статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения отмечается - дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
У детей старшего дошкольного возраста формируются элементарные научные экологические знания. Это происходит в процессе организованной учебной деятельности.
Формируя познавательный интерес к природе, дошкольники учатся жить в гармонии с окружающим миром, проникаются чувством эмпатии к живым объектам природы, формируют элементарные нормы поведения в природе.
Известно, что всестороннее развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется разными средствами. Одним из наиболее эффективных является именно – ознакомление с природой. Еще с античных времен большое внимание уделялось знаниям о природе. Знаменитый философ Платон говорил, что «правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавая условия, чтобы у ребёнка формировалось правильное представление о ней.
Формируя познавательный интерес к природе у старших дошкольников, мы говорим о том, что природа относится к факторам народного воспитания. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. С природой как решающим фактором воспитания согласуется и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Природообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, так как природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Природа является незаменимым, многосторонним и многогранным фактором народного воспитания. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого.
Формирование познавательного интереса к природе обеспечивает увлеченность детей, а это является одним из условий продуктивности усвоения экологических знаний.
Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок-дошкольник не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии познавательного интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими и системными.
У ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». (В.А.Сухомлинский)
Формирование познавательного интереса к природе у старших дошкольников в процессе организации учебной деятельности происходит с использованием различных методов, форм, средств и приемов, которые используют воспитатели.
Экскурсии являются одним из видов занятий и основной формой организации работы по экологическому воспитанию и формированию познавательного интереса к природе. Экскурсии – одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Воспитатели проводят экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях через наблюдения, дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в процессе организации учебной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы (растения ставят в вазы, цветочные горшки; животных помещают в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовывают наблюдения. Выполняют совместно с родителями поделки на тему: «Я за чистый город». Через 23 дня после экскурсии воспитатель должен провести занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, заслушивание рассказов детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. Такая форма работы очень нравится детям.
Проектная деятельность является одним из средств формирования у старших дошкольников познавательного интереса к природе в процессе организации учебной деятельности. Проектирование всегда ориентировано на практику. Дети старшего дошкольного возраста, реализующие тот или иной проект по экологии не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему. К проекту мы готовимся очень тщательно и осмысленно. Итогом совместной деятельности детей, воспитателей и родителей становится защита. Тематика разнообразна: «Времена года», «Деревья», «Лекарственные травы», «Экология нашего села».
Говоря о развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к природе проектная деятельность, является наиболее оптимальной, так как дошкольник имеет ограниченную самостоятельность и независимость от взрослого в познании окружающего мира. У детей формируется «экологическое чувство», представления о культуре поведения в общественных местах и на природе. Познание начинается с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, рассматривая деревья, кустарники, травы, рассветы, закаты. Все это дети видят вокруг себя, когда идут в мини-центр и возвращаются домой.
Чаще всего в практике ДО реализуются и используются исследовательские и творческие проекты. Как краткосрочные (могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одной методики или как дисциплинарные), так и долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев). Каждый воспитатель знает что, приступая к работе над проектом важно заинтересовать старших дошкольников проблемой, так как от этого зависит успех проектного метода. И обязательно должна быть поддержка семьи ребенка. В результате, работа проходит эффективнее, качественнее и плодотворнее.
Формированию познавательного интереса к природе у дошкольников способствуют дидактические игры. В своей работе воспитатель может использовать такие игры: «Найди дерево по листочку», «Где что растет?», «Дерево, куст, трава», «Ботаническое лото». С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам, развивают интерес к познанию окружающего мира. Широко используются имитационные игры и упражнения. Так, часто предлагается детям «полетать», как птица, «поклевать» пальцем зернышки, «кукарекать» как петушок.
Изучив авторскую программу экологического образования дошкольников С.Ф. Еликовой «Я и мир вокруг меня» можно проводить занятия, построенные на принципах интерактивного обучения, которые направлены на формирование познавательного интереса к природе, на развитие личности ребенка в целом. Занятия разделены на три раздела. Это «Живая природа», «Неживая природа», «Человек и окружающая среда».
Формировать и развивать познавательный интерес у старших дошкольников можно посредством моделирования и «детского экспериментирования». Задача воспитателя-помочь бережно и неторопливо ввести ребенка в мир природы, пробудить интерес к явлениям природы, дать ему первые необходимые знания.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.



Литература:
Николаева С. Н. Методика краеведческого воспитания дошкольников: Учеб: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ». – Астана,Министерство образования и науки Республики Казахстан Республиканский центр «Дошкольное детство», 2013.- 109 с.
Краеведческое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 72с.
Как знакомить дошкольников с природой: Пособия для воспитателей дет. сада/ Под. ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. – 207с.
Чемоданова Г.И.Этнопедагогика: Учебно-методическое пособие для студ.пед.специальностей.СКГУ им.М.Козыбаева.-Петропавловск. 2008.- 90с.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265.
Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников.-М.: Академия,2001г.



15