Аналитическая справка мониторинга подготовительной группы
Аналитическая справка
по результатам мониторингового исследования освоения детьми подготовительной группы образовательной программы «От рождения до школы»
Введение
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств 1-9) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а так же развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик заполняется карта развития детей группы, определяется уровень детского развития (уровень развития интегративных качеств №1-8) и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребёнка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы, мониторинг освоения образовательных областей) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми планируемых результатов по каждой образовательной области.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
В ходе мониторинга заполняется карта, определяется уровень освоения образовательной программы (уровень освоения образовательных областей, уровень развития интегративного качества №9) каждого ребёнка и группы детей в целом.
Ключевые понятия:
параметры (направления оценки) – физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие;
критерии (общее мерило) – интегративные качества, формирование которых и является объектом мониторинга;
показатели (индикаторы) – демонстрируют результат формирования того или иного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка, на каком уровне будут сформированы интегративные качества на этапе завершения дошкольного образования.
Если параметры и критерии очень четко обозначены в ФГОС, то индикаторы определялись в соответствии с программой, на основании которой была разработана основная общеобразовательная программа ДОУ (программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой).
При определении показателей учитывалось следующее:
они должны соответствовать возрастным возможностям детей;
они должны давать полноценную информацию о качестве освоения Программы каждым конкретным ребенком;
они должны быть информативны для построения и отслеживания качества реализации всех образовательных областей;
они должны быть сформулированы точно, просто и доступно.
Используемые методы:
1) наблюдение (аутентичная оценка) – оценка, основанная на мнении людей, проводящих с ребенком много времени;
2) беседы с детьми и их родителями;
3) анализ продуктов деятельности детей;
4) диагностические ситуации (пробы).
Цель мониторинга: изучение особенностей освоения детьми образовательных областей программы «От рождения до школы», определение уровня детского развития.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровней развития умений и навыков детей группы как результата освоения образовательной программы.
2. Оценка развития интегративных качеств детей группы как результата образовательного процесса, организуемого педагогическим коллективом МБОУ.
Участники мониторинга: воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник.
Сроки проведения мониторинга: май 2016 учебного года.
Объект мониторинга: дети дошкольного возраста, воспитанники группы.
Количество детей в группе: 28 человека.
Результаты мониторинга развития интегративных качеств воспитанников группы
Рассмотрим динамику развития интегративных качеств детей группы:
*Примечание:1 – физически развитый; 2 – любознательный, активный; 3 – эмоционально отзывчивый; 4 – овладевший способами общения; 5 – способный управлять поведением; 6 – способный решать личностные и интеллектуальные задачи; 7 – имеющий первичные представления; 8 – овладевший универсальными предпосылками УД; 9 – овладевший УУД
Как видно из представленных данных, в развитии интегративных качеств воспитанников отмечается положительная динамика. Однако, анализ уровня развития интегративных качеств детей в подготовительной группе показывает, что наиболее высокие результаты получены при формировании физического развития (86%), любознательность и активность (64%), эмоционально отзывчивой личности (64%), овладевшей средствами общения (64%), способной решать интеллектуальные и личностные задачи, способный управлять своим поведением (61%), овладевший универсальными предпосылками УД (57%).
Результаты мониторинга освоения детьми группы основной общеобразовательной программы
Анализ результатов мониторинга в области освоения детьми основной общеобразовательной программы показал следующее:
*Примечание: 1 – здоровье; 2 – физическая культура; 3 – познание; 4 – коммуникация; 5 – чтение художественной литературы; 6 - социализация; 7 - труд; 8 - безопасность; 9 – художественное творчество; 10 – музыка
Представленные гистограммы свидетельствуют о том, что в освоении детьми основной общеобразовательной программы по образовательным областям отмечается положительная динамика, что свидетельствует об эффективность форм и методов работы с воспитанниками группы в рамках образовательного процесса.
Гистограмма, демонстрирующая результаты итогового мониторинга, проведенного в подготовительной к школе группе, позволяет отметить наиболее высокие результаты детей в освоении следующих образовательных областей: физкультура (93%), труд (96%), безопасность (82%), музыка (60%), здоровье (68%), социализация (75%) и чтение художественной литературы (75%). Наиболее низкие показатели отмечаются в освоении образовательных областях: познание (57%), коммуникация (46%), художественное творчество (43%).
Выводы
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Так, 100% детей готовы к успешному обучению в школе, в том числе – 50% детей продемонстрировали высокий уровень готовности к школьному обучению. По итогам проведения мониторинга можно заключить, что:
1. Следует продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.
3. Необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам содержания интегративных качеств и способов их формирования.
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.