СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Автор: Слобожанина Виктория Леонидовна, 21 МУВП, кафедра педагогики
Научный руководитель: Ноздрин Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент каф.педагогики
Образовательное учреждение: НТГСПА
Социальное партнерство - явление довольно новое. Его становление и утверждение относится к началу 50-х годов XX столетия, когда за партнёрами, представляющими мир труда, были законодательно закреплены права для защиты интересов трудящихся. Во второй половине XX столетия мировое сообщество в лице наиболее социально обустроенных государств накопило значительный опыт урегулирования конфликтов с помощью партнерства конфликтующих сторон.
Е.В. Булысова на основе анализа теории, истории и практики социальное партнерства, накопленного в последнее время в разных странах, делает вывод о высокой эффективности партнерства как важнейшего инструмента достижения общественного согласия, способа согласования, интеграции интересов различных социальных групп [1].
Социальное партнерство выходит на передний план в таких областях как наука, образование, экономика, технология, энергетика, космонавтика, культура, здравоохранение. Оно приобретает особое значение в решении фундаментальной общечеловеческой проблемы гармонизации социально-экономических и экологических интересов, создании предпосылок перехода современной цивилизации к устойчивому развитию. Чтобы выжить, люди должны перейти к новому типу развития, изменить свой способ жизнедеятельности. Сегодня как никогда возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием [5].
Сущность социального партнерства раскрывают как отечественные, как и зарубежные исследователи (А.Б. Ветров, Н.П. Витте, Л.А. Гордон, Н.Н. Гриценко, Г.А. Игнатьева, Э.В. Клопов, В.Н. Коковцева, С.П. Коновалова, P.P. Максудов, А.И. Перегудов, И.А. Столыпина, М.Г. Флякер и др). Понятие «социальное партнерство» используется в темах более шестидесяти кандидатских диссертаций в области философии, социологии, экономики, политологии, правоведении, истории, педагогики.
Для нашей работы представляет интерес подход к пониманию социального партнерства В.Ю. Выборнова, который предполагает, «что отношения партнерства могут возникать у любого социального института в любой сфере общественных отношений». При этом данный социальный институт, превращаясь в центр взаимодействия, самостоятельно строит отношения с другими социальными институтами на паритетной основе, опираясь на имеющийся у него потенциал и инициируя развитие нового типа отношений, выступая в них равноправным социальным партнером [2].
Структурный анализ социального партнерства, а также обзор систем и моделей социального партнерства позволяет выделить следующие характеристики социального партнерства: субъекты, цели, направленность, принципы, содержание, формы, механизмы, результат, потенциал.
Н.С. Игнатьев выделяет две группы партнеров учебного заведения:
1)внешние - это те структуры, для которых субъектом партнерства является учебное заведение как целое (органы государственной власти, органы управления образованием, общественные организации, учреждения образования, культуры, здравоохранения, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, предприятия и организации, службы занятости, вооруженные силы - военкоматы);
2) внутренние - это, прежде всего, субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие (в разной мере) в процессе подготовки специалистов (администрация учебного заведения, педагоги, студенты, обслуживающий персонал учебного заведения) [3].
Цели социального партнерства в образовании рассматривается различными авторами неоднозначно. Они формулируются как:
1.формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящей к позитивным и ожидаемым всеми субъектами изменениям [4];
2.преодоление противоречия (конфликта) между новыми требованиями социума к социальному институту и фактическими результатами его деятельности;
3.максимальное согласование и реализация (удовлетворение) интересов всех участников социального партнерства;
4.совместная взаимовыгодная деятельность, совместное участие в создании нормативно-правового обеспечения социального партнерства, организация перехода к разноуровневому и многоканальному финансированию на нормативно-правовой основе, стимулирование инвестиций в развитие образования, организация последовательного перехода к государственно-общественным формам управления образованием;
5.реализация государственной политики в области образования, обеспечение развивающего рынка труда необходимым объемом специалистов, быстрая адаптация учебного заведения к изменениям на рынке груда, повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентоспособности наемных работников.
Субъекты социального партнерства имеют общие (или близкие) цели, решают общие проблемы. В случаях, если цели взаимодействующих субъектов не совпадают, ведется речь о компромиссе, об общественном согласии, о достижении консенсуса. Таким образом, цели социальных партнеров могут совпадать или отличаться, но, тем не менее, само взаимодействие выгодно для обоих.
В зависимости от целей социальных партнеров социальное партнерство может иметь различную направленность.
Содержание социального партнерства представлено различными видами деятельности (управленческой, социально-практической, коммуникативной, технологической) [4], которые могут быть реализованы через разнообразные формы:
1)договорные (обучение, участие в аттестации, участие в разработке и рецензировании учебно-программной документации, участие в профессиональных конкурсах мастерства, конференциях, повышение квалификации, трудоустройство и др.);
2)организационные (консультативный совет, межведомственный координационный совет, совет школы, Попечительский совет, Совет глав администрации и др.).
Результат социального партнерства в образовании - это «позитивные и ожидаемые участниками изменения» [4]. Результат развития партнерских отношений может быть представлен в двух формах: как объективно значимый (значимый для социума) и субъективно значимый (имеющий значение для субъекта, инициирующего партнерские отношения). Потенциал социального партнерства в образовании состоит из совокупности различных видов ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, методических, необходимых для осуществления деятельности социальных партнеров.
Социальное партнерство в образовании исследовалось не только на уровне уточнения самого понятия. Существует ряд работ, в которых авторы рассматривают проблемы и условия формирования и реализации социального партнерства. Например, Н.B. Добрецовой обозначены следующие ключевые проблемы социального партнерства в образовании [4]:
1.размытость смыслового поля внутри образовательного сообщества, что препятствует построению коммуникации с гражданскими институтами и осуществлению продуктивного социального партнерства в образовании;
2.неразвитость гражданских институтов в силу недолгого процесса становления гражданского общества в Российской Федерации;
3.неготовность подавляющего большинства педагогического сообщества к построению отношений с гражданскими институтами в силу сложившихся стереотипов и страха передачи полномочий гражданским институтам, допуска граждан к оценке результативности образовательной деятельности школы и отдельного педагога;
4.недостаточная поддержки института социального партнерства в образовании со стороны государства: российские концепции реформирования, программы развития образования, вплоть до новейших, носят декларативный характер и обращены, в большинстве случаев, к работникам образования, а не к населению в целой.
Анализ организационно-педагогических условий реализации идей социального партнерства в образовании, описанных рядом авторов [4], позволяет выделить следующие условия развертывания социального партнерства на уровне школы:
1)выявление оснований партнерства (взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон), разработка механизма проведения взаимосвязанных социологических и маркетинговых исследований;
2)формирование стратегии социального партнерства школы (научно- теоретическая разработка этого типа отношений, закрепление новых идей в виде организационных и педагогических действий, презентация новой позиции школы в отношениях с потенциальными социальными партнерами);
3)формирование готовности педагогов и администрации школы к участию в партнерских отношениях (формирование положительного отношения к социальному партнерству, овладение технологиями его осуществления, организации и диагностики, стимулирование развития партнерской деятельности через распространение положительного опыта);
4)формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения;
5)проектирование и организация форм и методов социального партнерства школы;
6)формирование демократического уклада школьной жизни, обеспечивающего приобретение членами школьного сообщества опыта построения партнерских отношений (открытость образовательного учреждения, предоставление достаточной информации родителям о деятельности школы, путях взаимодействия в сфере воспитания детей);
7)управление развитием социального партнерства па основе его диагностики и коррекции.
Социальное партнерство в России пробивает себе дорогу как объективная общественная потребность. Широкая трактовка понятия «социальное партнерство» дает возможность его переноса в сферу образования, педагогику и использовать на всех уровнях социального взаимодействия и в различных направлениях (в частности, взаимодействия предприятий и школы в сфере профессиональной ориентации выпускников).
Социальное партнерство как социальное явление может, позволяющее искать подходы к снятию различных противоречий, может быть методом улучшения профориентационной работы образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Барышников E.H. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга / E.H. Барышников // Социальная педагогика. 2006. - № 2. - С. 37-38.
2.Выборнов В.Ю. Становление социального партнерства» в начальном профессиональном образовании региона: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) В.Ю. Выборнов. Ярославль, 2003. - 19 с.
3.Игнатьев Н.С. Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) Н.С. Игнатьев. Казань, 2005. - 30 с.
4.Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.06) Е.К. Кашленко. Омск, 2003. -22 с.
5.Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) О.Ю.Кожурова. Москва, 2011. – 23 с.
15