Методическая разработка проведения в школе урока написания письма «Учитесь писать письма»
Методическая разработка проведения в школе урока написания письма
«Учитесь писать письма»
Автор: Бардацкая Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Безопасного
Цель урока: 1) показать роль писем в жизни человека в наши дни; 2) учить детей правильно оформлять письмо, выбирать стиль изложения, необходимый в той или иной ситуации; 3) развивать коммуникативные навыки учащихся; 4) воспитывать культуру речевого общения посредством эпистолярного жанра.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Целеполагание.
А) Чтение учителем двадцать четвертого письма Д.С.Лихачева «Будем счастливыми» (Ответ на письмо школьника).
Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в теперешней жизни. В се это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся наслаждениях».
Б) Беседа с учащимися.
- Как можно назвать текст, написанный выдающимся человеком современности Д.С.Лихачевым? (Письмо).
- Что же такое «письмо»? (Жанр письменной формы разговорной речи. Обязательное условие этого жанра – искренность, непринужденность отношений участников переписки).
- К какому литературному жанру относится письмо? (К эпистолярному жанру).
- Как появился эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр (греч. эпистола = послание) развился из бытовой переписки ).
- Чему учит прочитанное мной письмо? (Заповеди гуманизма, сформулированные Д.С.Лихачевым, учат не прибегать к убийству и не начинать войн; не считать свой народ врагом других народов, не красть и не присваивать себе плоды труда своего ближнего, уважать идеи и чувства других людей, сохранять и уважать культурное наследие. Глубина и значение этих заповедей особенно актуальны сегодня. Мы продолжим знакомство с эссе Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» на последующих занятиях).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
В) Мотивация учебной деятельности.
- Как вы думаете, зачем пишут письма?
- Почему в наш век письмам нет цены?
-Любите ли вы получать письма?
- Какие виды писем вам известны? ( Дружеские, поздравительные, официальные, письмо в газету).
- Как строится письмо? ( В разных письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются:
Приветствие или обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, просьбы, пожелания, предложения, формулы прощания.
Подпись. Дата).
Г) Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, кто такой адресат? (официальное лицо – неофициальное, знакомый – малознакомый - незнакомый, близкий – родной, тот, кому адресовано письмо). А кого мы называем адресантом? (Кто пишет, пишущий).
- Помните ли вы правила оформления конверта?
От кого Фёдоровой В.И.
Откуда ул. Парковая, д.21, кв.5
село Безопасное, Труновский район Ставропольский край
индекс 356190
Кому Петровой Т.И.
Куда ул. Солнечная, д.10, кв.3
г. Ставрополь
индекс 356195
Д) Работа в группах. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня вы будете писать письмо личного характера. Работать будете в группах. Перед вами карточки с алгоритмом написания письма.
1. Формулы обращения, приветствия:
дорогой друг
уважаемый, уважаемая
2.Этикетные формулы, клише:
не откажите в любезности
сердечно
от всего сердца, от всей души
заранее благодарен
хочу рассказать тебе о
мы очень скучаем без тебя
с нетерпением ждем ответа
3. Типичные обороты конца письма:
искренне Ваш
с уважением
до свидания
Письма - источник наших знаний о прошлом. Известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители древнего Новгорода ещё в 10 веке. В этих письмах ученые находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.
Если у вас есть письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, бабушкой или дедушкой. Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а это частица истории нашей Родины. Весь народ нашей страны готовится к 65-летию Великой Победы. Я прошу вас написать письмо другу и рассказать ему, как коснулась война вашей семьи.
Е) Чтение писем, их обсуждение.
Ж) Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы закрепили знания о правилах написания письма, его оформления, писали письма. Что объединяет ваши письма? (Все они относятся к личным). Перед вами лепестки – листочки. Если вам все понятно по теме «Письмо», то выберите лепесток с восклицательным знаком, если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, выберите лепесток с вопросительным знаком. (Дети размещают лепестки на доске, образуют из них форму цветка). Я рада, что в нашем цветке большинство лепестков с восклицательным знаком. Тем, у кого остались вопросы, мы поможем разобраться на следующих уроках, продолжив изучение данной темы.
А сейчас мы проведем небольшую экскурсию в прошлое, узнаем о том, как отправляли письма. В Древнем Египте послания писались на папирусе, который туго наматывали на специальную палку. Гонец брал её в руку и отправлялся в путь. Уже в то время признавалась важность передачи информации на расстояние. Гонцы пользовались многими привилегиями. Появление сети дорог привело к возможности более быстрого перемещения. Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и письма. Появилась специальная почтовая служба. Доставка писем была достаточно медленной и нерегулярной. Поэтому важное сообщение, требующее срочной доставки, обычно поручалось специальному посыльному – курьеру. С развитием железных дорог письма стали доставляться быстрее.
З) Домашнее задание. Напишите письмо любимому писателю, литературному герою, фантастическому существу
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»
Номинация: «Письмо другу»
Автор работы: Грицай Андрей
Место выполнения работы: Ставропольский край
Труновский район с. Безопасное
МОУ СОШ №3, 6 «Б» класс
Научный руководитель:
Бардацкая Наталья Александровна, преподаватель
русского языка и литературы МОУ СОШ №3,
учитель высшей категории, Отличник просвещения РФ.
с. Безопасное, 2010
Здравствуй, дорогой Павел! Шестьдесят пять лет прошло с той поры, когда отгремел салют, возвестивший о нашей победе в Великой Отечественной войне. Сегодня память вновь возвращает нас в огненные военные годы, потому что война не обошла стороной ни одну семью.
Свыше восьмисот тысяч женщин ушли на фронт, чтобы защищать свою страну от смертельной опасности. Среди них была и моя прабабушка – Зинченко Наталья Михайловна. Я хочу рассказать тебе о ней. Когда началась война, ей было девятнадцать лет. В тысяча девятьсот сороковом году она закончила Старобельскую педшколу, что на Украине, преподавала украинский язык. В тысяча девятьсот сорок первом году прабабушка переехала в село Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края, где работала учителем начальных классов. В сорок втором она добровольцем ушла на фронт, ушла совсем еще девчонкой, ничего не знающей о войне. Как было не пойти? Все шли Только на фронт. Другой мысли не было. Так уж она была воспитана, что Родина и она – это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не было и не могло быть другого пути. Только встать на ее защиту.
«Не женское это дело», - можно услышать от мужчин. Но Наталья Михайловна считала, что каждый должен внести свой посильный вклад, чтобы приблизить Победу. Она была направлена в зенитно-артиллерийский дивизион наводчицей. В это время войска отступали до города Грозного. Здесь они услышали приказ Сталина: «Ни шагу назад»! Враг рвался к кавказской нефти. Самолеты постоянно бомбили города и села. Прабабушка вспоминала первое боевое крещение: «Появился в небе вражеский самолет-разведчик, а через несколько минут стая стервятников с черными крестами на фюзеляжах начала бомбить наши позиции. Были первые победы, первые потери. Страшно ли было умереть? Каждому человеку присуще чувство страха. Особенно обострено оно у женщин и детей – у самых беззащитных по своей природе. Если мужчина, солдат, мог в трудную минуту организовать себя и принять решение, то женщина безрассудно терялось, теряла себя. Боялись всего. Боялись умереть, боялись мертвых. В случае опасности думали, что если выживем, будем самыми счастливыми на свете». Женственность, доброта, жизнелюбие, обаяние, нежность – черты, свойственные девушкам. Убивая врагов, они тяжело переживали смерть. Враг для них - прежде всего человек. Убивать они вынуждены были, потому что шла война.
Дивизион, в котором воевала прабабушка, героически защищал город Грозный. Своими меткими ударами зенитчицы сбили не один самолет. Девушки были разные. Высокие и маленького роста, голубоглазые и кареглазые, светловолосые и брюнетки. Однако всех девчат тех огненных лет поэт назвал «милые красавицы России». Потому что они тоже приближали Победу. Потому что они несли с собой женское очарование, сердечное тепло
- Воинская часть, в которую мы, попали, - рассказывала бывшая зенитчица Наталья Михайловна Зинченко – долгое время отступала. Бойцы были небритые, усталые. И в друг к ним такое пополнение! Девушки-наводчицы, только что прошедшие курсы. Сразу прибавилось забот у ребят. Кинулись копать землянки для нас. А потом, пока мы отдыхали, привели себя в порядок, побрились, почистили обмундирования и даже подшили белые воротники. Внесли мы немало нового в их жизненный распорядок. Даже в редкие часы затишья зазвучали песни
Да, не подумайте, что война – это сплошные бои, кровь, смерть,- говорила прабабушка.- Выпадали минуты тишины. Был у нас в части и свой ансамбль, и своя самодеятельность. В свободное время исполняли песни, частушки. А моя прабабушка была удивительная певунья! Ведь это о ней, бесстрашной зенитчице Наталье Зинченко, рассказал на страницах фронтовой газеты бывший командир подразделения И.Д. Дединов. Именно она, прославившаяся храбростью в боевых операциях, была непревзойденной исполнительницей задорных частушек.
Прабабушка часто рассказывала нам о войне, о том, какой ценой удавалось сохранить женственность, не огрубеть. Приходилось не только справляться с опасностями, но и каждый день утверждать свое равноправие среди мужчин, доказывать, что они тоже могут быть солдатами, не испугаются, не заплачут, все выдержат и сумеют воевать. А тревога за то, как выглядели, часто бывала сильнее чувства голода, усталости, желания сна, страха смерти. Война не уничтожила в них способности любить и быть любимыми. Многое отняла у них война: счастливую юность, близких друзей, разорила и сожгла их дома, но даже война не сумела заставить их перестать радоваться жизни, любить, мечтать о счастье. Ведь человек не может жить только войной, страхом смерти. Ни тяжесть физических и душевных нагрузок, ни опасность, которой подвергались ежедневно, не смогли убить в них желания оставаться на войне женщинами. Война требовала солдат, а им хотелось быть красивыми.
В 1943 году часть была переброшена на берега Финского залива, в город Выборг. Когда войска пошли в наступление, Наталья Михайловна все время была на переднем крае. В апреле 1945 года их часть была переброшена на Дальний Восток, на войну с Японией. День Победы эшелон встретил по дороге на Дальний Восток, в Сибири.
Как только война с Японией была закончена, она вернулась в родное село и продолжала работать учителем начальных классов в родной школе. Не одно поколение учеников воспитала она, прививая им любовь к Родине, к мирной жизни, к людям.
В1998 году она переехала жить в село Безопасное к своей дочери, а моей бабушке, - Грицай Валентине Павловне, а 23 февраля 2006 года прабабушки не стало.
Я помню о ней, горжусь ею, ведь обязанность молодых – хранить память о людях, переживших войну. Мне часто вспоминаются стихи Ю.Воронова:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Мы вместе с бабушкой часто рассматриваем фронтовые фотографии, где прабабушка еще совсем юная. Ее награды – орден Отечественной войны 11 степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Японией» - говорят о том, что была прабабушка не робкого десятка.
Женщина и война – это несовместимые понятия, потому что женщина- это жизнь, любовь и милосердие. Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», и самое высокое - «мать». Женщина не предназначена для войны, ее место у домашнего очага.
Можно ли назвать то, что делали женщины на войне, подвигом? Да! Они держали «свой фронт, свою Россию». Они сделали все возможное и невозможное для победы, чтобы зори на земле были тихие, чтоб над нами светило яркое солнце. Это и есть подвиг!
До свидания, дорогой друг! Жду от тебя писем с рассказом, о том, какие след оставила война в твоей семье.
15