План-конспект урока на тему Механическая работа
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа»
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся по ранее изученной теме: «Механическая работа». Применение их (знаний) при решении различных типов задач.
Задачи:
-образовательные: обобщение и повторение материала связанного с механической работой; формирование практических навыков вычисления механической работы; развитие экспериментальных умений;
-развивающие: научить детей анализировать условия заданий, обобщать изученный материал при решении задач, анализировать и оценивать ответ одноклассников; продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов;
-воспитательные: формирование познавательного интереса к физике, к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке; к самооценке.
Тип урока: урок решения задач
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, деревянный брусок, динамометр, линейка.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный Слайд 1на презентации Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель отмечает присутствующих. Сообщает тему урока. Слушают учителя, записывают. 5
2 Повторение пройденного материала Слайд 2- 6 на презентации
ЭОР 1: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85292ef2-631e-4ebf-8469-a838920777da/7_111.swf.
ЭОР 2: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f29aca0-b2c6-4a6f-b07e-d0ab5fdba33f/57.swfЭОР 3: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a7b6a06-6839-b1ea-1612-6e672ce750cd/00119632767000906.htmЭОР 4: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swfПовторяем понятие механической работы, формулу для расчета механической работы, виды механической работы.
Демонстрируем материал для повторения на экране, с помощью проектора. Смотрят на экран, отвечают на вопросы учителя, участвуют в дискуссии.
10
3 Закрепление пройденного материала Слайды 7-12 на презентации.
ЭОР 5: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/7_108.swfЭОР 6: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dbc5e622-a3bc-413f-9ffb-8d5455681f06/56.swfНа экране демонстрируются задания (задачи) по материалу. Выполняют задания вместе с учителем 20-25
4 Подведение итога урока По завершению выполнения заданий, которые проводили в форме решения у доски учащихся, учитель подводит итоги, как ученики освоили пройденный материал Слушаю учителя, делают выводы по усвоению учебного материала. Показывают лист настроения. 2
5 Домашнее задание Приложение 1.
Слайд 13 на презентации. Учитель озвучивает домашнее задание Ученики записывают в дневники домашнее задание 3
Ход урока:
Организационный момент. (5 мин)
Учитель: Итак, ребята, на предыдущих уроках мы с вами узнали о новых физических понятиях. А именно, механическая работа. Сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания по теме «Механическая работа». Будем решать различного уровня задачи, касающиеся данной темы. Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. (СЛАЙД 1)
Повторение пройденного материала. (10 мин)
Учитель: Прежде, чем мы приступим к решению задач, давайте вспомним все то, что мы узнали про механическую работу.
Учитель: Ребята, что такое механическая работа?
Ученики: Механическая работа – это физическая величина, равная произведению силы, приложенной к телу, на путь, пройденный телом в направлении действия силы. (СЛАЙД 2)
Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. A = F* s
За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути равном 1м. Единица работы–Дж (Джоуль) 1Дж = 1 Н · м (СЛАЙД 3)
Учитель: Ребята, какие виды работы вы знаете?
Ученики: Работа бывает положительной, отрицательной и равной нулю.
Учитель: Посмотрите на слайд и назовите знак работы в зависимости от направления движения тела. (СЛАЙД 4)
Ученики: А- положительная, Б- отрицательная, В- работа равна нулю.
В добавление ко всему, просмотрите, пожалуйста, слад-шоу, представленное на экране. (СЛАЙД 5)
( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf )Учитель: Итак, мы повторили материал предыдущих занятий. И можем сделать вывод о том, что для совершения механической работы необходимы два условия:
На тело должна действовать сила;
Под действием этой силы тело должно двигаться. (СЛАЙД 6)
Закрепление пройденного материала. (20-25 мин)
Учитель: Ребята, мы повторили все определения и формулы по нашей теме. Теперь будем решать задачи.
Вначале учитель сам решает задачу (Задача №1) для учеников с подробным объяснением алгоритма решения задачи. Затем ученикам требуется решить экспериментальную задачу (Задача №2).
Задача №1. (СЛАЙД 7)
Какую работу совершает сила трения, действующая на кирпич, если кирпич горизонтально переместили на 0,4 м? Сила трения скольжения равна 5 Н. Алгоритм решения задач:
Чтение и уяснение условия задачи.
Краткая запись условия задачи.
Перевод единиц в СИ.
Анализ Ситуации.
Запись математической формулы.
Вычисление.
Проверка и анализ.
- На какое тело действует сила? (кирпич)
- На какое расстояние переместили кирпич? (0,4 м)
- Чему равна приложенная сила? (5 Н)
- Как направлены сила и направление движения тела? (противоположно)
Fтр. S
- Какой вывод можем сделать? (в формуле для вычисления работы поставим знак минус). 1. Сила, рассматриваемая в задаче, действует на кирпич.
2. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.
3. Определите силу воздействия в ньютонах.
4. Если сила направлена по направлению, либо против направления движения, то:
- поставьте соответствующий знак перед формулой;
- определите пройденный путь в метрах;
- рассчитайте произведение силы на путь.
.
Дано: Решение:
F=5Н Если F и S противоположно направлены, то А<0, значит,
S=0,4 м А= - FS
А- ? А = - 5*0,4 = - 2 (Дж)
Ответ: - 2 Дж.
Задача №2 (экспериментальная). (СЛАЙД 8)
Берем динамометр, деревянный брусок и линейку. Протаскиваем брусок за подкрепленный к бруску динамометр. С помощью линейки мерим пройденный путь - s. На шкале динамометра фиксируем значение силы тяги - F. Находим работу силы тяги (А).
A=F*s
Задача № 3. (СЛАЙД 9)
Трактор равномерно перемещает платформу со скоростью 7,2 км/ч, развивая тяговое усиление в 25 кН. Какую работу совершит трактор за 10 мин.?
1.S=v*t, 2. A=F*s 3. А=F*v*t,
A=25 000*2*10*60=30 000 000 Дж.
Задача №4
1.Задача с использованием ЭОР. (СЛАЙД 10)
( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/7_108.swf )2.А так же упражнение №3 в форме теста. (СЛАЙД 11)
( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dbc5e622-a3bc-413f-9ffb-8d5455681f06/56.swf )Задание №5. (СЛАЙД 12)
Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка, а оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили мальчик и девочка?
(Мальчик совершил большую работу, так как ему приходилось поднимать ведро на большую высоту)
Подведение итога урока.
Выставление оценок (2 мин)
Домашнее задание. (3 мин)
Заполнить дома Приложение 1
(СЛАЙД 13)
Формируемые на уроке УУД:
В результате изучения темы у учеников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1.1. В сфере личностных универсальных учебных действий ученики научатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности
2.2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики научатся оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности.
3.3. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся систематизировать материал, полученный ранее, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
4.4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Приложение 1.
1. Мальчик влезает на дерево;
2. Вода давит на стенки сосуда;
3. Рабочий подпирает плечо дверь;
4. Девочка играет на пианино;
5. Человек стоит с мешком зерна на плечах;
6. По гладкому льду катится стальной шарик (трением пренебречь);
7. Автомобиль движется по инерции;
8. Ребенок качается на качелях;
9. Мяч летит вниз;
10. Человек поднимается в лифте