Образец доклада к выпускной квалификационной работе по теме Инвентаризация имущества на предприятии
Доклад к защите письменной экзаменационной работы
Уважаемая комиссия! Вашему вниманию представлена письменная экзаменационная работа по теме « Инвентаризация имущества на предприятии».
Целью данной работы является показать:
актуальность данного элемента метода бухгалтерского учета и
раскрыть ряд следующих вопросов:
Что представляет собой инвентаризация имущества.
Задачи, выполняемые инвентаризацией.
Виды инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации.
Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.
Остановлюсь на них более подробно.
Основополагающим документом, определяющим место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета, является «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
Рабочим нормативным документом, определяющим техническую сторону проведения инвентаризации, являются «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Минфином РФ № 49 от 13 июня 1995г.
Инвентаризация представляет собой метод бухгалтерского учета, который позволяет сопоставить данные документального отражения и фактического состояния объектов бухгалтерского учета на предприятии.
Технически она представляет собой периодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные инвентаризационные ведомости (описи).
Но это не единственная задача, которую можно решить с помощью проведения инвентаризации.
Что может выявить инвентаризация:
Правильность данных текущего учета и допущенные ошибки;
Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций;
Условия и порядок хранения товаров;
Соблюдение принципа материальной ответственности;
Установить отдельные наименования товарно-материальных ценностей, не соответствующих своим потребительским качествам согласно ГОСТам и ТУ;
Неходовые, залежавшиеся и неиспользуемые виды имущества;
Установить состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
Отражение всех хозяйственных операций в документах в бухгалтерском учете и т.д.
Различают следующие виды инвентаризации.
По степени необходимости:
плановые и внеплановые (внезапные);
По объему проверки:
полные, частичные и выборочные;
По периодичности:
текущие, постоянные (непрерывные);
По перечню решаемых вопросов:
Комплексные и тематические.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- смена материально-ответственных лиц - на дату передачи дел, но не позднее дня увольнения работника;
- передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование
государственного или муниципального унитарного предприятия- на дату оформления данных хозяйственных операций;
- составление годовой бухгалтерской отчетности;
- установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей- сразу же при их обнаружении;
- стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации -сразу после их окончания;
- ликвидация (реорганизация) предприятия – перед составлением ликвидационного (разделительного) бухгалтерского баланса;
- другие случаи, предусмотренные законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств, как принадлежащих организации, так и учитываемых за балансом. Инвентаризация имущества осуществляется по каждому его наименованию и в разрезе материально- ответственных лиц. Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на инвентаризационную комиссию, рабочую, т.е. созданную на время, или постоянно действующую. Состав инвентаризационной комиссии по количеству и персонально утверждает руководитель предприятия. В состав комиссии включаются представители администрации организации, бухгалтерии, другие специалисты. При необходимости состав комиссии может быть пополнен работниками службы внутреннего аудита предприятия или независимой аудиторской организации. Отсутствие одного из членов комиссии на период проведения инвентаризации дает основание рассматривать ее результаты как недействительные.
Перед проведением инвентаризации все первичные документы по приходу и расходу должны быть составлены и предъявлены комиссии или сданы в бухгалтерию. От материально-ответственных лиц должны быть получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет неоприходованных или не списанных в расход отдельных наименований имущества.
Во время проведения инвентаризации присутствие материально-ответственного лица обязательно.
По данным инвентаризионных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. По этим наименованиям информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Все вышеперечисленные причины являются основным поводом для периодических сверок данных учета с фактическими данными о наличии товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов организации, т.е. проведения инвентаризации имущества на предприятии.
В результате рассмотрения данной работы можно сделать следующий вывод:
кроме количественного контрольного значения инвентаризация имеет и качественную составляющую контроля. В ходе инвентаризации не только не только подсчитываются наличные запасы, но и проверяются условия их хранения. Обращается особое внимание на состояние складских помещений и устанавливается, соблюдаются ли санитарные нормы и правила хранения товарно-материальных ценностей на предприятии.
15