Урок литературы на тему: М. Гумеров Бабушка, К. Мырзалиев Не говорила бабушка моя


Структура конспекта учебного занятия
с использованием интерактивной доски.
Город: ЖитикараМесто работы: ГУ»Средняя школа № 10 г. Житикары»
Учитель: Орехова Наталья Дмитриевна
Класс: 3 класс
Тема учебного занятия: М. Гумеров «Бабушка», К. Мырзалиев «Не говорила бабушка моя».
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
Сформировать представления учащихся о творчестве М. Гумерова и К. Мырзалиева. Совершенствовать навык сравнительного анализа произведений, умения составлять характеристики героев, основываясь на их речи и поступках. Совершенствовать навыки интонированного ролевого чтения.
Развивать устную речь учащихся, память, внимание, мышление.
Воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: Интерактивная доска, учебник «Литературное чтение»,автор С.В Кузнецова, Е.В. Тимошкина, Activctudio.
Дидактические материалы к учебному занятию:
Презентация.
Карточки для работы в группах.
Флипчарты Activctudio 3.
Ход учебного занятия:
1.Организация начала урока _2_ мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, создание эмоционального настроения.
Слайд № 1.

2.Сообщение темы и целей учебного занятия. _3_ мин.
- Тему сегодняшнего урока узнаете, разгадав загадку.
Кто на свете всех вкуснее пирожки всегда печёт?
Даже папы кто главнее?
И кому в семье почёт?
Чьи волосы снега белее?
А руки желты и сухи?
Кого мы так любим, жалеем?
О ком сочиняем стихи?
-А как будет звучать слово «бабушка» на казахском и английском языках?
Слайд № 2.

- Произведения, которые мы будем сегодня читать, о бабушках. Они разные по жанру и содержанию, но их объединяет идея, основная мысль, которую вы назовёте в конце урока.
3.Проверка домашнего задания. _7_ мин.
1). Чтение наизусть стихотворения «Бабушка и внучка» (3 уч-ся)
2). Мини – сочинение «Моя любимая бабушка» (3 уч-ся)
3). Подбор ассоциаций к слову «бабушка» (1 ученик)
Слайд – флипчарт № 3.

4.Подготовка к восприятию нового материала. _3_ мин.
- Ребята, а как нужно относиться к пожилым людям? ( Рассуждения учащихся)
Слайд – флипчарт № 4.

- Рассмотрите картинки, обсудите поступки детей и распределите их по разделам (работа в группах)
Физминутка.
5.Работа над произведением М. Гумерова «Бабушка». _15_ мин.
1). Знакомство с биографией писателя (рассказывает ученик).
Слайд № 5.

2). Чтение произведения по ролям (читают подготовленные ученики).
3). Первичное восприятие произведения.
- Назовите героев рассказа. Кто из них вам понравился? Почему? Почему бабушкины поручения легче было выполнять без друга? Можно ли из текста узнать как к своей бабушке относился Амир? А жарас?
4). Составление характеристики героев (работа в группах).
I группа – характеристика АмираII группа – характеристика Жараса
III группа – характеристика бабушки
5). Работа с пословицами.
I группа
Слайд - флипчарт № 6.

II группа
Слайд – флипчарт № 7.

III группа
Слайд – флипчарт № 8.

Вывод:
- Правильно ли вели себя мальчики? Как нужно относиться к пожилым людям?
Инсценирование стихотворения «Про бабушку». _2_ мин.
Слайд № 9.

6. Работа над стихотворением К. Мырзалиева «Не говорила бабушка моя». _10_ мин.
1). Знакомство с биографией писателя (рассказывает ученик).
Слайд № 10.

2). Словарная работа ТулпарСлайд № 11, 12.
lefttop
3). Чтение стихотворения учителем.
4). Работа по вопросам:
- О каких обычаях и наказах предков узнали из стихотворения? Чему учила бабушка внука? Какие слова подобрал автор для создания образа бабушки? Похожи ли бабушки из прочитанных произведений? Чем?
5). Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7. Итог учебного занятия. _3_ мин.
- Какие произведения читали? Кто написал эти произведения? Чему они вас научили?
Презентация стихотворения Бикдаировой Амины «Моя любимая бабушка» (публикация в газете «Авангард»)
Слайд № 13.

Рефлексия.
У каждого ученика портрет бабушки без лица. Если урок понравился, то и бабушка будет радоваться вместе с внуками, а если урок не понравился, то и бабушка будет огорчена. (Учащиеся через рисунок выражают отношение к уроку).
Дополнительный материал к учебному занятию.
Про бабушку
Ходит наша бабушка палочкой стуча
Говорю я бабушке: «Вызови врача
Выпьешь ты лекарство, будешь ты здорова
Если будет горько, что же тут такого!»
 
Ты потерпишь чуточку,
А уедет врач - мы с тобой на улице поиграем в мяч.
Будем бегать бабушка,
Прыгать высоко…
 
Говорит мне бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я - стара.
Просто очень старая, волосы седые,
Где то потеряла я, годы молодые!
 
Где то за далекими, за лесами темными,
За горой высокою,
За водой глубокою.
Как туда добраться – людям неизвестно!»
 
Говорю я бабушке:
«Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду!
Годы молодые я твои найду!»
Автобиография Кадыра Мырзалиева.
Кадыр Гинаятович Мырзалиев родился 5 января 1935 года в поселке Джамбейты Джамбейтинского района Уральской области. В1958 году окончил филологический факультет КазГУ им. С. М. Кирова. По окончании университета много сил отдал журналистской работе. Он был литературным сотрудником детского журнала «Балдыpғaн» («Малыш»; 1958 - 1962), заведующим отделом поэзии и критики, ответственным секретарем журнала «Жұлдыз» («Звезда»; 1962-1965), заведующим редакцией поэзии издательства «Жазушы» (1968-1973), заведующим секцией поэзии Союза писателей Казахстана (1973-1978); заместителем председателя комитета по национальной политике, развитию культуры и языка Верховного Совета Республики Казахстан (1992), Народным депутатом Республики Казахстан (1994). Кадыр Мырзалиев - автор более 50 поэтических сборников, литературно-критических и детских книг, а также текстов свыше 200 песен, составляющих отдельный сборник «Кундерай» (1984). 
Автобиография Машкара Гумерова.
(1927–2002)
11 қарашада Башқұртстанның Асқын ауданындағы Күбияз елді мекенінде ауыл молдасының отбасында туған. 1937 жылы үйішімен Солтүстік Қазақстан облысына көшіп келіп, қазақ орта мектебінде оқыған. Ұлты татар болғанымен, шығармаларын тек қазақ тілінде жазады. 1942 жылы сегізінші сыныпты бітірген соң, колхоздың егіс бригадасында есепші болып жұмыс істеген. Ал 1943–1946 жж. ауыл шаруашылығы техникумында оқып, оны тамамдаған соң, МТСтің учаскелік агрономы болды. 1953 жылы Қазақ мемлекеттік университетінің филология факультетінің қазақ тілі мен әдебиеті бөлімін бітірді. Главлитода цензор, «Қазақстан пионері» газетінің редакциясында әдебиет пен өнер бөлімінің меңгерушісі, 1957–1977 жж. «Қазақстан», «Жазушы», «Жалын» баспаларында редактор болып қызмет атқарды. «Ұя» атты алғашқы әңгімесі 1952 жылы «Пионер» журналында жарық көрді. Содан бері жазушының ондаған прозалық кітаптары шыққан. Кезінде балалар мен жастарға арналған шығармаларға жыл сайын жарияланып келген республикалық бәйгеде сан мәрте (1984, 1985, 1986, 1990, 1994) әр түрлі жүлделі орындарға ие болды. 1990 жылы «Жалын» баспасында жарық көрген «Ортаншы ұл» атты повестер жинағы Қазақстан Жазушылар одағының С.Мұқанов атындағы сыйлығын алды.В.Губаревтің «Павлик Морозов» повесін, қазақстандық орыс жазушысы М.Зверевтің кейбір шығармаларын, болгар жазушысы Роза Хафизованың «Қурайбаланың басынан кешкендері» атты ертегіповесін, башқұрт жазушысы А.Хакимовтың повестерден құралған екі кітабын және басқа да шығармаларды қазақ тіліне аударды. Бірнеше повестері мен әңгімелері орыс тілінде шыққан.«Үздік еңбегі үшін» медалімен, Қазақстан Жоғарғы Кеңесінің Құрмет Грамотасымен марапатталған.Шығармалары: Ана мен бала. Әңгімелер. А., ҚМКӘБ, 1956; Үш күн, үш түн. Әңгімелер. А., ҚМКӘБ, 1958; Асыл дәрі. Повесть. А., ҚМКӘБ, 1960; Қос шынар. Әңгімелер. А., ҚМКӘБ, 1963; Жоғалған кілт. Әңгімелер мен ертегілер. А., «Жазушы», 1965; Сүйе ме, сүймей ме?.. Повестер. А.,»Жазушы», 1967; Хазірет қарғаған ауыл. Повесть. А., «Жазушы», 1970; Шыңырау. Повестер. А., «Жазушы», 1975; Тоғыз тосқауыл. Повестер, ертегілер, әңгімелер (екінші басылым). А., «Жалын», 1977; Жұмбақ сәуле. Фантастикалық повесть. А., «Жалын», 1985; Құпия дәптер. Повестер. А., «Жалын», 1987; Ортаншы ұл. Повестер. А., «Жалын», 1990.