«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Н.А. Соломенникова
старший воспитатель
МДОУ «Брусничка» п. Тубинский
Усть-Илимского района Иркутской области
«...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности.
В нашем детском саду художественно-эстетическое развитие детей является приоритетным направлением.
В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой педагоги детского сада решают следующие задачи:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через художественно-продуктивную и творческую деятельность.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Поставленные задачи реализуются через:
- Организованную образовательную деятельность:
Начиная с раннего возраста знакомство с народным творчеством начинается с фольклора. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется во всех режимных моментах, на утренней гимнастике, при умывании и когда просыпаемся, во время физминуток на занятиях.
Произнося потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, педагоги привлекают их к подражанию крика птиц, животных.
Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, который сделан из рукавичек, кружек, театра на фланеллеграфе.
- Через Педагогические проекты:
Знакомство с русской культурой, народным творчеством невозможно без помощи народных игрушек, одной из которых является матрешка.
Семейство матрешек – это своего рода семья. Имя Матрешка происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёшки вызывает образ настоящей русской женщины. С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающихся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских - Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки, нежные цветы, росписи – все это порождает у детей осознание красоты через игру. Это и явилось причиной создания проекта «Матрешка-Матрена» в младшей группе. Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере национальной русской игрушки.
Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. На основе сказок реализован проект в средней группе «В мире сказок».
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило, в каждой из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так, колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?»
Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои.
В процессе реализации проекта дети знакомились со сказками, инсценировали их, вместе с родителями рисовали героев сказки, лепили персонажей из глины, собирали картинки, кубики, пазлы по мотивам русских народных сказок.
Старшие дошкольники проявляют больший интерес к истории народной культуры поэтому воспитатели старшей группе реализовывают долгосрочный проект «Традиции и культура русского народа».
В ходе этого проекта реализуются подпроекты «Русская изба», «Русская народная тряпичная кукла», «Русские народные сказки» «Об одежде наших предков», где дети познакомятся с русской одеждой, особенностью старинного русского быта. В ходе проекта дети рассматривали одежду на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивали и разбирали пословицы об одежде, расширяли представления об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения), рисовали “Девочка в русском сарафане”, лепили девушек в сарафанах, создавали орнамент из аппликации.
Макет «Русская изба» в старшей группе создан для ознакомления детей с особенностью жизни русского народа, его бытом. Детьми выполнен макет дома, печки, сопутствующей домашней утвари. На основе этого у детей закладываются знания о предметах обихода, о предметах, необходимых для жизни в старину.
Дети отражали свои и вновь полученные представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. (Совместно с детьми выполнен макет печки, сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанный коврик).
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.
Изобразительные эталоны красоты дети усваивали через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи). Каждое новое знакомство с народным промыслом сопровождалось творческим подходом: «устраивались ярмарки», «ходили в гости к мастеру», «украшали избу», «делали подарки для дорогих гостей», «устраивали музей ремёсел». Дети становились «гончарами, мастеровыми», лепили и расписывали предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формировала у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладели приемами народной росписи, лепки из глины, теста. Работ по народному искусству проводилась в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях. Так, на занятии «Голубая гжель» дети открыли мастерскую по изготовлению сувениров с росписью для дорогих гостей. Ребятам были предоставлены различные материалы (глина, ткань, бумага, краски, кисти). Дети открыли целый конвейер: кто лепил посуду и фигурки, кто расписывал голубыми цветами полотенца и салфетки, кто просто рисовал на бумаге замечательные гжельские узоры. В итоге, у нас получился прекрасный набор сувениров выполненных по выбору и желанию детей, который представлен в нашем мини-музее.
В свободной деятельности играли в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы», собирали пазлы по росписям, обводили трафареты.
-Через фольклорные праздники:
Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.
Каждый ребёнок выполняя то, что мог, что уже знал, чему научился, участвует в традиционных действиях. Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они приняли участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополнены уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки.
А также в каждой группе созданы мини – музеи, выставки и реализованы проекты:
«Музей народной игрушки»
«Музей Матрешки»
«Музей русского быта»
«Музей народного творчества»
Особенностью музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная, т.к. в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".