Учебно-исследовательская работа Ключ веры

ЦДТ «Алые паруса», с.Бабка, ул.Камская, 9
Частинского района, Пермский край








Научно-исследовательская работа
«Ключ веры»











Работу выполнила:
Юдина Дарья,
ученица 9 класса
ЦДТ «Алые паруса»
Руководитель
Кузнецова Е.В.










2016

-2-
Оглавление
Стр.
Введение3
Глава I (Серафим Саровский)...4-5
Глава II (зарождение ключа).6-7
Исследование8-10
Заключение..11
Литература..12
Приложение 1.13
Приложение 214-15
Приложение 316-19
Приложение 4.20
Приложение 5.21
Приложение 6....22-24












-3-
Введение
В последние годы в России религия оказалась в центре общественного внимания. Благодаря переменам в обществе возросло число верующих. Духовное возрождение страны неразрывно связано с реставрации церквей, монастырей, появления святых мест в каждом уголке нашей необъятной Родины. Так, в селе Частые в 1840 году появилась каменная церковь - Воскресенская с колокольней, в 1936 году её закрыли, и с 1986 по 1991 год стараниям активистов-жителей во главе с отцом Георгием, церковь в Частых обрела второе рождение. Памятником истории и культуры с. Большая Соснова являются Васильевская церковь, построенная в стиле классицизма в 1834 году. Символом веры является целебный источник в д. Тараканово
Цель моей работы – ознакомление с святым источником Серафима Саровского в д.Тараканово, Большесосновского района.
Задачи: - Познакомиться с этапами жизненного пути Серафима Саровского Чудотворца. - Выяснить историю зарождения Серафимовского ключа.
- Узнать в чем заключается целебная сила источника и каковы его свойства целебной силы.
- Побывать на святом ключе Серафима Саровского в д.Тараканово Большесосновского района. - Узнать и сопоставить мнения жителей Частинского и Большесосновского районов о святом источнике.
При написании работы я использовала:
научно-публицистическую и художественную литературу,
материалы периодической печати,
материалы сайта интервью с людьми, побывавшими на святом источнике.
Большую помощь в работе мне оказала поездка в Большесосновский район д. Тараканово.

-4-
I. Серафим Саровский.



Чтобы лучше понять истоки феномена Серафимовского ключа, я познакомилась с биографией Серафима Саровского (в миру - Прохор Исидорович Мошнин), который родился 19 (30) июля 1759 (по др. данным 1754), в г. Курске. Умер 2 (14) января 1833 года. Серафим Саровский - один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. Серафим Саровский был родом из купеческой семьи. Юный Проша отличался среди сверстников особой ревностью к храму Божьему, часто посещал церковные службы. В семь лет он упал с верха колокольни церкви, которую строили его родители, но чудом оказался невредим. Местный юродивый предрек, что мальчик будет «Крепким предстателем пред Святой Троицей и горячим молитвенником за весь мир». В 17 лет он решил уйти в монастырь, взял благословение у своей матери и отправился прежде на поклонение святым в Киево-Печерскую Лавру. Старец благословил его поступить в Саровский монастырь. 20 ноября (1 декабря по новому стилю) 1778 года Прохор Мошнин был принят в монастырь в качестве послушника.
С благословения настоятеля в свободное время удалялся в лес для уединенной молитвы. 13 (24) августа 1786 Прохор Мошнин принял постриг с именем Серафим. В декабре 1787 был рукоположен в иеродиакона. Будучи иеродиаконом, принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители, основанной подвижницей монахиней Александрой (Мельгуновой).
2 (13) сентября 1793 в Тамбове Серафим Саровский был рукоположен в иеромонаха. На 35 году от роду оставил обитель и поселился в деревянной келье в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от Саровского монастыря. Пустынножительство подвижника продолжалось много лет, сопровождаясь, помимо искушений и скорбей, многими знамениями милости Божией и неоднократными явлениями Божией Матери. В 1804-1807 годах совершал подвиг столпничества. В мае 1810 года Серафим возвратился в монастырь и ушел в затвор, постоянно пребывая в молитве и Богомыслии. В 1825 году оставил затвор и начал принимать всех приходивших к нему, подавая страждущим духовную помощь и утешение.
Серафим Саровский – прозорливец, с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая
-5-
всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».
Многого людей приходило к Серафиму и бедных, и богатых. Супруга управляющего селом Елизарьевым рассказывала, как ее муж жестоко занемог, и она приехала к старцу просить о помощи. Никого не принимая в тот день, Серафим неожиданно вышел к ней на встречу и благословил ее мужа и дал ей воды святой и сухарей для мужа. Княгиня Колончарова рассказывала о прозорливости старца. У нее пропал брат, и никто не знал, что с ним и где он, а старец посоветовал поставить свечку за упокой, так как брат уже умер. И действительно, через несколько дней пришло письмо, в котором говорилось о смерти молодого человека. Одному крестьянину Серафим помог найти лошадь. Указал на место, куда ее увели. Одна из сестер, Матрона, потеряла веру и хотела сбежать из монастыря. Серафим же прознал про это и пригласил ее прийти ее в свою дальнюю пустынь, что находилась в лесу. Когда сестра Матрона пришла, то увидела старца Серафима, кормящего с руки огромного медведя. Сестра Матрона хотела рассказать о чуде другим сестрам, но старец запретил ей, сказав, что об этом можно сказать только через 11 лет после его смерти. Так и вышло, когда через 11 лет один из монахов писал икону святого Серафима, Матушка Матрона подошла к нему и попросила написать рядом с Серафимом медведя, и рассказала о чуде. А чудеса продолжались. К Серафиму привезли крестьянскую девочку, которая уже два года не могла двигаться, и старец исцелил ее. У некой женщины рождались дети, но все они умирали на втором году жизни. Бедная мать принесла свою, только что рожденную дочь, в Саровскую обитель. Девочка осталась жива, хотя все остальные дети, которые после нее родились, умирали во младенчестве. Приезжему генералу Серафим сказал, что его ордена не заслуженные, и в подтверждение этого ордена упали на землю. Много сохранилось рассказов об исцелениях благодаря молитвам отца Серафима. Серафим Саровский умер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1833 года. В 1903 году определением Святого Синода он был канонизирован. Торжественное открытие святых мощей состоялось при большом стечении народа 19 (31) июля 1903 года. Мощи святого после революции
-6-
1917 года были утеряны, вторично обретены в 1991 году. Память 2 (15) января почитается также некоторыми католическими общинами.

II. Зарождение ключа
Общеизвестно, что вода – самое ценное вещество на земле, вода есть жизнь – жизнь телесная, а для православных христиан она является началом и духовной жизни. Недаром говорят, что погружением в воду приоткрываются Врата Царства Небесного, и именно поэтому у русских людей с древних времен особое отношение к родникам. «Вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается»,- эти слова древнейшего греческого философа Фалеса, жившего в 7 веке до Рождества Христова, отражают и наше сегодняшнее представление о воде, как о безусловном источнике жизни. Вот и библейское повествование начинается с упоминания о воде. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Водная стихия издавна символизировала для человека таинственную силу, несущую в себе как основы жизни, так и смерти. Вода в падшем мире не только созидает, но и разрушает. В Ветхом Завете она орудие гнева и суда Божьего. Так, Всемирный потоп очищает землю от закореневшей в грехах человеческой цивилизации. А волны Красного моря поглощают египетского фараона с его войском, преследовавшего уходящих из плена евреев. И все же главное значение воды в Священном писании это зримые знаки милости и благословения Божия. Образ воды символизировал дарованные Богом благоденствие и благополучие.
В Большесосновском районе есть святой целебные источник, связанный с именем святого Отца Серафима Соровского - в деревне Тараканово. Меня заинтересовал вопрос: «Как же зарождался этот ключ?» С таким вопросом я обратилась к отцу Георгию, от которого я узнала, что по рассказам верующих, Серафим Саровский совершая паломничество, переходил из одной деревни в другую и лечил людей от разных болезней. Когда Серафим Саровский проходил по нынешней деревне Тараканово, он увидел мужика с лошадью. «Что случилось?» - спросил Серафим, а мужик и говорит: «Лошадь у меня одна, кормит всю семью, с ногой неладно у неё, а без неё семье худо будет». Серафим - то и говорит: «Пройди вниз по лесу метров сто, а там увидишь, течет себе ключ Святой, лошади ножку намажешь да попоишь её, даст бог, еще поработает». Мужик выполнил наказ Серафима, через некоторое время лошадь и на ноги встала, а старца Серафима люди и не видали больше.
-7-
Однако знающие люди поговаривали, что ключа на том месте раньше никогда не было, выходит он появился как одно из чудес Серафима на помощь людям, исцеляя и помогая им в здравии и болезни. В Большесосновском районе жители рассказывают о множественных фактах выздоровления и даже исцеления людей, принимающих воду из с Святого ключа. Домовитые хозяйки, используя воду с ключа при заготовках на зиму, утверждают, что их соленья хранятся намного дольше, они не портятся и никогда не мутнеют.
Людей, периодически бывающих на ключе, не берут болезни такие, как острое респираторное заболевание, грипп.
Исследование
Познакомившись с воспоминаниями и рассказами жителей с. Большая Соснова, побеседовав с протоиреем Воскресенской церкви с. Частые отцом Георгием я решила выяснить мнения жителей двух соседних районов о Святом ключе. Составила анкету, состоящую из 5 вопросов. Опросила 32 человека. Среди опрошенных были люди среднего возраста, преимущественно работники сферы образования.
На вопрос: «Верующий ли вы человек?»
Положительно, в Частинском районе ответили 63%, в Большесосновском данная цифра составила 58%.
Таким образом можно сделать вывод, что количество верующих жителей практически одинаково.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Следующий вопрос для респондентов звучал так: «Верите ли вы в силу святых источников?», в результате чего можно констатировать, что
- 8 -
большее число жителей, ответивших положительно, преимущественно из Большесосновского района.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На вопрос о знакомстве с Святым источником Серафима Саровского, респонденты ответили так: Частинский район - 35 %, Большесосновский - 100 % знакомы с информацией. Из чего следует, что преимущество жителей знакомых или слышавших об источнике составили жители Большесосновского района. 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415По числу жителей, побывавших на святом источнике Серафима Саровского также можно сделать вывод, что их численность больше в Большесосновском районе.


-9-
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Кроме этого, я попыталась выяснить, что знают люди о Святом источнике, о его свойствах. Таких людей оказалось не очень много.
Ложкина Л.Н, бухгалтер, Б.Соснова читала в газете о том ,что вода в Серафимовском ключе насыщена ионами серебра, полезна для здоровья долго хранится, не портится.
Корреспондент Б.Сосновской газеты., Силина Н, опрашивая жителей выяснила, что люди выздоравливали, искупавшись в источнике преподобного Серафима.
Педагог-психолог Некрасова Г.Ю., Б.Соснова, побывав на Серафимовском ключе, констатировала, что люди, бывавшие в тех местах, завязывают ленту на близь растущих деревьях, веря в чудо выздоровления, прося удачи в делах.
Но в Частинском районе из опрошенных никто не знаком с целебными свойствами источника. Пока еще не успели сделать химический состав воды, сравнить его с химическим составом воды обыкновенной (из-под крана). Проведя исследование, можно сделать вывод о том, что о Святом ключе больше знают и верят в его целебное свойства жители Большесосновского района.





-10 -
Заключение
История России связана с именами великих людей, политиков, деятелей культуры, подвижников.
Рядом с нами, в Большесосновском районе, находится Святой ключ, благодаря которому я познакомилась с биографией удивительного человека - Серафима Саровского. Он всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русской церкви. И даже после своей смерти, он продолжает благородные дела в уральской глубинке - передавая веру человеку в бога и в исцеление души и тела. А нам, живущим на родной земле, необходимо знать свою историю, легенды, родившиеся здесь, свои «корни», святые места, чтобы любить свою малую Родину, гордиться местом, где мы родились и живем.
















-11-
Литература
1. Жизнеописание преподобного Серафима в его «Житие», 6-е издание, Москва,1903. 2. Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X –XX вв.) Москва,1992. 3. Орехов Д. Святые места России, ЗАО ТИД «Амфора», 2006, стр. 24-49.
4. Русская православная церковь. Монастыри, Издательство Московской Патриархии «Республика», Москва, 2000, стр.145-210.
5. Русские святые, Санкт- Петербург, Издательство «Азбука», 2001, стр. 286 - 299.
6. Силина Н. «На Серафимовом ключике», 2007, стр.6 .
7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Москва, 1989.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















-12-
Приложение 1
Анкета
(применена в опросе респондентов)
Цель: выяснить и сопоставить мнения жителей Частинского и Большесосновского районов Пермского края
1.Вы верующий человек ?
2. Верите ли вы в силу воды из святых источников?
3. Знакомы ли вы с Святым источником Серафима Саровского, расположенным близь д. Тараканово Большесосновского района?
4.Бывали ли вы на вышесказанном источнике?
5. Что вы знаете об источнике ?












-13-
Приложение 2
Преподобному Серафиму Саровскому
( из часовни святого источника Серафима Саровского)
После подвига столпничества по откровению Матери Божией святой Серафим стал принимать у себя людей, наставляя, утешая и исцеляя их от всех болезней, в том числе и страдающих болями ног.    Молитва первая
О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощь и не утешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к нему молитвенниче, николиже призывающия Тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит Отечество наше, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь. Молитва вторая
О, великий угодниче Божий, Преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехи многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне
-14-

и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Молитва третья
О Преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Величание: Ублажаем тя, Преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Тропарь, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и тудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими Серафиме, Преподобне отче наш.





-15-
Приложение 3
СОВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
( из часовни святого источника Серафима Саровского)
О СВЕТЕ ХРИСТОВОМ
     Дабы принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятаго, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.      Когда ум с таким упражнением долго пребудет, укоснит сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души божественным сиянием, как говорит от лица Бога св.пророк Малахия: И возсияет вам, боящимся имени Моего, Солнце правды (4:2). Сей свет есть купно и жизнь, по Евангельскому слову: В Том живот бе, и живот бе свет человеком (Иоан. 1:4)

О ПОКАЯНИИ
Желающему спастися всегда должно иметь сердце, расположенное к покаянию и сокрушенное: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. (Псал. 50:19). В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно проходить хитрые козни диавола, коего все силы направлены к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем?.. Он же рече им: враг человек сие сотвори. (Мф. 13:27-28).      Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает Сам Бог: В мире, - сказано, - место Его. (Пс, 75:3). Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе, как говорит св.мученик Вонифатий (Чет. Мин. Дек. 19): страх Божий есть отец внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния.      Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие; а потому и должны всегда со смирением просить у Господа
-16-
оставления долгов наших. Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать чрез покаяние?   
 Можно, по Псаломнику: Превратихся пасти, и Господь прият мя. (Пс. 117:13). Когда св. Пророк Нафан обличил Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение.      К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, при источнике пал в грех. Но, возвратившись в келию, он сознал свое согрешение, и паки начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни. Но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел брата, падшего в грех, ублажить за таковую победу над диаволом.      Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим. Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему Силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т.е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшагося вместе с теми, которые не отбегали от Него.      Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти.      Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.      Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.      Очень важным и необходимым для спасения души каждого христианина есть, по наставлению прп.Серафима, причащение Св.Тайн, и "чем чаще, тем лучше". Смущаться своим недостоинством и под этим предлогом уклоняться от причащения Св.Тайн преп.Серафим находил неверным. "Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас туне", - говорил он. Но одной вдове, сокрушавшейся о том, что муж ее перед смертью не исповедался и не причастился, о.Серафим сказал в утешение: "Не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет его душа. Бог только может судить, кого чем наградить или наказать. Бывает иногда так: здесь на земле и приобщается, а у Господа остается неприобщенным; другой же хочет приобщаться, но почему-нибудь не исполняется его желание, совершенно от него независимо, такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия".      Истинное познание добра и зла можно иметь только тогда, когда подвижник благочестия придет в сочувствие будущего осуждения и
-17-
предвкушения, вечного блаженства, что совершается в душе благочестивой еще в здешней, земной жизни, таинственным и духовным образом.      Прежде рассуждения добра и зла человек не способен пасти словесных овец, но разве бессловесных, потому что без познания добра и зла мы действий лукавого постигать не можем.      Стяжи смирение, послушание, повиновение - и спасешься, говорил он словами преподобного Варсонофия. И отнюдь не говори вопреки: что это? и для чего это? Но будь благопокорлив, наипаче авве твоему, который ради Бога печется о тебе и которому вверена душа твоя.      Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе, говорит тот же учитель. Ибо, что делается по своему помыслу, то неугодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его?      Повинующийся повинуется во всем и не печется о спасении своём, потому что печется о нем другой, кому он подчинялся и вверился. Кто в одном отсек волю свою, а в другом не отсек, тот имел свою волю и в том, в чем отсек.
Кто хочет узнать путь совершенно и не идет с знающим, сей путь совершенно, никогда не достигнет града (совершенного безмолвия).      Отвергни волю свою назад и блюди смирение во всем житии твоем - и тоща спасешься. Смирение и послушание суть искоренителие всех страстей и насадителие всех добродетелей.(Прп.Варсонофий).      Подчиненный должет умертвить свои страсти для жизни временной, чтобы иметь жизнь вечную. Он должен быть как сукно на сукновальне, по словам преподобного Антиоха. Ибо как сукно белильник колотит, топчет, чешет, моет, и оно делается бело, подобно снегу; так и послушник, терпя уничижения, оскорбления, поношения, очищается и делается, как серебро чистое, блестящее, огнем разжженное.      Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. (Римл. 13:2).      Послушливый много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие о вещах и приходит в умиление.      По совету ли или по власти других, или каким бы то ни было образом пришел ты в обитель, - не унывай: посещение Божие есть. Аще соблюдеши, яже тебе сказую - спасешься сам и присные твои, о которых заботишься: не видех, - глаголет Пророк, - праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. (Пс. 36: 25). Живя же в сей обители, сие соблюдай: стоя в церкви, внимай всему без опущения, узнай весь церковный порядок, т.е. вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы, выучись содержать в разуме.
-18-
Если находится в келлии, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири: старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме. Если есть рукоделие - занимайся оным; если зовут на послушание - иди на оное. За рукоделием или будучи где-нибудь на послушании, твори беспрестанно молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве внемли себе, т.е. ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и множае твори молитву сию одним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в один дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Сие-то самое есть реченное Пророком Исаиею: Роса бо яже от Тебе, исцеление им есть. (26: 19), Когда же будешь содержать в себе сию пищу душевную, т.е. беседу с Самим Господом, то зачем ходить по келлиям братии, хотя кем и будешь призываем? - Истинно сказую тебе, что празднословие сие есть и празднолюбие. Аще себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и других учить? Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присутствие Божие и, имея Его, ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся; будь в сем случае глух и нем; что бы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей. В пример себе взять можно Стефана Нового (Чет, Мин. 28 Ноября в житии его), которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душою чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое послушание беспротивно, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.      Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест; но внимай себе, питая душу молитвою. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще можешь, вкушай - по однажды. Каждый день непременно в нощи спи четыре часа: 10-й, 11-й и 12-й и час за полунощь; аще изнеможешь, можешь вдобавок днем спать. Сие держи несомненно, до кончины жизни; ибо оно нужно для успокоения головы твоей. И я с молодых лет держал таковый путь. Мы и Господа Бога всегда просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.      Сказую тебе истинно, аще тако будешь вести себя, то неисходно пребудешь в обители до скончания своего. Смиряйся, и Господь поможет тебе, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне (Пс. 36: 6), и просветится свет твой пред человеки (Мф. 5: 16). Аминь.



Root EntryArial Cyr Частинский раионF_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
· Большесосновский раион)Большесосновский раион

·
·
·
·
·Частинский раион
·
·Большесосновский раион
·
·Гистограмма 3
·
·#,##0\ "";[Red]CompObj\-#,##0\ ""О?

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Большесосновский раион