Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса старших дошкольников.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Выпускная квалификационная
работа по дошкольной педагогике
студентки 4 курса
заочного отделения
Деевой Дины Александровны
Научный руководитель:
Лихачева Нина Яковлевна
2014
Введение
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постеᴨенно усложняющихся практических заданий - проектов.
В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной активности.
Он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.
Метод проектов зародился в конце XIX века усилиями американских ᴨедагогов - новаторов Е. Пархерст, В. Килпатрика, Э. Коллингса и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи.
Идеи проектного метода использовали в своей деятельности А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский.В.Н. Л.К. Шлегер вᴨȇрвые применила метод проектов для обучения дошкольников.
На современном этапе метод проектов широко применяется в дошкольных учреждениях. В соответствии с требованиями ФГОС проектная деятельность является составляющей комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому мы считаем эту проблему актуальной. Приступая к работе мы определили ее параметры:
Объект: образовательный процесс в ДОУ.
Предмет: Познавательная активность старших дошкольников.
Цель: обосновать необходимость использования проектной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
2.Выявить уровень развития познавательной активности у детей подготовительной группы «Почемучки» МБДОУ №12 «Аленушка» с. Восток Поронайского района
3.Разработать проект «Мы изучаем правила дорожного движения» и апробировать его в практике работы с детьми подготовительной группы «Почемучки».
4. Разработать рекомендации по реализации проекта «Мы изучаем правила дорожного движения» в практике работы со старшими дошкольниками.
Гипотеза: Мы предполагаем, что включение детей в разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности старших дошкольников.
Практическая значимость заключается в том, что был систематизирован материал по теме, который может быть использован студентами при изучении дисциплины «Дошкольная педагогика» и в ходе педагогической практики в ДОУ воспитателями при организации проектной методики в практике работы.
Глава 1. Теоретические основы технологии проектирования в ДОУ
1.1. Проектный метод в образовательном процессе ДОУ
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). «Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.»[14;43]
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Значение данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.
Главной задачей проектного исследования является активизация личностной позиции, исследовательского мышления.[19;243]
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной -беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Педагогическое проектирование позволяет сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.
Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования [8;34].
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.
Таким образом, проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
1.2 Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития [17;58].
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования Д.Б. Годовиковой, Т.А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [11;35].
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.
Представим, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира [26;138].
При использовании этого важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопросы: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, - все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе [26;174].
Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т.д.
Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять планкарту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Например, в начале учебного года дети вместе с воспитателем заняты устройством группы» нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных.
Педагог предлагает ребятам прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения [20;202].
В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы разработаны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что малышей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети вопросов воспитателю, как правило, не задают.
В сложившихся стереотипах - на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них.
В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадет интерес к занятиям. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы он ставит перед ребятами в беседах с ними по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Нетрудно заметить, что в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка воспитатель требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений.
Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для занимающихся.
Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае - кошки с котятами. Традиционный вопрос «Кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка - нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?» [16;50].
Если воспитатель научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».
Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его удачную формулировку.
В конце занятия можно специально оставить две-три минуты, чтобы дети могли задавать свои вопросы. Если воспитатель это делает систематически, ребята привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Задача педагога - быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего занятия), по поводу других - сказать, что это тема следующего занятия и ответ дети получат позже, на третьи - предложить ответить кому-то из ребят или поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом вместе рассказать о том, что узнал сам.
Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым.
Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение. На конкретном занятии оно может служить ведущим методом или методическим приемом. Формы организации повторения различны. Прямое повторение - от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Оно идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Примером могут служить повторное рассматривание той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Такое повторение возможно и полезно в конце занятий, когда нужно закрепить полученные только что знания. Элемент прямого повторения может стать и опорной, отправной точкой при переходе к новым знаниям. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу [16;62].
Другое дело - применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. «На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка»?» Или: «На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?» Подобные вопросы заставляют детей вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми.
Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения.
Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у разных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить логическую задачу, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех сможет увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.
Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний [12;345].
Одним источником развития познавательной активности старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества [5;287].
С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [19;426].
На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятии. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.
Анализ имеющихся психолого-педагогических исследований по проблеме формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста и влияния на этот процесс общения, взаимодействия со взрослым позволяет выделить направления, близкие нашему исследованию, по которым данная проблема изучалась:
1. Вопросы ребенка как специфическая форма проявления познавательной активности.
2. Познавательный интерес и познавательная активность (в форме вопросов) как его проявление.
3. Взаимосвязь познавательной активности (в частности, в форме вопросов) и познавательной деятельности ребенка.
4. Проблема стимуляции вопросительно-познавательных активных проявлений детей.
5. Познавательная активность (в форме вопросов) в структуре деятельности общения детей дошкольного возраста.
6. Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой познавательной активности (в форме вопросов) у детей [18;110].
Остановимся подробнее на анализе исследований по выделенным направлениям. Рассмотрим, прежде всего, вопросы ребенка как одну из форм проявления субъективной познавательной активности.
Изучению детских вопросов как особой формы проявления познавательного отношения к миру, познавательной активности посвящен ряд исследований Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой. Исследователи единодушно характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, интеллектуальной активности.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания [13;66].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. В исследовании определены критерии познавательной активности детей дошкольного возраста: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.
Таким образом, особенности развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
1.3 Методика организации проектной деятельности в ДОУ
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Выделяют три основных вида проектной деятельности:
творческую, исследовательскую, нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Первый этап исследовательской проектной деятельности предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможности стратегии поведения педагога:
1. педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой.
2. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3. третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.
На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.[3;67]
Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.
На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
Творческая проектная деятельность.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.
На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т.д.
На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать детям о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.
На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. При этом педагог (в случае, если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды». По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них.
На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того, как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.
На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и сверстников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.
Шестой связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешивается на стенд.
На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по решению общего замысла.
На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт.
Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а, следовательно, и на развитие его личности.
На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.
Нормативная проектная деятельность
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, т.к. они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
Таким образом, в настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
Глава 2. Описание работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности
2.1 Диагностика уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели была проведена опытно-практическая работа в подготовительной группе «Почемучки» МБДОУ №12 «Аленушка» с. Восток Поронайского района с 01.04.2014 по 30.04.2014г. при участии воспитателя Дзусовой О.Ю и под руководством научного руководителя Н.Я.Лихачёвой.
Работа проводилась в 2 этапа – констатирующий и формирующий.
Констатирующий этап проводился с01.04.2014 по04.04.2014г. Была обследована группа детей в количестве 12 человек, 6 девочек и 6 мальчиков.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Выявить уровень сформированности познавательной активности у детей подготовительной группы «Почемучки» МБДОУ №12 «Аленушка» с. Восток Поронайского района.
Проанализировать предметно-развивающую среду, необходимую для организации проектной деятельности.
Разработать проект «Мы изучаем правила дорожного движения».
Для проведения опытно-практической работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1.Диагностика познавательной активности
2.Беседа с воспитателем.
Для проведения констатирующего этапа был составлен план (Приложение 1)
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы использовали диагностику В.С.Юркевич, в которой выделены следующие критерии:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
-действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника:
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
01.04.2014г. была проведена диагностика В.С Юркевич.
Цель – выявить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Детям были предложено 2 задания: первое предполагало активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания конструирование фигурок из бумаги (оригами), а второе направлено на восприятие и переживание образов - рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: складывали оригами в парах, а рассматривали картинки по-одному.
Результаты диагностики:
1 задание - конструирование фигурок из бумаги (оригами) парами:
Задание дети выполняли в парах, им были предложены на выбор несколько вариантов фигурок животных, птиц.
Максим Б. и Дарья В. остановили свой выбор на изготовлении медвежонка. Дарья не отвлекалась, проявила самостоятельность и интерес, обращалась за помощью к воспитателю. Максим Б. проявил упорство в достижении поставленной цели. Полученный результат доставил детям радость.
Денис А. и Вика И не смогли сообща выбрать фигурку, Денис А остановил свой выбор на изготовлении кораблика, а Вика И хотела сделать зайчика. Денис А проявил раздражительность, но вскоре успокоился и согласился на изготовление зайчика, но быстро утратил интерес к заданию, не проявил самостоятельности. Вика И испытывала трудности, обращалась за помощью к воспитателю и выполнила задание до конца.
Даниил В. и Вероника С остановили свой выбор на изготовлении лягушки, испытывали трудности при выполнении задания, но не утратили интерес, обращались за помощью к воспитателю, получив подсказку, выполнили задание до конца. Изготовление поделки доставило радость обоим детям.
Артем Г. и Лена Ш вначале остановили свой выбор на конструировании медведя, но, быстро передумав решили сделать поросенка. Не отвлекались, испытывали интерес к поставленному заданию, задавали вопросы для уточнения выполнения поставленной цели, проявили настойчивость. Поделка, в конечном результате, принесла им радость и гордость за свои достижения.
Саша К и Даяна С, после небольших разногласий, выбрали изготовление птички, испытывали незначительные трудности. Саша К проявил упорство, не отвлекался, обращался за помощью к воспитателю, получив подсказку выполнил задание до конца. Даяна С проявила самостоятельность в поиске способа выполнения поставленной задачи, проявила интерес, выполнила задание, но совместно с воспитателем.
Миша К и Маша Г не могли самостоятельно определиться в выборе фигурки, Маша Г хотела изготовить рыбку, Миша К выбрал изготовление поросенка. Маша Г проявила настойчивость и ребята остановили выбор на рыбке. Маша испытывала трудности, но не утратила интереса и с помощью подсказок воспитателя доделала поделку до конца. Миша К не проявил инициативности и самостоятельности, быстро утратил интерес, проявил отрицательные эмоции.
Результаты 1 задания представлены в таблице 2. (Приложение 2)
2 задание - рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц). Задание индивидуальное.
Цель – выявление уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3 ребенка Максим Б, Артем Г и Лена Ш не отвлекались, задавали вопросы воспитателю о неизвестных экзотических животных и птицах, интересовались в каких странах они живут. Детям было интересно рассматривать картинки, получать новые знания о неизвестных животных.
6 детей Даниил В, Дарья В, Саша К , Вероника С, Саша К, Даяна С, рассматривали предложенные картинки с интересом, но не уточняли у воспитателя о незнакомых им птицах и животных. Детям было интересно.
3 ребенка Вика И, Миша К, Маша Г рассматривали предложенные картинки, но быстро утратили интерес к заданию, отвлекались, не задавали познавательных вопросов.
Результаты диагностики представлены в таблице 3 (Приложение 3).
Таким образом, проведя диагностику, мы пришли к выводу, что:
К низкому (репродуктивно-подражательному) уровню развития познавательной активности находилось 17% детей («Подражатели».)
Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 50% детей.
Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
33% находились на высоком (поисково-продуктивном ) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
03.04.2014г. были проведены беседы с воспитателем Дзусовой О.Ю.
Цель – выявить имеет ли место проектная деятельность в подготовительной группе «Почемучки».
Воспитателю были заданы вопросы:
Какие проекты были реализованы в подготовительной группе «Почемучки».
Какое участие принимают дети в подготовке и проведении проекта.
Привлекает ли воспитатель родителей к реализации проекта?
Влияет ли проектная деятельность на развитие познавательной активности старших дошкольников?
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы О.Ю. Дзусова стала достаточно активно использовать данный метод, и поделилась опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, О.Ю. Дзусова определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому О.Ю. Дзусова старается находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, она ставит такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
О.Ю. Дзусова рассказала о нескольких проектах, которые были проведены в группе.
Очень интересным был проект «Осторожно, огонь» сформировал у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Проект «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Очень интересными были проекты «Книжкина неделя», «Детский сад - мой второй дом».
Реализуя данные проекты, О.Ю.Дзусова ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
В результате беседы с воспитателем Дзусовой О.Ю, выяснила что в МБДОУ № 12 «Аленушка» используется проектный метод деятельности, родители с интересом участвуют в реализации проектов, а дети приобретают новые знания, развивают свои способности.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследование мы пришли к выводу, что 33% детей Максим Б, Артем Г, Лена Ш, Саша К имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
50 % испытуемых показали средний уровень. Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С, Даяна С, Маша Г, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
17% детей – Денис А и Миша К имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Таким образом, 10 детей имеют высокий и средний уровень сформированности познавательной активности, что говорит о хорошей работе воспитателя и о том, что дети подготовительной группы «Почемучки» МБДОУ № 12 «Аленушка» Поронайского района с. Востк подготовлены к обучению в школе.
Анализ данного этапа позволил перейти к формирующему этапу и разработать проект «Мы изучаем правила дорожного движения», который направлен на формирование познавательной активности детей, развитие эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность, целенаправленность этой деятельности и ее завершенность, создание ситуации успеха.
2.2 Использование проектного метода в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – формирующий, проводился с 07.04.14. по 18.04.14г.
Задачи:
1.Включить детей в деятельность по реализации проекта «Мы изучаем правила дорожного движения»
2.Разработать рекомендации по реализации проекта «Мы изучаем правила дорожного движения».
Для реализации задач был составлен проект «Мы изучаем правила дорожного движения».
Цель проекта:
Формировать у детей знания о правилах дорожного движения; вызывать желание подчиняться этим правилам; воспитывать уважительное отношение при взаимодействии в схеме: пешеход – водитель; показать и доказать детям важность соблюдений правил дорожного движения в нашей жизни.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с правилами дорожного движения. Рассказать детям как нужно вести себя пешеходам, как нужно вести себя водителям;
2. Учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих;
3. Познакомить более глубоко с профессией регулировщик, постовой, инспектор ГИБДД;
4. Расширять представления детей о знаково – схематичном изображении, при изучении дорожных знаков. Учить устанавливать связь при встрече разных дорожных знаков в жизни, на дороге.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: две недели.
Вид проекта: познавательный.
Работа проводилась со всеми детьми, но особое внимание уделялось детям с низким и средним уровнем познавательной активности.
07.04.2014 проводилось спортивное упражнение «Ловкий пешеход». Детям игра была интересна, Денис А, Миша К проявили активное участие. Это упражнение развило у детей ловкость и выносливость, координацию действий.
07.04.2014 - НОД «Путешествие к светофору». Познакомились с видами светофора – для пешеходов и водителей. Миша К и Денис А отвечали на вопросы. Эта НОД повлияла на развитие познавательной активности детей.
07.04.2014 во второй половине дня была проведена сюжетно-ролевая игра «Едем в автобусе», в которой приняли участие все дети, они самостоятельно распределили роли. В игре закрепили правила дорожного движения и навыки безопасного поведения на улице.
08.04.2014 НОД « Транспорт нашего города». В результате проведенного НОД у Миша К и Денис А расширилось представление о ПДД, о дорожных знаках.
08.04.2014 Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения».
08.04.2014 Чтение произведения Я. Пишумова «Посмотрите постовой». Дети внимательно прослушали произведение, Миша К и Денис А пересказали услышанное, расширили свой словарный запас.
09.04.2014 Художественное творчество. Рисование «Улицы нашего города». Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С проявили фантазию. В этой деятельности у детей развиваются творческие способности.
09.04.2014 Разучивание песни «По улице, по улице….» У детей было радостное настроение, у Даяны С, Машы Г, Мишы К и Дениса А развивается чувство ритма.
09.04.2014 Конструирование «Автобус». Дети с удовольствием включились в деятельность, Денис А, Миша К были восхищены своими работами. Эта НОД повлияла на их познавательную активность.
10.04.2014 было проведено спортивное упражнение «Регулировщик», в котором Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С, Миша К закрепили знания по ПДД, действовали сообща.
10.04.2014 Дидактическая игра «Как кошка дорогу переходила». Во время игры дети четко выполняли правила, игра повлияла на развитие познавательной активности Мишы К и Дениса А.
11.04.2014 была проведена НОД «Дорожная грамота». В группу пришел инспектор ГИБДД, которому Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С, Денис А с интересом задавали вопросы, Вероника С, Даяна С, Маша Г, Миша К отвечали полно, обстоятельно, сравнивали, делали обобщение.
11.04.2014 Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения».
11.04.2014 Чтение художественной литературы Т. Шорыгин «Я сегодня пешеход». Все дети внимательно прослушали, задавали интересующие их вопросы. Саша К, Артем Г, Лена Ш закрепили правила поведения на улице.
14.04.2014 «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы». Саша К, Артем Г, Лена Ш, Вероника С, Даяна С, Маша Г, Миша К закрепили знания о том, как вести себя на улице, научились различать дорожные знаки.
14.04.2014 Был проведен конкурс на лучшую разукрашу «Раскрась правильно знак». Все дети с интересом приступили к заданию, Денис А и Миша К проявили особое усердие при раскрашивании знаков.
14.04.2014 Проводилась дидактическая игра «Угадай транспорт» (Приложение 14). Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С, Денис А, Миша К отгадывали загадки, научились сопереживать и радоваться успеху.
15.04.2014 Беседа - рассказ «На какой цвет нужно переходить улицу». Все дети приняли активное участие в беседе, отвечали на заданные вопросы, Денис А, Миша К закрепили знания о том, на какой цвет нужно переходить дорогу.
15.04.2014 Проводилась сюжетно – ролевая игра «Полиция на дороге», в которой Даниил В, Вероника С, Денис А, Миша К самостоятельно выбрали себе роли, проявили фантазию, развивали сюжет игры.
16.04.2014 НОД «Путешествие Колобка в страну Дорожных знаков» (Приложение11). В результате его проведения дети правильно распознали все дорожные знаки, Дарья В, Вика И, Даниил В, Вероника С рассказали Колобку что помогает ориентироваться на дорогах.
16.04.2014 Чтение «Как веселые человечки учили дорожную азбуку». Все дети с интересом прослушали произведение, отвечали на вопросы. Особое внимание я уделила Денису А, Мише К выявив их знания о поведении на дорогах.
17.04.2014 Рассматривали плакаты на заданную тематику. Денис А, Миша К без ошибок называли дорожные знаки, отвечали на вопросы. Дети закрепили правила поведения на проезжей части.
17.04.2014 Заучивание стихотворения «Светофор». Все дети закрепили знания о цвете, горящем на светофоре.
17.04.2014 Художественное творчество. Аппликация на тему «Моя улица». Все дети закрепили навыки коллективной работы, распределили обязанности, Денис А, Миша К помогали друг другу в работе.
18.04.2014 В первой половине дня была проведена повторная диагностика. Результаты представлены в Приложении 16.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что работа в данном направлении улучшает уровень познавательной активности, что подтверждается итоговой диагностикой В.С. Юркевича.
18.04.2014 Во второй половине дня проводился музыкальный досуг «Красный, желтый, зеленый…» (Приложение 15).
Актуальность проекта«Мы изучаем правила дорожного движения»
Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом и, конечно же, с правилами. Правила помогают наводить порядок в жизни человека. Одними из таких правил являются правила дорожного движения. Правилам дорожного движения мы обязаны научить детей с детства. Знание правил дорожного движения предотвращает аварии и сохраняет жизни многих людей. Считая важным обучению дошкольников правилам дорожного движения с детства, реализовали проект «Мы изучаем правила дорожного движения», так как данный подход к обучению позволит детям лучше усвоить материал, сформировать у них знания в области безопасности жизнедеятельности, расширит кругозор, поможет в усвоении знаковой системы обозначений, поможет социализации детей в обществе.
При реализации проекта были использованы следующие подходы:
В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков; развивается диалогическая речь. Дети учатся задавать вопросы и получать ответы на них, обращаясь к разным источникам (воспитатели, родители);
Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата. А также, интересные работы, изготовленные с помощью нестандартных материалов, способствуют, привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме;
Реализуя, игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» (все участники равноправны) учатся взаимодействовать и сотрудничать между собой;
Целевые прогулки способствовали усвоению материала, зрительная и вербальная информация совместно усваивается быстрее.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
Развитие у детей активности, самостоятельности, самосознания;
Повышение уровня мотивации к занятиям;
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Дети должны знать и называть:
Названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;
Чем опасно не соблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;
В каком месте можно переходить дорогу и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;
Что нельзя делать вблизи проезжей части дороги;
Правила «левой руки», правила для велосипедистов, правила для пешеходов, правила для водителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный: разработка проекта;
Практический
Заключительный: подведение итогов и презентация проекта
I этап. Подготовительный
Разработка проекта
1. Заинтересовать участников изучением данной темы;
2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме правила дорожного движения;
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности;
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
5. Составить план мероприятий.
II этап. Практический
Физкультура
Физкультурный досуг «Как мы учили матрешку правилам дорожного движения»
Задачи: создать у детей праздничное настроение, привлечь внимание к правилам дорожного движения, закрепить знания детей с помощью упражнений, эстафет; развивать выносливость, ловкость, терпение, быстроту реакции, умение работать в команде.
Упражнения: «Светофорчик», «Поезд», «Регулировщик»; игра малой подвижности «Транспорт», игра «Ловкий пешеход» (забросить мяч в зеленый глазок светофора).
Задачи: Учить координировать свои действия; с помощью упражнений закрепить знания детей по теме «Правила дорожного движения»; в эстафетах учить действовать сообща, слажено; воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, выносливость.
Здоровьесбережение
Беседы «Как правильно вести себя на дороге?», «К чему приводят игры на проезжей части»
Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Стой, стой, постовой», изотерапия «Представь себя….» (представить себя водителем автобуса, троллейбуса, машинистом и т.д.).
Задачи: закреплять представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства; дать представление о том, что важность здорового образа жизни влияет на социализацию в обществе (сильные, спортивные, здоровые люди справляются с любыми трудностями).
С помощью дыхательной гимнастики укреплять здоровье детей и заниматься профилактикой простудных заболеваний.
Безопасность
Беседа – рассказ детям о правилах дорожного движения;
Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
Беседа – рассказ «На какой цвет нужно переходить улицу»;
Беседа – рассуждение «Для чего нужны знаки дорожного движения?»
Просмотр электронной презентации «Правила дорожного движения для детей»;
Игровое упражнение «Красный цвет – ходу нет, желтый цвет – внимание…»
НОД «Улица полна неожиданностей».
Задачи: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах города, закрепить знания о ПДД, практические навыки поведения на улице.
Задачи: Приобщать детей к правилам безопасности на дорогах; учить избегать на улице опасных для жизни ситуаций; воспитывать желание беречь свою жизнь.
Социализация
Сюжетно – ролевые игры: «Пешеходы», «Регулировщик», «Едем в автобусе», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Веселый перекресток».
Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки», настольно – печатные игры, лото.
Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворения «Веселые правила дорожного движения»; кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу», спектакль Кинешемского драматического театра «Как Незнайка правила дорожного движения учил».
Задачи:
побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр;
привлекать детей к изготовлению атрибутов для театрализованных и дидактических игр;
развивать творческое воображение, фантазию;
учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с игровым замыслом сверстников;
следить, чтобы дети четко выполняли правила дидактических игр;
развивать личностные качества детей: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки самоконтроля, дружелюбное отношение к сверстникам;
воспитывать умение решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде
Труд
Конструирование макета «Наш город», конструирование «Автобус», «Сделаем машину», подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Скорая, пожарная, полиция спешат на помощь…», «Пешеходы и водители», изготовление дорожных знаков, совместная работа по конструированию макета светофора.
Задачи: развивать потребность детей в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом; вызвать чувство восхищения своими работами, заряжать детей позитивным настроением; вызвать желание наполнять группу самодельными атрибутами для игр.
Познание
Просмотр электронных презентаций:
«Правила дорожного движения»;
«В стране дорожных знаков»;
Игра «Ответь правильно»;
Видеоролик «Осторожно, дорога!»;
Мультфильм «Смешарики на дороге»;
Мультфильм «Правила дорожного движения»
Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».
НОД «Путешествие к светофору» (Приложение 8)
Задачи: познакомить детей с видами светофора (для пешеходов и водителей); закреплять знания детей.
НОД «Транспорт нашего города» (Приложение 9)
Задачи: расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилам поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
НОД «Дорожная грамота» (Приложение 10)
Задачи: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно – указательные знаки и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса» и др.; расширять знания детей о предупреждающих дорожных знаках, предназначенных для водителей, продолжать учить дете й различать информационно – указательные знаки.
НОД «Путешествие Колобка в страну Дорожных знаков» (Приложение 11)
Цель: Формирование знаний о дорожных знаках и правил поведения на улице.
Задачи:
1. Расширять представления о дорожных знаках и их назначении.
2. Развивать образную речь, внимание, память.
3. Закреплять знания о правилах поведения на улицах и дорогах.
4. Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте.
«Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы» (Приложение 12)
Цели:
Углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице;
Учить различать дорожные знаки, знать их значение;
Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
Развитие речи
НОД «Работа инспектора ГИБДД»
Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города.
Задачи:
Обучающие:
Дать детям представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правил поведения на дороге;
Развивающие:
Развивать речь, логическое мышление, внимание;
Развивать умение ориентироваться на сигналы регулировщика ;
Воспитывающие:
Воспитывать уважение к труду взрослых, дисциплинированность, уважение к правилам дорожного движения.
Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г.Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»
Задачи: закреплять знания детей о цвете, горящем на светофоре, воспитывать сознание о необходимости соблюдения правил, развивать память, речь.
Чтение:
К. Арон «Еду, еду я по свету», Я. Пишумов «Посмотрите постовой», «Азбука города», Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», М. Пляцковский «Светофор», С.Михалков «Шагая осторожно…», В. Семернин «Запрещается – разрешается!», А. Дорохов «Влиятельная палочка», О. Бедарев «Если бы…»
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, выявить их отношение к правилам безопасного поведения на дороге, расширять словарный запас детей, формировать правильную диалогическую и монологическую речь при ответах на вопросы и пересказе, развивать память.
Сочинение – представление «Я - пассажир…», «Я – регулировщик движения…», «Я – водитель…», «Я – пешеход…», «Мы идем по городу»
Задачи: развивать монологическую речь, учить строить связанный описательный рассказ, использовать в речи новые слова; развивать фантазию и творческое воображение.
Чтение художественной литературы
М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода», Г. Юрмин «Простая арифметика», Н. Носов «Автомобиль», Т. Шорыгина «Я сегодня пешеход», «Подземный переход», «Друг пешехода», «Наш помощник светофор», Г. Шалаева «Азбука маленького пешехода», Ю. Яковлев «Делаем ребятам предостережение», загадки.
Задачи: с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл; воспитывать чувство безопасности.
Оформление книжного уголка по теме «Правила дорожного движения»
Художественное творчество
Лепка «Пешеходы»;
Рисование «Улицы нашего города», «Регулировщик»;
Создание детьми нарисованных книжек: «Вот они, какие эти знаки», «Моя улица», «Кто такой регулировщик?»;
Конкурс на лучшую разукрашу (тематика «светофорчик», раскрась правильно знак»);
Аппликация «Моя улица»
Задачи:
развивать у детей потребность в творческой деятельности;
учить передавать свое эмоциональное отношение;
развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках;
развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность;
закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе.
Музыка
Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко), игровые упражнения «Веселые путешественники», игры, эстафеты.
Задачи: познакомить детей с новыми музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостного настроения.
Работа с родителями
информировать родителей о теме проекта;
привлечь родителей к оснащению группы игровым материалом;
привлечь родителей к изготовлению костюма регулировщика;
привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада»;
привлечь родителей к проявлению интереса к правилам поведения на дороге: рассказ – беседа родителей «Правила нужно знать» (Смирнова С.В.);
оформить информационный стенд для родителей «Безопасность дорожного движения»;
разработать методические рекомендации для родителей с целью закрепления знаний о Правилах дорожного движения
III этап. Заключительный
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме.
Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме.
При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили весь учебный материал по теме: «Правила дорожного движения»
Заключительным этапом работы над проектом стало:
издание отчетной стенгазеты «Как мы изучали правила дорожного движения»;
музыкальный досуг «Красный, желтый, зеленый…»
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, мы пришли к выводу, что проектный метод деятельности развивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используя метод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.
Разработанный нами проект «Мы изучаем правила дорожного движения» включал в себя разные формы работы и виды деятельности, которые способствовали повышению уровня познавательной активности старших дошкольников.
Если на констатирующем этапе 33% (4ребенка) находились на высоком уровне развития познавательной активности, 50% (6 детей) можно было отнести к среднему уровню развития познавательной активности и 17% (2 ребенка) показали низкий уровень, то в результате повторная диагностика показала динамику – 50% детей показали высокий уровень и 50% детей средний уровень развития познавательной активности. Значит включение детей в совместную, партнерскую образовательную деятельность способствует развитию познавательной активности старших
Мы считаем, что если в дальнейшем работа будет проводиться в системе, то уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста повысится и наша гипотеза подтвердится.
Список литературы
1.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования Управление ДОУ.2006. №7.
2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. М.: Айрис-Пресс, 2008.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ Е.С.Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. .
5.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем Н.Ю.Ерофеева Журнал «Завуч». 2000. №3.
6.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие В.Н.Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011.
7.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты Г.М.Коджаспирова. М.: Владос-Пресс, 2003.
8.Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2011.
9.Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009.
10.Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие А.А.Майер. М.: ТЦ «СФЕРА»,2008.
11.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Н.Ю.Пахомова. Методист. 2004. №1.
12.Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник Отв. Г.Н.Масич. Красноярск: КИМЦ, 2010.
13.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009.
14.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. М.: АРКТИ, 2003.
15.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. М.: ИТиИП РАО, 2004.
16.Сапранова С.И. Проектная деятельность С.И.Сапранова Воспитатель ДОУ. 2008. №2
17.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения А.С.Сиденко Журнал «Завуч». 2003. №6.
18.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду Л.Л.Тимофеева. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
19.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М.: Дрофа, 2004..
20.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста И.В.Штанько Управление дошкольным образованием. №4. 2004.