Проектирование урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе
Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Подготовила Иванова Л.К.(учитель русского языка и литературы МБОУ «Саклов-Башская СОШ»)
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт),поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД?
На мой взгляд, данные универсальные учебные действия успешно формируются посредством модульной технологии. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.
Что дает модульное обучение? Оно позволяет сократить учебный курс дисциплины без ущерба для полноты изложения и глубины материала. Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение? Прежде всего необходимо разобрать модульную программу (МП), состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения. Чтобы составить модульную программу, необходимо выделить стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения содержания учеником и ориентация на его использование в практике, а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из КДЦ выделяется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели. Поэтому каждая идея ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ), каждой ЧДЦ соответствует один УЭ.
Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля.   На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.
   Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки.  Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.  
В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации. 
       Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг,  алгоритм – можно назвать как угодно).
Каждый шаг   имеет свои функции.
Шаг № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.
Шаг № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:
первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)
осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)
Шаг № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а шаг № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).
Шаг № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.
Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 столбцов: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. При  разработке  каждого  учебного  элемента  необходимо  заготовить  ученику  советы  по  работе  и  указание  на  то,  что  надо  делать  на  том  или  ином  этапе.  Такое  указание  может  содержать  схему.  Например,  в  зависимости  суммы  заработанных  баллов  ученику  предлагается  либо  выбрать  корректирующее  задание  (КЗ),  либо  перейти  к  следующему  элементу  (УЭ-2).  То есть, если  сумма  баллов  меньше  4,  ученик  выполняет  КЗ;  если  сумма  баллов  равна  или  больше  4 – переходит  к  следующему  УЭ. Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради  или  в  оценочном  листе.
Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету, личности учителя, школе.
На уроках русского языка в татарской школе модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.
При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.
    В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты.  Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради. В конце урока каждый вновь обращается к записи поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:
1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.
2. Достигли ли вы целей урока?
3. Оцените свою работу на уроке:
«5»  все задания выполнены верно;
«4»  выполнил все задания, иногда ошибался;
«3»  выполнил половину задания;
«2»  почти ничего не смог выполнить.
5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:
а) проработаю материал модуля еще раз;
б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;
в) сделаю творческое задание;
Чем меня заинтересовала эта технология?
1) осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);
2) создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);
3) дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые)
4) решается проблема домашних заданий (все мы знаем, что без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно ( тем более в национальной школе, где учащиеся слышат русскую речь только на уроках рус. языка и литературы да по телевизору), раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится каждодневно выполнять домашние задания (система оценивания знаний ученика по теме: возможность получить 10 баллов за домашнее задание + 20 баллов за самостоятельную работу (10 – за теорию. 10 – за практическую часть) = “5”)
5) большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке (главное для наших учащихся – создать такие условия, чтобы ученики больше читали, говорили, общались на русском языке)
 Применение модульных программ.
    В своей работе использую   модули при изучении программы по русскому языку в 9 классе, в 5 – 8 классах - только элементы модульного обучения при прохождении определённых тем. Считаю, что данный подход целесообразен, так как необходимо помнить: 1) о постепенном введении модулей в учебный процесс; 2) о невозможности применения данного метода на любом материале (малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал); 3) о том, что составление модулей довольно трудоёмкий процесс и занимает много времени.
   Практика показала, что использование модульного обучения на уроках русского языка весьма эффективно при изучении видов сложного предложения в 9 классе. Именно эти темы позволяют ученикам максимум времени работать самостоятельно.
Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися.  Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков  литературы  и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать. Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.
    Так на уроке   по басням Крылова дети получают задания разных уровней для анализа басен: 1 группа – прочить выразительно, подумать, о каком пороке говорит автор, найти мораль басни. Ребята 2 группы читают басню по ролям, находят крылатые выражения, определяют идею, художественные средства, используемые автором для создания образов.
    Учащиеся 3 группы, определив мораль басни, пишут  сочинение на тему данной басни  или пытаются сами написать басню.
Модульный урок в 6 классе по теме «НЕ с именами существительными» (фрагмент):
УЭ №
Учебный материал с указанием  задания
Советы учителя
Формирование УУД (не даётся ученикам)

УЭ – 0




УЭ-1 (10 мин)
Цель: выяснить условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными; уметь различать не – приставку, частицу, часть корня.
Прочитайте правило на стр. 100 (орфограмма № 32). В таблице перечислите условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Условия слитного написания НЕ
Условия раздельного написания НЕ

1.
Пример:
1
Пример:

2.
Пример:



Обсудите в группе полученную таблицу. Проверьте, все ли условия сформулированы, соответствуют ли примеры указанным условиям? Если всё верно, переходите к УЭ – 2.



УЭ – 2.
Цель: научиться видеть условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными;
уметь различать не – приставку, частицу, часть корня.
С опорой на таблицу выполните упр. 238.
Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.  Если  набрали  4 балла,  приступайте  к  УЭ-3. Если  набрали  меньше  4 баллов,  выполните  КЗ.



Корректирующее  задание
Выполните упражнение  по алгоритму:
1.Употребляется ли слово без НЕ?
2. Есть ли противопоставление с союзом А?
3. Можно ли заменить слово синонимом без НЕ?
Используя алгоритм, докажем правильность написания НЕ с существительными: устать с непривычки; не внимательность, а рассеянность; нерешительность характера; странный незнакомец.
Оцените  правильность  выполнения  КЗ по ключу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.
Если трудности в понимании правила остались, можно получить консультацию у учителя или у товарища по классу.



УЭ-3 и т.д.




УЭ-5
Итоговый контроль.
Цель: оценить уровень  усвоения  нового  материала.
(даётся тест)
Проверьте  тест (ключ в проверочном листе).
Внесите  баллы  в  оценочный  лист.



Рефлексия:
Как  вы  считаете, достигли  ли  вы  поставленной  цели?
-  Чему  научились  на  уроке?
Завершите  заполнение  оценочного  листа.
 Подсчитайте  количество   баллов,  оцените  свой  труд.
23 – 25 баллов –  «5»
18 – 22 баллов –  «4»
15 – 17 баллов –  «3»
Если  вы  не  достигли  желаемого  результата,  не  огорчайтесь.  На  следующем  уроке  у  вас  будет  возможность  его  улучшить



Домашнее задание:
1) учащиеся, набравшие от 18-25баллов: рассказ о написании НЕ с существительными с примерами; упр. 243.
2) 15 – 17 баллов - составить таблицу «Написание не с существительными» с примерами на каждое условие написания из упр. 242;
3) менее 15- перенести таблицу из УЭ – 2 в тетрадь, из упр.238 выписать в таблицу примеры, выделить графически орфограмму.


Цели:Модульный урок по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Как определить спряжение глагола.
Урок - практикум.
Цели для учащихся:
В конце темы должны знать:
Способ определения верного написания безударного личного окончания Глагола.
Должны уметь:
Правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов.
Графически обозначать орфограмму №25.
Употреблять глаголы в речи.
УЭ – 1 Проверка домашнего задания. Групповая работа по карточкам

Цель: - повторить знания о личных окончаниях глагола;
- повторить знания о спряжении глагола;
- продолжить формировать умение определять безударные личные окончания глаголов.
УЭ – 2 Распределительный диктант. Общеклассная работа
Цель: - закрепить умение применять способ определения верного написания безударного личного
окончания глаголов;
- правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов.
Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставить пропущенные буквы. Выделить орфограмму №25.
Смотршь и видшь, вздыхашь и дышшь, начертшь и нарисушь, отрубшь – не приставшь, сешь и вешь, слушашь и слышшь, напилшь и наколшь, вертшь и гоншь, держшь и включашь.
УЭ – 3 Языковая разминка. Групповая работа по карточкам
Цель: - закрепить умение правильно писать гласные в безударном личном окончании глаголов;
- закрепить умение употреблять глаголы в речи.
УЭ – 4 Зрительный диктант. Общеклассная работа
Цель: - проверить умения:
- умение правильно писать слова с изученными орфограммами;
- умение обозначать условия выбора изученных орфограмм.
Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок.
Встретш весной весничку, обрадушся и вскоре перестанш ее замечать! Вернее, и видш, и слышш ее, но она уже не так привлекат внимание; птицболее яркие и голосистые отвлекат тебя. Но потом, к осени, очень жалеш, что отвлекался, не нагляделся на весничку досыта, (не) наслушался ее песен в запас. И тебе уже (не) хватат ее, и ты начинаш скучать, - и снова ждеш и торопш весну.
УЭ – 5 Подведение итогов.
УЭ – 6 Задание на дом. Разноуровневые задания
Общеклассная работа
Цель: - закрепить умение правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов;
- закрепить умение графически обозначать орфограмму №25;
- закрепить умение употреблять глаголы в речи.
Выполнить упражнение 696, стр. 260.
Повторить параграф 119, стр. 255.
Записать алгоритм рассуждения «Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием глаголов».
«Проверь себя, сверься с партнером»
Вставить пропущенные глаголы, определить спряжение, применяя способ определения верного написания безударных личных окончаний глаголов.
Графически обозначить орфограмму №25.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро густою пеленою. Вдруг ночь буран со всей яростью, со всеми своими ужасами пустынный ветер на приволье, снеговые степи, как пух лебяжий их до небес. Все белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Все , все: земля, небо, воздух, небо превращались в пучину кипящего снежного праха, который глаза, дыхание, , , , , , со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и все, что ему ни попадалось.
Слова для справки: обтянуть, задернуть, настать, наступить, разыграться, взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, реветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, обвиваться, душить.
«Проверь себя, сверься с партнером»
Составить таблицу личных окончаний глаголов. Использовать свои примеры.
«Проверь себя, сверься с партнером»
Выполнить в учебнике упражнение 686, стр. 257, применяя способ определения верного написания безударных личных окончаний глаголов.
Графически обозначить орфограмму №25.
«Проверь себя, сверься с партнером»
Составить таблицу личных окончаний глаголов. Использовать свои примеры.
«Проверь себя, сверься с партнером»
Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения. См. стр. 255 или по тетради.
Рассказать наизусть глаголы-исключения партнеру по парте. Сверить с таблицей.
Вписать на доске в алгоритм рассуждения «Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием» исключения на –ить, 4 на –ать, 7 на –еть.

Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
-изучение нового материала
-комплексное применение знаний
-обобщение и систематизация знаний
-комбинированный урок
-учетно-контрольный
-урок коррекции
   Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1-4 уроки модульные, а 5-6 – традиционные.
 Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки:
-навык внимательного чтения;
-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
-умение вычленять противоречия;
-умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
-исследовательские умения;
-умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;
-навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
-умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
-умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
    Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Таким образом, модульная технология позволяет формировать на уроках предметные и метапредметные результаты; позволяет реализовать индивидуально-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. С помощью данной технологии осуществляется дифференциация процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим ученикам и возврату к запущенному материалу отстающим ученикам. Учитель может разнообразить формы работы учащихся, указав в учебных модулях ссылки на учебный материал (просмотр учебного фильма, электронных тестов, тренажёров, электронные справочники и т.д.), на основе которых будут выполняться задания, тем самым учащиеся получат возможность использовать в своей работе разные источники информации для достижения поставленных учебных задач.

Литература:
СусловаП. Т. Модульная технология - комфорт учителя, комфорт ученика. (на уроке математики), ж. Башкортостан укытыусыхы. 1999, №8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 1997.
Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
9ђ Заголовок 1гђ Заголовок 215