Рабочая программа по элективному курсу Мои права

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 86






УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ СОШ № 86
от 30 августа 2013 г. № 207-о

директор МБОУ СОШ № 86
_____________ Л.Г.Володина













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Мои права»
для 5 класса


















Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Стр.

1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3

2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5

3
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
7

4
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8

5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9

6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10

7
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
14

8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
15





























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые основания

Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МОН РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
Приказ МОН РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений ФБУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОН И РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ МОН РФ от 10 ноября 2011 г. №2643 «О внесении изменений в ФК ГОС НО, ОО и С (П) ОО, утвержденный приказом МОН РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»
Приказ МОН РФ от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Примерная программа по предмету основного общего образования
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 86
Годовой календарный учебный график
Приказ МОН РФ от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Для составления рабочей программы использована программа авт. элективного курса «Мои права» для 5-6 классов, автор Казанцева Наталия Викторовна и материалов для подготовки программы правового воспитания «Право. Выбор. Ответственность», автор Нагаева И.Е. (журнал - классный руководитель, раздел - воспитательная работа)
Программа составлена для 5 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 86.


Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Изучение курса «Мои права» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- овладение правовой культурой учащимися, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
- формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.

в метапредметном направлении
- формирование представлений о правовой культуре как части общечеловеческой культуры, о значимости права в развитии цивилизации и современного общества.

в предметном направлении
овладение правовыми знаниями у умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, применения в повседневной жизни.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.

Задачи, актуальные при обучении курсу «Мои права»
- формирование понятия о законопослушном поведении несовершеннолетнего и поддержка привычки следования ему.
-создание условий для принятия обучающимися ценностей гражданско-правовой культуры.
-формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
- формирование у школьников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.


Цели и задачи образовательной программы школы

Ведущие идеи Основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2015 учебные годы и Образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования:
1. Педагогический коллектив видит свою миссию в создании необходимых условий для социальной успешности обучающихся.
2. Основными задачами школы являются:
обучение и воспитание обучающихся в интересах личности, общества, государства;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся;
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности каждого ребенка, с учетом его возможностей и интересов;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
адаптация обучающихся к жизни в обществе;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
3. Образовательная программа позволяет:
обеспечить получение полноценного и качественного образования, адекватного современным общественным потребностям, способствующего успешному продолжению образования на различных его ступенях;
создать условия для реализации многообразия образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;
способствовать развитию умения адаптации в социокультурных сферах;
формировать и укреплять социальное, психологическое, физическое здоровье обучающихся.
4. При составлении программы учтены основные принципы обновления содержания образования Российской школы:
личностная ориентация содержания образования;
гуманизация, целесообразность, отражение всех аспектов человеческой культуры в содержании образования на всех этапах обучения;
приоритет сохранения здоровья учащихся;
обеспечение практической ориентации образования;
оптимизация объема учебной нагрузки.
Приоритетом начального образования является формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формируются универсальные учебные действия;
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся;
их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.


Особенности контингента, возможности дифференциации

Согласно действующему в ОУ учебному плану программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. Период полового созревания вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, влечёт новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.
Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Методические особенности

В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (« Час суда», «Федеральный судья», «Знак качества» и многие другие) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.) Как этому противостоять и к кому обращаться – чаще всего школьники не знают.
Анкетирование учащихся пятых классов показало, что лишь малая часть опрошенных имеет некое представление о свои правах, большинство учащихся не смогли ответить на данные вопросы.
Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятия: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
В период курса «Мои права» учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы о друг друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.

Особенности организации образовательного процесса

Данная рабочая программа предусматривает следующие формы, методы и технологии обучения:
уроки объяснения нового материала;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации;
уроки проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
урок – учебный практикум;
проблемный урок;
частично поисковый урок:
исследование;
конференция;
дискуссия;
дидактическая игра;
семинар;
фронтальная беседа;
диспут;
защита проектов.

Методы

Словесные
рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой

Наглядные
наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций

Практические
устные и письменные упражнения, практические работы, в т.ч. компьютерные


Формы познавательной деятельности

общеклассная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, опытно-экспериментальная


Организация контроля

Перечень творческих работ

Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий ( составление кроссвордов, ребусов, книжек-малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе, тестирование)


Тема проектных и творческих работ

№ 1
Модель « Право в нашей жизни»

№ 2
Проект «Моя крепость»

№ 3
Проект «Что делать если»

№ 4
Проект «Моя семья»

№ 5
Проект «Школа будущего»

№ 6
Проект «Народная мудрость»

№ 7
Модель «Как защитить свое право»

№ 8
Модель «Общественное мнение»

№ 9
Проект «Правила спора»

№ 10
Модель «Права человека»

№ 11
Модель «Права и обязанности»


Итоговый проект

Итого в 5 классе – 12 проектных и творческих работ



Нормы оценки предметных результатов

Оценка творческих и проектных работ обучающихся по курсу «Мои права»

Нормы оценки предметные результатов


Отметка «Зачтено» выставляется в следующих случаях:

-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой ;
изложил материал грамотным языком, точно используя правовую терминологию;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации про выполнение практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможна одна две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

-
в изложении допущены небольшие пробелы;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя

-
неполно раскрыто содержание материала, содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнение практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;



Отметка «Незачет»

-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено не знание учеником большей или наиболее важной част учебного материала;
допущены ошибки в определение понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Или ученик обнаружил полное не знание и непонимание изученного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу



Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и не грубые) и недочеты.

Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий курса;
- неумение выделить в ответе главное; - неумение применять знания в творческих работах; - неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками

К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточности формулировок, определений, понятий курса


3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Объем учебного предмета

количество часов в год - 35
количество часов по четвертям – 1 четверть: 8, 2 четверть: 8, 3 четверть: 10, 4 четверть: 9
количество часов в неделю - 1

Предметная область/модуль, к которой/которому относится предмет, предметы, для которых данный предмет является предшествующим, последующим

Курс «Мои права» изучается в 5 классе.
Количество часов на ступени основного общего образования: 5 класс – 35 часов. Всего на ступени - 35 часов.

Требования к входным знаниям, умениям учащегося, необходимые для изучения предмета

Личностные результаты
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование ценностей многонационального российского общества;
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).


Предметные результаты

-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-Осознание ценности человеческой жизни.

Виды учебной деятельности
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.



4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение курса «Мои права» в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:
1) Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
3) Целостное восприятие окружающего мира.
4)Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
5)Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
6) Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
7) Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

в метапредметном направлении:

1) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
2) Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
3) Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
в предметном направлении:

1) Использование и оперирование терминами и формулировками по курсу.
2) Умение отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов
3) Умение оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
4) Соблюдение правопорядка в общественных местах



5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Раздел 1. Я - ребенок, Я – человек. (21 час)
1.1. Большая забота о маленьких детях
Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право. ( ЦОР- презентация)
1.2.Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
1.3. Мой дом – моя крепость.
Право человека на свое имущество. Учить цивилизованно отстаивать это право.
1.4.В лес пускают без билета
Право на отдых. Правила поведения на отдыхе. (ЦОР- отрывки из мультфильмов)
1.5. 7хЯ = семья
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
1.6 Государство на страже закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.
1.7.Ответственность и ее виды. Административное право.
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
1.8. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья.
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.
1.9.Что такое конфликт и почему он возникает?
Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения ( на примере своего класса)
1.10.В гостях у Айболита
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание .Здоровье и его с
·оставляющие. Правила питания. Правила гигиены.

1.11. Трудовое право
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия « непосильный труд», « самообслуживание», « эксплуатация детского труда».
1.12. Я - ребенок, я - человек. ( ЦОР-презентация)
Обобщить, систематизировать и закрепить знания о правах ребенка, полученные на занятиях, подчеркнуть значение знания своих прав.

2 Раздел 2. Защита прав. (8 часов)

2.1. Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки « Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.
2.2. Маленький, да удаленький.
Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить свое право»
2.3.Твое мнение.
Что означает слово « мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. Модель «Общественное мнение»
2.4.Правила честного спора.
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.
Проект «Правила спора»
2.5. Чтобы достойно жить.
Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.
2.6.Мои права – моя свобода
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия « свобода» в реальной жизни.

3. Раздел 3. Мои обязанности. (3 часа)

3.1. Можно ли быть свободным без ответственности?
Формировать понятие « ответственность», показать значимость понятий « свобода» и « ответственность» в жизни человека.
3.2. Обязанности школьника.
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.

4. Раздел 4. Повторение (3 часа)

4.1. Счастье твое закон бережет
Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому проекту.
4.2. Мои права.
Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов.


6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УУД, предметные)


п/п
Тема урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Тип урока/Формы работы
Предметный результат
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Количество часов


Я- ребенок, Я- человек.
21 ч

1
1
Большая забота о маленьких детях
Понятие – «Право», « Права», Всеобщая декларация прав человека ООН
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/
Знать/понимать смысл понятий: право, права. Уметь приводить примеры различных прав человека.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения
Планируют общие способы работы.


2
2
Большая забота о маленьких детях
Женевская декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка
Информационно-развивающий, репродуктивный/эвристическая беседа, презентация
Читают Декларацию прав ребенка. Знакомятся с Конвенцией о правах ребенка.
поиск и выделение необходимой информации
Предвосхищают результат и уровень усвоения
инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации:
Умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию


3
3
Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Расширить знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни.
Государство. Гражданство, Символы России
Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий: государство, гражданство, символы России, право на жизнь.

умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме;
Предвосхищают результат и уровень усвоения
Умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию


4
4
. Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка
Разрабатывают модель « Право в нашей жизни»
Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД/ Практикум

Знать/понимать смысл понятий: федеральные органы власти, для чего они нужны. Знать к кому можно обратиться в случае нарушения прав ребенка.
поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий
составление плана и последовательности действий;
оценка -
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами


5
5
Мой дом- моя крепость..
Разрабатывают проект « Мой дом -моя крепость»

Право человека на свое имущество. Учить цивилизованно отстаивать это право.
Информационно-развивающий

Знать/понимать смысл понятий: право на имущество, знать способы защиты этого права

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
элементы волевой
саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к
преодолению препятствий.
Работают в группе.


6
6
В лес пускают без билета
Право на отдых. Правила поведения на отдыхе
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/ Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий: право на отдых, формулируют правила поведения на отдыхе
Строят логические цепи рассуждений
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга


7
7
7хЯ= Семья
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/ Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий: семья, общество, обязанности.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска
Предвосхищают результат и уровень усвоения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


8
8
7хЯ= Семья
Разрабатывают проект «Моя семья»
Представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД/ Практикум
Знать механизм защиты прав ребенка. Уважительно относиться к семье и окружающим людям.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Составляют план и последовательность действий
Работают в группе. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений


9
9
Государство на страже закона.

Правоохранительные органы. Кто может нарушить закон. Нарушение прав ребенка.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/
Знать/понимать смысл понятий: правоохранительные органы, закон.

умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Составляют план и последовательность действий
Разрешение конфликтов - выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения конфликта, принятие решения и его реализация


10
10
. Государство на страже закона
Составляют памятку « К кому я могу обратиться если»
Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД/ Практикум
Знать/понимать смысл понятий: правонарушения и их последствия, право на защиту от физического и психологического насилия.
действия постановки и решения проблем,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска
Оценивают достигнутый результат
Работа в группах.


11
11
Ответственность и ее виды. Административное право.
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды.
Информационно-развивающий/
эвристическая беседа, работа с учебным пособием
Знать/понимать смысл понятий: ответственность, административное право, конституция
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска
Оценивают достигнутый результат
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений


12
12
Ответственность и ее виды. Административное право.
Административная ответственность несовершеннолетних.
Информационно-развивающий/
эвристическая беседа, работа с учебным пособием
Знать/понимать смысл понятий: административная ответственность несовершенно-летних
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме
Предвосхищают результат и уровень усвоения;
умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Вступают в диалог, учатся владеть разными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами


13
13
Устав школы - основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья
Устав школы. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/ эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий: устав, права учащихся, обязанности учащихся
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


14
14
Устав школы - основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья.
Проект «Школа будущего»
Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД/ Практикум
Знать правила поведения в школе и классе, уметь разрабатывать эти правила для собственного класса
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий
элементы волевой
саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к
преодолению препятствий.
Определяют цели и функции участников, учатся брать на себя инициативу в организации совместного действия


15
15
Что такое конфликт и почему он возникает?
Понятие конфликт и почему он возникает. Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей.
Информационно-развивающий/
Эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями, презентация
Знать/понимать смысл понятий: конфликт, способы решений конфликта,
правила во
взаимоотношениях
людей
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Регулируют собственную деятельность посредством устной речи


16
16
Что такое конфликт и почему он возникает?

Учимся договариваться
: разработка правил поведения в классе.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД
Практикум
Уметь договариваться
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Составляют план и последовательность действий,
Оценивают достигнутый результат


С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


17
17
В гостях у Айболита
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/ эвристическая беседа, презентация
Знать/понимать смысл понятий: здоровье и его составляющие, право на мед. Обслуживание и охрану здоровья.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска
умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга


18
18
В гостях у Айболита
Правила питания. Правила гигиены.
Информационно-развивающий/
Эвристическая беседа
Знать правила питания и гигиены. Уметь составлять рацион питания
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме
Предвосхищают результат и уровень усвоения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


19
19
Трудовое право
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор.
Информационно-развивающий, репродуктивный/эвристическая беседа, презентация
Знать/понимать смысл понятий: трудовой договор,
права несовершеннолетних по трудовому кодексу
поиск и выделение необходимой информации
Предвосхищают результат и уровень усвоения;
умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений


20
20
Трудовое право
Понятия:
« непосильный труд»,
« самообслуживание», « эксплуатация детского труда»
Урок изучения и закрепления ЗУН, СУД/ эвристическая беседа
Извлекают необходимую информацию
умение
структурировать знания
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга


21
21
Я- ребенок. Я- человек.
Модель «Права человека»
Обобщить , систематизировать и закрепить знания о правах ребенка. Подчеркнуть значение этих прав.
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
Знать основные понятия и права ребенка. Уметь ими пользоваться в реальной жизни
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме
Составляют план и последовательность действий
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений


Защита прав
8 часов

22
1
Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД/
Знать документы, защищающие права ребенка, права ребенка в школе и уметь их защищать.
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


23
2
Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе

Составление памятки «Кто может меня защитить?» Учить детей замечать нарушения прав человека.
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
Знать свои права и уметь замечать нарушения прав ребенка
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме


24
3
Маленький, да удаленький.
Модель «Как защитить свое право»
Модель «Как защитить свое право» Учить детей цивилизованно защищать свои права.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД
Практикум
Знать права ребенка и уметь их защищать
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Работают в группах,
Описывают содержание совершаемых действий


25
4
Твое мнение
Что означает слово «Мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД
Знать/понимать смысл понятия мнение, уметь культурно высказывать свое мнение и уважать мнение других.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию


26
5
Твое мнение
Модель «Общественное мнение»
Общественное мнение
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД
Понимать смысл понятия общественное мнение и уметь противостоять ему
Строят логические цепи рассуждений. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона
Обмениваются знаниями между членами группы


27
6
Правила честного спора
Проект «Правила спора»
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.
Информационно-развивающий/
эвристическая беседа, работа с учебным пособием,
практикум
Уметь регулировать разногласия мирными способами
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


28
7
Чтобы достойно жить
Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД
Знать основные понятия раздела и уметь применять их на практике
Строят логические цепи рассуждений. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками


29
8
Мои права – моя свобода
Развивать у учащихся осознанное понимание «свобода» в реальной жизни.
Информационно-развивающий/
эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятия: «свобода» Уметь применять полученные знания на практике
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Предвосхищают результат и уровень усвоения
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга


Мои обязанности
3 часа

30
1
Можно ли быть свободным без ответственности
Формирование понятия «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека.
Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД
Знать смысл понятия: ответственность, понимать значимость понятий свобода и ответственность в жизни человека.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска
Предвосхищают результат и уровень усвоения
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию


31
2
Можно ли быть свободным без ответственности
Модель « Права и обязанности»
Закрепить знания о правах и обязанностях человека
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД, практикум
Знать/понимать смысл понятия: права, обязанности, ответственность.
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
Работают в группе


32
3
Обязанности школьника
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика. Показать, что учеба является правом и обязанностью ученика
Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД, презентация
.Обобщить знания о правах и обязанностях. Понимать, что учеба является как правом, так и обязанностью ребенка.
умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий


Повторение


33
1
Счастье твое закон бережет
Актуализировать основные понятия курса о правах человека.
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
Обобщить знания всего курса, подготовка к защите итоговых проектов.
умение
структурировать знания
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию


34
2
Мои права
Защита итоговых проектов
Урок контроля и коррекции ЗУН
Знать основные понятия курса и уметь применять их на практике
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга


35
3
Мои права
Защита итоговых проектов
Урок контроля и коррекции ЗУН
Знать основные понятия курса и уметь применять их на практике
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга




7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

-Всеобщая Декларация прав человека.
- Декларация прав ребенка.
-Конвенция о правах ребенка.
-Конституция РФ.
- Устав школы.


Литература для учащихся:
- С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Увлекательные истории о правах. Екатеринбург, 2004.
- С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Правдивые истории о правах и правилах. Екатеринбург, 2005.
-С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Истории о правах. Екатеринбург, 2006.
3.Интернет-ресурсы:
-http://www.pravadetey.ru/
-www.pilot1272.narod.ru/3_2.htm
-zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_v_semje
-nsportal.ru/shkola/.../grazhdanskie-prava-i-obyazannosti-shkolnikov
-www.ukon.su  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Демонстрационный материал
Государственный флаг Р.Ф.;
Государственный герб Р.Ф.;
Государственный гимн Р.Ф.;
Символика президента России;

Печатные пособия
Информационно-справочные таблицы.


Цифровые и электронные образовательные ресурсы
CD-ROM «Правоведение. Курс лекций»

Технические средства обучения и оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Персональный компьютер
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Свободный доступ в сеть Интернет



8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ
- назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка ( знать свои права);
- что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
- что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка
- что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей;
-основные права и обязанности ученика;
- основные правила личной безопасности;
- основные отрасли права;
- способы защиты прав ребенка государством;
- способы поведения в критической ситуации
- оперировать терминами и формулировками;
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
-оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка;
- соблюдать правопорядок в общественных местах















13PAGE 15


13PAGE 14415




15