Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках географии на основе проблемного обучения.

Формирование познавательной активности
на уроках географии
на основе проблемного обучения.
Цель выступления:
Представить особенности работы по формированию познавательной активности учащихся на уроках географии на основе проблемного обучения.

Одна из самых важных задач современного социально-личностного заказа школы – формирование творческих качеств личности. Такая задача решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового, обучения. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника.

Потребовалось найти тип обучения, наиболее адекватный и социально-педагогическим целям, и содержанию современного научного знания, и закономерностям познавательной деятельности и развития обучаемых. Таким типом обучения в соответствии с данными современной психолого-педагогической теории и показаниями практики и является проблемное обучение.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому материалу происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу.

На своих уроках мною используются элементы педагогической технологии «Проблемное обучение» с целью активизации познавательной, мыслительной деятельности учащихся.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемный вопрос, и проблемное задание имеют одно общее: в их содержании заложен потенциал для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как:
Нахождение разрыва в связях.
Выдвижение гипотезы.
Переформулировка требований вопроса.
Применение общего положения гипотезы к отдельным примерам.
Установление комплекса причинно-следственных связей.
Постепенное овладение учащимися этими приемами ведет к формированию умения решать проблемы.

В решении любой проблемы можно выделить 4 этапа. Проследим эти этапы на примере решения следующей проблемы.

Учащимся 7 – го класса предлагается рассмотреть географические карты Африки и установить: «Почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)?».

1 этап (вскрытие противоречий) – этап осознания: учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что сточные озера, как правило, пресные, отсутствие стока ведет к засолению озера.

В условии вопроса сказано, что бессточное озеро Чад имеет слабозасоленную, почти пресную воду.

2 этап (формулирование гипотез) – выделяется противоречие: отсутствие поверхностного стока ведет к наличию почти пресной воды. Данное противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. В нашем примере гипотеза формулируется следующим образом: отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но этого не произошло. Видимо, сток все же существует.

3 этап (доказательство гипотезы) – поиски путей доказательства гипотезы: данные поиски требуют от учащихся переформулировки требований задания или вопроса. Применительно к нашему примеру это означает ответ на вопрос: «Как осуществляется сток в озере Чад?». Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны использовать знания, полученные ранее, и вспомнить, как может осуществляться сток в озерах, каким он может быть. Дети знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный поверхностный сток, или подземный, или и то и другое вместе.

Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток в озере Чад все же существует, с конкретными положениями:

Сток в озере Чад осуществляется под землей.
Сток осуществляется по временным водотокам в период дождей.
В зависимости от сложности вопроса такие положения могут быть даны или учителем, или учащимися. В нашем примере доказательства должны быть дополнены учителем, так как у детей недостаточно знаний для полного ответа на вопрос, который и в науке носит еще вероятный характер.

4 этап (общий вывод) – заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляют и раскрывают новые стороны познаваемого объекта или явления. В данном случае ученые предполагают подземный сток в озере Чад, который направлен на северо-восток, где находится впадина Боделе, или на юг – в сторону разлома, пересекающего бассейн реки Нигер.

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку.

Памятка решения проблемных вопросов.
Первый этап – осознание проблемы, вскрытие противоречий.
Второй этап – формулирование гипотезы.
Третий этап – доказательство гипотезы.
Четвертый этап – общий вывод.
На данном этапе учащимся необходимо ответить на два вопроса:
Какие новые знания получили?
Что узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?
Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании программного материала. Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий, которая включает в себя:
Методы исследования.
Ведущие идеи географической науки, ее теории, проблемы.





Программа элективного курса
«Природные закономерности возникновения и формирования полезных ископаемых ХМАО – Югры».
В рамках формирования познавательной активности на основе проблемного обучения мною разработана программа элективного курса «Природные закономерности возникновения и формирования полезных ископаемых ХМАО – Югры» образовательной области обществознание. Элективный курс предназначен для учащихся 9 – х классов, рассчитан на 19 часов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с природными закономерностями возникновения и формирования полезных ископаемых ХМАО – Югры, основными этапами их формирования; познакомить учащихся со свойствами, происхождением, способами добычи, переработки и использованием одного из наиболее интересных полезных ископаемых – нефти. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации.

Школьникам предлагаются разнообразные виды учебно – познавательной деятельности, в том числе:
анализ географических карт;
анализ статистических материалов;
составление карт и комментариев к ним;
составление типологических таблиц и классификаций;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов Интернета.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной или групповой. Предлагаемые экскурсии курса, обеспечивают тесную связь с жизнью: формируют четкое представление об основной отрасли топливно-энергетического комплекса ХМАО – Югры – нефтяной.



При организации занятий создается ситуация, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Содержание элективного курса предлагает учащимся различные возможности самоопределения, в частности, выбор:
объектов изучения;
форм и видов текущих работ;
темы и формы представления итоговой работы.


Содержание материала позволяет:
показать связь географии с другими областями знаний;
проиллюстрировать отраслевую направленность географии;
познакомить с некоторыми теориями развития отдельных географических процессов;
показать значимость географической культуры человека.

Изучение элективного курса оптимально при использовании педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – проблемное обучение, а также технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – компьютерная технология обучения.

Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Вариантами проблемного обучения могут являться поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Компьютерная технология при изучении данного элективного курса используется как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
Компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп или отдельных учащихся, выполняющих задания общего или продвинутого уровней.

Доминантной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность, которая представляется основным средством как убеждения учащихся в справедливости определенных суждений, так и получения новых фактов.

Для самостоятельного исследования учащимся можно предложить следующие темы:
«Причины и закономерности формирования плоского рельефа ХМАО – Югры»;
«Причины формирования полезных ископаемых: на платформах – рудных и осадочных, на плитах – только осадочных»;
«Нефть – вчера, сегодня, завтра».

По завершении изучения курса каждому учащемуся предоставляется возможность выбора темы для исследовательской работы. Творческий проект защищается на итоговой конференции и является констатацией личных достижений учащихся по освоению содержания курса. Тема и результат защиты проекта заносятся в портфолио учащегося – портфель его личных достижений.

Ожидаемые результаты.
Повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения, как содержащего географию, так и не содержащего ее.

Расширение и углубление предусмотренных программой знаний по географии, улучшение результатов их учебного труда.

Повышение уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, определения причинно-следственных связей, умения обосновывать свою точку зрения.

Повышение интереса к изучению географии.


Диагностика успешности реализации курса осуществляется в два этапа:

1. Мониторинг активности и успешности учащихся
в изучении элективного курса
(ведется учащимися).













Раздел электив-ного курса.





Сбор дополнительной информации.
Использование дополни-тельной информации.
Составление опорных конспектов.
Постановка проблемы.
Комплексный анализ географических карт.
Определение причинно-следственных связей.
Обоснование собственной точки зрения.
Выполнение практических работ.
Участие в деловой игре.
Самостоятельное исследование.
Участие в семинаре.
Участие в конференции.

1.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые округа.
+
+
+
+
+
+
+
+

+
+


2. Форма мониторинга активности учащихся
в изучении элективного курса.



ФИО
учащихся.








«Экономно и бережно!».


Сбор дополнительной информации.
Использование дополнительной информации.


Постановка проблемы.





















Определение причинно-следственных связей.
Обоснование собственной точки зрения.

Выполнение практических работ.

Самостоятельное исследование.
Участие в семинаре.
Участие в конференции.

Зинкова Татьяна.

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Бакумов Степан.
+
+
±
-
±
±
-
-
-

Игнатюк Ирина.

·

·
-

·

·

·

·

·

·



· - работа выполнена на высоком уровне.

· - работа выполнена на достаточном уровне.
+ - работа выполнена на среднем уровне.
± - работа выполнена на низком уровне.
- - работа не выполнена.

Оценивание творческих проектов учащихся определяется следующими критериями:

достоверность полученных фактов;
обоснованность фактов;
логичность изложения материала;
широта и разнообразие использованных источников;
яркость изложения, удачное представление проекта.

Особенностью курса является его сюжетное построение. Предлагаются три основных раздела, которые дают возможность расширения тематики каждого из них. Каждый из разделов может стать предметом для самостоятельного изучения любым учеником, что способствует его подготовке к исследовательской работе.

Курс представляется особенно актуальным, т.к. дает большие возможности для расширения программной краеведческой работы. Данное направление учебной деятельности учащихся позволяет изучать конкретные факты и явления своей области и края, накапливать соответствующие знания, обеспечивает тесную связь учебно-воспитательного процесса с жизнью, окружающей действительностью, активизирует интерес учащихся к изучению географии.
«Тетрадь самообразования ученика».
С целью активизации познавательной активности школьников в этом учебном году мною в работе используется инновационный проект: «САМО-ПОИСК». Продуктом данного проекта является «Тетрадь самообразования ученика».

Основной целью этого проекта является то, что ребенок сам ищет пути решения учебной проблемы, которая вызывает затруднение. В данном случае под проблемой подразумевается НЕЗНАНИЕ чего-либо в данной образовательной области. Учитель корректирует предложенный путь решения проблемы. Основой данного проекта является компетентностный подход: если ребенок умеет находить пути решения географических проблем, то он сумеет применять данное умение и в дальнейшей жизни, для решения жизненных ситуаций.

Предлагаю Вашему вниманию форму ведения тетради самообразования ученика.
Курс: «Материки, океаны, народы и страны»,
7 класс.

Раздел I. Главные особенности природы Земли.


п/п
Тема
урока
Знать
Уметь

1
Литосфера и рельеф Земли
(2 урока).
Знать:
- строение литосферы и земной коры;
- материковую и океаническую земную кору;
- теорию литосферных плит;
- зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь:
- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма, формы рельефа;
- объяснять признаки понятий: «платформа», «рельеф».




Рекомендации учащимся:
Составлять (пробовать, придумывать) мнемонические (построенные на ассоциациях) правила запоминания и понимания.
Составлять опорные схемы (конспекты) для усвоения западающей темы; подбирать ассоциации к необходимым понятиям.
Вести терминологический словарь, используя различные источники информации: учебник, учебные пособия, энциклопедии, СМИ, Интернет, справочные пособия.
Составлять кроссворды любой формы по изученным темам (наиболее понравившимся темам).
Стараться использовать дополнительный материал при выполнении домашних заданий.

Тема (раздела, главы): Раздел 1: «Главные особенности природы Земли».
Количество часов: 9 часов.


Я ЗНАЮ/УМЕЮ:
Я не знаю/не умею:
Причина
(проблема):
Пути решения проблемы:

Литосфера и рельеф Земли:
- строение литосферы и земной коры;
- материковую и океаническую земную кору;
- зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма, формы рельефа;
- объяснять признаки понятий: «платформа», «рельеф».
- теорию литосферных плит;

Не работал с источниками информации.
Проанализировать различные источники информации и самостоятельно составить таблицу, раскрывающую существующую теорию литосферных плит.


Чаще всего школьники определяют причину НЕЗНАНИЯ – не понял объяснение учителя, а путь решения – прочитаю в учебнике, спрошу у учителя, спрошу у одноклассников.
Роль педагога в этом случае и заключается в коррекции его взглядов на саму проблему и, в случае затруднения, определении возможных путей ее решения.

В заключении хочется еще раз отметить – функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. Тогда, может быть, правомерен вывод: проблемное обучение – долгожданная и давно искомая наилучшая система образования! Но это не так.

И эта система имеет ограничения, она вовсе не универсальна:
во-первых, проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на том, который допускает неоднозначные подходы, оценки, толкования;

во-вторых, оно оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено;

в-третьих, данный тип обучения приемлем лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений;

в-четвертых, очень жесткие ограничения накладавает лимит времени, а проблемное обучение, особенно использование исследовательских методик, требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.

Наконец, проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования и импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.















13PAGE 15


13PAGE 14815




15