Методическая разрабртка урока по теме Ратный подвиг донских казаков
Тема урока «Ратный подвиг донских казаков»
Цели урока:
- сформировать представление об участии и роли казаков Дона в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;
- развивать умения работы с историческими документами, умение анализировать, выделять главное ,сравнивать, делать выводы;- на примере подвига донских казаков продолжить воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за своих предков.
Задачи урока:
- показать готовность казаков и всех жителей Дона к самопожертвованию во славу Отечества;
- рассмотреть на примерах участия казаков Дона в сражениях Отечественной воины преемственность боевых традиций по защите Родины;
- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с историческим текстом, картой, мультимедиасредствами, по анализу и обобщению материала, по умению перевоплощения.
Задействованные педагогические технологии:
традиционная,
компьютерная технология,
технология межпредметных связей,
проблемного,
развивающего обучения.
Межпредметные связи: история, МХК
Форма организации деятельности:
фронтальная,
групповая
индивидуальная
Методы:
Проектный, словесный, наглядный, практический.
Средства обучения:
1.Учебник «История России 19 в.», А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, 8 кл.
2.История Донского края (17-19 вв.),Н.В.Самарина, О.Г.Витюк3.История донского казачества, А.В.Венков
4.« Верхнедонцы» 100 биографий казаков Верхнедонского округа, Ю.Карташов
5.Донское казачье войско в 1812-1814 гг., Калинин С.Е.
6.Историческая карта « Отечественная война 1812 года»
7.Интерактивный диск «Витязь на распутье»
8.Презентация
9.Компьютер
Эпиграф урока: «Дайте мне казачьи полки, и я пройду с ними весь мир» Наполеон»
Проблемное задание:«Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
План урока.
1.Мотивация
2. Мониторинг ранее изученного материала по теме «Отечественнаявойна 1812г.»
3.Изучение нового материала
1) Работа с историческими источниками
2)Реализация заданий
3)Решение проблемного задания
4.Рефлексия
5.Домашнее задание
Ход урока
I Оргмомент.
Класс делиться на пять групп произвольно (каждый учащийся вынимает жетоны одного из пяти цветов). Учащиеся рассаживаются по группам.
2.Мотивация. Поиск и формулирование темы урока.
1.Что? Мы изучали на предыдущих уроках.
2.Где? На чьей территории шла война.
3.Когда? Это было.
Прочитайте слова Наполеона «Дайте мне казачьи полки, и я пройду с ними весь мир» и подумайте в чем их смысл и о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке. Какова его тема? Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 1
Тема урока « Ратный подвиг донских казаков»
Слайд 2
Прочитайте слова А.С. Пушкина . «Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
Подумайте над вопросом поэта. К нему мы вернёмся в конце урока.
2.Мониторинг ранее изученного материала по теме «Отечественнаявойна 1812г.»
Работа на интерактивной доске. (Диск «Витязь на распутье)
-Давайте вспомним основные события Отечественной войны 1812 года.
Задание 1.Переместить событие на карте
-Какие воинские части принимали участие в войне?
Задание 2. Определите типы воинских частей
Представители групп выходят к доске и выполняют задание.
3. Изучение нового материала
1)Казаки в начале войны.
Учитель
-Почему война получила название Отечественная, народная?
«В истории донского казачества было немало славных дел, но, безусловно, участие в войне 1812 года, Отечественной войне, прославило казаков как ни одна другая военная компания. Так в чём же состоял подвиг донских казаков, наших земляков? Это мы попытаемся узнать на сегодняшнем уроке.
Работа с источниками.
Каждая группа получает текст работы Калинина С.Е. Донское казачье Войско В 1812-1814 гг. Пособие « История донского казачества», А.В.ВенковаОрганизуется работа в группах. Учащиеся находят в источниках ответы на вопросы
1.Сколько донских казачьих полков находилось в составе русской армии накануне вторжения французских войск?(65 донских казачьих полков, из которых 27 полков и 2 конно-артиллерийские роты под командованием М.И. Платова несли аванпостную и сторожевую службу на границе с Австрией и Польшей»2.Как были укомплектованы части?( укомплектованные по штату людьми, зарядами и прочими принадлежностями сполна)
3. Какие задачи возлагались на казачьи части? (Прикрывать отступление 1 и 2 русской армий, а также нести аванпостную, сторожевую и разведывательную службы)
4.Чем ещё одновременно занимались казаки(Эвакуацией припасов, оружия, амуниции, больных и раненых, аптек, казны, сопровождали обозы)
5.Кто командовал казачьими полками? (Атаман Платов)
Слайд 3
А что вы знаете об этом герое?
6.Где донцы одержали первую победу над Наполеоном? ( У местечка Мир-27-28 июня. Это была первая победа русской армии)Слайды 4,5
2)Героические страницы донского казачества.
Давайте далее проследим героический путь казаков, используя исторические документы. Места событий, о которых идёт речь, Вы будете отмечать флажком на карте.
Группы получают тексты документов, об участии казаков в войне 1812 года
Работа с документом №1 (1 группа)
«22 июля 1 и 2 армии соединились под Смоленском, разрушив планы Наполеона разбить их по одиночке. В связи с решением военного совета
дать бой под Смоленском, казаки атамана Платова были переведены в авангард объединенных армий и 27 июля участвовали в разгроме крупного
отряда под командой Монбрюна и Себастиани у местечка Молево Болотов»
Рапорт Платова М. о победе над неприятелем при деревни Молево -Болотов-главнокомандующему 1-ой Западной армией Барклаю-де-Толли.
«...тут вышло упорное сражение, так что неприятельский кавалерийский полк с батальоном пехоты сражался против картечных выстрелов наших и даже приближался к пушкам..., чему доказательством служит то, что артиллеристы и артиллерийские лошади были ранены неприятельскими пулями. Тогда с нашей стороны со всех пунктов сделана на неприятеля сильная атака, и неприятель с божией помощью храбростью российских войск совершенно опрокинут и преследован на 2-х верстное расстояние... неприятель потерял большое количество - ежели не больше, то по крайней мере половину кавалерийского корпуса его, из пехотного осталось не более 100 человек, и те спаслись кустарниками. В плен взято: полковник полка конно-егерского, подполковник гусарский, майор один, обер-офицеров 7, унтер-офицеров и рядовых не сочтено. Неприятель пардона не просил, а войска российские его императорского величества, быв разъярены, кололи и били его...»
-Как изменилась роль казаков после соединения армий?
-Какие выводы вы можете сделать на основе этого документа?
-Покажите на карте место этого сражения?
-Но несмотря на упорные бои русская армия отступала. Необходимо было генеральное сражение.
-О каком сражении писал А.С.Пушкин?
« Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые…
»-Когда оно произошло?
«Документ 2( Отрывок из исторического повествования А. Корольченко « Атаман Платов») Учащиеся второй группы представляют его в форме инсценировки.
«Случайно взглянув влево, в сторону Бородино, Наполеон увидел скачущего во весь опор всадника. «Опять адъютант с просьбой», — с досадой подумал он.
Всадник взлетел на холм, на ходу соскочил с коня, едва при этом не упав, и, не добежав до Наполеона, вскричал:
— Ваше величество, там казаки! Казаки там! Они зашли нам в тыл и продвигаются!
В свите генералов и офицеров, стоявших поодаль, произошло замешательство.
— Болван! — негромко, но отчетливо ясно произнес император. Лицо его изменилось, вытянулись в ниточку тонкие губы. — Говорите ясно, что и где произошло?
— Ваше императорское величество, — с трудом переводя дыхание, продолжал офицер. — Там, в лесу, где наши обозы, казаки!.. Они обошли фланг!
— Кто вас послал?
— Я из дивизии Орнано. Послал сам генерал.
Наполеон хотел что-то спросить, но увидел другого всадника.
— Ну вот, еще один! А что скажет он?
— Там казаки, ваше величество! Они напали на нас и все крушат! Войска генерала Дельзона смяты!
— А что же Богарнэ? — Наполеон перевел взгляд на стоявшего рядом начальника штаба. — Разве он не в состоянии без меня принять меры? — Это звучало укором и Бертье.
— Конечно, он должен был…
— Они захватили уже обозы… — продолжил было второй адъютант, но взгляд императора пресек его.»
-О каком эпизоде Бородинского сражения идёт речь? (Рейд Платова и Уварова)
Слайд 6
-Как вы оцениваете роль казаков в Бородинской битве?
-Какая ситуация сложилась после этого сражения?
-Почему Кутузов говорил, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия?
-В чём состояла наша главная задача на данном этапе войны? (укрепление армии)
Документ 3 (группа 3)
Русская армия оставила Москву. М.И. Кутузов писал Александру I:
«Вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Теперь, в недалеком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и, пока армия... цела и движима известною храбростию и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества». Кутузов готовил контрнаступление. Русская армия собирала силы. Для этого пополнялась она новыми силами, формировались отряды народного ополчения, подготавливались партизанские отряды. Атаман Платов был инициатором дополнительной мобилизации на Дону, и в Тарутинский лагерь, в конце августа прибыли 22 тысячи казаков. Донское дворянство пожертвовало 1500 лошадей, 100 тыс. рублей для снабжения ополченцев всем необходимым. А М.И. было поручено возглавить вновь прибывшие казачьи полки.
7 октября началось отступление французской армии из Москвы, и казачья кавалерия М.И.П. приняла самое активное участие в преследовании и поражении противника. Кутузов поручил казачьему корпусу Платова преследование противника, отступавшего по Смоленской дороге.
Из журнала боевых действий, описание Тарутинского боя. 5-8 октября
« казаки под командою графа Орлова -Денисова, подкрепляемые кавалериею под командою генерал-адьютанта Меллера-Закомельского, 2,3,4 корпусов, ударили столь быстро на беспечного неприятеля, что он, долго не державшись, предпринял ретираду, которая потом сделалась б13 октября.
Казачья кавалерия вела успешные действия под Вязьмой, Смоленском, Красным. По ходатайству Кутузова указом царя от 29 октября предводитель казаков был возведен в графское достоинство »
-Какова роль казаков на данном этапе войны?
- Почему атаман Платов был возведён в графское достоинство?
Слайд 7
Документ №4 (группа 4)
Рапорты М.И.Платова об успешном преследовании бегущих войск неприятеля.
20 октября 1812г.
«Неприятель преследуем столь живо, что я могу донести, что он бежит так, как никогда никакая армия ретироваться не могла. Он бросает на дороге все тяжести, больных, раненых, и никакое перо историка не в состоянии изобразить картину ужаса, которое он оставляет на дороге. Нет 10 шагов, где бы не лежал умирающий, мертвый или лошадь»
« Сверх ежедневного поражения неприятеля в преследовании, мы сражались с ним жестко в боях, а именно, когда он останавливался и сильно упорствовал, защищая занимаемые им позиции с отчаянностью: октября 13 у Малоярославца, 14-го у г. Медыня, 19-го при Колоцком монастыре, 20-го пред Гжатском, 22-го пред Вязьмой, 23-го у с. Семлево, 26 и 27 в окрестностях р. боль, 3 и 4 ноября пред Смоленском и при занятии этого города, 8,9,10 от Сырокоренья до Гусятина, 11 у Орши, 16 при Плещенцах, 17 у Борисова, 24 при Молодечне, 28 у Вильно...»
Последнее крупное поражение было нанесено Наполеону в сражении на Березине, после которого, как известно, большая армия перестала существовать. Из рапорта Платова: « Переправа через Березину 16 числа сего месяца стоила неприятелю много более 10 тыс. человек, потому что он сильно теснен был с трех сторон: от армии Чичагова, от корпуса Витгенштейна и от меня»
Что нового вы узнали из рапорта Платова об отступлении Французской армии?
Где произошли жестокие бои с участием казаков?
Где было нанесено последнее крупное поражение Наполеону? Участвовали в нем казаки?
Слайды 8,9
Документ 5(группа 5)
Под Лейпцигом в знаменитой «битве народов», Наполеон дал генеральное сражение рассчитывая изменить ход войны. Таранный удар французов был настолько мощным, что им удалось прорвать 3 русских линии из 4-х. Александр I обратился к последнему своему резерву - охранному казачьему отряду полковника Ефремова «Казаки, остановите!» Казачья лава с пиками наперевес с гиком и свистом ударила во фланг французской кавалерии, французы стали отходить, русские сомкнули фронт и пошли в перед. После боя Александр обнял Ефремова, расцеловал и собственноручно наградил его орденом Георгия. А Платов был награжден орденом святого Андрея Первозванного.
Во Франции казачий отряд штурмом взял г. Намюр в феврале1814г. Подступив к городу, Платов выслал парламентера с предложением сдаться. Ответ был краток «Река обагриться кровью, но город не сдам, храбрость и решительность французов всем известны». Тогда Платов отдал приказ бомбардировать город артиллерией, а ночью казаки пошли на штурм, но перед штурмом казачий атаман применил хитрость: он приказал развести костры в разных местах, будто к нему беспрестанно походит подкрепление. После падения города комендант недоумевал, где же находится русская пехота. Когда ему объяснили в чем дело, обманутый француз сказал: «Я должен быть расстрелян за свою оплошность».
31 марта 1814г. донские казаки в авангарде русской армии во главе с Платовым вошли в Париж»
-Почему в решающий момент битвы под Лейпцигом Александр обратился к казачьему отряду полковника Ефремова?
-Какие качества казаков характеризует этот документ?
-В чём проявился полководческий талант Платова?
3)Казаки Верхнего Дона в войне
-Как вы думаете, участвовали ли казаки нашего Верхнедонского района в Отечественной войне?
Познакомьтесь с выдержками из работы Ю.Карташова«100 биографий казаков Верхне-Донского округа» назовите наших земляков-героев.
Слайды 10,11,12,13
-Можем ли мы гордиться нашими земляками?
-Отечественной войне посвящены многие произведения литературы, музыки, живописи, архитектуры. Какие из них вы знаете?
-А как вы думаете у верховых казаков есть подобный памятник?
-Вы знаете, где находиться Елань? Кто был там на экскурсии?
Слайд 13
Решение проблемного задания.
4)Решение проблемного задания
Слайд 2
-Давайте снова обратимся к вопросу А.С.Пушкина «Кто же нам помог победить французов?»
Учащиеся делают вывод о главной причине победы русского народа в войне и роли казаков в ней.
4.Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что больше всего понравилось?
Выставление оценок. (Члены группы сами оценивают работу каждого учащегося в группе)
Учитель.
«Смотри, какой народ жил и живет в Донском крае! Помни, какие высокие идеалы создавали твои предки. Живи и трудись для возрождения казачества на Дону!»
4.Домашнее задание
Эссе на тему «Наш край в Отечественную войну 1812 года»