Исследовательская работа по краеведению «Храм Димитрия Солунского как источник веры и основа возникновении села Русский Кандыз»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
г. БУГУРУСЛАН
КОНКУРС
«ОРЕНБУРЖЬЕ: СТОПАМИ ПРАВОСЛАВИЯ»
Исследовательская работа на тему:
«Храм Димитрия Солунского как источник веры и основа возникновении села Русский Кандыз»
студент 2 курса отделение
«Механизация сельского хозяйства»
ГАПОУ «СХТ»
Мартынов Михаил
Научный руководитель:
Бочкарева Галина Александровна, преподаватель истории и
высшей категории
г.Бугуруслан,2016г.
Оглавление
Введение.
Особенности географического положения и природных условий……………………………………………………………………......4
Основная часть.
2.1. Первые поселения и строительство первой часовни……………………...7
2.2. Строительство старообрядцами молельного дома……………………….11
2.3. Постройка Храмов Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского………13
2.4. Строительство Храма Дмитрия Солунского……………………………...14
2.5. Доставка колокола к месту строительства Храма………………………...16
. Годы гонений и репрессий православных христиан……………………...17
. Кампания по закрытию монастырей, храмов, молитвенных домов……..20
. О выполнении плана заготовок лома колокольной бронзы»…………….24
. Воспоминания очевидцев периода существования храма……………….25
Попытка строительства Храма Димитрия Солунского………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиография ……………………..……………………………………..............33
Актуальность: данная исследовательская работа актуальна, потому что эта тема не изучалась, кроме моей частичной попытки исследования в 2014 году. В ней я рассматривал тему духовных и исторических корней, существовавшего до середины XX века Храма Димитрия Солунского в селе Русский Кандыз Северного района Оренбургской области. Я увлекся этой темой и продолжаю работать над ней в 2015 году. Изучил достаточно большое количество различных исторических источников, свидетельств живых очевидцев тех далеких лет и пришел к твердому убеждению, что для возрождения духовности молодого поколения необходимо учить молодежь, воспитывать интерес к истории православной культуре, к истории своего родного края.
Цель исследовательской работы - продолжить изучение исторического прошлого Храма Димитрия Солунского как источника православной веры и основы возникновении села Русский Кандыз, а также показать историческую значимость церкви и священнослужителей в жизни села и людей.
Задачами данного исследования являются:
1. Продолжить сбор и систематизацию материала по истории Храма Димитрия Солунского и по истории возникновения с. Русский Кандыз.
2. Осуществить обработку и анализ периодической печати, свидетельств живых очевидцев, исторических и архивных документов по данной теме.
3. Подвести итог работе и сделать вывод.
Проблема исследования: влияние Храма Димитрия Солунского на возникновение с. Русский Кандыз.
Предмет исследования: Храм Димитрия Солунского и с. Русский Кандыз.
Объект исследования: архивные и исторические документы, периодическая печать, материалы, предоставленные очевидцами происходивших событий.
Новизна исследовательской работы - состоит в том, что впервые были проведены сбор и систематизация, обработка и анализ материалов по истории Храма Димитрия Солунского и по истории возникновения села Русский Кандыз.
Введение.
Особенности географического положения и природных условий.
Село Русский Кандыз Северного района Оренбургской области расположено на северных отрогах реки Большой Кинель в подножье Уральских гор, на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, по хребту которого проходит водораздел. Высота водораздела близлежащей местности в районе с. Русский Кандыз составляет: у телевышки 333 метра над уровнем моря; у бывшего п. Мочилки и п. Земской 280 метров; над п. Малый Кандыз и на горе п. Шабрино 300 метров; над с. Павлушкино 265 метров; над с. Красноярка по Яицкой дороге 294 метра.
С северной стороны возвышенности расположена долина, по которой протекает река под названием Кандызска. Она берет свое начало из родников Бугульминско-Белебеевской возвышенности и с близлежащих родников с. Секретарка. Река несет свои воды на восток через населенные пункты: с. Борискино, с. Добрино, с. Татарский Кандыз, с. Поповка и впадает в реку Ик, а затем в реку Белую. С родников Бугульминско-Белебеевской возвышенности, в том числе и
с холодного родника бывшего поселка Мочилки, берет свое начало вторая река Кандызска. Она течет с запада на восток через населенные пункты: с. Андреевка, с. Аксенкино, с. Кабаевка, с. Шалты, с. Баклановка и впадает в реку Ик, затем также в реку Белую.
Таким образом, в районе сел Русский Кандыз и Секретарка, находящихся друг от друга на расстоянии 18 километров, берут свое начало две реки Кандызски. Одна татарская Кандызска, а другая русская Кандызска, разделенные между собой водоразделом, являются параллельными реками и несут свои воды в реку Ик, а он в свою очередь впадает в реку Белую. В целом в Приуралье берут свое начало более двадцати одной реки и в итоге впадают Волгу - матушку.
Юго-восточнее телевышки на расстоянии 150 метров находится
Малинов родник, из которого вода течет на восток и впадает в Русско-Кандызскую речку, а северо-восточнее от телевышки на расстоянии 200 метров находится Калмыцкий родник, из которого вода течет на север и впадает в Татаро-Кандызскую речку, как и воды родника бывшего п. Устье.
От телевышки на север по дороге в с. Секретарка через 200 метров находится родник бывшего п. Любимовка, из которого вода течет на запад в Моторинскую речку, затем впадает в речку Бугурусланку, потом в реку Мочегай и лишь затем в реку Кинель. Климат в Северном районе Оренбургской области континентальный: часто бывают ранние заморозки, сильные и многодневные морозы, не редко бывают засухи, суховеи, проливные и многодневные дожди. Господствуют северные и юго-западные ветра, которые создают большие снежные заносы. Все эти климатические условия вынуждали первых поселенцев серьезно готовиться к смене времен года, особенно к затяжной зиме. В то время дороги как таковой не было, да и ни кто ее строить не собирался, ибо не хотели обозначать свое поселение. Строили землянки и полуземлянки обычно на высоком месте, подальше от комаров. Река играла важную роль для человека, она защищала от неприятеля и т.д.
По хребтам Бугульминско-Белебеевской возвышенности проходит
старинная Яицкая (Уральская) дорога, которая идет от города Белебей, мимо с. Кряжлы, Русско-Кандызскими и Борисовскими полями, мимо Калмыцкого родника и конца Большого колка, севернее телевышки, выше бывшего п. Мочилки, над селами Пашкино, Красноярка, Кипчаг. Яицкую (Уральскую) дорогу называли «воровской» и «разбойничьей», потому что она не заходила в населенные пункты. Особенно популярной дорога была во времена двух крестьянских войн под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также во времена революции и гражданской войны. Именно на этой дороге совершались страшные события. Одно из таких событий произошло 9 мая 1919 года, во время гражданской войны, когда отряд из армии Чапаева уезжал из Русского Кандыза, забрал с собой волостного старосту Буренина Матвея Михайловича, Рассудова - священника храма «Дмитрия Солунского» и зажиточного ямщика Терентьева Никиту Федоровича, владельца 2-х хороших коней. Выехав в Поклонную гору, они поехали через Жандаров овраг. Терентьев Никита Федорович заметил, что часовой задремал и воспользовался этим случаем. Он соскочил с подводы и побежал в лес, будто собирался справлять нужду. Часовой открыл глаза и увидел происходящее, стал стрелять из винтовки, но Никита успел скрыться за деревьями. Он бежал по лесу изо всех сил, параллельно дороги, по которой везли оставшихся арестантов в сторону яицкой дороги. Никита хотел добежать до этой дороги, затем перебежать ее и направиться в Добринский лес с целью скрыться от новой власти. Вскоре отряд доехал до «яицкой» дороги и остановился. С подводы слезли священник и староста. Красногвардейцы поставили их для расстрела. Рассудов попросил дать разрешение отслужить панихиду по себе и по старосте. Ему разрешили выполнить это таинство. Он отслужил панихиду и их сразу же расстреляли. Расстрел происходил в 11 часов дня. Сразу же после расстрела красногвардейцы уехали, оставив 2 трупа на месте расстрела, которые валялись до вечера. Дождавшись вечера, Никита подобрался к месту расстрела и увидел лежащие трупы своих односельчан, а утром следующего дня их уже не было на месте, видимо кто-то ночью их подобрал.
О вышеупомянутом событии Терентьев Никита Федорович рассказал
своим сыновьям, Петру и Федору, спустя десятки лет после того, что произошло в его жизни.
Следует отметить, что жена священника Рассудова была лишена
своего дома после расстрела мужа. Две комнаты были отданы под общежитие Широновой Клавдии Ивановне, фельдшеру медицинского пункта, третья комната стала приемной, а четвертая кладовой.
До настоящего времени эта дорога частично сохранилась, хотя она
очень сильно изменилась и сейчас представляет собой заросшее бурьяном еле заметное приблизительное направление движения, по словам старожилов. Проехать по этой дороге может только тот человек, который знает маршрут движения и план местности, по которой она проходит.
Первые поселения и строительство первой часовни.
По материалам, взятым с интернета, возникновение села Русский
Кандыз датируется 1746 годом. Именно в этот год в России происходила ревизия (перепись). Во время переписи выявилось много людей, которые не могли указать свое происхождение или намеренно утаивали его. Все эти люди были названы «непомнящие родства». Указом сената всех «непомнящих родства» было приказано сослать на поселение в Сибирь и в Оренбургскую губернию, где Оренбургская администрация, в свою очередь, выбрала следующие места для поселения: Воскресенский медеплавильный завод на реке Тол, Письмянскую и Бугульминскую слободу (ныне с. Письмянка и г. Бугульма Республика Татарстан), и основать поселение на реке Кандыз на месте нынешнего с. Русский Кандыз. Очевидно, в 1746-1747 годах здесь стали селиться первые люди, «непомнящие родства». В 1747 году в д. Малый Кандыз (так впервые именовался нынешний Русский Кандыз) жило 145 человек. Народные предания о том, что Русский Кандыз основан московскими стрельцами, от которых, якобы, сохранилась память встречающейся в селе фамилии Московцевы, не соответствует действительности. В 60-х годах 18 века деревня Малый Кандыз именуется Кандызской Свободой. В 1756 году здесь строится церковь, образуется село Дмитриевское. В 1750 году по указу Оренбургской губернии канцелярский поручик Новокущенный и геодезист Веселков отводят свободе огромный участок земли. В 1795 году в селе Дмитриевское и Кандызе тогда насчитывается 189 дворов с населением 997 человек обоего пола.
Вопрос возникновения села Русский Кандыз в 1746 году, на мой
взгляд, является дискуссионным, ибо этим вопросом мало кто занимался серьезно. Данная дата просто выбрана по принципу усредненности, так как приблизительно в середине 18 века возникли близлежащие населенные пункты, такие как г. Бугуруслан, с. Северное и др. Я решил, что продолжу научно-исследовательскую работу по истории храма и параллельно займусь изучением вопроса возникновения села Русский Кандыз.
По моим сведениям заселение села Русский Кандыз началось примерно
400 лет назад. Нашу местность заселили беглые крестьяне и казаки, бежавшие и скрывавшиеся в наших краях от преследования царской власти после восстания Степана Тимофеевича Разина, во времена Алексея Михайловича Романова. Со временем к казакам поселились и отставные солдаты, которым разрешалось заселять свободные земли от границы Башкирии и Татарии, а еще ссылались сюда из-под Москвы и Новгорода другие бунтари на вечное поселение. До настоящего времени в нашем селе сохранились названия, ведущие свое начало с лихих времен крестьянской войны 1670 – 1671 годов: это родник «Донской», улица «Донская», село «Дмитриевка», Дмитриевская волость (существовала вплоть до 1924 года).
Первые поселенцы поставили свои землянки на горе, с левой стороны речки, напротив больших родников. Они были по национальной принадлежности русскими HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5" \o "Русские" и первое поселение назвали деревня Русский Кандыз (Каныз - бор). Рядом с Кандызом находилась деревня Дмитриевка, с течением времени Дмитриевка соединилась с Кандызом и получилось новое название Русско-Кандызская слобода. По другим источникам название Русский Кандыз возникло от названия реки Кандыз, что означает «бобровая» от башкирского слова «кандыз» - бобр. Со временем это слово трансформировалась в название Русский Кандыз и, соответственно, Татарский Кандыз.
Именно в этот период времени была построена первая часовня, во имя Николая Чудотворца, над большими родниками. Она была построена целиком из дуба и напоминала в миниатюре форму маленькой церкви. Вначале были оборудованы три больших родника, затем сделаны потолки для родников, а сверху потолков положены срубы размером пять метров на пять метров. После этого настелили потолок сверху, собрали крышу шатром, установили дубовый крест, окно с направлением на юг, с направлением на запад установили дверь, а с восточной стороны поставили иконы. Недалеко от родников поставили долбленую колоду для поения скота и устроили хорошие подходы к родникам, как для людей, так и для скота.
Часовню закончили строить к 8 ноября, ко дню святого Димитрия Солунского, поэтому этот день стал считаться как престольный праздник. В часовне, которая ни когда не отапливалась, стали молиться.
Основным занятием мужчин была охота и рыбалка, земледелие и скотоводство. Много времени уходило на подсечно-огневое земледелие. С большим трудом возникали новые посевные площади, которые требовали постоянного ухода и обработки. Жилища представляли собой землянки и полуземлянки, которые отапливались по черному, труб соответственно не было. Вокруг первого поселения были сплошные трудно проходимые лесные массивы, поэтому дров для отваливания землянок было много.
Вот как говорили старики, передавая из поколения в поколение
рассказы о прошлом: «Народ в нашем селе жил большой дружной семьей, друг друга не бросали в беде. У нас барина никогда не было, а земля, на которой жили, считалась ничейной, забытой землей. Люди считались бывшими ясачными крестьянами. Лишь только в один период истории платили дань Казанскому ханству. Это было тогда, когда еще не было городов Оренбург и Бугуруслан. Народ был верующим, исповедовал христианскую веру, которая всегда учила почитать старших, помогать
больным и бедным».
О периоде в истории Русского Кандыза, когда платили дань
Казанскому ханству, есть достоверные сведения в Оренбургском государственном архиве в рукописных книгах переписи 1811 года, где жители Дмитриевской Волости (Дмитриевской слободы) числились ясачными крестьянами. Наши предки платили вначале дань деньгами, разной пушниной, а если было нечем платить, мужчин могли взять в кабалу в гребцы и т.п. Также брали женщин и детей.
Среди всех церковных праздников особенно любимым был праздник
Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник как раз приходится между осенью и зимой, поэтому неудивительно, что большинство примет на Покров объясняют, какова будет зима, когда она начнется, сколько выпадет снега, когда ждать первых морозов и так далее. Так если на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной, а если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит; откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы; какова погода на Покров, такова и зима будет.
Покров, которым Богоматерь покрыла людей в Константинополе, относят
к свадебной фате, которая похожа на белоснежный снежный покров. Покров Пресвятой Богородицы в народе считают свадебным днем. С ним связанно множество примет, заговоров и обрядов на свадьбу. Так, если Покров весело проведешь, то жениха хорошего найдешь. Чем больше снега на покров, тем больше свадеб будет сыграно в следующем году. Если парень на Покров за девушкой ухаживает, то быть ему ее женихом. Та девушка, которая раньше всех поставит свечу перед иконой пресвятой Богородицы Покровской, та и первой замуж выйдет.
На Покров люди утепляли жилище и наводили порядки. Многие сжигали
старую одежду чтобы защититься от сглаза. Говорили: «Не утеплишь дом до Покрова - всю зиму будешь мерзнуть», «Чтобы дети не болели, их выводили на порог дома и обливали водой сквозь решето или сито», «Если на Покров испечь много блинов, то в доме всю зиму будет тепло».
За неделю до праздника широко распахивалась сельская ярмарка на
всю площадь, которая проходила по воскресеньям. К празднику всегда тщательно готовили различные наряды и угощения, варили брагу из нового урожая и т.д. Именно с Покрова Пресвятой Богородицы начинались свадьбы, невест и женихов в нашем селе хватало своих, ездить за ними далеко не надо было. Девушки по вечерам гадали, шли приготовления к свадьбам. На молодежных посиделках по вечерам парни и девушки выбирали друг друга. Девушки были рукодельницами: пряли, вязали, вышивали разные узоры, полотенца, разные кружева, а некоторые даже ткали скатерти и т.п. Парни ходили на вечеринки с гармошкой, балалайками, где вместе с девушками пели и плясали, рассказывали разные анекдоты, шутили. Накануне Покрова местные жители говорили: «Божью Мать просили, чтобы помог Господь покрыть головушку, дал счастья, хорошего жениха». Шли запои и гуляли свадьбы.
Праздник Пресвятой Богородицы для жителей села Русский Кандыз
имел большое значение, ибо от него зависело очень многое: плодородие почвы, погода, снежный покров, который оберегал озимые хлеба от вымерзания. Не зря в народе говорили: «Покров избушку покрой добром и теплом», «Гуси улетали и на хвосте зиму принесли», «На нос белые мухи садятся и лапти бросают, валенки и онучи обувают, шубы кушаком с кистями подпоясывают, идет встреча с зимней стужей». Трудно переоценить роль праздника в жизни верующего человека.
Село было большое и поэтому призывников в армию было много.
Только в одной семье насчитывалось до 20 человек. Когда новобранцев провожали на службу в армию, родители просили у Господа хорошей службы. Все село выходило на проводы за околицу, провожали новобранцев на службу в армию. Всем селом веселились, пели, плясали, особенно те, которые уже отслужили в армии.
Строительство старообрядцами молельного дома.
Позже, старообрядцы (раскольники), тоже русские, оборудовали молельный дом (где сейчас стоит кочегарка больничная) и тут же (где сейчас находится здание больницы) открыли кладбище, которое со временем разрослось до километра в длину и шириной в сто метров. Именно на территории бывшего кладбища лет тридцать назад житель села Русский Кандыз Кузин Дмитрий Федорович участвовал в строительстве здания новой больницы. Он рассказывал: «При проведении планировки для строительства здания новой больницы было выкопано много человеческих костей, черепов и нагрудных староверческих крестов, состояние которых говорит о том, что с момента смерти людей прошла не одна сотня лет».
Глотов Федор Иванович, рабочий колхоза «Светлый путь» вспоминал:
«Я участвовал в строительстве здания новой школы в селе Русский Кандыз. Южнее церкви Димитрия Солунского мы стали в ручную копать траншею под фундамент будущей школы. При копке траншеи постоянно находили человеческие останки, их было много. А в юго-восточном углу будущего фундамента школы Бузыгина Дарья и ее сын Федор наткнулись на склеп. Склеп вскрывать не стали, а забетонировали его. Это происходило примерно в 1969 или 1970 годах».
Эти рассказы очередной раз доказывает тот факт, что действительно начало заселения Русского Кандыза относится к периоду правления Русским государством Михаила Федоровича Романова или Алексея Михайловича Романова, если не самого Ивана Грозного. Этот вопрос может стать очередной темой моего научного исследования, так как существует огромное количество не изученного материала, хранящего в архивах России и исторической памяти местных жителей села.
По старообрядческому обычаю на самой крутой горе был поставлен крест, который стоял до коллективизации, где в то время был первый тракторный стан во время летних полевых работ, а в 1933 году он был сожжен безбожниками. До сих пор эта гора называется крестовой. Мы, молодые ребята, как и все поколения жителей села, бывших в нашем возрасте, в зимнее время года забираемся на макушку этой горы с санками, а затем с вихрем спускаемся на санках вниз с этой крутой гору. Мой дедушка Мартынов М.Д. в 1992 году любуясь живописной красотой родного края написал стихотворение, посвященное Крестовой горе.
Последователи церковной реформы патриарха Никона справляли все праздники в часовне, а староверы (раскольники) в молельном доме. Староверы крестились двумя перстами, указательным и большим, наносили крест с лева и направо, а последователи церковной реформы крестились тремя перстами, справа и на лево. Получалось, что пальцы были сложены как щепоть: указательный, большой и основной. Староверы (раскольники) считали таких людей «щепотниками». Староверы на похоронах усопшего выносили из дома головой вперед, так же и несли его на кладбище, провожая в последний путь.
Все проживающие в Русско-Кандызской слободе, в тот период времени, были глубоко верующими людьми. В часовне святого Димитрия Солунского, которая ни когда не отапливалась, в зимнее время года молились по большим праздникам, а в летнее время служба была ежедневной. Особенно почитаемым был Престольный праздник, день святого Димитрия Солунского и все двунадесятые праздники.
Постройка Храмов Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского.
Сначала молились в часовне Николая Чудотворца над родниками, а потом, когда село разрослось и не стали платить ясан, то есть в конце XVI столетия, стали строить церковь с престолом Димитрия Солунского. Это происходило примерно в то же время, когда Дмитриевка объединялась с Кандызом, стали строить не большую деревянную церковь с престолом Димитрия Солунского. Из исторических источников известно, что ее делали из дуба и липы. Лес рубили не далеко, с южной стороны села, на возвышенности. Лес был очень ровный, как стрела. Потом, место вырубки леса корчевали и разработали под посев. До настоящего времени это поле называется «Стрелка», в знак того, что когда - то на месте этого поля рос лес, ровный как стрела.
Параллельно строительству Дмитриевской церкви, которая была освящена в 1700 году, более точной даты не известно, строилась казачья церковь с престолом святого Николая Чудотворца с двумя входами, с севера и с запада, внутри длина составляла 34 метра, а ширина 10 метров. Эта церковь была освящена 19.12.1700 году.
Лес для строительства этой церкви рубили в Богатеньком колчике. Колокольни не было. Был один не большой колокол над папертью. Все делали на средства прихожан. Поставили церковь Николая Чудотворца параллельно, на расстоянии 30 – 40 метров от Дмитриевской церкви. Потом, от малой вместимости и старости в 1865 году, казаки ее сделали на этом же месте и больше с этим же престолом.
Строительство Храма Дмитрия Солунского.
Храм Димитрия Солунского выделялся среди других храмов
Дмитриевской волости, так как являлся замечательным творением русского зодчества. Он был перестроен в третий раз в 1889-1893 годы и был поставлен на каменный фундамент, покрыт железом, а здание старой церкви было продано в город Абдулино. В целом перестройка шла 4 года. В результате тяжелого и кропотливого труда появился большой храм с 5 куполами и колокольней, на которой было установлено 12 колоколов. Вес самого большого колокола составлял 310 пудов, 15 фунтов и 12 золотников, а самым маленьким был колокол весом в 3 пуда. Основной купол с крестом составлял 36 метров высоты, высота колокольни с крестом составила 44 метра.
Иконостас церкви был четырех ярусный, позолоченный. Царские двери
были фигурные, позолоченные, все это было багетное резное. В центре на 36 метровой осеребренной цепи висело золотое паникадило, в диаметре около шести метров, по кругу которого равномерно размещались иконы со свечами.
Внутри моленный зал был шириной 48 метров, длиной 42 метра. Всего
длина внутри с алтарем и колокольным залом составляла 64 метра. По одной двери паперти располагались с юга и с севера, соответственно, а основная паперть с запада.
Храм строили из сосновых бревен, а нижние 2 венца были из
лиственницы. Лаги были для настила полов дубовые и устанавливали их через каждые 60 см., а толщина досок на пол составляла 60 мл. Стены церкви были шпаклеваны. Всю основную чистую работу делали Ярославские мастера, а наши земляки только делали все заготовки и возили готовые бревна, ошкуренные и с припуском длины, как показывал им десятник. Работы по заготовке материала в основном выполняли в лесу, а затем перевозили на место строительства. Необходимо отметить, что все, что требовалось для строительства, в том числе и работы, прихожане нашего прихода выполняли бесплатно. Иными словами вся черная работа лежала на прихожанах храма.
Ошкуренные и подготовленные бревна, перед тем, как их на места
укладывать, пропитывали постным маслом с примесью камфорного масла. А перед тем, как укладывать фундамент из камня, за 3 года до этого в яме гасили известь. Во время кладки фундамента, в раствор добавляли белок яиц. Яйца для этого поставляли прихожане храма, благо, что приход был большой и включал в себя большие населенные пункты, такие как Русский Кандыз, Сапожкино, Павлушкино, Моторино, Пашкино, Красноярка.
Следует подчеркнуть, что в те времена народ был по настоящему
верующий, друг друга не обманывали, работали все честно и не ленились. Работали все, от мала до велика. Если же кто и не имел возможности работать, то за него отрабатывали другие люди, причем работали все на совесть.
Некоторые готовые изделия возили из городов, но в основном все
делали на месте строительства храма. Так, фигурные решётки на окна и двери, а также решётки на паперти, и те узоры, что потом обделаны багетом и золотом были привезены из других мест.
Под церковь на фундамент использовали тесаные песчаные камни,
которые привозили в город Бугуруслан на платформах железнодорожного транспорта, а затем на лошадях доставляли в Русский Кандыз. Приблизительно в этот период времени была построена и большая сторожка с западной стороны, где постоянно жил сторож со своей семьей.
В 1807 году была построена на основе метрового фундамента ограда
для обеих церквей из фигурных металлических решёток диаметром 1,5 см. Также из фигурных металлических решёток были сделаны ворота. Металлическими фигурными решётками были украшены и окна нового храма Дмитрия Солунского. Весь храм снаружи было покрашен в небесный цвет, а купола и кресты в серебряный цвет. Издали блестели на фоне голубого неба серебряные кресты, а особенно выделялся красотой самый большой купол, покрашенный под золото.
Доставка колокола к месту строительства Храма.
До настоящего времени сохранились сведения о том, как перевозили
самый большой колокол с города Бугуруслана в 1899 году. В ту пору волостным старостой был купец Матвей Михайлович Буренин. Он отправился в город Тулу с намерением заказать мастерам по литейному делу самый большой колокол для колокольни нашего храма. С течением времени он успешно осуществил замысел своей поездки. Прошел определенный срок, и нужно было вновь ехать в город Тулу за колоколом. Возник вопрос: «Как доставить такой огромный колокол к месту возведенного храма?» Было принято решение, что до города Бугуруслана колокол можно привести по железнодорожным путям на обычной платформе, что собственно и было успешно осуществлено. Затем, на специально изготовленные роспуски укрепили колокол, запрягли три пары лошадей, в специально устроенные с каждой стороны дышла и повезли в село Русский Кандыз. Таким образом, на лошадях колокол был довезен до Мордовской Боклы (в настоящее время с. Советское). Здесь колокол встретила большая толпа людей, состоящая из сотен человек. Лошадей выпрягли из роспусков, а люди «запряглись» вместо лошадей и буквально на себе довезли колокол до места назначения. Затем с помощью человеческой силы и силой духа подняли колокол на колокольню при помощи простых приспособлений.
На освящение храма, 8 ноября 1893 года в день святого Дмитрия
Солунского приезжали священники и другие служители из многих городов, таких как Самара, Бузулук, Бугульма, Бугуруслан, Ярославль и масса простого народа из близлежащих населенных пунктов. Именно в этот день было 14 венчаний, на которые приехали с многих сел и деревень.
В это время женился Пыченков Филипп, отец которого за год этого
события, в рябиновом овраге рогатиной убил медведя, а шкуру того самого медведя расстелил на ступеньки паперти под ноги молодым и сказал: «Пусть ваша жизнь будет мягкая, теплая и выносливая как сибирский медведь и спокойная. Это рассказывал его сын Пыченков Николай Филиппович. Это был убит последний медведь рогатиной в 1892 году в рябиновом овраге.
Всем известно, что в 1613 году, после периода «Смутного времени»,
Россия избрала на престол нового русского царя. В 1913 году царскому роду Романовых исполнилось 300 лет, как началось их правление нашим государством. По всей России звонили во все колокола, читались заздравные молебны. Наши храмы тоже не отставали от всей России. Также звонили колокола, читались молебны, устраивались трапезы…. Как вспоминали старики: «На руте стояли столы с разными яствами, но не до пьяна, особенно угощались бедняки…». Кстати, в это время в нашем храме был знаменитый звонарь Маркел Федорович Дубасов широко известный на всю округу, к которому приезжали на практику звонари с других церквей.
Многие из старшего поколения местных жителей села Русский Кандыз
помнят, как перед Алтарем с восточной стороны храма лежал тесаный камень на подобия гроба примерно с метра 2 или 3 длины и на этом камне были рельефно выбито даты 1586-1686 годы, а по бокам также рельефно выбиты по одному цветку. Эти даты показывают начало строительства пограничных городов – крепостей. Первая дата -1586 соответствует началу застройке города Самары и т.д., а вторая дата – 1686 - показывает на Волге самое бурное время жизни народа, гибель людей за свободу против феодалов и купцов. Гибли тысячи людей за свободу.
Годы гонений и репрессий православных христиан.
Первые гонения и репрессии против священнослужителей и всех
православных христиан начались после октябрьских революционных событий 1917 года, которые захлестнули всю нашу страну и наш край в частности. Так, 9 мая 1919 года в 11 часов у «Неумного» оврага на развилке
Русско-Кандызской и Яицкой (уральской) дорог были без суда и следствия расстреляны настоятель Храма Дмитрия Солунского протоиерей Рассудов (имя и отчество не сохранилось в памяти односельчан) и волостной писарь Буренин Матвей Михайлович. Расстрела смог избежать лишь зажиточный мужик - ямщик Терентьев Никита Федорович. Судьба второго священника Растригина Михаила Михайловича неизвестна.
С конца 1920-х годов – начала 30-х годов создаются несудебные
репрессивные органы: двойки и тройки. В 1934 году было создано особое совещание при НКВД. Эти органы стали орудиями массового конвейера репрессий. Было издано постановление ВЦИК «О порядке ведения дел, о подготовке и совершении террористических актов», принятое по предложению Сталина в срочном порядке. Никогда в истории юридические документы не создавались в столь короткий срок. На его основе дела стали рассматриваться не более чем 10 дней, без сторон обвинения и защиты. Ни какое обжалование не применялось, приговор немедленно приводился в исполнение. Число арестованных по этому виду преступлений резко возросло. 29 июля 1936 года была издана инструкция о допустимости любых методов следствия. Террор, проходивший в 1929-1938 годах, означал уничтожение лучших из лучших людей, православного духовенства, простых верующих, даровитых тружеников нашей Родины.
В число репрессированных попали и многие наши земляки. В их числе
значиться и священнослужитель Касаткин Николай Дмитриевич 1884 года рождения. Он служил священником в нашем, Сок-Кармалинском районе, в селе Русский Кандыз. По ложному доносу был арестован и осужден 09.10. 1937 года тройкой УНКВД по Оренбургской области к высшей мере наказания. Также в молот репрессий попали и другие священнослужители нашего большого прихода. Это Гоудилов Евдоким Петрович с села Ново-Мертовка, осужденный 08.07. 1933 года тройкой ОГПУ по СВК на 3 года исправительных трудовых лагерей; Костылев Вячеслав Васильевич 1882 года рождения с села Русско-Добрино, осужденный 20.04. 1930 года тройкой ОГПУ по СВК на 10 лет исправительных трудовых лагерей; Мелешин Никифор Степанович 1885 года рождения с села Русско-Добрино осужденный 28.04. 1930 года тройкой ОГПУ по СВК на 10 лет исправительных трудовых лагерей; Наумов Прокофий Леонтьевич 1877 года рождения с поселка Волчевка осужденный 11. 10. 1937 года тройкой УНКВД по Оренбургской области к высшей мере наказания.
В начале 1932 года священник Воробьев Наум, лишившись
материальных средств для существования, попытался устроиться на работу в колхоз счетоводом, но его не приняли на работу, так как не доверяли ему, как бывшему церковнослужителю. Вскоре ему стало известно, что его хотели судить как «врага народа» и сослать в лагеря. Тогда он тайно покинул родные места и уехал в город Бухару, где служил в православной церкви долгое время. В 1957 году он с женой и дочерью приезжал на Родину. Пока были в гостях, жили в доме у Муругиной Анны. Она впоследствии вспоминала: «Священник везде ходил и все смотрел. Я тогда сказала председателю сельского совета Тедикову Ф.В., что он, по всей вероятности, ищет, где золото зарыто. Только потом я поняла, что ему хотелось посмотреть родные места». Наум Воробьев обошел вокруг церкви, сходил на кладбище, насыпал кулек родной земли, взял ее с собой и дней через пять они уехали обратно в Бухару.
Сын священника Воробьева Наума, Сергей 1923 года рождения, был
младшим лейтенантом и служил в 421 стрелковой дивизии 54 отряда. Погиб 5 февраля 1943 года Белокалитвинский район Ростовская область.
Касаткин Николай Дмитриевич родился в 1884 году, был священником
и служил в нашей церкви до весны 1933 года, которую закрыли активисты сразу же после Пасхальной службы. Потом он жил по улице Елшанка в пустой избушке, где дома проводил богослужение втайне от советской власти. Жил как все в тот период времени, растил детей, а осенью 1937 года его арестовали, а затем был приговорен тройкой при УНКВД по Оренбургской области 9 октября 1937 года. Приговор: ВМН. Реабилитирован в мае 1989 года. В обвинительном приговоре говорилось, что священнослужителя не однократно предупреждали, чтобы он прекратить религиозную деятельность, но он не мог отказать людям, которые постоянно обращались к нему с просьбами о проведении различных треб. Так с весны 1937 года началась сильная засуха. К священнику пришли прихожане с просьбой отслужить молебен по ниспосланию дождя. Он откликнулся на их просьбу. Прихожане и священник пошли по полям с молитвой на устах, просили у Бога дождя. Очередной раз совершилось чудо: дождь пошел, поднялись хлеба и в итоге был собран отменный урожай. Именно в этот год за время существования колхоза впервые дали много хлеба на трудодни. Люди могли делиться хлебом с эвакуированными и с детдомовскими.
Сын священника Касаткина, Борис 1919 года рождения, воевал на
фронте в годы Великой Отечественной войны и погиб 20.04. 1943 года находясь в плену у фашистов в республике Беларусь. Похоронен на Масюковщине у города Минска, Минская область. Беларусь.
Кампания по закрытию монастырей, храмов, молитвенных домов.
С 1920 года в Оренбургском крае проводилась кампания по закрытию
монастырей, молитвенных домов, отбирались колокола и передавались в фонд индустриализации, в здания переходили культурные клубы, школы, архивы, склады, зернохранилища. К нашему храму Дмитрия Солунского в первое десятилетие Советской власти судьба относилась благосклонно, потому что служба велась вплоть до праздника Пасхи 1933 года.
В этот радостный, праздничный день в Церкви было много народа.
Этот день запал в детскую память старожила нашего села Михаила Дмитриевича Мартынова, который вспоминает: «Маня, моя старшая сестра, часто водила меня с собой в храм на церковную службу, где я не понимал, что происходило в храме, но мне было интересно. Я причащался и радовался этому. В этот день Пасхи, после окончания службы, она вместе со мной по благословлению священника поднялась на колокольню. Здесь, на колокольне, у меня «остановилось дыхание». Я впервые был на такой высоте! До сих пор вспоминаю свои первые детские впечатления, связанные с храмом, которые трудно передать словами. Да и едва ли можно найти, как передать чувства восхищения! Я на колокольне! Вместе с Маней и батюшкой я своими руками ударяю по колоколу и слышу чудесный звон, от которого «уши закладывает». В тот момент мне показалось, что «голос колокола» доходит до небес, я не чувствую себя, я словно растворен в этом звуке колокола и его отголосках…»
После Пасхальной службы «активисты с красными бантами» закрыли
храм, закрыли все фигурные ворота и оставили только сторожа. Через неделю после этого подогнали к южной двери храма пять подвод, где на каждой подводе было по 2 грузчика и по 2 милиционера, а еще вооруженная охрана, состоящая из семи человек. Одним из грузчиков был будущий председатель колхоза «Светлый путь» Фомин Иван Васильевич.
Сначала они погрузили 2 сундука с ризами и 1 сундук с документами,
затем 1 сундук с разными драгоценностями. Необходимо отметить, что многие ризы уже были без подкладок. Одни были толстые и коричневые, другие ризы с золотой и с серебреной блёсткой. После стало известно, что из подкладок активисты сшили себе рубашки и гордо носили их. Из некоторых подкладок даже были сшиты пеленки для новорожденных младенцев. Первый начал носить такие рубашки в то время Просвиркин Иван Васильевич, председатель сельского совета из с. Мертовки, а потом и наши, бывшие голодранцы, стали носить рубашки, такие как Д.И. Сарафан, Г. Иванов и др.
Два сундука еще оставались, ярусами лежали книги с бронзовыми
защелками на полу. Вот только несколько фактов исполнения решения в Оренбургской области и именно в нашей церкви Дмитрия Солунского Дмитриво-Кандызской волости Русского-Кандызского сельского совета.
Также было произведено изъятие ценностей: иконы, лампадки, кресты,
хоругвии, ладо хранительницы, тарелки, подносы в измерении пудами, фунтами и золотниками, золота и серебра. По центру купола осталась висеть паникадило в диаметре 3 на 3 метра, на 36 метровой подсеребренной цепи. В паникадиле были вставлены драгоценные камни, когда зажигались свечи, они отсвечивали по потолку, будто по небосводу, на котором отражались серебряные и золотые звезды по голубому небосводу. Но драгоценные камни все по выковыривали, затем увезли и сдали часть в Боклинский район, другую же часть в Бугуруслан. Все это было увезено на всех пяти подводах. Также были увезены маленькие иконки, заполуваленные под золотом, которые все обломали, иконки, что были на царских дверях и на царских воротах, а также разные золоченные фигуры. Увезли аналой со стола красного цвета с оттенком. Всего было изъято более 100 предметов.
Ковры из алтаря активисты порезали и унесли на диваны и на столы в
сельский совет и в правление колхоза, а еще порезали в кабинеты под ноги председателю сельского совета и председателю колхоза. А короткие лоскуты ковров постелили председателю и бригадиру в тарантас и на стулья. А на дверях и на окнах портьеры сделали из церковных занавесей. В храме сделали склад для хранения зерна. А позолоченный шар, что висел внизу паникадила, его тоже увезли. А что оставались не увезенные книги, то из них во время Великой Отечественной войны, эвакуированные учителя (евреи) вырывали листы и раздавали ученикам, учили писать на них.
Церковную изгородь и камни в основном перевезли в село Аксенкино
на мастерские МТС в начале 1930-х годов, а 1,5 мл металлическую решетку городьбу фигурную увезли тоже в МТС на ремонт и здесь в колхозные кузницы на разный с/х ремонт и т.д.
Затем в здании храма ободрали всю обшивку, разобрали иконостас
вместе с фигурными дверями, заколотили все входы, кроме одного и сделали в нем школу на 2 класса в 2 смены, предварительно отгородили 2 зала, один в Алтаре, а другой в центральной части. Таким образом, за один день занятия в школе посещали 4 класса.
Из воспоминаний старожила села Русский Кандыз Давыдовой Клавдии
Григорьевны: «Мы ученики, которые в этих церковных классах учились, пробовали свои силы, перекатывали каменную плиту, имевшую форму гроба, находившуюся около школы с восточной стороны. Это хорошо помнят мои ровесники и одноклассники».
Потом после школы в 1938 году в здании храма сделали стационарную
больницу на три больничные палаты, приемную и аптеку, а в волостном помещении сделали 4 палаты, ванную и процедурную, а в священническом дому жил врач и располагался роддом на 12 коек.
А в помещении через дорогу, в бывшей волостной конторе, сделали
школную мастерскую, где работал мастером Миронычев Василий Григорьевич, который обучал детей и в это же время обдирал обшивку церквей, как Дмитриевской, так и Казачьей. С течением времени, в семье Мироновых случился пожар, в котором Василий Григорьевич обгорел на 50%. Народ говорил: «Бог его за церкви наказал».
В 1944 году, заведующим складом был назначен Чернодиров (имя и отчество в документах не упоминалось). Тогда еще что то и хранилось на складе, в 1945-1946 годах стал заведующим складом страшный активист Кожин Егор Александрович. Во время его работы много что исчезло со склада: снятое паникадило, два сундука, остатки с ризами, сундук и ящик с книгами. Исчезло много больших икон с иконостаса. У Пахомовых из иконы была сделана избная дверь, а у Кожина Егора дома из иконы был сделан полог в бане и ульи на пасеке. Он же паникадило, сундуки последние и книги, что оставались еще, куда-то проводил на машине, возможно зятю и шурину, а также ободрал стены, увез доски. А после Кожина принял склад инвалид Выдренков Г.И., но в храме уже ни чего не было.
В 1954 году церковь сломали на клуб, который поставили на базарной площади. Он простоял до развала Советского Союза. В 1994 году колхоз продал здание клуба Глотову Федору Ивановичу, а он в свою очередь подарил сыну на дом и двор. Колхоз же решил построить новый современный клуб взамен старого и поставил добротный фундамент из фундаментных блоков в пять рядов. Но здание нового клуба так и не появилось, так как окончательно закончилось время Советской власти и возникли разные проблемы, в том числе и финансовые.
В итоге, клуб в нашем селе появился, хотя он и не имеет вид современной постройки, а сделан из здания старой Волостной конторы, в которой ранее была школьная мастерская и больница.
О выполнении плана заготовок лома колокольной бронзы».
Среди рассекреченных документов является циркуляр от 07.11.1933
года «О выполнении плана заготовок лома колокольной бронзы». Каждому из 14 районов была поставлена задача по выполнению плана заготовок лома колокольной бронзы по 1000, а некоторым районам по 1500 килограмм. В целом наш район должен был выполнить план в 25 тонн. Наш, Боклинский район, план перевыполнил.
Интересна дальнейшая судьба колоколов нашего храма. Так, в 1934
году 11 колоколов по указанию Исполнительного Комитета, были сброшены с колокольни для выполнения плана заготовок лома колокольной бронзы. Об этом свидетельствует сохранившийся циркуляр Средне-волжского Крайисполкома от 17 ноября 1933 года об увеличении плана заготовок лома колокольной бронзы, согласно которому установлены следующая норма по районам:
Абдулинский район – 1500 кг.
Бугурусланский район – 1000кг.
Боклинский район – 1000 кг, в составе которого и был Русский Кандыз
Двенадцатый колокол, самый большой, весом в 310 пудов, 15 фунтов и 12
золотников оставался висеть на колокольне вплоть до 1939 года, до начала Советско-финской войны. Только маятник у этого колокола весил 12 пудов 310 килограмм, 15 фунтов и 12 золотников. Звон колокола был слышан за 25 верст. Осенью 1939 года колокол сбросили, потому что срочно и очередной раз государству потребовалась колокольная бронза. Самый маленький колокол, который был весом в 3 пуда, из храма Дмитрия Солунского, во время существования Советской власти при колхозе повесили для оповещения при возникновении пожара при пожарном пункте, где он долгое время находился, но с течением времени при неизвестных обстоятельствах он исчез. Само здание церкви было превращено в склад. Колокольню разобрали и перевезли в тогдашний районный центр в село Секретарка по настоянию врача Владимира Васильевича Тренина после в 1947 году. Там, из материала колокольни была построена больница. После того, как село Секретарка перестала быть районным центром, остатки здания церкви в качестве материала были перевезены в село Мордовское Добрино, в котором сделали из него здание дома Культуры. Строительные материалы, что были мельче, использовались в качестве дров.
Воспоминания очевидцев периода существования храма.
Из воспоминаний Кожина Семена Григорьевич 1958 года рождения: «Я
учился во 2 классе в 1966 году в здании бревенчатой старой школы, в бывшем священническом доме. Директором школы в то время был Смальков Роман Васильевич. Где то примерно в это время началось строительство здания новой кирпичной школы. Я хорошо помню вырытый котлован под фундамент для новой школы, который был очень близко к зданию храма. Старики в то время говорили: «Почему строят школу слишком рядом с церковью? Можно было бы строить школу подальше от храма». А потом выяснилось, что по проекту нужен и спортивный зал для школы, а по плану он как раз и приходился на то место, где стояла церковь. Вот и выходит, что преднамеренно было запланировано строительство школы, чтобы в итоге подвести здание храма под уничтожение».
Из воспоминаний Сергейчева Евгения Константиновича: «Украшением
Русского Кандыза была церковь, построенная в 1756 году. Церковь назвали в честь Дмитрия Солунского. Убранство церкви отличалось нарядностью, красочностью и живописными иконами. На многоярусном иконостасе были симметрично расположены большие иконы, а между ярусами - малые. Чередование икон больших и малых размеров в прямоугольных, круглых, овальных и квадратных рамах создавало особый декоративный эффект».
Из воспоминаний местных жителей известно, что звук самого
большого колокола разносился далеко за пределы села и был слышен даже в находившейся за 20 километров Русской Бокле. Здесь же, в церкви, имелась большая библиотека, состоящая как их церковной, так и художественной литературы. Советская политика предписывала отречение от религии, поэтому многие церкви в те времена закрывались. Не обошла эта участь и нашу церковь. Сначала была вывезена библиотека. Пять груженых подвод с книгами отправлены были в Русскую Боклу. Впоследствии эту библиотеку ждала печальная участь: все книги сгорели при пожаре.
Попытка строительства Храма Димитрия Солунского.
В августе 2010 года по инициативе местных жителей села Русский
Кандыз состоялось всеобщее собрание по вопросу строительства Божьего Храма на территории нашего поселения. На собрание был приглашен настоятель храма Успения Божьей Матери Бугурусланского Благочиния протоиерей Владимир Усынин, которого с большим почетом и уважением встретили все «от мала до велика». В начале встречи был осмотрен ранее установленный фундамент под строительство клуба, который было решено взять за основу будущего фундамента церкви, так как он по форме и содержанию почти полностью соответствовал предполагаемым целям. Частичная переделка фундамента естественно снижала финансовые затраты и могла бы в значительной степени ускорить строительство церкви. После осмотра будущего места строительства церкви, директор школы Парчайкина Нина Николаевна пригласила всех присутствующих в здание школы с целью продолжения разговора в спокойной и непринужденной обстановке. Все собравшиеся жители села разместились в спортивном зале школы. Участники собрания высказали несколько предложений по поводу строительства Божьего Храма:
Некоторые селяне предлагали построить часовню возле кладбища, хотя бы для отпевания усопших.
Другие односельчане предложили начать строительство с не большой церкви, потому что для этого потребуется меньше финансовых и физических затрат.
Третьи высказывали мнение о том, если уж строить церковь, то сразу строить такую же, как и была ранее, построенная нашими предками.
Подавляющим большинством голосов было принято окончательное
решение строить большую церковь, какая была ранее, а престол освятить, как и раньше, в честь Димитрия Солунского. Денежные средства для строительства храма было решено собирать с каждого работающего односельчанина, с учетом его возможностей и пожеланий. Все добровольные перечисления денежных средств должны концентрироваться на банковском счете, который необходимо открыть в ближайшее время.
Как известно, перед тем как начать строительство любого объекта,
обычно заказывают проект предполагаемого сооружения, который стоит больших затрат. Поэтому, с целью удешевления этих затрат на создание проекта, решили использовать имеющийся однотипный, готовый проект, ранее использованный при строительстве храма в городе Бугуруслане, и «привязать» его к местным условиям нашего села.
Вопрос об отведении земельного участка под строительство Храма
остро не возникал, потому что староста сельского поселения взял его под собственный контроль и заверил всех, что в ближайшее время он будет решен положительно. На этом же собрании была избрана двадцатка, староста и казначей.
Казалось бы, все основные формальности были разрешены в ходе
собрания, но на деле все оказалось иначе. За прошедшие четыре года, ни кто так и не предпринял ни каких мер для строительства Храма. Поэтому, вопрос о строительстве Церкви остается актуальным и на сегодняшний день.
Анализируя весь собранный мною материал по истории создания
села и Церкви, а также сложившуюся на сей день ситуацию, я пришел к выводу, что среди наших сельчан есть такие люди, которые способны объединить расколотые на части группы людей, провести работу по созданию активно действующей двадцатки, от которой будет зависеть дальнейшее возрождение Храма и духовности в нашем поселении. Именно сегодня Русскому Кандызу крайне необходимо вспомнить свои православные корни, которые на протяжении всех 400 лет служили спасению людей нашего села и приводили их к Христу, а это способствовало нравственному и духовному оздоровлению всех жителей нашего родного края.
Заключение
В процессе выполнения работы я изучил достаточное количество
архивных и исторических документов, периодическую печать, материалы, представленные священнослужителями, очевидцами происходивших событий, и пришел к выводу, что для возрождения духовности у молодого поколения необходимо, чтобы молодежь лучше знала историю православной культуры, историю своего родного края.
Заканчивая работу, могу с уверенностью сказать, что я решил поставленные задачи: мною собран и систематизирован материал по истории Храма Димитрия Солунского и по истории возникновения села Русский Кандыз, обработана и проанализирована периодическая печать, исторические и архивные документы по изучаемой теме. Мне удалось реализовать поставленную цель, а именно, я в полной мере изучил историческое прошлое Храма Димитрия Солунского и историю возникновения села Русский Кандыз, показал историческую значимость церкви и священнослужителей в жизни села и людей.
Из содержания работы следует, что нельзя жить полноценной
жизнью без знаний православной культуры, исторического прошлого своего родного края, без использования накопленного тысячелетнего практического опыта жизни людей, без правильного понимания смысла жизни на земле. Исходя из этого, необходимо помнить, что две тысячи лет назад Спаситель сказал Своей будущей Церкви:  «Вы - соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна (Мф 5, 13). И вот уже на протяжении двадцати столетий Православная Церковь хранит мир от духовного разложения. Совершенный мир нуждается в «осолении», в благодатном преображении, способном удержать его от окончательной духовной гибели и вечной смерти.
Сделать это может только Бог через Свою Церковь, «которая есть Тело
Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23).
Православная Церковь - духовная лечебница, а по слову Евангелия, «не
здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Она как духовный организм имеет в своей основе богом созданную природу - Тело Христа. И поэтому Церковь совершенная. А критические отзывы - это либо непонимание церковных традиций, либо просто незнание.
Православная Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность
всех верующих во Христа, делая их едиными, причем, объединяя разные поколения. Поэтому  для церковного человека историческая преемственность очевидна - у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский.  Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду православия  и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.
Вне зависимости от внешних факторов Церковь, хранимая Господом,
всегда оставалась неизменной Его служительницей и хранительницей Священного Предания. Меняются эпохи, исчезают государства, меняются нравы, но Церковь нерушима, она не зависит от того, какое количество стран и государств к ней присоединяется. Церковь  вселенская, она не может быть вписана в рамки культуры той или иной эпохи, Церковь определяет культуру. Она не может быть вписана в рамки одной страны или народа.       
Православная Церковь - это духовный организм. Утеряв духовность,
она останется только организмом со всеми его земными потребностями. Вот это можно наблюдать в  Церквах в западном мире. Они богаты, у них есть все, служители у них обеспечены, но нет духа Христова.
           Задача Православной Церкви - содействовать спасению людей, приводить людей к Христу, чтобы принять Святое Крещение, чтобы человек стал жить обновленной жизнью во Христе.
Цель же служения Церкви - нравственное и духовное оздоровление
общества. Спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христос оставил на  земле Церковь, чтобы в ней люди могли приобщаться вечной жизни. Церковь Христова, несущая человечеству свет истины  на протяжении двух тысяч лет, в наши дни  по-прежнему является кораблем спасения для всякой страждущей души. И поэтому верность Евангельским принципам и мужественное состояние в вере, соединенное проповедью Православия, должны стать прочным основанием для противостояния лукавому духу времени, сеющему губительные семена неверия и порока. Православная Церковь всегда предлагает человеку путь жизни, т. е. средства и силы измениться к лучшему.         
В духовном плане наша Церковь богатая, и своим лучшим богатством
она побеждает соблазны мира, сильные в материальном плане. Она объединяет в единое целое ныне живущих в ее ограде людей – Церковь земную, а также Церковь Небесную – всех праведников. Главою Церкви является Христос Спаситель.
Где-то широкая, где-то и узкая
К храму дорога. Где боль, где печаль.
Храм величавый святага СолунскогоТянет кресты в поднебесную даль.
Ты испытал на земле этой многое:
Был и поруган, порою гоним.
Шел в нашем мире тернистой дорогою
К вере Господней и к детям своим.
Золотом пусть купола не покрытые
и жемчугов не увидел твой крест.
Верой великой, святою молитвою
Ты освещаешь крестьянский окрест.
Скромно дорожка идёт к твоей паперти,
Ели зелёные дарят елей.
Место иконы святой Божьей матери,
Место молитвы и веры твоей.
Храму покоя святой Богородицы,
Тихой обители низкий поклон.
Кто-то помолится, низко поклонится,
Свечку зажжет у скорбящих икон.
Эта обитель для всех православная,
каждый здесь нужен и каждый здесь свой.
Вам прочитают молитву за здравие,
время придёт, и канон на покой.
Где-то широкая, где-то и узкая
к вере дорога. Где боль, где печаль.
Храм величавый святага Солунскоготянет кресты в поднебесную даль.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Н.Е. Стремский. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Книга 1. п. Саракташ. Оренбургская область 1998г.
Беседа с Мартыновым Михаилом Дмитриевичем 31.08. 2014г.,
6. 09. 2014г., 15.09. 2014г., 28.09. 2014г., 20.10. 2014г.
Разговор Мартынова Михаила Дмитриевича во время встречи с учащимися школы на классном часе 20.09. 2014г.
Интервью с Южевой Ольгой Александровной, прихожанкой храма Николая Чудотворца в день празднования Петра и Павла 2000г.
Личный материал Мартынова Михаила Дмитриевича.
Разговор Мартынова Михаила Дмитриевича в день памяти жертв политических репрессий 30. 10. 2014г.
Интервью с Давыдовой Клавдией Григорьевной 26.10. 2014г.
Интервью с Кожиным Семеном Григорьевичем 3.11. 2014г.
Воспоминания Сергейчева Евгения Константиновича 9.09. 2014г.
Интервью с Лукониным Иваном Васильевичем 5.11. 2014г.

Родник

Дмитриевская церковь, освященная в 1700 году.

Вид на Дмитриевскую церковь с южной стороны