Авторская педагогическая разработка «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва Учебная программа по литературе для учащихся 8 или 9 классов.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования
г.Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Авторская педагогическая разработка
«Письма о добром и прекрасном» Д.С.ЛихачёваУчебная программа по литературе для учащихся 8 или 9 классов.
Автор разработки:
Калашникова Римма Ависовна учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№12»
2016г.
г.Усолье-Сибирское
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В этом состоит актуальность создания курса.
Данный факультативный курс «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва направлен на решение именно этой актуальной педагогической задачи. Курс рассчитан для учащихся 8,9 классов. Данные занятия будут направлены формирование нравственных ориентиров школьников.
Новизна курса в том, что с помощью использования традиционных и инновационных форм и методов работы (занятия - тренинги, ролевые игры, занятия- инсценировки, мини- дискуссии, блоковая подача материала, виртуальные путешествия, заочные экскурсии, информативные задания) учащиеся смогут убедиться в том, что «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, адресованные современному читателю, молодому человеку, — это не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых ученый так хорошо знал). Среди «Писем о добром и прекрасном» есть одно письмо, под номером 26, которое так и называется: «Учитесь учиться». «Мы вступаем в век, — пишет Д.С. Лихачев, — в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Общее образование, — заключает Лихачев, — может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».
Цель курса - изучить «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва, доказать учащимся, что по своей сути эта книга — голос нашей собственной культуры, ее послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем, показать ценность советов известного человека для духовного и нравственного развития подрастающего поколения.
Основные задачи:
-познакомить с биографией Д.С.Лихачёва;
-прочитать и обсудить с учащимися «Письма» академика, в которых он рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.
- научить использовать материал книги при подборе аргументов для написания сочинения-рассуждения на ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
-учить умению анализировать и оценивать своё речевое поведение во время обсуждения и дискуссий; в процессе общения соблюдать культуру слушания.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать;
- страницы биографии и творчества выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа культуры, патриота;
-содержание книги «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва;
уметь:
- свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, высказывать своё мнение при обсуждении содержания писем, анализировать, вести дискуссию
-уметь использовать материал «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва при подборе аргументов для написания сочинения-рассуждения на ГИА и ЕГЭ по русскому языку;
-уметь анализировать и оценивать своё речевое поведение;
- в процессе общения соблюдать культуру слушания.
Структура и содержание программы
I.Введение.О таких людях говорят — «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести.
Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен».
II.Биография академика Д.С.Лихачёва. (1906-1999)
III.Книга «Письма о добром и прекрасном» 
Известный ученый, академик Д. С. Лихачев в 46 письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.
IV. Практикум: подбор материала для написания сочинения-рассуждения на ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 8 или в 9 классе в течение учебного года.
Организация работы.
При реализации данной программы на занятиях будут использоваться методы и приёмы работы, направленные на ознакомление с биографией Д.С.Лихачёва, на изучение писем академика, их содержания, идей. Задания будут направлены на большее проявление самостоятельности учащихся, связанные с поисками и наблюдениями, создание условий для развития творческой речевой активности.
В обсуждении писем поможет использование таких приемов, как лекция, беседа, виртуальные путешествия, заочные экскурсии, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной литературы. Эффективными будут блоковая подача материала, самостоятельные исследования писем с целью решения поставленных задач, рецензирование предложенных текстов, сообщения как результат наблюдения, работа с текстом в группах, использование технологии сотрудничества, приемы мозговой атаки, организация самостоятельной работы по дидактическим и справочным материалам, выполнение практических заданий по подбору аргументов для будущих сочинений-рассуждений.
Учебно-тематический план
№ Тема Основное содержание Форма и методы проведения Формы контроля
Введение
1. Вводное занятие. I.Введение.
О таких людях говорят — «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации. Беседа Постановка целей и задач курса
Проведение входной диагностики
II. Биография академика Д.С.Лихачёва.
2. Д.С.ЛихачёвБиографический очерк
(1906-1999) Лекция
Беседа
III.Книга «Письма о добром и прекрасном»
4. Письма 1, 2 Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМПисьмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬЛекция
Обсуждение Вопросы и задания для самоконтроля
5. Письма 3,4
Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕПисьмо четвертое САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬЛекция
Беседа
Составление плана Вопросы и задания для самоконтроля
6. Письмо 5
Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИДискуссия Вопросы и задания для самоконтроля
7. Письма 6-7 Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
Письмо седьмое ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙБеседа
Работа в группах Составление таблицы
8. Письма 8-9 Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМПисьмо девятое КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ? Инсценировка
Работа в группах
Сообщения Ответы на вопросы
9. Письма 10-11 Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯПисьмо одиннадцатое ПРО КАРЬЕРИЗМНаписание сжатого изложения на основе аудиозаписи
письма 10 Проверка в соответствии с критериями оценивания сжатого изложения
10. Письма 12-13 Письмо двенадцатое ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН HYPERLINK "http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/knizhnaya-polka/662-d-s-likhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom?showall=&start=14" Письмо тринадцатое
О ВОСПИТАННОСТИ Лекция
Беседа
Практическая работа
Тренинг
11. Письма 14-15 Письмо четырнадцатое О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХПисьмо пятнадцатое ПРО ЗАВИСТЬЛекция
Беседа
Практическая работа
Рецензия
12. Письма 16-17 Письмо шестнадцатое О ЖАДНОСТИПисьмо семнадцатое УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМЛекция
Практикум Анкета «Умеете ли вы спорить?»
13. Письма 18-19 Письмо восемнадцатое ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯПисьмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?Практикум
Сообщения Тест в формате Power Point
14. Письма 20-21 Письмо двадцатое КАК ВЫСТУПАТЬ?Письмо двадцать первое КАК ПИСАТЬ?Составление памятки «Публичное выступление» Ответы на вопросы
15. Письма 22-23 Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХПрактические задания Презентация-рекомендация
«Список литературы для подростков»
16. Письма 24-25 Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИПисьмо двадцать пятое ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИПрактические задания
Ролевая игра Ответы на вопросы
17. Письма 26-27 Письмо двадцать шестое УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!Письмо двадцать седьмое ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕКонспект основных положений Составление конспекта
18. Рисунки Д.С.ЛихачёваВ книжном наследии академика Дмитрия Сергеевича Лихачева имеется особое сокровище — это «Новгородский альбом». Издание посвящается 1140-летию Великого Новгорода. Сообщение
Презентация Ответы на вопросы
19. Письма 28-29 Письмо двадцать восьмое БЫТЬ ВМЕСТЕПисьмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!Сообщение
Практикум
Работа в группах Презентация «Моё первое путешествие»
20. Письма 30-31 Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМПисьмо тридцать первое КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИСообщение
Практикум Ответы на вопросы
21. Письма 32-33 Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВОПисьмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ Лекция
Сообщения Составление цитатного плана
22. Письма 34-35 Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕПисьмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИЛабораторная работа Презентация о русской пейзажной живописи
23. Письма 36-37 Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАНПисьмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВАВиртуальное путешествие Ответы на вопросы
24. Письма 38-39 Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИПисьмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИНВиртуальное путешествие Ответы на вопросы
25. Письма 40-41 Письмо сороковое О ПАМЯТИПисьмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫЛекция
Беседа Составление плана
26. Письма 42-43 Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛПисьмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГОЗаочная экскурсия по родному краю Мини-сочинение
27. Письма 44-46 Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИПисьмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖПисьмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫЛекция
Беседа IV. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Практикум: подбор материала для написания сочинения-рассуждения на ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.
28. Подбор аргументов по предложенным темам Работа над композицией: тезис, аргументы, вывод. Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа 29. Сочинение-рассуждение Написание пробного сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на бланках в формате ГИА. 30. Сочинение-рассуждение Написание пробного сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на бланках в формате ГИА. Сочинение-рассуждение на бланках в формате ГИА.
31-
33. Практические советы по использованию изученного мае риала на выпускных экзаменах Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. Практическая работа 34. Итоговое занятие. Литература для учителя:
Бондаренко Г.Г., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Просвещение, 1995.
Википедия: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6329Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.:Детская литература, 1985.
Материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru).
Нарушевич А.Г. Сочинение. Формулировки, аргументы, комментарии.- М.: Просвещение, 2008.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9 – 11 класс. - М.: Вербум-М, 2007.
Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста. – М.: МНЦМО, 2008.
http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka/662-d-s-likhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom
http://www.litmir.co/br/?b=49366
http://www.orthedu.ru/nev/9-06/cultur.htm
Литература для ученика:
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.:Детская литература, 1985.
Кудинова Т.А. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку. Тестирование. Серия «Библиотека школьника» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru).
Нарушевич А.Г. Сочинение. Формулировки, аргументы, комментарии.- М.: Просвещение, 2008.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9 – 11 класс. - М.: Вербум-М, 2007.
http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka/662-d-s-likhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom
http://www.litmir.co/br/?b=49366
http://www.orthedu.ru/nev/9-06/cultur.htm