РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» 6 — 8 класс Базовый уровень на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка


Утверждаю Согласовано Рассмотрено на МО
директор МАОУ СОШ №17 ЗД по УВР учит. естеств.-научного цикла
_______И.И.Борисова _____Мерзликина И.П. протокол №____от ______
Приказ №____от_______ на МС №____от_






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу
«Биология»
6 - 8 класс
Базовый уровень
на 2014-2015 учебный год










Учитель биологии Иноземцева Е.А.
первая квалификационная категория









Пояснительная записка
Статус документа

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Законом "Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 № 273 (ст.47 п.5 ч.3, ст.48 п.1 ч.1), Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов МАОУ СОШ № 17
и на основании:
стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе», 2005-2009 гг.
Обоснование выбора программы обучения
Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, не имеющий отечественных и зарубежных аналогов. Он осуществляется в рамках общей стратегии по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях. Все издания «Сферы» созданы на основе общих методологических и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию межпредметных и надпредметных связей, а также широкого внедрения ИКТ в учебный процесс
Место и роль учебного курса в системе образования
Содержание курсов «Биология. Живой организм. 6 класс» и «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основе преемственности курсов биологии 6-7 лежат идеи о растениях как производителях органического вещества, животных как о потребителях, грибах и бактериях как его разрушителях. В сете этих идей систематизируется материал о строении клеток, тканей, органов, систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Одновременно знания о производителях, потребителях и разрушителях позволяют подготовить учащихся 7 класса к усвоению теоретического введения о закономерностях организации жизни, ее эволюции. Такое введение обобщает сведения об организме и дает первое представление о виде, природном сообществе, экосистеме, эволюционном учении, классификации живых организмов. Затем теоретические положения экологии, эволюционного учения, систематики конкретизируются и получают дальнейшее развитие разнообразия царств: Растения, Животные, Грибы и Бактерии. Внимание учеников фиксируется на наиболее крупных таксономических группах, их филогенетических связях, роли в экологических системах, что очень важно для развития знаний о биоразнообразии в курсах общей биологии.
Курс 8 класса формирует знания об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья (соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья). Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Рассматривается место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них; также место человека в окружающей среде, зависимость здоровья человека от окружающей среды, соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни, культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Цель курса:
  выяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
показать учащимся биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку биологии;
сформировать представление о целостности живых организмов, о их жизнедеятельности и средообразующей роли; о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и риска;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов;
формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в ее сохранение;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим.
Формы организации образовательного процесса: классно-урочная.
Технология обучения: модульная технология
Изменения, внесенные в примерную программу:
Количество часов, рекомендованное примерной программой, адаптировано к требованиям технологии модульного обучения, в соответствии с которыми, учебный материал должен быть выстроен в логике завершенного недельного цикла при удвоенном количестве часов по предмету на одной неделе и отсутствием учебного предмета на другой неделе.
Адаптировано количество и тематика практических работ по предмету с учетом ранее изученного детьми материала, местными особенностями.
Резервное время – возможное использование для практико-ориентированных занятий на пришкольном участке с целью отработки теоретических знаний, а также для повторения учебного материала в виде уроков-игр, экскурсий.
Региональный компонент «Краеведение» введен в 6 классе (в количестве 26 часов поурочно, а также в виде блока-модуля «Краеведение» в количестве 8 ч)

6 класс
Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов»
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа № 3 «Состав клеток растений»
Лабораторная работа № 4 «Строение клетки листа элодеи»
Лабораторная работа № 5 «Строение животной клетки»
Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани»
Лабораторная работа № 7 «Строение фотосинтезирующей ткани листа»
Лабораторная работа № 8 «Строение мышечных и нервной тканей животных»
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»
Лабораторная работа № 10 «Строение стебля»
Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»
Лабораторная работа № 12 «Строение корневого волоска»
Лабораторная работа № 13 «Видоизменения подземных побегов»
Лабораторная работа № 14 «Строение цветка»
Лабораторная работа № 15 «Строение яйца птицы»
Лабораторная работа № 16 «Определение плодов»
Лабораторная работа № 17 «Развитие насекомых»
Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение растений»
Практическая работа № 2 «Способы проращивания семян»

7 класс
Лабораторная работа № 1 «Изучение одноклеточных водорослей»
Лабораторная работа № 2 Изучение многоклеточных водорослей»
Лабораторная работа № 3 «Строение зеленого мха кукушкин лен»
Лабораторная работа № 4 «Строение мха сфагнум»
Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника»
Лабораторная работа № 6 «Строение побегов хвойных растений»
Лабораторная работа № 7 «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»
Лабораторная работа № 8 «Признаки однодольных и двудольных растений»
Лабораторная работа № 9 «Признаки растений семейства Крестоцветные»
Лабораторная работа № 10 «Признаки растений семейства Бобовые»
Лабораторная работа № 11 «Признаки растений семейства Пасленовые»
Лабораторная работа № 12 «Признаки растений семейства Лилейные»
Лабораторная работа № 13 «Строение пшеницы»
Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа № 15 «Строение раковины моллюска»
Лабораторная работа № 16 «Внешнее строение насекомого»
Лабораторная работа № 17 «Внешнее строение рыбы»
Лабораторная работа № 18 «Внутреннее строение рыбы»
Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение птицы»
Лабораторная работа № 20 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Практическая работа № 1 «Определение растений семейства крестоцветных»
Практическая работа № 2 «Определение растений семейства Бобовые»
Практическая работа № 3 «Определение растений семейства Лилейные»
Практическая работа № 4 «Определение съедобных и ядовитых грибов»

8 класс
Лабораторная работа № 1 «Ткани организма человека»
Лабораторная работа № 2 «Строение крови лягушки и человека»
Лабораторная работа № 3 «Химический состав костей»
Лабораторная работа № 4 «Строение и функции суставов»
Лабораторная работа № 5 «Утомление мышц»
Лабораторная работа № 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»
Лабораторная работа № 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»
Лабораторная работа № 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»
Лабораторная работа № 9 «Строение головного мозга»
Лабораторная работа № 10 «Значение органов осязания»
Практическая работа № 1 «Состав домашней аптечки»
Практическая работа № 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»
Практическая работа № 3 «Изучение результатов анализа крови»
Практическая работа № 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»
Практическая работа № 5 «Составление суточного пищевого рациона»
Практическая работа № 6 «Определение качества пищевых продуктов»
Практическая работа № 7 «Измерение температуры тела»
Самонаблюдение № 1 «Определение оптимальности веса»
Самонаблюдение № 2 «Исследование ногтей»
Самонаблюдение № 3 «Определение гибкости позвоночника»
Самонаблюдение № 4 «Оптимальные условия для отдыха мышц»
Самонаблюдение № 5 «Выявление снабжения кровью работающих органов»
Самонаблюдение № 6 «Координация работы мышц»
Самонаблюдение № 7 «Выявление плоскостопия»
Самонаблюдение № 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»
Самонаблюдение № 9 «Определение достаточности питательных веществ»
Самонаблюдение № 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов»
Самонаблюдение № 11 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза»
Самонаблюдение № 12 «Работа хрусталика»
Самонаблюдение № 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полости на давление в среднем ухе»

Универсальные учебные действия
Организуя учебный процесс по биологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд универсальных учебных действий в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными и для серьезного отношения к собственному здоровью
Предметные:
сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения, процессах жизнедеятельности, разнообразии, распространении и развитии живых организмов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами и интернетом.
Регулятивные УУД:
целеполагание, формулировка задач, преднамеренные биологические ошибки на уроках, поиск информации в предложенных источниках (учебнике, энциклопедии, интернете, раздаточном материале), биологический диктант, взаимоконтроль, самоконтроль, диспут, заучивание материала на уроке в классе.
Коммуникативные УУД: работа в парах, группах.
Личностные:
необходимость формирования поведения, основанного на гигиенических нормах и правилах, знание меры своих возможностей, разумного удовлетворения своих потребностей; уяснить значение природных факторов – свежего воздуха, воды, солнечного света – для поддержания собственного здоровья; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценки своей деятельности по отношению к природной среде с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
Основными механизмами их формирования следует считать формы организации учебной работы обучающихся на уроке: самостоятельная индивидуальная, парная, групповая работа; методы проблемно- диалогического обучения, дидактической игры.
Виды и формы контроля: тестирование (тетрадь-экзаменатор), диагностические работы (в рамках мониторинга), биологические диктанты.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды, причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические процессы и объекты: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животные своей местности, культурные растения и домашние животные, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Используемый УМК:
Биология: живой организм: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. – 128, с: ил. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Биология: разнообразие живых организмов: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. – 132, с: ил. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Биология: : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. – 132, с: ил. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Биология: живой организм: метод. рекомендации для 6 кл. общеобразоват. учреждений / под ред.Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2008. – 112 с. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Биология: разнообразие живых организмов. Методические рекомендации.7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2008. – 112 с. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Биология: . Методические рекомендации.8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2008. – 112 с. – (Академический школьный учебник) (сферы).
Электронное приложение к учебнику
Тетрадь-тренажер
Тетрадь-практикум
Тетрадь-экзаменатор

Содержание рабочей программы

Содержание программы 6 класса
Модуль 1. Введение (4 часа)
Биология – наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от неживой природы. Среды жизни. Царства живой природы.
Основные понятия: биология, живой организм, размножение, индивидуальное развитие, обмен веществ, раздражимость, ритмичность, эволюция.
Персоналии: Аристотель, Теофраст.

Модуль 2. Строение клетки (12 часов)
Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория. Основной химический состав и общие черты строения клеток. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии (строение, распространение). Вирусы. Деление клетки. Одноклеточные растения (представители, строение, распространение, значение). Одноклеточные животные (представители, строение, распространение, значение). Грибы. Особенности колониальных организмов. Многоклеточные растения и животные (губки и кишечнополостные).
Основные понятия: микроскоп, клетка, клеточная теория, лупа, световой микроскоп, микропрепарат, органические вещества, неорганические вещества, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, ядро, бактерии, клеточная оболочка, капсула, нуклеоид, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, вакуоли, вирусы, деление клетки, хромосомы, хроматофор, гифы, простейшие, пищеварительная вакуоль, жгутики, реснички, ложноножки, колониальные организмы, многоклеточные организмы, слоевище, мицелий, плодовое тело.
Персоналии: Роберт Гук, М. Шлейден, Т. Шванн.
Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов»
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа № 3 «Состав клеток растений»
Лабораторная работа № 4 «Строение клетки листа элодеи»
Лабораторная работа № 5 «Строение животной клетки»

Модуль 3. Ткани живых организмов (8 часов)
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных, их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань – часть органа.
Основные понятия: ткань, межклеточное пространство, покровные ткани, кожица, устьице, пробка, чечевичка, корка, эпителиальные ткани, механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки, фотосинтезирующая ткань, запасающая ткань, образовательная ткань, волокнистая соединительная ткань, костная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань, нейрон, возбудимость, проводимость, импульс.
Персоналии: Н. Грю, М. Мальпиги, А. Левенгук.
Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани»
Лабораторная работа № 7 «Строение фотосинтезирующей ткани листа»
Лабораторная работа № 8 «Строение мышечных и нервной тканей животных»

Модуль 4. Органы и системы органов живых организмов (8 часов)
Орган. Системы органов. Орган и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег – система органов: почка, стебель, лист. Почка – зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная. Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Основные понятия: вегетативные органы, генеративные органы, побег, почка, стебель, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо, лист, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники, простой лист, сложный лист, столбчатая ткань, губчатая ткань, жилка, жилкование, световые листья, теневые листья, корень, корневой чехлик, зона деления, зона растяжения и роста, зона всасывания, корневые волоски, зона проведения, корневая система, сочные побеги, колючки, усики, кочан, корневище, клубень, луковица, корнеплод, корневые клубни, дыхательные корни, ходульные корни, опорно-двигательная система, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, половая система, нервная система, эндокринная система.
Персоналии: И.В. Гетте
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»
Лабораторная работа № 10 «Строение стебля»
Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»
Лабораторная работа № 12 «Строение корневого волоска»
Лабораторная работа № 13 «Видоизменения подземных побегов»

Модуль 5. Строение и жизнедеятельность организмов (24 часа)
Тема 1. Жизнедеятельность организмов – 12 часов
Тема 2. Размножение организмов – 12 часов
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Приспособление различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах. Питание живых организмов. Почвенное питание. Корневое давление. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад. Питание животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Способы питания животных. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофа. Автотрофы. Бактерии-симбионты. Микориза. Дыхание живых организмов. Брожение. Связь дыхания и фотосинтеза. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов кислородом. Дыхание бактерий и грибов. Транспорт веществ. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца. Выделение у живых организмов. Строение и функции выделительной системы у многоклеточных животных. Размножение живых организмов (бесполое и половое). Размножение бактерий, грибов. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Двойное оплодотворение. Соцветия. Опыление. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Прямое развитие. Непрямое развитие. Развитие с полным и неполным превращением. Расселение грибов и растений. Распространение плодов, семян, спор. Расселение животных. Миграции.
Основные понятия: жгутики, реснички, ложноножки, скелет, мышцы, почвенное питание, корневое питание, фотосинтез, автотрофы, испарение, листопад, гетеротрофы, растительноядные, хищники, паразиты, падальщики, всеядные, симбиоз, микориза, дыхание, аэробы, анаэробы, брожение, жабры, трахеи, легкие, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения, сердце, холоднокровные животные, теплокровные, выделение, сократительные вакуоли, канальцы, почка, размножение, бесполое размножение, половое размножение, спора, вегетативное размножение, корневые отпрыски, отводки, черенок, прививка, цветок, тычинка, пестик, завязь, семязачаток, соцветие, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, пыльца, оплодотворение, зигота, эндосперм, семя, спермий, двойное оплодотворение, плод, гаметы, сперматозоид, наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение, внутриутробное развитие, зародышевый период, период юности, период зрелости, период старости, дробление, развитие без превращения, развитие с неполным превращением, развитие с полным превращением, миграция.
Персоналии: Дж. Пристли, Ю. Сакс, Я. Гельмонт, К.А. Тимирязев, Г. Стивен, С.Г. Навашин
Лабораторная работа № 14 «Строение цветка»
Лабораторная работа № 15 «Строение яйца птицы»
Лабораторная работа № 16 «Определение плодов»
Лабораторная работа № 17 «Развитие насекомых»
Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение растений»
Практическая работа № 2 «Способы проращивания семян»

Модуль 6. Живые организмы в окружающей среде (4 часа)
Живой организм – единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Историческая связь человека и живой природы. Влияние деятельности человека на условие существования живых организмов.
Основные понятия: гормоны, гуморальная регуляция, нервная регуляция, окружающая среда, экологические факторы, экология, сообщество, конкурентные отношения, хищник, жертва, паразит, хозяин, Красная книга, заповедник, национальный парк, заказник.

Модуль 7. Краеведение (8 часов)
Растения нашего края: луговые, лесные, болотные. Культурные растения на территории Липецкой области. Редкие и исчезающие растения Липецкой области. Животные нашего края: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Редкие и исчезающие животные Липецкой области. Грибы нашего края: съедобные, условно съедобные, ядовитые.
Основные понятия: окружающая среда, экологические факторы, экология, сообщество, исчезающий вид, редкий вид, Красная книга, заповедник, заказник.


Содержание программы 7 класса

Модуль 1. Организация живой природы (4 часа)
Уровни организации живой природы. Организм – единое целое. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция – часть вида. Природное сообщество – живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Экосистема – часть биосферы. Разнообразие экосистем.
Основные понятия: многоклеточные организмы, вид, популяция, природное сообщество, экосистемы, биосфера, организм, размножение, наследственность, индивидуальное развитие, средообразующая деятельность, ареал, доминирующие виды, экосистема, потребители, производители, разрушители, цепь питания, пищевая цепь, агроэкосистема.

Модуль 2. Эволюция живой природы (4 часа)
Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов. Возникновение высших форм жизни на основе более простых – результат эволюции. Доказательства эволюции. Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы классификации.
Основные понятия: эволюция, борьба за существование, естественный отбор, рудиментарный орган, палеонтология, реликты, архейская эра, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, систематика, вид, роды, семейства, отряды, роды, порядки.
Персоналии: Ч. Дарвин, К.М. Бэр, К. Линней, Аристотель, Теофаст.

Модуль 3. Царство Растения (16 часов)
Тема 1. Водоросли и семенные растения – 8 часов
Тема 2. Покрытосеменные растения – 8 часов
Царство Растения (общие признаки, роль растений в жизни планеты, жизненные формы). Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные. Использование водорослей в практической деятельности человека. Подцарство Высшие растения. Псилофиты. Отдел Моховидные (строение, жизненный цикл, разнообразие, средообразующая роль). Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Семенные растения, общие признаки. Отдел Голосеменные. Класс Хвойные. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов. Отдел Покрытосеменные (общие признаки). Происхождение. Двойное оплодотворение. Классификация покрытосеменных. Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаки. Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые. Значение покрытосеменных для развития земледелия. Селекция. Зерновое хозяйство. Овощеводство. Капуста. Выращивание капусты.
Основные понятия: фотосинтез, слоевище, хроматофор, ризоиды, планктон, фитопланктон, псилофиты, бесполое поколение, половое поколение, болото, спорангии, спермии, шишки, голосеменные, хвоинки, фитонциды, цветок, однодольные, двудольные, ягода, коробочка, луковица, корневище, зерновка, земледелие, клейковина, овощеводство.
Персоналии: А.Л. Тахтаждян
Лабораторная работа № 1 «Изучение одноклеточных водорослей»
Лабораторная работа № 2 Изучение многоклеточных водорослей»
Лабораторная работа № 3 «Строение зеленого мха кукушкин лен»
Лабораторная работа № 4 «Строение мха сфагнум»
Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника»
Лабораторная работа № 6 «Строение побегов хвойных растений»
Лабораторная работа № 7 «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»
Лабораторная работа № 8 «Признаки однодольных и двудольных растений»
Лабораторная работа № 9 «Признаки растений семейства Крестоцветные»
Лабораторная работа № 10 «Признаки растений семейства Бобовые»
Лабораторная работа № 11 «Признаки растений семейства Пасленовые»
Лабораторная работа № 12 «Признаки растений семейства Лилейные»
Лабораторная работа № 13 «Строение пшеницы»
Практическая работа № 1 «Определение растений семейства крестоцветных»
Практическая работа № 2 «Определение растений семейства Бобовые»
Практическая работа № 3 «Определение растений семейства Лилейные»

Модуль 4. Царство Животные (32 часа)
Тема 1. Беспозвоночные – 16 часов
Тема 2. Позвоночные – 16 часов
Царство Животные. Общая характеристика. Роль животных в жизни планеты. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Тип Саркожгутиконосцы. Роль в экосистемах. Тип Споровики. Особенности организации. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Происхождение. Беспозвоночные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Приспособления к паразитическому образу жизни. Цикл развития и смена хозяев у печеночного сосальщика. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями. Тип Круглые черви. Общие признаки, разнообразие. Тип Кольчатые черви. Характеристика, разнообразие. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс Головоногие. Прогрессивные черты строения. Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Общественные насекомые. Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Подкласс Лучеперые – наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Карпообразные. Промысловые рыбы. Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение. Особенности строения. Размножение и развитие. Роль в экосистемах. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Происхождение. Систематика. Роль в экосистеме и жизни человека. Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий. Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности строения. Развитие животноводства, скотоводства. Породы КРС. Коневодство. Птицеводство.
Основные понятия: хорда, позвоночник, радиальная или двусторонняя симметрия, одноклеточные, простейшие, ложноножки, энтодерма, эктодерма, мезодерма, беспозвоночные, стрекательные или крапивные клетки, регенерация, паренхима, гермафродиты, кутикула, первичная полость тела, сегмент, параподии, вторичная полость тела, замкнутая кровеносная система, присоски, раковина, мантия, жабры, легкие, терка, вводный сифон, выводной сифон, панцирь, линька, гемолимфа, фасеточные глаза, ходильные ноги, клешни, зоопланктон, хелицеры, ногощупальца, паутинные бородавки, головной мозг, сердце, чешуя, плавники, плавательный пузырь, проходные рыбы, холоднокровные, стержневые и пуховые перья, киль, воздушные мешки, почки, губы, ушная раковина, сальные железы, потовые железы, молочные железы, диафрагма, матка, плацента, пуповина, животноводство, скотоводство, овцеводство.
Персоналии: И.П. Мечников, А.В. Иванов, Е.Н.. Павловский, К.И. Скрябин, П.С. Паллас, А.О. Ковалевский.
Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа № 15 «Строение раковины моллюска»
Лабораторная работа № 16 «Внешнее строение насекомого»
Лабораторная работа № 17 «Внешнее строение рыбы»
Лабораторная работа № 18 «Внутреннее строение рыбы»
Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение птицы»

Модуль 5. Бактерии, грибы, лишайники (8 часов)
Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Значение и применение антибиотиков. Роль в экосистемах. Царство Грибы. Общие признаки. Роль грибов в жизни нашей планеты. Плесневые и шляпочные грибы. Съедобные, условно съедобные, ядовитые грибы. Профилактика отравления грибами. Экологические группы грибов. Лишайники. Общие признаки. Разнообразие. Роль в экосистеме. Значение в жизни человека.
Основные понятия: автотрофы, гетеротрофы, паразиты, симбионты, аэробы, анаэробы, грибница, мицелий, гиф, микориза.
Персоналии: Б. Маршалл, Р. Уоренн, А. Вейан, С. Шведенер.
Лабораторная работа № 20 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Практическая работа № 4 «Определение съедобных и ядовитых грибов»

Модуль 6. Биоразнообразие (4 часа)
Видовое и экосистемное разнообразие. Вид – результат эволюции. Видовое разнообразие – основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Основные понятия: вид, видовое разнообразие, экосистемное разнообразие, редкие и исчезающие виды, заповедник, биосферный заповедник, Красная книга.

Содержание программы 8 класса

Модуль 1. Факторы здоровья (12 часов)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Клетка – структурная и функциональная единица организма человека Основные органические и неорганические вещества клетки. Органоиды клетки. Ядро – хранитель наследственной информации клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Деление клеток. Оплодотворение. Гены. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Роль генетических знаний в планировании семьи. Здоровье человека и факторы окружающей среды. Образ жизни и здоровье.
Основные понятия: анатомия, цитология, гистология, гигиена, экологияё медицинаё физиология, здоровье, культура поведения, клетка, органические вещества, неорганические вещества, белки, мембрана, цитоплазма, органоиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, ядро, гомологичные клетки, аутосомы, мейоз, митоз, оплодотворение, зигота, наследственность, ген, генотип, признак, фенотип, доминанта, рецессив, мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость, норма реакции, среда обитания, социальная среда, экологические факторы, абиотические факторы, факторы риска, биотические факторы, антропогенные факторы, химические факторы, здоровый образ жизни.
Персоналии: А. Везалий, Клавдий Гален, У. Гарвей, Рене Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Гиппократ, Цельс, Ибн Сина, Аристотель.
Самонаблюдение № 1 «Определение оптимальности веса»
Самонаблюдение № 2 «Исследование ногтей»
Практическая работа № 1 «Состав домашней аптечки»

Модуль 2. Целостность организма человека (8 часов)
Организм человека как сложная биологическая система. Основные ткани организма человека. Строение и принципы работы НС. Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы. Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Форменные элементы крови. Свертывание крови. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови. Иммунитет. Виды иммунитета. ВИЧ-инфекция, пути передачи, группы риска. Профилактика СПИДа.
Основные понятия: ткань, эпителиальная ткань, мышечная ткань, соединительная ткань, нервная ткань, орган, система органов, нейрон, дендрит, аксон, синапс, ЦНС, ПНС, соматическая НС, вегетативная НС, рефлекс, рефлекторная дуга, прямая связь, обратная связь, условные рефлексы, безусловные рефлексы, кровь, плазма, форменные элементы, тканевая жидкость, лимфа, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, свертывание крови, кровотечение, иммунитет, лимфоциты, антигены, воспаление, антитела, прививка, вакцина, сыворотка, искусственный иммунитет, естественный иммунитет, донор, реципиент, резус-конфликт.
Персоналии: И.И. Мечников, И.П. Павлов, Л. Пастер, Э. Дженнер, К. Ландштейнер.
Лабораторная работа № 1 «Ткани организма человека»
Лабораторная работа № 2 «Строение крови лягушки и человека»
Практическая работа № 3 «Изучение результатов анализа крови»

Модуль 3. Опорно-двигательная система (8 часов)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения. Типы костей, их состав и строение. Скелет, основные отделы. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия. Мышцы, их строение и функции. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Накаченные мышцы и здоровье.
Основные понятия: губчатое вещество, компактное вещество, осевой скелет, череп, позвоночник, грудная клетка, скелет верхних конечностей, плечевой пояс, скелет руки, скелет нижних конечностей, тазовый пояс, скелет ноги, неподвижное соединение, подвижное соединение, сухожилия, синергисты, антагонисты, утомление, мышцы, плоскостопие, растяжение, вывих, перелом.
Персоналии: К. Гален, В. Гете, Н.И. Пирогов
Лабораторная работа № 3 «Химический состав костей»
Лабораторная работа № 4 «Строение и функции суставов»
Лабораторная работа № 5 «Утомление мышц»
Самонаблюдение № 3 «Определение гибкости позвоночника»
Самонаблюдение № 4 «Оптимальные условия для отдыха мышц»
Самонаблюдение № 5 «Выявление снабжения кровью работающих органов»
Самонаблюдение № 6 «Координация работы мышц»
Самонаблюдение № 7 «Выявление плоскостопия»

Модуль 4. Системы жизнеобеспечения (12 часов)
Сердечно-сосудистая система. Основные функции. Сердце, его строение. Проводящая система сердца. Заболевания сердца. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Меры профилактики развития сердечных заболеваний. Первая помощь при кровотечениях как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. Лимфатическая система и ее компоненты. Система дыхания. Основные функции. Органы дыхания. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Дыхательные объемы. Регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания. Закаливание. Флюорография. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Искусственное дыхание.
Основные понятия: сердце, предсердия, желудочки, кровеносные сосуды, артерии, вены, артерии, аорта, большой круг кровообращения, малый кровообращения, систола, диастола, кровяное давление, тонометр, гипертония, адреналин, обморок, внутреннее кровотечение, лимфа, лимфатическая система, дыхание, ротоглотка, бронхи, альвеолы, вдох, выдох, ЖЕЛ, общая емкость легких, чихание, кашель.
Персоналии: Н.А. Миславский
Лабораторная работа № 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»
Лабораторная работа № 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»
Практическая работа № 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»
Практическая работа № 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»
Самонаблюдение № 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»
Модуль 5. Формирование культуры здоровья (8 часов)
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов. Трансгенные продукты. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Пищеварение в желудке. Переваривание пищи в тонком кишечнике. Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа. Культура питания. Заболевания пищеварительной системы. Первая помощь при боли в животе. Витамины, их источники и функции. Авитаминоз и меры его предупреждения. Правильная обработка пищи. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов. Выделение. Органы выделения. Почки, строение и функции. Кожа, строение и функции. Заболевания выделительной системы. Кожные заболевания. Меры профилактики и способы борьбы с ними.
Основные понятия: внешний обмен веществ, промежуточный обмен, пластический обмен, энергетический обмен, глотка, желудок, толстая кишка, аппендикс, слюнные железы, поджелудочная железа, печень, слюна, кариес, сфинктер, желудочный сок, желчь, перистальтика, желчный пузырь, гликоген, аппетит, жиры, белки, углеводы, АК, витамины, рахит, поливитамины, ботулизм, гепатит, выделение, почки, нефрон, фильтрация, кожа, эпидермис, дерма, терморегуляция, закаливание, обморожение, ожог.
Персоналии: Павлов И.П.
Лабораторная работа № 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»
Практическая работа № 5 «Составление суточного пищевого рациона»
Практическая работа № 6 «Определение качества пищевых продуктов»
Практическая работа № 7 «Измерение температуры тела»
Самонаблюдение № 9 «Определение достаточности питательных веществ»
Самонаблюдение № 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов»

Модуль 6. Репродуктивная система (4 часов)
Половые и возрастные особенности человека. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система, ее строение. Менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Аборт и его последствия на здоровье. Половое созревание девушек и юношей. Соблюдение правил личной гигиены. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Материнство. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на протекание беременности. Понятие о венерических заболеваниях, их последствия для здоровья, профилактика.
Основные понятия: яичники, овуляция, семенники, оплодотворение, эмбрион, менструация, зигота, поллюция, эмбриональный период, плацента, плод, родовые схватки, роды, венерические заболевания.

Модуль 7. Системы регуляции жизнедеятельности (8 часов)
Нервная система. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения. Отделы нервной системы. ЦНС. ПНС. Спинной мозг. Головной мозг. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций НС. Эндокринная система, основные функции. Железы внешней и внутренней секреции и их особенности. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы.
Основные понятия: нейрон, рефлекторная дуга, мозг, мозжечок, доли, извилины, борозды, эндокринные железы, гормоны, инсулин, гипофиз, адреналин, надпочечники, эпифиз, тестостерон.
Персоналии: К.Гален, У.М. Бейлис, Э.Г. Старлинг, Н.И. Гращенков
Лабораторная работа № 9 «Строение головного мозга»

Модуль 8. Сенсорные системы (8 часов)
Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира. Орган зрения, строение, заболевания, профилактика. Дальтонизм и близорукость. Повреждения глаз. Гигиена зрения. Орган слуха и слуховой анализатор. Центры речи. Органы равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Основные понятия: информация, ощущение, органы чувств, восприятие, анализатор, сенсорная система, порог различия, сетчатка, роговица, склера, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно, хрусталик, вестибулярный аппарат, вкусовые сосочки, близорукость, дальнозоркость, тугоухость.
Персоналии: И.П. Павлов
Лабораторная работа № 10 «Значение органов осязания»
Самонаблюдение № 11 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза»
Самонаблюдение № 12 «Работа хрусталика»
Самонаблюдение № 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полости на давление в среднем ухе»

Перечень обязательной биологической номенклатуры для 6 – 8 го класса:
 
Тема ”Строение клетки”
Структуры клетки: ядро, Аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть, рибосомы; вакуоли, пластиды – растительная клетка + цитоплазма, плазматическая мембрана.
Вещества клетки: органические (белки, жиры, углеводы) и неорганические (вода, минеральные соли).
Организмы: одноклеточные и многоклеточные.
 
Тема ”Ткани живых организмов”
Ткани растений: покровные, механические, проводящие, основные (фотосинтезирующая и запасающая), образовательные.
Ткани животных: покровные (эпителиальная), соединительные (волокнистая, костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая), нервная.
 
Тема ”Органы и системы органов живых организмов”
Органы растений: вегетативные (побег и корень) и генеративные (цветок, плод, семя).
Листья: простые и сложные; черешковые и сидячие; световые и теневые; листорасположение – очередное, супротивное, мутовчатое; типы жилкования – параллельное, сетчатое, дуговое, вильчатое.
Типы корневых систем: стержневая, мочковатая.
Видоизменения надземных побегов: сочные побеги, колючки, усики, кочан.
Видоизменения подземных побегов и корней: корневище, клубень, луковица, корнеплод, корневые клубни, дыхательные корни, ходульные корни.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, нервная и эндокринная.
 
Тема ”Строение и жизнедеятельность организмов”
Основные свойства живых организмов: движение, питание, дыхание, кровообращение, транспорт веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост, развитие.
Виды размножения: бесполое (спорообразование, деление, почкование, вегетативное размножение) и половое.
Соцветия: простые (кисть, колос, початок, зонтик, корзинка) и сложные.
Опыление: самоопыление, перекрестное, искусственное.
Плоды: сухие (односеменные – орех, семянка, многосемянные – боб, стручок, коробочка) и сочные (односеменные – костянка, многосемянные – ягода).

Тема «Живые организмы в окружающей среде»
Регуляция: нервная, гуморальная.
Факторы среды: неживой природы (воздух, вода, свет, температура, горные породы) и живой природы (грибы, бактерии, растения, животные, человек).
Охраняемые территории: заповедник, заказник, национальный парк.


Тема ”Опорно-двигательная система”
Скелет человека: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей.
Виды костей: длинные, короткие, плоские.
Соединения костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное.
Виды мышц: гладкие и скелетные.
 
Тема ”Кровь”
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Состав крови: плазма, тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.
Иммунитет: естественный и искусственный, активный и пассивный.
Кровеносные сосуды: капилляры, артерии, вены.
 
Тема ”Органы дыхания”
Органы дыхания: дыхательные пути, легкие.
Дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи.
Тема ”Пищеварительная система”
Состав пищи: белки, жиры, углеводы, витамины.
Зубы: молочные и коренные; резцы, клыки, малые и большие коренные.

Тема ”Нервная система”
Железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз.
Железы смешанной секреции: половые, поджелудочная.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Рефлексы: условные и безусловные.

Средства обучения: учебник, таблицы, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, гербарные экземпляры, модели, коллекции.











































Учебно-тематический план 6 класс

Место предмета в базисном учебном плане:
рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю


Тема
Количество
часов
Количество
лабораторных и практических работ

1
Модуль 1. Введение
4
-

2
Модуль 2. Строение клетки
12
5

3
Модуль 3. Ткани живых организмов
8
3

4
Модуль 4. Органы и системы органов живых организмов
8
5

5
Модуль 5. Строение и жизнедеятельность организмов
24
Л\р – 4
Пр\р - 2

6
Тема 1. Жизнедеятельность организмов
12


7
Тема 2. Размножение организмов
12
Л\р – 3
Пр\р - 2

8
Модуль 6. Живые организмы в окружающей среде
4
-

9
Модуль 7. Краеведение
8
-





















Учебно-тематический план 7 класс

Место предмета в базисном учебном плане:
рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю


Тема
Количество
часов
Количество
лабораторных и практических работ

1
Модуль 1. Организация живой природы
4
-

2
Модуль 2. Эволюция живой природы
4
-

3
Модуль 3. Царство Растения
16
Л\р – 13
Пр\р - 3

4
Тема 1. Водоросли и семенные растения
8
Л\р - 7

5
Тема 2. Покрытосеменные растения
8
Л\р – 6
Пр\р - 3

6
Модуль 4. Царство Животные
32
Л\р - 6

7
Тема 1. Беспозвоночные
16
Л\р 3

8
Тема 2. Позвоночные
16
Л\р - 3

9
Модуль 5. Бактерии, грибы, лишайники
8
Л\р – 1
Пр\р - 1

10
Модуль 6. Биоразнообразие
4
-




















Учебно-тематический план 8 класс

Место предмета в базисном учебном плане:
рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю


Тема
Кол – во
часов
Кол-во
лабораторных и практических работ

1
Модуль 1. Факторы здоровья
12
Пр\р - 1

2
Модуль 2. Целостность организма человека
8
Л\р – 2
Пр\р - 1

3
Модуль 3. Опорно-двигательная система
8
Л\р - 3

4
Модуль 4. Системы жизнеобеспечения
12
Л\р – 2
Пр\р - 2

5
Модуль 5. Формирование культуры здоровья
8
Л\р – 1
Пр\р - 3

6
Модуль 6. Репродуктивная система
4
-

7
Модуль 7. Системы регуляции жизнедеятельности
8
Л\р - 1

8
Модуль 8. Сенсорные системы
8
Л\р - 1























Дополнительная литература:
1. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998. 175 с.: ил./ (Сер. «Учительский портфель»)
2. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. / - М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 224 с., ил.
3. Резникова В.З. 1000 вопросов и заданий по биологии. Раздел «Животные» / - М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 256 с., ил.
4. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999. 144 с.
5.Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии в вопросах и ответах 8-11 классы\ авт-сост М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007, - 138 с.
6.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах\авт-сост Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель. 2007. – 167 с.
7.Пепеляева О.В., Сунцова И.В.:Универсальные разработки по биологии (человек) 8(9) класс. -.: ВАКО, 2007. – 416 с.
8.Маюров А.Н., Маюров Я.А.: Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.2.М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
9.Кулиныч Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
10.Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие\ под ред В.В. Аршиновой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.




Заголовок 215