Статья Управление качеством подготовки учащихся в процессе решения задач по генетике.
Управление качеством подготовки учащихся в процессе решения задач по генетике. Тимакова Н.В.
Современная биология оперирует большим числом понятий, законов, фактов. Изучение теории не может ограничиваться только процессом её запоминания и воспроизведения. Теоретическая информация должна использоваться для анализа различных практических ситуаций, решения проблем и выдвижения гипотез. Качество подготовки учащихся по биологии определяется уровнем развития теоретического мышления и, следовательно, фактологические знания на уроках должны быть средством для анализа, оценки и преобразований теоретической информации.
В рамках проводимого в Лицее исследования по управлению качеством образовательного процесса разработана методика организации учебной деятельности при изучении раздела «Основы генетики». Чтобы сделать этот процесс активным, творческим и продуктивным в проведенном исследовании выявлены следующие приемы
1. Формирование основных генетических терминов и понятий.
Запоминание терминов должно быть осмысленным, для этого ученики должны знать перевод терминов, уметь находить общие корни в словах.
Например: ГЕН (греч. «генос» - рождение, образующий) – элементарная единица наследственности. Встречающаяся часть сложных слов «гомо…» (от греч. «Гомос» - равный, одинаковый) обозначает равенство, единство, однородность. Например: гомология, гомозигота, и др.
При каждой новой «встрече» со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии. Что способствует лучшему запоминанию.
2. Использование буквенной символики по Г. Менделю.
При введении буквенных обозначений генотипов и признаков уместно привести сведения из истории, сравнить понятия принятые Менделем и понятия современной генетики. Все это способствует более точному составлению схем скрещивания при решении задач.
3. Основные законы генетики.
При изучении законов генетики может быть несколько подходов:
«От фактов к теории». Ученикам предлагаются опыты по скрещиванию организмов и на основе этого формируются обобщения и гипотезы.
Второй подход построен на принципе «от теории к фактам». Учитель излагает закон, дает четкую формулировку, ученики должны подтвердить это фактами, примерами.
4. Решение типовых задач.
Задачи по генетике можно разделить на несколько типов в зависимости от применения той или иной закономерности. Задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, комбинированные задачи и т.д. Необходимо научить учеников ориентироваться во всем этом многообразии и легко определять тип задачи.
Для этого перед разбором определенного типа задач предлагается памятка. В ней даны некоторые понятия. Которые помогают определить данные задачи и решить их.
Например: Моногибридное скрещивание при полном доминировании.
Памятка для решения задач:
Используется первый Закон Менделя (Закон Единообразия).
Используется второй закон Менделя (закон расщепления): расщепление 1:2:1 по генотипу; 3:1 по фенотипу (1/4 часть потомства – рецессивные особи).
В качестве примера возьмем вариант генетической задачи.
Дурман, имеющий пурпурные цветки, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветками. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветки, должна давать чистое по этому признаку потомство?
Ход рассуждений: рассматривается один признак (окраска цветков) следовательно, задача на моногибридное скрещивание. Вводим обозначения.
Признак Ген Генотип
Пурпурная окраска А АА; Аа
Белая окраска а аа
Составляем ход скрещивания (рассуждение идет от обратного, то есть от соотношения числа потомков):
Р: Аа х Аа
а
а
А
А
G
F1 А А 2 Аа : аа
Пурпурный окрас белый окрас
30 9
Вывод: 30: 9 (3:1 II закон Менделя, закон расщепления)
АА составляет 1/3 часть, следовательно, 1/3 часть является чистой линией. Ответ: Пурпурная окраска (А) – доминантный признак, белая окраска (а) – рецессивный признак. 1/3 часть из 30 потомков имеющих пурпурные цветки является чистой линией.
Использование этих приемов позволяет развивать у учеников теоретическое мышление, которое включает в себя совокупность умений; различать и классифицировать закономерности законы и теории; определять вместо факта в системе закономерностей; находить факты которые не объясняются ни одной из закономерностей; составлять примерный план исследования. Эти умения формируются с помощью специально подобранных творческих заданий и работ, с помощью правильно организованной учебной деятельности. Результаты участия выпускников в ЕГЭ подтверждают эффективность используемой методики управленческих воздействий.