Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Учусь создавать проекты
№ п/п Дата Тема занятия Кол-во
часов Основные виды деятельности обучающихсяплан факт 1 Твои новые увлечения и интересы 1 Планировать этапы наблюдения, эксперимента. Составление плана и заполнение таблиц на основе наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка.
2 Виды проектов 1 Составление плана. Оценка уровня наблюдательности
3 Исследовательско-творческий проект 1 Определение методов исследования. Выбор методов в зависимости от цели. Деятельность в диалоге.
4 Творческий проект 1 Различение понятий, их характеристика. Оценка уровня наблюдательности
5, 6 Ролево – игровой проект 2 Различение понятий, их характеристика. Создание вопросов для дискуссии. Оценка уровня наблюдательности
7,8 Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой 2 Формирование понятий. Построение логических цепочек и гипотез. Умение доказывать собственное мнение, опровергать оппонентов.
9, 10 Информационно-исследовательский проект 2 Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций.
11 Информационно-ориентированный проект 1 Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций.
12 Практико-ориентированный проект 1 Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций.
13,14 Монопредметный проект 2 Составление плана на основе устного сообщения. Планирование деятельности. Отбор информации. Самооценка и взаимооценка результатов
15 Межпредметный проект 1 Выделение существенных признаков определения. Выбор и обоснование темы исследования. Планирование деятельности.
16 Виды презентационных проектов 1 Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Ведение диалогового общения. Самооценка и взаимоценка деятельности
17 Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции 1 Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты. Выбор способов оформления результатов.
18 Вид презентации в рамках научной конференции 1 Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов
19 Правильная подготовленная презентация к проекту 1 Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов
20,21 Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления 2 Умение задавать вопросы, определять меру помощи.
22,23 Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. 2 Умение задавать вопросы, определять меру помощи.
24 Типичные ошибки проектантов 1 Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании.
25 Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся 1 Принятие и обработка информации. Формулировка вопросов. Создание собственных гипотез. Взаимодействие в группе.
26 Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой 1 Построение плана эксперимента. Выбор вида эксперимента. Практикум эксперимента.
27 Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей 1 Построение плана эксперимента. Выбор вида эксперимента. Практикум эксперимента.
28 Практическая работа 1 Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
29 Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
1 Выделение критериев эксперимента. Оценка и самооценка результатов.
30, 31 Подготовка собственных работ к защите 2
(1) Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов
32, 33 Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 2
(1) Применение навыков публичных выступлений, создания презентаций. Самооценка и взаимооценка результатов деятельности. Умение вступать в дискуссию, отстаивать свою позицию
34 Советы мудрого Дельфина на лето. 1 Умение задавать вопросы, определять меру помощи.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
(ИССЛЕДУЕМ, ДОКАЗЫВАЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ, СОЗДАЕМ)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования попроектно- исследовательской деятельности, а также основе авторского курса
Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект», образовательной программы МБОУ- лицея №18 г.Орла.
Данная программа предназначена для учащихся 4 класса МБОУ- лицея №18 г.Орладля реализации её в 2015
-2016 учебном году.I. Пояснительная записка
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать
детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая
деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Учусь создавать проект (исследуем, доказываем, проектируем, создаём)» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Общие цели исследовательской деятельности:
* развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
* развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
*развитие критического мышления;
* воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Цель занятий «Учусь создавать проект»:
* формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
* предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы намногие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности:
информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Задачи занятий:
*развитие мотивации к процессу получения знаний;
*ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
*знакомство с природой научного знания, методами исследований.
* формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
*развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
* развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения,
самопрезентации и рефлексии;
* воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
II. Общая характеристика учебного курса
Принципы отбора содержания.
1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень егоинтеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной
степени сложности).
3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
III. Описание места учебного курса в учебном процессе
Курс «Учусь создавать проект (исследуем, доказываем, проектируем, создаём)»
рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Проводится в рамках кружковойработы по предмету
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательскойдеятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-
исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской
деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия внезнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии сисследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров привыработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие
показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется
степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской
деятельности может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей
за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшениемыслительной деятельности).
V. Содержание учебного курса
Содержание курса составляют следующие разделы:
* введение;
* способы мыслительной деятельности;
* этапы работы в рамках исследования;
* самостоятельные исследования;
* защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
* овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
* саморазвитию и самовыражению;
* осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов
исследований;
* востребованию творческого потенциала учеников;
* получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению;
умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжныхисточников.
VI. Формы организации учебного процесса, педагогические технологии, контроль знаний учащихся
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые,
исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации
учебного процесса.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
* типовые занятия (объяснения и практические работы),
* уроки-тренинги,
*групповые исследования,
* игры-исследования,
* творческие проекты ( в рамках интегрированных уроков по предметам начального обучения).
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у
ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть
специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу
«концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от начала учебного года к концу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельныхисследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве
основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две
предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
VII. Содержательное и методическое обеспечение курса
1. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочие тетради 4 класс. -
«РОСТкнига», 2013.
2. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект:
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 4 класс. -
«РОСТкнига», 2013.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно
использоваться на занятиях кружках, относятся:
• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
• компьютеры
VIII. Практическая значимость
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого
у учащихся:
*расширяется кругозор в предметных областях;
* повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
* происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
* наилучшим образом развиваются творческие способности;
* развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Практический выход: участие в классном, общешкольном, научно -
практическом конкурсе «Я - исследователь».
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.