учитель читает загадку.)
1.Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Одна из самых больших стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит их нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром перелете. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу. Они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
-А сейчас немножко отдохнём и сделаем физминутку.
Физминутка: (Учащиеся выполняют упражнения за одноклассницей.)
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2.У кого глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка.)
Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.
3. Кто без головы живет? (Беззубка.)
Беззубка-это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин. Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она – тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды много крошечных животных и растений.
За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды. Улитка-прудовик, беззубка, катушка – моллюски, их называют «фильтрами».
4.Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет в земле. (Лягушка.)
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко- зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми (мухами, жуками, стрекозами, комарами). Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
УЧИТЕЛЬ: Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей очищают реки. Их называют «чистильщиками». Речные раки - очень древние животные, появились примерно 130 миллионов летназад, обитают практически во всех пресноводных водоемах. Живут раки до 10 лет, достигают длины 35 см.
-Подумайте и попробуйте ответить, кого можно назвать чистильщиком? (Того, кто что-то чистит. Он приводит в порядок определенный участок.)
-Пресные водоемы-место обитания некоторых зверей.
-Кто может назвать млекопитающих, которые обитают около водоемов. (Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы.)
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25 -35 см; масса – 20 -25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато - бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет.
Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.
Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно - рыжей до тёмно – бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.). Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки. Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
-Какой же вывод вы сделали изучая животный мир водоёма?
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)
-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
- «Группа ихтиологов», познакомит нас с жизнью рыб местных водоёмов.
Рассказ ихтиологов:
Самая крупная река Оренбургской области Урал (в древности Яик, в переводе на русский язык – «затопляющая»). У Урала много притоков. Одни из крупныхТаналык и Суундук впадают в Ириклинское водохранилище. Широко известны здешние подземные богатства, прежде всего – асбест, газ. Но, не менее уникальным богатством нашего края является – рыба, причём особо ценных видов: осётр, сазан, сом, судак, лещ и другие.
Повсеместно водятся щука, карась, окунь и многие другие виды рыб. Реки и озёра издавна привлекают людей как лучшие места отдыха. Редко встретишь здесь человека, который не считал бы себя рыбаком - любителем. Мы расскажем о некоторых видах рыб.
Ёрш. Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что
взъерошивается, и назвали ершом.
Карась. В водоёмах Урала обитают два вида карасей: серебристый и золотистый. У них соответствующая окраска. Караси обладают большой жизнестойкостью. Питаются караси растениями.
Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато - желтоватые, брюшные плавники ярко- красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато- жёлтый. Глаза оранжевые.
Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо - зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.
-Какой вывод вы сделали изучая различных рыб наших водоёмов?
Вывод: Можно сказать, что жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить в первозданной красе для себя и последующих поколений.
-О каких рыбах мы узнали?
- Чем питаются рыбы?
-А каких рыб вы знаете ещё?
-Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения.
-Посмотрите, какой прекрасный водоём у нас получился!
-Мы продолжаем работу в группах самостоятельно.
5. Самостоятельная работа.
1.-Подчеркнуть только обитателей водоёма.
Карточка
Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
Самопроверка по ключу.
2. - А теперь давайте попробуем установить цепи питания.
Одну цепь питания мы установим вместе, а затем вы ещё по одной цепи питания установите в своих группах записав их в свои записные книжки. Необходимо заполнить пропущенные звенья использую картинки изображённые на слайде.
Водоросли – головастики – ёрш – цапля
Ряска – комар – водомерка – лягушка
Рогоз – карась – щука – выдра
Стрелолист – карась – окунь - выдра
6. Включение нового знания в систему знаний.
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.
(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка-комарами.)
-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? ( Люди.)
-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)
-К чему это может привести?
(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?
(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)
-Прослушайте стихотворение. «Мой шар земной».
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!».
7.Рефлексия деятельности.(Итог урока.)
-Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
-Какая задача стояла перед вами?
-Удалось ли решить ее?
-Что нового, интересного узнали о растениях водоема?
-О животных водоема?
-Что удивило вас?
-Где можно применить полученные знания?
-Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.
-А каких учёных нам не хватало на уроке? (Экологов)
-Кто такой эколог? ( Специалист, который изучает отношения человека, животных, растений между собой и окружающей средой.)
-2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».
8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.
Прочитать статью учебника страница 196-198. Выполнить творческое задание в виде сообщения «Экологическое равновесие в пресном водоёме». Вы еще раз побудете учёными, но теперь экологами.
-А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. У вас на столе лежат кружки голубого и синего цвета.
Если вы на уроке справились со всеми заданиями, вам было все понятно и вы помогали товарищу возьмите голубой кружок.
А если вам самим нужна была помощь, то синий.
- Спасибо за работу. Урок окончен.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25
СЛАЙД 26
СЛАЙД 27
СЛАЙД 28
СЛАЙД 29
СЛАЙД 30
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Правила работы в группе.
1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
Карточка
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
531368064770Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
______________________________________________________________________________
Карточка
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
531368064770Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
______________________________________________________________________________
Карточка
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
531368064770Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
______________________________________________________________________________
Карточка
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
531368064770Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
______________________________________________________________________________
Цепи питания
Водоросль – головастики – карп – цапля
Ряска – комар –__________________– лягушка
Ряска –_____________– щука – ондатра
Стрелолист – карась – окунь – _____________
_____________________________________________________________________
Цепи питания
Водоросль – головастики – карп – цапля
Ряска – комар –__________________– лягушка
Ряска –_____________– щука – ондатра
Стрелолист – карась – окунь – _____________
_____________________________________________________________________
Цепи питания
Водоросль – головастики – карп – цапля
Ряска – комар –__________________– лягушка
Ряска –_____________– щука – ондатра
Стрелолист – карась – окунь – _____________
_____________________________________________________________________
Цепи питания
Водоросль – головастики – карп – цапля
Ряска – комар –__________________– лягушка
Ряска –_____________– щука – ондатра
Стрелолист – карась – окунь – _____________
_____________________________________________________________________
Цепи питания
Водоросль – головастики – карп – цапля
Ряска – комар – водомерка – лягушка
Рогоз – карась – щука – выдра
Стрелолист – карась – окунь – выдра
_____________________________________________________________________
4901565474345 Учёные
ботаники
4434840354330 Учёные
зоологи
3977640235585Учёные
ихтиологи