План самообразования Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания
Индивидуальный план самообразования
учителя истории и обществознания МАОУ «Средняя школа № 8» г.КогалымаСороколетовой Татьяны евгеньевны
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Образование: высшее, Удмуртский государственный университет имени 50-летия СССР по специальности «история», квалификация «историк, преподаватель истории и обществоведения», 1987 г.
Квалификационная категория – высшая.
Индивидуальная тема самообразования: « СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД на уроках обществоведческого цикла — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Начало работы над темой – 2012 г.
Окончание работы над темой – 2018 г.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Основной формой организации обучения является урок, организованный в соответствии с принципами системно- деятельностного подхода.
Система дидактических принципов системно-деятельностного подхода:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
План самообразования соответствует стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе.
Цели работы над темой самообразования:
способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся через методы активного обучения (системно-деятельностный подход).
Задачи работы над темой самообразования:
изучить теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме активизация познавательной деятельности школьников;
изучить опыт городских пилотных площадок по введению ФГОС;
организовать атмосферу учебного сотрудничества «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель»;
использовать эффективные приёмы педагогической техники;
поддерживать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, используя системно-деятельностный подход в обучении;
продолжить мотивирование обучающихся для участия в конкурсах и олимпиадах разных уровней;
изучать литературу по теме «Теоретические основы организации проектной и исследовательской деятельности» и опыт работы учителей в данном направлении;
продолжить дистанционное обучение на педагогических сайтах.
Планируемые результаты:
разработка рабочих программ по учебным предметам с учетом системно- деятельностного подхода;
формирование у ученика положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподавания предметов;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, конкурсах различного уровня, в работе школьного методического объединения и городского педагогического сообщества учителей общественных дисциплин;
презентация результатов педагогической деятельности на заседаниях городского педагогического сообщества учителей общественных дисциплин, в сети Интернет.
план самообразования
Направление Организационно-педагогические
мероприятия Сроки
Научно-теоретическая подготовка
Совершенствование знаний теоретических основ предметов обществоведческого цикла Регулярно изучать специальную методическую литературу и нормативно-правовые документы.
Изучать передовой педагогический опыт учителей-новаторов и своих коллег.
Регулярное прохождение курсов повышения квалификации; дистанционных курсов, участие в вебинарах.
Участие в работе педагогических советах ОУ.
Участие в заседаниях ШМО и городского педагогического сообщества.
Посещение уроков учителей своей школы и школ города: изучение, анализ и использование опыта работы учителей-коллег. Взаимообмен педагогическими идеями.
Участие в педагогических конкурсах различного уровня: школьных, городских, областных, региональных и всероссийских Интернет-конкурсах.
2013 г.-2018 г.
Методическая подготовка
Совершенствование методики обучения истории и обществознания в рамках системно- деятельностного подхода
Совершенствование применения
здоровьесберегающих технологий Использование инновационных педтехнологий и передовой педагогический опыт в учебной и внеклассной работе (проектную деятельность, дифференцированное обучение, групповую и парную работу и др.)
Совершенствование методики организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Создание презентаций, видеороликов к урокам и внеклассным мероприятиям как своих, так и с участием обучаемых.
Разработка и корректировка рабочих программ по истории и обществознанию.
Прогнозирование конечных результатов обучения в соответствии с приоритетными целями и задачами обучения.
Целенаправленно и в системе вести работу по реализации программы «Здоровье».
Регулярно проводить диагностические исследования о состоянии здоровья детей.
Совершенствовать формы и приёмы работы по укреплению и сохранению здоровья обучаемых.
2013 г.-2018 г.
Психолого-педагогическая подготовка
Совершенствование знаний психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития детей Систематическое изучение теоретических знаний по психологии и педагогике.
Участие в теоретических и практических конференциях по данной теме.
Участие в работе педсоветов ОУ, ШМО и ГПС по проблемам психологии.
Изучать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся.
Проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся.
2013 г.-2018 г.
Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и повышении профессиональной компетентности
Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения
Личный творческий вклад в повышении собственной профессиональной компетентности и педагогического коллектива Проведение уроков в соответствии с современными требованиями, регулярно на уроках использовать дифференцированный, проектный и проблемные методы обучения, индивидуальные, парные и групповые формы работы (постоянно).
Использовать на уроках различные формы контроля, самоконтроля, рефлексии (постоянно).
Разработать программы работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися (постоянно).
Проводить консультации и оказывать помощь родителям по вопросам обучения и воспитания (постоянно).
Организовать коллективное участие обучающихся в международном Интернет-конкурсе «Эрудиты планеты» (2013 г.) Организовать участие обучающихся в мероприятиях, проводимых социальными партнерами (городской библиотекой, городской избирательной комиссией и др.) (постоянно) Активно участвовать в работе ШМО.
Делиться с коллегами опытом достигнутых результатов в форме творческих отчётов, обобщения опыта, презентаций, бесед и т.д.
Транслировать педагогический опыт для городского педсообщества (мастер – классы, метод. семинары, печатные публикации), создать собственный сайт в Инернете.
Принять участие в региональном конкурсе «Мой лучший урок» (2013 г.)
Принять участие в окружном конкурсе «Лучший учитель образовательного учреждения» (2014 г.)
Принять участие в муниципальном конкурсе «Лучший учитель образовательного учреждения» (2014 г.).
Принимать участие в профессиональных конкурсах. 2013 г.-
2018 г.