Беседа Обряды и обычаи казаков. Великая Пасха
Великая Пасха
(ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ)
В степях Кубани, как известно, лесов было мало. Может быть, поэтому казаки с особым чувством относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. О нем даже слагали песни. В одной из них были такие строчки:
Уж ты верба моя.
Листом кучерявая,
Ты не стой, не стой,
Ой, да верба моя,
Над речкою быстрой.
И в самом деле, трудно представить тогдашние полноводные степные реки без огромных вековых ив - стволы в три обхвата! -что видны издалека в любую погоду.
Их густые прутья-ветви отливали золотом. А когда обильно начинали сыпать снежинки, деревья, укрытые снегом доверху, становились похожими на белые курганы. Но едва приближался февраль - еще трава не выглянула из-под снега, а вербы уже открывали свои крошечные, как бусинки, листочки; они сплета' лись в тонкую ткань и колыхались, как рыбацкие сети, что вывесили у берега для просушки.
Впрочем, ивы были еще и своего рода природной точкой отсчета времени в казачьем быту. Когда люди расходились по домам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса в Иерусалим, и несли перед собой, как свечи, пушистые ивовые прутики, они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.
Все ждали этот праздник, готовились к нему. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях, вывозили навоз на пол#. готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей. Женщины торопились после зимы новым веж'-ком собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Спешили достать из сундуков одежду, выветрить ее, выгладить - так и мелькали в умелых руках утюги, паровой да печной!
Портные и сапожники были нарасхват! Дома их уже не застанешь: с ножными швейными машинками, с сапожным инструментом кочевали они от одной улицы до другой, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.
Видя такое старание людей, не отставала и природа. Очнувшись от зимней дремоты, она выбеливала сады цветом все гуще и гуще, шум прилетевших скворцов становился громче и громче.
Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям убыстряли весенние дни, делали их короче.
В один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки - специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали языком и выносили решение: «Надо только добавить простой муки, чтобы пасхи сверху не потрескались».
И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее тулупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».
В день приготовления пасхи - Великую пятницу - детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.
В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: «Прекратите! Грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь!»
С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло ванилью, сушеными фруктами, изюмом, вареньем.
Печь протапливали овечьими кизяками - до тех пор. пока угли не ложились мерцающим ковром по поду. Тогда только по нему разносили деревянными лопатами сырое тесто в формочках. Закрывали большой заслонкой. Все выходили из комнаты, и только бабушка изредка заходила и заглядывала в печь.
Девчонки в это время колотили в стаканах гоголь-моголь, чтобы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.
Вечером, когда вся семья была в сборе, бабушка вскидывала облачко марли (или дижника] - и взорам присутствующих открывалось сокровище: большие и маленькие пасхи, напоминавшие купола церквей, румяные пирожки и пироги с плетенками посередине.
Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.
Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка - эмалированный поднос, на котором располагалась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зеленого поля - свеча и три красных яичка.
Впереди еще были всенощная служба в церкви, освящение куличей (пасхальных пирогов), разговенье на рассвете, праздничное гулянье, катанье на тачанках, груженые линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.
Пасха - праздник для всех!