Конспект урока по литературе для 6 класса Зимнее утро. А.С. Пушкин


Урок по литературе «Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учеников с текстом стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина, выявить художественное своеобразие стихотворения (выявить средства художественной выразительности и цель их использования в тексте), определить тему (зимнее утро), выявить идею веры в светлое будущее, несмотря на мрачные воспоминания, идею любви к природе, идею свободы в стихотворении.
Развивающие: развивать умение воспринимать информацию на слух, умение анализировать художественный текст, умение определять тему и идею текста, умение высказывать свои эмоции и слушать дргих, развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, любовь к природе.

Цели этапа Деятельность учителя, учеников Средства Результаты
предметные метапредметные
1. Настроить учеников на восприятие поэтического текста Беседа по вопросам:
Вы любите зиму? Почему? Какие ассоциации у вас вызывают ясные морозные зимние дни? А дни зимней бури? Умение высказываться
2. Подготовить к восприятию текста стихотворения, соотнести материал с имеющимися знаниями. Рассказ учителя об истории создания стихотворения с элементами беседы:
Каждое из произведений писателя и поэта часто автобиографично. И мы с вами уже сталкивались с этим явлением. Давайте вспомним, в каких произведениях автор говорит не только о ком-то, но и о себе. Может быть это один из изученных нами рассказов? («Уроки французского» В. Распутина, «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева.) Или стихов? («Зимний вечер», «Няне» А.С. Пушкина.) Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведённые в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым Пушкин заехал на этот раз по дороге с Кавказа. Умение сопоставлять тексты, знание об истории создания стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Умение быстро ориентироваться в известной информации, умение восприниать новую информацию на слух
3. Знакомство с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Выразительное чтение стихотворения учителем Художественный текст Знание текста стихотворения Умение слушать
4. Выявить особенности восприятия учениками стихотворения Беседа по первому впечатлению: какое впечатление у вас осталось от стихотворения? Какие ассоциации оно пробудило? Какое настроение создает это стихотворение? Умение высказывать свои эмоции и слушать других
5. Углубленное знакомство с текстом призведения Прочтение стихотворения учащимися с заданием: подчеркнуть непонятные слова. Художественный текст Знание текста стихотсворения «Зимнее утро» Умение обрабатывать информацию
6. Подготовка к анализу художественного произведения Словарная работа:
Аврора - в греческой мифологии богиня утренней зари.
Нега - наслаждение (устар.);
Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
Вечор - вчера (диал.);
Звезда севера - самая яркая звезда.
Нынче - сейчас (устар.);
Озарена - освещена (устар.);
Велеть - приказать (устар.);
Запречь - запрячь, запрягать (диал.);
Предадимся - отдадимся (устар.).
Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев, драгоценное вещество, которое используют в изготовлении украшений.
Янтарный - прозрачно-жёлтый. Словарные статьи, текст стихотворения Понимание слов устаревшей и диалектной лексики Пополнение словарного запаса
7. Анализ стихотворения, выявление средств художественной выразительности, цель их использования в тексте.
Анализ первой строфы:
1. Выразительное чтение мастером художественного слова
2. Вопросы:
-Какое настроение создает автор в первой строфе? При помощи каких средств он это делает? (эпитеты: день чудесный, друг прелестный; обращения, сравнения: звездою севера; аллитерация, синтаксические средства: восклицания)
- Кто-нибудь заметил какое-либо противоречие в этой строфе? (мороз и солнце) Почему день чудесный? (чудесно сочетание мороза и солнца – тепла и холода)
Анализ второй строфы:
-
1. Выразительное чтение мастером художественного слова второй строфы.
2. Беседа по вопросам:
Какое настроение создает автор во второй строфе? При помощи каких стредств? (олицетворения: вьюга злилась, мгла носилась; сравнения: как бледное пятно; эпитет: тучи мрачные, обращение, аллитерация)
- Какую синтаксическую особенность мы замечаем в последней сроке? Как мы можем объяснить использование многоточия? (Смена настроения)
Работа в группах. Первый вариант выписывает все определения из первой строфы, второй вариант – из второй.
сегодня вчера
Чудесный, прелестный, северный Мутный, бледный, мрачный, печальный
Мы наблюдаем смену настроения на лексическом уровне. Скажите, к каким словам относятся эти эпитеты? Выпишите также существительные
сегодня вчера
Мороз, солнце, день, друг, красавица, взоры, Аврора, Звезда Вьюга, небо, луна, пятно, тучи
Художественный текст, таблица Умение выявлять средства художественной выразительности, определять цель их использования, умение понимать лирический настрой произведения Умение анализирован, умение составлять таблицы
На какие тематические группы мы можем разделить существительные? («друг прелестный» и природа). Какое изенение прежде всего показывает автор? (смену погоды, состояния природы). И через смену состояния природы мы узнаем изменение настроения лирического героя.
Анализ третей строфы:
1. Выразительное чтение мастером художественного слова.
2. Какое настроение мы видим в этой строфе? При помощи каких средств? (эпитеты, метафоры, анафора.). Какое особенное средство художественной выразительности мы наблюдаем в этой строфе? Обратите внимание, что означают прилагательные. (цвета). Этот прием называется цветопись. В первой строфе автор называет день чудесным. Отыщите «чудесное» в этой строфе (лес чернеет).
Анализ четвертой строфы:
1. Выразительное чтение мастером художественного слова.
2. Беседа по вопросам:
Какое настроение создается в этой строфе? Как изменилось пространство? (уютная комната). При помощи каких средств создается? (эпитеты: янтарный блеск, веселый треск; аллитерация) Какие синтаксические особенности имеет второе, последнее предложение в строфе? (обращение, вопрос) Зачем автор использует эти приемы? (динамика размышления лирического героя.)
Анализ пятой строфы:
1. Выразительное чтение мастером художественного слова.
2. Вопросы:
Какие изменения во времени и пространстве мы наблюдаем? ( из комнаты – на простор природы, обращение к прошлому – «недавно столь густые») Какую роль играют эти изменения? (На просторе природы лирический герой чувствует свободу, природа ему мила. Но прошлые дни вызывают тоску).
8.
Обобобщение информации, подведение итогов анализа. Итоги анализа:
К кому обращается лирический герой? Как он относится к этому человеку? Как это выразилось? (Обращения: «друг прелестный, красавица, друг милый») Какие у вас догадки, кто это? Ученые до сих пор спорят, о том, кто этот «друг и не могут прийти к одному мнению. Как вы думаете, о чем это может говорить? (яркие воспоминания)
- Что такое тема? Какова тема стихотворения? (зимнее утро)
- Что такое идея? Какова идея стихотворения? (Изменение состояния лирического героя вчера и сегодня через изменения состояния природы. (сегодня мир воспринимается ярким, радостным, а вчера – мрачным, злым), любовь к свободе, грустные воспоминания). Идея оптимизма, веры в светлое будущее, несмотря на мрачные воспоминания, любовь к свободе.
Художественный текст Понимание темы, идеи стихотворения «Зимнее утро» Умение обобщать полученную информацию, делать выводы
9 . Соотнести литературный текст с реальной жизнью учеников, развивать творчесике способности Домашнее задание:
Стихотворение запечатлело яркие воспоминания А. С. Пушкина. Мы чувствуем восхищение природой, она вдохновляет поэта. Как чувствует себя его лирический герой на природе? (он любит природу, чувствует единение с ней, изменения природы побуждают героя наблюдать изменения собственного состояния). Вы чувствовали когда-нибудь нечто подобное. Вспомните пожалуйста такой момент из собственной жизни и напишите сочинение на тему «Почему я люблю природу». Попытайтесь использовать в своем тексте средства художественной выразительности. Умение обогащать речь средствами художественной выразительности Развитие творческих способностей, умение создавать собственный художественный текст, воспитание любви к родной природе.