План-конспект урока по теме Линейные вычислительные алгоритмы 9 класс
Вычислительные линейные алгоритмы.
План-конспект урока по информатике, 9 класс.
Учитель информатики: Е.Н.ФанинаМБОУ Уджейская ООШ
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Цели урока:
- научить разрабатывать линейные вычислительные алгоритмы.
Задачи урока:
Образовательные:
- усвоение учащимися понятий линейный вычислительный алгоритм, блок-схема;
- совершенствовать умения и навыки в использовании операторов ввода, вывода присваивания.
2. Развивающие:
- развитие мышления учащихся, умений применять знания на практике;
- развитие самостоятельности, научно-практических навыков.
3. Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование (ПК + проектор + экран);
- программное обеспечение: приложение Microsoft PowerPoint;
- компьютерная презентация для объяснения нового материала «Линейные алгоритмы» (htt;//metodist.lbz.ru –электронное приложение к учебникам);
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Раздаточный материал:
- карточки: для практической работы, домашнего задания.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин.).
Актуализация знаний (повторение) (10 мин.).
Постановка целей на урок (2 мин.).
Изложение нового материала (10 мин.).
Практическая работа (18 мин.).
Итоги урока (2 мин.).
Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Актуализация знаний (повторение).
А, кто помнит, что такое АЛГОРИТМ? (Определение).
В сказках все алгоритмы записаны на естественном языке. А, какие формы записи алгоритмов известны в информатике? (Словесная, табличная, на языке блок-схем).
Запишите следующие алгоритмы (по возможности используйте разные формы записи):
Алгоритм1. Оформите в виде алгоритма рецепт приготовления каши из русской народной сказки «Каша из топора»
Отрывок сказки:
Поставил солдат топор вариться, помешивает, пробует. А старуха спрашивает:
- Ну, как? Вкусно?
- Скоро будет готово. – Отвечает служивый. – Жаль вот только, посолить нечем.
Подумала старуха, что можно немного соли дать:
- Посоли кашу, солдат, а то топор невкусный получится.
Служивый посолил, снова попробовал.
- Хороша будет каша! Ежели бы сюда ещё крупы добавить горсточку…
Старуха засуетилась, принесла солдату мешочек с крупой.
Добавил он крупы в котелок. Варил-варил, снова попробовал:
- Ох, и каша хороша, получилась, пальчики оближешь! Не лишне было бы чуток масла добавить, но если нет масла…
Старуха и договорить не дала:
- Как же нет! Немного масла найдётся.
Сдобрил служивый кашу маслом и говорит:
- Давай старуха хлеба, да будем приниматься за кашу. А топор жестковат, нужно ещё поварить.
Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма действия падчерицы (по мотивам сказки «Морозко»):
Послала злая мачеха падчерицу к роднику за водой. А чтобы она подольше не возвращалась, да не стучала спицами, мешая спать родной дочери, старуха дала падчерицы такое задания:
- Вот тебе вёдра на 5 и 7 литров, налей в кадушку воды, да чтобы было ровно 4литра. Не больше и не меньше!
Алгоритм 3. Оформите в виде алгоритма (кратко) поведение петушка из сказки А.С.Пушкина:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
4. Какие фигуры используются в блок-схемах, что они обозначают?
Постановка целей урока.
- Какой алгоритм называется линейным? (Алгоритм, в котором команды выполняются друг за другом последовательно).
Сегодня на уроке мы будем программировать линейные алгоритмы.
Изучение нового материала.
Существует большое количество алгоритмов, в которых команды должны быть выполнены последовательно одна за другой. Такие последовательности команд будем называть сериями, а алгоритмы, состоящие из таких серий, линейными.
Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.
Давайте изучим ещё несколько операторов: a div b –выдаёт целую часть от деления a на b; a mod b – выдаёт остаток от деления a на b; trunk(x) - выдаёт целую часть дробного числа x;round(x) - округляет число x по правилам математики. Например,
20div 3 = 6, 5mod2 = 1, trunk(3,545) = 3, round(3,545) = 4
Практическая работа.
Учащимся выдаются карточки с практическими заданиями.
Задание 1. Найдите значения выражения А mod (В div С+ 5) – 10, если А=35, В=6, С=4.
Задание 2. Отметьте выражения, которые относятся к целому типу.
1 + 0,0
20/5
sqr(5,0)
trunk(3,1415)
sqrt (4)
5 + round (12,7)
Задание 3. Запишите выражение по правилам языка Паскаль.
a+b-1,c+ de+f+0,5.
Задание 4. Перепишите выражение 1+ sqr(cos((x+y)/2)) в традиционной математической форме.
Задание 5. Дана неполная программа, предназначенная для вычисления площади треугольника, заполните пропуски, а в операторе вывода укажите параметры так, чтобы значение площади выводилось с двумя знаками после запятой.
Program square _ treug;
Var a. h;______________;
Begin
Writeln(‘введите длины стороны и высоты треугольника’);
Read (________);
S:=_________;
Write(S:_______________);
End.
Задание 6. Ведите свой возраст, рост, вес. Выведите на экран сообщение.
Для …. – летнего возраста рост… сантиметров и вес… кг очень подходят!
Задание 7. Вычислите среднее арифметическое и среднее геометрическое двух чисел.
Ответы:
-5.
1, 3, 4, 5, 6.
(а + b – 1,7) / (c + d/(e+f+0,5)).
1+ cos(x+y2).Real; real; a, h; (a*h)/2; 4; 2.
Program vozr;
Var a, b, c: integer;
Begin
Readln(a, b, c);
Write (‘Для’,a, ‘ – летнего возраста рост’, b, ‘сантиметров и вес’, c, ‘кг очень подходят!’);
End.
Program sr;
Var a, b, c, d: integer;
Begin
Writeln(‘введите два числа’);
Readln(a, b);
c:=(a+b)/2;
d:=sqrt(a*b);
Write(‘c=’, c:5:2, ‘d+’, d:5:2);
End.
Подведение итогов урока.
- В какой последовательности происходит вычисления команд в линейном алгоритме?
- Что является результатом вычисления функций div, mod, trunk, round?
VII. Домашнее задание.
Для выполнения задания дома, учащимся выдаются карточки с заданиями.
Задание 1. Расставить правильно скобки в выражении:
a + b/x – 2*y, так, чтобы оно соответствовало выражению:
a + bx-2 *y.
Задание 2. Удалить лишние скобки.
(a*(b/(c*(d/(e*f))))).
Задание 3. Написать программу для нахождения суммы цифр заданного трёхзначного числа.
Ответы:
a + b/(x – 2)*y/
a*b/(c*d/(e*f)).
Program sr;
Var a, b, c, d, sum: integer;
Begin
Writeln(‘введите трёхзначное число’);
Readln(a);
b:=adiv100;
c:=(a-b*100)div10;
d:=amod10;
sum:=b+c+d;
Write(‘сумма цифр числа’, sum);
End.