Социальное неравенство

План конспекта урока
Афанасьева Анастасия Александровна
Предмет _обществознание__ Класс 8
Тема урока _Социальное неравенство__
Тип урока_ урок открытия новых знаний__

1. Организационный момент, включающий:
Цели: Подвести учащихся к пониманию причин социального неравенства общества, способствовать формированию умения анализировать сущность социальных явлений способствующих неравенству общества, воспитание чувства социальной справедливости, способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе, способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её.
После изучения темы учащиеся должны: (задачи)
-знать, что такое социальное неравенство общества;
-разъяснять, апеллируя конкретными примерами, в чем суть данного явления;
-уметь анализировать социальный образ, имидж представителя богатого и бедного класса
-уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью и статусом;
-уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,
- владеть основами культуры диалога.
Методы обучения, используемые на данном уроке: словесные методы (вводная беседа, объяснение, сообщение, учебная дискуссия); наглядные методы (презентация) практические методы (тренировочные, письменные упражнения), работа в парах.
Оборудование: учебник А.И.Кравченко. Обществознание 8 класс. М., «Русское слово - учебная книга», 2010; раздаточный материал, проектор, презентация.



Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и ставят задачи, которые необходимо решить в течение учебного занятия. Фиксируют проблему.
Создает проблемную ситуацию, организовывает погружение в проблему.




2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель этапа урока: Подвести учащихся к осознанию проблемы социального неравенства, актуализировать ранее полученные знания в области социальных отношений в обществе.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Мотивация. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. А для того, чтобы выяснить, что сегодня мы будем с вами изучать, предлагаю решить небольшую задачу (из ранее изученного материала был составлен словарный диктант, учащиеся должны были его выполнить и определить ключевое слово)
Ностьбед

бедность

Ходдо

доход

Кошьрос

роскошь

Ствогатбо

богатство

Гобла
Гидень

благо
деньги

Тижпрес

престиж

Нестворавен

неравенство

Ученики решают задачу и определяют тему сегодняшнего занятия «Социальное неравенство» Работая с понятием, высказывают предположения, что такое социальное неравенство и от чего оно зависит. Большинство класса в основу неравенства положило критерий экономического благосостояния. Класс решил, что именно это понятие и нужно рассмотреть на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос. Для включения обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, было предложено проанализировать ряд пословиц по данной теме, ученики должны были определить, насколько они актуальны в наше время и какая пословица близка им и почему (см. презентацию)



Деятельность учителя
Примечание

Анализируют и доказывают свою точку зрения, обсуждают варианты, воспринимают ответы друг друга, ищут верное решение.
Организовывает устный коллективный анализ работы. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение
Задание с таблицей ученики успешно решили, большинство за ключевое слово приняли «неравенство», объяснив это тем, что все остальные термины - это следствие неравенства.


3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Учащиеся формулируют проблему, на которую необходимо найти ответ «Социальное неравенство – это хорошо или плохо?»
Цель этапа урока°: рассмотреть и сравнить понятия «бедность» и «богатство». Определить, что является мерой деления общества на такие категории.
Класс делится на группы, которым предлагается поделить понятия и проблемы решения.
Учащимся, было предложено, заранее ознакомится с понятием «бедность». Учащиеся дают характеристику бедности и ее критерии. Делают совместный вывод, что бедность может быть в нескольких формах:
В бедность люди впадают добровольно (они ленятся усердно работать.) и состояние в которое человек попадает помимо своей воли. Выделяют причины бедности:
Пьянство
Невозможность оплатить медицинские услуги
Тяжёлый труд
Живут на дотации государства
Плохое образование
Низкий социальный статус
Предлагают возможные проблемы решения проблемы бедности населения:
Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;
Повысить зарплату бюджетникам;
Повысить социальные пособия тем, кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).
Учащиеся дают характеристику богатству и его критериям. На доске предлагается ряд определений понятия «богатство» группа должна выбрать наиболее, по их мнению, подходящее определение и объяснить почему. Так же были выделены признаки богатства (см. презентацию)

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Учащиеся выдвигают гипотезы и строят различные модели проблемной ситуации. Ищут информацию, анализируют ее, самостоятельно ищут пути решения.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий. Возможность коррекции.
Ученики за основу богатства взяли материальное составляющее, была проведена корректировка и направленность показать, что богатство - есть и духовная сторона человека.


4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
Цель этапа урока: Каждый учащийся должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает по данной теме и какие еще пробелы необходимо восстановить, где он заблуждался, а где оказался прав.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа.
Осуществляется самоконтроль, самопроверка.
Для закрепления материала ученикам предлагается составить социальный портрет представителя бедного и богатого класса по алгоритму (см. презентацию). Еще раз вспоминают тему занятия и проблемный вопрос. Подводятся итого занятия, ученики делают совместный вывод: Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, а в основе социального неравенства лежат экономические причины, различный доступ людей к благам.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают поставленные задачи, в завершении организуется рефлексия учебных действий. Ученики проводят анализ, синтез, обобщение, извлечение необходимой информации из различных источников, приводят доказательства и аргументы в пользу своей гипотезы, выражают свои мысли с достаточной четкостью и полнотой.
Контрольно – оценочная деятельность, дифференцированный подход к оценке, создание ситуации успеха, мотивирование к дальнейшей познавательной деятельности.



5. Задание на дом
Цель этапа урока: ученики должны закрепить полученные знания на уроке.
Прочитать параграф 19, решить предложенную проблему в конце параграфа и написать сочинение (по желанию) «Почему существует социальное неравенство в обществе?»


Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Фиксируют домашнее задание, спланированное с учетом их индивидуальных возможностей.
Предлагает несколько вариантов домашнего задания,
творческая часть задания - сочинение дает возможность не только закрепить полученные знания, но способствует развитию логического мышления ученика, умению правильно и четко формулировать и выражать свое мнение, подкреплять его аргументами.


15