Сценарий «Вспомним всех поименно», 9 класс
МОУ « Многопрофильный лицей № 5
имени Н.П. Бойко города ДОНЕЦКА»
Сценарий «Вспомним всех поименно»
Подготовила:
классный руководитель 11 класса Муза Г. П.
Донецк-2016
Тема: «Вспомним всех поименно»
Цели:
Продолжать работу по гражданскому воспитанию учащихся.
Формировать понятие «честь».
Развивать интерес учащихся к истории и доблестным традициям Вооружённых сил.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям.
УЧИТЕЛЬ. 23 февраля мы празднуем День защитника Отечества, день мужества, героизма и патриотизма нашего народа. Тема нашего урока мужества - День защитников Отечества - день воинской славы .
Звучит Гимн ДНР.
Ведущий. Патриотизм (от греч. рatris – родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.
Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина.
Что ж, и смертной тревогой опутан,Не мечтая о лучшей судьбе,Я до самой последней минутыБуду верен, Отчизна, тебе (Из блокнота, найденного в фашистскомконцлагере Заксенхаузен)
Теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели, поэты. Некоторые из них процитируют учащиеся.
Учащиеся читают цитаты академика Д . Лихачева, М.И .Дрогомирова, А.А.Брусилова.
“Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старый фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть дома и плохие, значит у него нет любви к своему городу, если человек равнодушен к памятникам истории страны, значит он равнодушен к своей стране” Д.С.Лихачев“Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма”А.А.Брусилов“Выше всего – отмечал видный военный педагог М.И.Драгомиров- стоит готовность страдать и умирать до конца, принести Родине жертву вашей любви”
УЧИТЕЛЬ Об истории происхождения даты 23 февраля расскажут нам учащиеся
Выступает 1-й учащийся с докладом об истории образования Дня защитника Отечества
УЧИТЕЛЬ Со времен далекого детства помнится большой народный праздник – День Красной Армии. Проходил он всегда торжественно, с парадами в Москве и больших городах. На площадях 23 февраля 1941 года пели:
И если враг нашу радость живуюОтнять захочет в упорном бою,Тогда мы песню споем боевуюИ встанем грудью за Родину свою!
Встать довелось ровно через четыре месяца. И звучала новая песня того же Лебедева-Кумача:
Звучит песня “Вставай страна огромная”
Началась Великая Отечественная война. Что же происходило во время нее в годовщины Красной Армии.
Информационное сообщение о четырех военных парадах февраля Великой Отечественной войны нам расскажут учащиеся:
1-й учащийся:
23 февраля 1942 года
Председатель Совета Народных Комиссаров, он же нарком обороны СССР, он же Верховный Главнокомандующий И. Сталин издал приказ. В нем были подведены итоги восьмимесячной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
А они, эти итоги, были страшными. Миллионные потери. Сотни отданных городов, целые республики... Но были и обнадеживающие строки: сокрушительный разгром немцев под Москвой!
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился к нам с посланием по случаю годовщины Красной Армии: "По этому торжественному поводу я передаю выражение того восхищения и благодарности, с которыми народы Британской империи следят за их подвигами, и нашей уверенности в победоносном окончании войны.
А вот что записал в своем дневнике 23 февраля Франц Гальдер, начальник генштаба сухопутных войск нацистской Германии: "Ожидавшегося наступления противника в честь дня Красной Армии не произошло. Обстановка без существенных перемен..."
Гальдер лукавил, успокаивал сам себя. Бои повсеместно шли жесточайшие. И недаром Гитлер вскоре отправит своего начштаба в отставку, как и еще почти двести генералов. Главная причина этого заключалась в провале блицкрига
2-й учащийся
23 февраля 1943 года
К этому дню Красная Армия подготовила подарок из подарков, разгромив немцев под Сталинградом и взяв в плен почти двести тысяч солдат и фельдмаршала Паулюса.
В очередном своем приказе Сталин подвел итоги двадцатимесячной борьбы против немецко-фашистских полчищ. Особо были отмечены последние успехи войск Ленинградского и Волховского фронтов на Минском направлении. И хотя операция не дала больших территориальных результатов, она вынудила противника подтянуть большие резервы, сняв их с других участков.
Получена была в Москве телеграмма от президента США Франклина Рузвельта: "Примите наше глубокое восхищение Красной Армией, ее великолепными, непревзойденными во всей истории достижениями. Она остановила врага под Ленинградом, под Москвой, на Кавказе и. наконец, в бессмертном Сталинградском сражении сама перешла в великое наступление"
1-й учащийся 23 февраля 1944 года
В канун 26-й годовщины Красной Армии наши войска форсировали Днепр, и Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о присвоении звания Героя Советского Союза более чем двумстам генералам, офицерам сержантам и рядовым. Несколько тысяч воинов были отмечены орденами и медалями. Начинался третий и заключительный период Великой Отечественной. В рядах действующей армии находилось свыше шести миллионов солдат и командиров. А на вооружении имелось пять тысяч танков, девяносто тысяч орудий, восемь с половиной тысяч самолетов. Это была сила, способная окончательно сокрушить врага.
2-й учащийся: 23 февраля 1945 года
Приказ Верховного Главнокомандующего за номером пять об итогах зимнего наступления. Наша земля уже очищена от захватчиков, нанесен небывалый удар от Балтики до Карпат.
Второй и Третий Белорусские фронты ведут бои в районе Кенигсберга, Первый Украинский вышел на Одер. Завершены Висло-Одерская, Варшавско-Познанская, Сандомиро-Силезская операции. Советские люди пользуются каждой минутой, чтобы послушать радио: на сколько еще наши продвинулись, какие города взяли?
Старый "друг" Уинстон вновь прислал послание: "Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делали мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед..."
Впереди были еще два месяца ожесточенных боев и самый упорный - за Берлин.УЧИТЕЛЬ За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11600 воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 мил. человек награждены орденами и медалями.
В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978 – 1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995 – 1996 гг. и в конце 90-х.
Предлагаю посмотреть эпизод из кинофильма Ф.Бондарчука “9 рота”, сюжет которого основан на реальных событиях Афганской войны.
Просмотр эпизода из фильма.
УЧИТЕЛЬ Смысл этого праздника в новый исторический период стал шире и весомее. Долг каждого человека, и в особенности тех, кто носит или готовится принять благодарное звание защитника Отечества, - помнить и чтить святую память бойцов, отдавших жизнь за Родину. Сражение было кровопролитнейшее. Войска сражались с неимоверною храбростью; батареи переходили из рук в руки, и кончалось тем, что неприятель нигде не выиграл, ни на шаг земли со всеми превосходными силами. М.И.КутузовНаш воин бережёт Родной страны покой и славу, Он на посту, и наш народ Гордится армией по праву. Спокойно дети пусть растут В любимой солнечной Отчизне. Он охраняет мир и труд, Прекрасный труд во имя жизни!
София Ротару *Дадим шар земной детям*
Елизавета
Той, кто императрицы имя носит,
Необходимо оды воспевать.
И ежедневно, даже коль не просит,
Ее в стихотворениях восхвалять.
А в день 8 марта уж подавно
Особенный почет Елизавете!
Добра, красива, может быть упрямой,
Желаем сохранить черты все эти! ©
Вот весна уж наступает,
Тает снег, бегут ручьи!
А я Машу поздравляю,
С женским днем, дарю стихи!
Пусть в окно ее стучится
Солнца яркий светлый луч.
Все желанное случится,
И не будет серых туч.
Теплоты, добра желаю,
Веры, нежности, любви.
Стих на этом завершаю,
Наша Маша, не грусти
Моя красавица, Мария,
Тебя сегодня поздравляю!
Пусть рядом будут дорогие,
Счастья и любви желаю!
С восьмым марта, с женским днём!
Оставайся все такой же:
Красивой, доброй, и во всем
Удачи будет пусть побольше. ©
Александра, тебя поздравляем
С весенним Днем 8-ого Марта!
Всегда счастливой быть желаем
И ярко жить - не без азарта.
Ты сильная, в беде не бросишь,
В делах не знаешь ты усталости.
Сегодня, все, что ты попросишь,
Пусть все исполнится до малости! ©
Поздравляем, милая Аннушка,
С Международным Женским Днем.
Такая славная как ты, хозяюшка,
И жить должна лишь только с королем!
Пусть не всегда, но в этот день
Ты - королева, ты - царица.
Все меркнет пред тобой, уходит в тень,
Спеши моментом насладиться!
С 8 марта я тебя
Хочу поздравить, Катенька,
Ты так красива и нежна,
И очень привлекательна.
Пускай от радости горят,
Как звёзды, твои очи,
И дарит пусть тебе судьба
Всё то, что в жизни хочешь.
Желаю я любви большой,
Ну, и простого счастья,
Пусть над твоею головой
Сияет солнце ясно!
От души поздравить рады –
Праздник истинно мужской!
Пусть исчезнут все преграды,
Счастье дружит пусть с тобой,
И заветные желанья
Пусть исполнятся скорей,
Шлем улыбки, поздравляем,
Дорогой наш Алексей!
На листке календаря
23-е февраля.
Очень важен этот лист,
Так что с праздником, Денис.
Ты мужчина хоть куда,
Защитишь меня всегда.
За тобой как за стеной,
Мой единственный герой!
Твое имя означает «невредимый» и «здоровый»,
Тебе с именем везет — я скажу, а что такого?
С удовольствием поздравлю тебя праздником мужским,
Дорогой ты мой Артем, будь всегда непобедим.
А еще хочу здоровья да удачи пожелать,
Это важно для успеха, ну тебе ль того не знать?
Пусть сияет солнце ярко, тучи будут не видны,
Принимай стихи в подарок, всем защитники нужны!
Поздравляю, Даниил,
С 23 Февраля.
Чтобы ты счастливым был,
Были б рядом все друзья.
Счастья, радости в судьбе
Пожелаю я тебе.
Ты, Данила, будь здоров,
Да без всяких докторов!
Поздравляю я, Никита,
С 23-им февраля,
Дверь моя всегда открыта,
Как ты знаешь, для тебя.
Ты ответственный и смелый,
А еще надежный друг,
Все дела поможешь сделать,
Если будет нужно вдруг.
Я, конечно, пожелаю
В этот праздник всех мужчин
Счастья личного без края
И везенья без причин!
Самая-самая»
Этот вариант можно использовать и для учащихся младших классов. Медали по номинациям готовят заранее, в соответствии с количеством девочек на празднике.
«Мисс Популярность». На листах бумаги мальчики пишут, какая девочка самая общительная, популярная, открытая. Определяют самую – самую девочку для вручения медали.
«Мисс Золушка». Ступню каждой девочки обводят по контуру на лист и сравнивают. Медаль вручается самой маленькой ножке.
«Мисс Русалочка». Медаль достанется Русалочке с самыми длинными волосами.
«Мисс Длинные ресницы». Среди всех участниц мальчишки награждают ту, у которой самые длинные ресницы.
«Мисс Грация». Претендентки танцуют под музыку. Мальчики должны выбрать самую грациозную.
«Мисс Уверенность». Глядя в зеркало и без тени улыбки, участницы по очереди себя хвалят: «Какая же я умная, красивая, обаятельная, талантливая…».Самая красноречивая награждается.
«Мисс Сообразительность». Конкурсантки получают листы, на которых нужно записать максимальное количество слов, составленных из букв слова КОСИЛКА. Кто придумает больше всех слов за определенное время, получает медаль.
«Мисс Забота». Участницы программы перевязывают мальчику руку. Кто сработает профессионально, получает звание.
«Мисс Модель». Нужно пройти по нарисованной линии с книгой на голове. Кому удастся не уронить книгу, та и победила.
«Мисс Хозяюшка». Побеждает та, что сумеет быстро и аккуратно очистить картошку.
«Мисс Тактичность». Нужно очень вежливо рассказать мальчишкам об их недостатках.
«Мисс Решительность» приглашает одноклассника на белый танец и танцует с ним.
«Мисс Звезда эстрады» лучше всех исполнит песню (можно под караоке) и получит медаль.
«Мисс Обаяние» получает участница, показавшая себя в конкурсах самой обаятельной.
«Мисс зрительских симпатий» определяют зрители своими аплодисментами.
Конкурсы на 8 Марта в школе могут быть любыми: интеллектуальными и спортивными, музыкальными и кулинарными, для девчонок, мальчишек и для всех детей сразу.
«Комплименты»
Соревнуются двое участников. По очереди нужно называть комплименты девочкам (можно на определенную букву, например, «О»). У кого иссякнет запас, тот и проиграл.
Пантомима «Вы поедете на бал?»
Участники садятся перед зеркалом и изображают подготовку к балу: макияж, прическа, пепеодевание. Выигрывает тот, у кого получилось смешнее или достовернее.
«Принцесса на горошине»
На стулья (по числу участников) кладут крупные бусины или круглые конфеты. У каждого – свое количество (1—5 штук). Горошины закрываются непрозрачными пакетами. Усаживаясь на стул, нужно угадать количество горошин.
«Красивый бант»
Яндекс.Директ Суперкнига - 3D
Христианские фильмы и игры для детей по мотивам библейских историй!
superkniga.tv
Надо за две минуты завязать красивый бант из шарфа. Ребята могут завязывать девчонкам. Побеждает автор самого роскошного шедевра.
«Женская логика»
Ведущий называет список предметов, участники должны выбрать лишний и обосновать свой выбор. Приметы заданий:
бокалы, стаканы, тарелки (тарелки лишние, так как остальная посуда из стекла);
вискоза, хлопок, акрил (лишний акрил – искусственные волокна);
утюг, блендер, чайник (лишний – утюг, ему нечего делать на кухне);
перец, сода, соль (сода лишняя, ее не кладут в суп).
8 Марта в школе, конкурсы на 6 класс, можно и старше. О дате и условиях сообщают за две недели. Без хороших домашних заготовок здесь не обойтись. Реквизиты, идеи, костюмы дети готовят вместе с организаторами.
«А ну-ка, девочки!"
Яндекс.ДиректПодарок для Вашего ребенка!
Книга со сказками, где Он - Главный герой! На обложке - его фото! От 620 р. 0+
skazpro.com
На сцену девочки выходят с шарами и привязанными к ним афоризмами о женщине, маме, красоте, цветах, любви. Каждая читает свое послание и отправляет шар в зал.
Кулинарный конкурс
Его надо объявить первым, чтобы хватило времени на подведение итогов. Столики разместить под сценой, чтобы не мешать дальнейшей программе.
Пять вариантов канапе с оригинальными названиями. (Продукты и шпажки девочки приносят с собой).
Салаты. (Продукты сварены и очищены, терки и доски – свои, девочки в фартуках, волосы собраны).
Можно и не готовить, просто красиво сервировать стол и празднично украсить его салфетками.
Танцевальный конкурс
От каждого класса — хороший танцевальный номер. Если нет номеров с бальными танцами, наряжайте мальчишек на кадриль, и кто получит больше баллов — неизвестно
«Дизайн костюма»
Домашняя заготовка. Тема – «Гостья из будущего». Исходный материал – пластиковые бутылки, пакеты, СD- диски, газеты, воздушные шары… . Моделей одевают прямо на сцене. Выходят все под музыку, и автор рассказывает об истории костюма. Паузу для облачения можно занять музыкальным номером.
Вокальный конкурс
Замечательно, если в классе – готовые певицы со своей фонограммой. Если нет – всем классом поем частушки. (Тексты можно придумать или в интернете поискать). Мужские пародии на Бурановских бабушек или Верку Сердючку тоже актуальны.Самое время насладиться вокальными способностями одноклассниц
Конкурс причесок «Коса – девичья краса»
В каждом классе есть мастера, умеющие виртуозно плести косички. Модель готовится заранее. Время для работы –15 минут (зрители могут устать). У шедевра парикмахерского искусства должно быть название.
Пока девочки колдуют над прическами, можно подвести итоги
кулинарного конкурса (бутерброды и салаты давно готовы);
поэтического (стихи можно читать и собственного сочинения, лучше под музыку);
фотоконкурса (домашнее задание) – темы: «Я и моя мама», «Куда уходит детство», "Весеннее настроение", «Мост поколений» (мама, дочь, внучка).
Финальная песня
Красивый прощальный аккорд, просто все выходят на сцену и звучат «Вот одна из тех историй», «Этот мир придуман не нами», «Ах, этот вечер, усталый маг». Оформление – мальчишки с хлопушками, (из них могут и лепестки роз сыпаться). Сувенирами надо наградить всех участников, а победителям – большой торт! А теперь пришло время подготовить подарок для любимой мамы к 8 Марта.
Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.
Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».
Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.
Бородавкин — воевал с собственным народом «за просвещение».
Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.
Прыщ — к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.
Угрюм-Бурчеев — при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.
Другие персонажи
Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.
Краткое содержание
От издателя
«История одного города» рассказывает о городе Глупове, его истории. Глава «От издателя» голосом автора уверяет читателя в том, что «Летописец» подлинный. Он приглашает читателя «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». Автор подчеркивает, что сюжет повествования однообразен, «почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников».
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
В этой главе автор ставит перед собой задачу – передать «трогательное соответствие» власти города, «в меру дерзающей» народу, «в меру благодарящего». Архивариус рассказывает о том, что представит читателю историю правления в городе Глупове градоначальников, один за другим сменяющихся на высшем посту. Рассказчики, четверо местных летописцев, излагают поочередно «подлинные» события, происходящие в городе с 1731 по 1825 гг.
О корени происхождения глуповцевВ этой главе рассказывается о доисторическом времени, о том, как древнее племя головотяпов одержали победу над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников, кособрюхих и проч. После победы головотяпы стали думать о том, как навести порядок в своем новом обществе, поскольку дела у них никак не шли на лад: то «Волгу толокном замесили», то «теленка на баню затащили». Они решили, что им нужен правитель. С этой целью головотяпы отправились искать князя, который бы управлял ими. Однако все князья, к которым они обращались с этой просьбой, ответили отказом, поскольку никто не захотел управлять глупыми людьми. Князья, «поучив» жезлом, головотяпов отпускали с миром и с «честию». Отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел помочь найти князя. Князь ими управлять согласился, однако жить вместе с головотяпами не стал — послал в качестве своего наместника вора-новотора.
Головотяпов переименовал в «глуповцев», а город соответственно, стал называться «Глупов».
Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказов власти. Однако их правителя это не радовало, новотор желал бунтов, которые можно было бы усмирять. Финал его правления был очень печален: вор-новотор проворовался до того, что князь не выдержал и послал ему петлю. Но новотор сумел и из этой ситуации вывернуться – не дожидаясь петли, он «зарезался огурцом».
Затем в Глупове стали поочередно появляться другие правители, которых присылал князь. Все они – одоевец, орловец, калязинец, — оказались бессовестными ворами даже еще хуже новатора,. Князь устал от таких событий, лично явился в город с криком: «Запорю!». Этим криком начался отсчет «исторического времени».
Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 — 1826)
В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22)Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».(непонятен смысл главы)
Органчик
1762 год ознаменовался началом правления градоначальника Дементия Варламовича Брудастого. Глуповцы были удивлены тем, что их новый правитель угрюм и не говорит ничего, кроме двух фраз: «Не потерплю!» и «Разорю!». Они не знали, что и думать, до тех пор, пока не открылась тайна Брудастого: его голова совсем пустая. Письмоводитель случайно увидел ужасную вещь: туловище градоначальника по обыкновению сидело за столом, а вот голова отдельно лежала на столе. И в ней не было ничего вообще. Горожане не знали, что теперь им делать. Они вспомнили о Байбакове – мастере часовых и органных дел, который совсем недавно приходил к Брудастому. Расспросив Байбакова, глуповцы выяснили, что голова градоначальника была оснащена музыкальным органчиком, который исполнял только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Органчик вышел из строя, отсырев в дороге. Мастеру самостоятельно починить его не удалось, поэтому он заказал в Санкт-Петербурге новую голову, однако заказ что-то задерживался.
Наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.
Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)
Это время было очень насыщено событиями в сфере градоправления – город пережил целых шесть градоначальниц. Жители наблюдали борьбу Ираиды Лукиничны Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Карловны Штокфиш. Первая уверяла, что достойна быть градоначальницей из-за того, что ее муж какое-то время занимался градоначальничейской деятельностью, у второй — занимался отец, третья некогда сама была градональнической помпадуршей. Помимо названных, на власть претендовали также Нелька Лядоховская, Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Оснований у последних претендовать на роль градоначальниц не было вообще. В городе разыгрались нешуточные баталии. Глуповцы топили и сбрасывали с колокольни своих сограждан. Город устал от анархии. И тут наконец-то появился новый градоначальник — Семен Констатинович Двоекуров.
Известие о ДвоекуровеНовоявленный правитель Двоекуров правил Глуповым в течение восьми лет. Он отмечен как человек передовых взглядов. Двоекуров развил деятельность, которая стала для города благотворной. При нем стали заниматься медо- и пивоварением, приказал обязательно употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. В его намерения входило учреждение в Глупове академии.
Голодный город
На смену правления Двоекурова пришел Петр Петрович Фердыщенко. Город жил в течение шести лет в благополучии и процветании. Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь. Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника.
В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.
Соломенный город
Следующим любовным увлечением Петра Петровича стала стрельчиха Домашка, которую он отбил у «опчества». Вместе с новой любовью в город пришли пожары, вызванные засухой. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти.
Фантастический путешественник
Новая глупость Фердыщенко едва ли навлекла новую беду на горожан: он отправился в путешествие по городскому выгону, заставляя жителей одаривать себя съестными припасами. Путешествие закончилось спустя три дня смертью Фердыщенко от обжорства. Глуповцы испугались, что их обвинят в намеренном «окормлении бригадира». Однако спустя неделю страхи горожан рассеялись – прибыл из губернии новый градоправитель. Решительный и деятельный Бородавкин положил начало «золотого века Глупова». Люди стали жить в полном изобилии.
Войны за просвещение
Василиск Семенович Бородавкин, новый градоначальник Глупова, изучил историю города, и решил, что единственный предыдущий правитель, на которого стоит равняться – Двоекуров, и поразило его даже не то, что предшественник вымостил улицы города и собрал недоимки, а то, что при нем сеяли горчицу. К сожалению, народ уже забыл его и даже перестал высеивать эту культуру. Бородавкин решил вспомнить прежние времена, возобновить посев горчицы и употребление ее в пищу. Но жители упорно не хотели возвращаться к прошлому. Глуповцы бунтовали стоя на коленях. Они боялись, что в том случае, если повинуются Бородавкину, в будущем он заставит их «еще какую ни на есть мерзость есть». Градоначальник предпринял военный поход на Стрелецкую слободу, «источник всего зла», чтобы подавить бунт. Поход длился девять дней и совсем успешным назвать его сложно. В абсолютной тьме свои бились со своими. Градоначальник претерпел измену своих сторонников: однажды утром он обнаружил, что большее число солдат уволили, на смену им поставили оловянных солдатиков, сославшись на некую резолюцию. Однако градоправитель сумел выстоять, организовав из оловянных солдатиков резерв. Он дошел до слободы, однако никого там не нашел. Бородавкин начал разбирать дома по бревнам, что заставило слободу сдаться.
Будущее принесло еще три войны, которые также велись за «просвещение». Первая из трех последующий войн велась за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов, вторая – из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку, а третья – против учреждении академии в городе.
Итогом правления Бородавкина стало обнищание города. Градоначальника не стало в тот момент, когда он в очередной раз решил сжечь город.
Эпоха увольнения от войн
В сокращении последующие события выглядят так: окончательно оскудел город при очередном правителе капитане Негодяеве, который сменил Бородавкина. Негодяева очень скоро уволили за несогласие с навязывание конституции. Однако летописец счел эту причину формальной. Истинным же поводом стал тот факт, что градоначальник в свое время служил истопником, что в определенной мере расценивалось как принадлежность к демократическому началу. А войны за просвещение и против него были не нужны истощенному сражениями городу. После увольнения Негодяева «черкешенин» Микеладзе взял бразды правления в свои руки. Однако и его правление никак не повлияло на положение в городе: Глуповым градоначальник не занимался вообще, поскольку все его помыслы были связаны исключительно с представительницами прекрасного пола.
Беневоленский Феофилакт Иринархович стал преемником Микеладзе. Другом по семинарии нового градоправителя был Сперанский, и от него, очевидно, Беневоленскому передалась любовь к законодательству. Им были написаны такие законы: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток». Однако на написание законов Беневоленские не имел права, он вынужден был их издавать тайно, а ночами разбрасывать по городу свои труды. Продолжалось это совсем недолго – его заподозрили в связях с Наполеоном и уволили.
Следующим был назначен подполковник Прыщ. Удивительно было то, что при нем город жил в изобилии, урожаи собирали огромные, несмотря на то, что градоначальник совершенно не занимался своими прямыми обязанностями. Горожане вновь что-то заподозрили. И были в своих подозрениях правы: предводитель дворянства заметил, что голова градоправителя источает запах трюфелей. Он напал на Прыща и съел фаршированную голову правителя.
Поклонение мамоне и покаяние
В Глупове появился преемник съеденного Прыща — статский советник Иванов. Однако тот скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного».
На смену ему пришел виконт де Шарио. Этот правитель не умел делать ничего, кроме того, что веселиться постоянно, устраивать маскарады. Он «дел не вершил и в администрацию не вмешивался. Это последнее обстоятельство обещало продлить благополучие глуповцев без конца…» Но эмигранта, позволившего жителям обратиться в язычество, было велено выслать за границы. Интересно, что он оказался особой женского пола.
Следующим в Глупове появился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К моменту его появления жители города уже стали абсолютными идолопоклонниками. Они забыли Бога, погрузившись в разврат и лень. Они перестали работать, сеять поля, надеясь на какое-то счастье, и как результат – в город пришел голод. Грустилова такое положение заботило очень мало, поскольку он был занят балами. Однако в скором времени произошли перемены. Жена аптекаря Пфейера повлияла на Грустилова, указав истинный путь добра. И главными людьми в городе стали убогие и юродивые, которые в эпоху идолопоклонничества очутились на обочине жизни.
Жители Глупова раскаялись в своих грехах, однако этим дело и закончилось – работать глуповцы так и не начали. Ночами городской бомонд собирался на чтение трудов г. Страхова. Об этом скоро стало известно высшему начальству и Грустилову пришлось распрощаться с должностью градоправителя.
Подтверждение покаянию. Заключение
Последним градоначальником Глупова стал Угрюм-Бурчеев. Этот человек был полнейшим идиотом – «чистейший тип идиота», как пишет автор. Для себя он поставил единственную цель – сделать из города Глупова город Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича». Непреклонск должен был выглядеть так: городские улицы должны быть одинотипно прямыми, дома и строения также идентичными друг друга, люди тоже. Каждый дом должен стать «поселенной единицей», за которой будет наблюдать его, Угрюм-Бурчеева, шпион. Горожане называли его «Сатана» и испытывали по отношению к своему правителю смутный страх. Как оказалось, небеспочвенно: градоначальник разработал детальный план и приступил к воплощению его в жизнь. Он разрушил город, не оставив камня на камне. Теперь предстояла задача строительства города его мечты. Но нарушала эти планы река, она мешала. Угрюм-Бурчеев начал с ней настоящую войну, использовал весь мусор, который остался в результате разрушения города. Однако река не сдавалась, размывая все возводимые плотины и дамбы. Угрюм-Бурчеев развернулся и, ведя за собой народ, ушел от реки прочь. Он выбрал новое место для строительства города – ровную низину, и начал возводить город своей мечты. Однако что-то пошло не так. К сожалению, что именно помешало строительству, узнать не удалось, поскольку записи с подробностями этой истории не сохранились. Известна стала развязка: «…время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца. Оно пришло…». Что именно пришло, читателю остается неизвестно. Однако судьба Угрюм-Бурчеева такова: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение свое».
Оправдательные документы
В финале повествования публикуются «Оправдательные документы», которые представляют собой сочинения Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, написанные в назидание другим градоначальникам.
Заключение
Краткий пересказ «Истории одного города» наглядно демонстрирует не только сатирическое направление повести, но и неоднозначно указывает на исторические параллели. Образы градоначальников списаны с исторических личностей, многие события также отсылают к дворцовым переворотам. Полная версия повести, безусловно, даст возможность детально ознакомиться с содержанием произведения.
Подробнее: http://all-biography.ru/books/saltykov-schedrin/istoriya-odnogo-goroda#ixzz449yL9OGi