Технологическая карта урока «Заглавная буква в именах собственных».
Технологическая карта урока
Учитель: Шишкина Ирина Петровна
Учреждение: МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Предмет: русский язык
Класс: 2 «В» класс
УМК: Школа России
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
Тип урока: мультимедиа – урок, урок-путешествие.
Формы: фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Технологии: проблемно-поисковая, игровая.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Основные понятия, термины: имя существительные, одушевленные, неодушевленные имена существительные, имена собственные, нарицательные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся – рабочие тетради, учебник, карточки с групповыми заданием.Тема раздела Части речи
Тема изучения Заглавная буква в именах собственных.
Цель создать условия для формирования и развития умения писать заглавную букву в именах собственных, различать имена собственные и имена нарицательные.
Планируемый результат Личностные ууд:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие
социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку. Познавательные ууд:
- использовать общие приёмы решения задач
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель;
Регулятивные ууд:
- сличать способ действия;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- развивать умение правильно строить предложения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные ууд:
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные ууд:
научатся:
- оформлять имена собственные в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, географических названиях
- выбирать имена собственные, подходящие по смыслу.
Содержание урока
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Формирование УУД
1. Организационный этап. Мотивация.
Формулирование темы урока, постановка цели. Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствуют учителя. Знакомятся, проявляют интерес в конечном результате. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс развития
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Приветствует учащихся. Стимулирование мотивации на занятие Психологическая подготовка к восприятию темы.
Установление эмоционального контакта.
Подводит к озвучиванию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие. И куда мы с вами отправимся, в какую страну, вы догадайтесь сами. Это страна нашей изучаемой темы. Соберите правильно буквы и узнайте, как она называется. Слайд 2 -3
Страна заглавных букв.
Тема « Заглавные буквы в именах собственных».
А чему бы вы хотели научиться на уроке? Что повторить или закрепить по этой теме? Слайд 4
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Устные ответы детей
Дети записывают в тетради.
Учащиеся записывают словарные слова самостоятельно:
воробей, ворона, сорока, медведь
лиса, заяц
1. Устный мини-опрос. Слайд 5
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
На какие группы делиться имя существительное?
Как изменяется имя существительное.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописание Слайд 6-8
Написание строчной и прописной буквы Г г и предложения:
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
- Почему мы записали это предложение?
-Кто такой Ю.А. Гагарин?
3. Словарная работа. Слайд 9 - 10.
Сегодня напишем словарный диктант. А что это за слова, вы узнаете, если внимательно посмотрите не слайд и догадаетесь, кто там изображен. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасное место.
Проверьте по образцу, что у вас должно получиться. Оцените свою работу.
А как нужно относиться к животным и птицам в зимний период? Почему? Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Проблемная ситуация.
(слова могут быть написаны с заглавной и прописной буквы в зависимости от того, что это слово обозначает)
Объясняют правило и делают вывод о написании нарицательных и собственных имен существительных,
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с
маленькой буквы, а потом встретила слово Лев,
написанное с большой буквы.
Могло ли так быть? Слайд 10-12
Работа по учебнику. Работа у доски.
С. 20 упр. 36 Выпишите пары слов: собственное и нарицательное имя существительное. Слайд 13
Что такое нарицательное имя существительное и собственное имя существительное?
Как они пишутся?
Распределите слова по ячейкам Слайд 14
- чему мы должны научиться на уроке?
– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?
– Сделайте вывод о том, как же нужно писать собственных имен существительных? 4. Физкультминутка. Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся. Выполняют упражнения для глаз. Звездное небо Слайд 16 5. Этап отработки умений и навыков изученного. Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании собственных имен существительных в практической деятельности. Заглавные буквы в именах, отчествах и фамилиях людей.
Заглавные буквы в географических названиях.
Заглавная буква в кличках животных Записывают полученные фамилии
Дети передают тетради соседу по парте, делают взаимопроверку.
Разгадывают ребус, записывают имена. (Зоя, Никита, Елена, Игорь)
Объясняют написание заглавной буквы.
Ответы учеников с объяснениями.
Записывают предложение, выделяют грамматическую основу предложения. Проверка по образцу, самооценка. Вывод.
Вставляют слова Земля, Россия, Калач, Коммунистическая.
Записываю слова, подчеркивают заглавные буквы. Делают вывод, как пишутся имена существительные в географических названиях.
Подбирают клички животных к названиям животных. Делают вывод о написании заглавной буквы в кличках животных.
Работа группе.
Проверка по образцу.
Самооценка работы каждой группы по алгоритму.
А сейчас следующее задание. Слайд 17
Мы оказались на аллее Фамилий. Ваша задача вспомнить словарные слова, которые вы сегодня записывали, и составить из них фамилии. Запишите полученные фамилии, подчеркните в них заглавные буквы.
Произведите взаимопроверку: передайте тетрадь соседу по парте и сверьте записи с доской (слайдом). Слайд 18.
Оцените работу товарища, поставьте смайлик.
Перед вами площадь имен. Слайд 19
Ваше задание разгадать ребусы и записать зашифрованные имена.
Слайд 20-23
Подчеркните заглавную букву в словах.
-К какому выводу мы пришли?
Наше путешествие продолжается, и мы оказались на море отчеств. Слайд24
Назовите фамилию имя отчество сказочного героя. Почему отчества дают детям по имени отца? Выскажите свои предположения. Слайд 25
Работа у доски. Проверка.
Составьте из слов предложение. Подчеркните заглавные буквы. Слайд 26
Выделите грамматическую основу предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверьте по образцу. Оцените свою работу смайликом. Сделайте вывод.
У каждого из нас есть адрес, где мы живем. Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но у каждого из нас есть еще и малая Родина – место, где живем.
Прочитайте предложения и вставьте недостающие слова. Как записаны эти слова? Почему? Сделайте вывод, как пишутся географические названия. Выпишите имена собственные из этого текста.
Слайд 27
Подберите клички животным. Почему они записаны с прописной буквы? Слайд 28
Сделайте вывод, как пишутся клички животных.
Следующее задание вы будете выполнять в группах. Слайд 29-30
Перед началом работы вспомним правила работы в группе. Распределите обязанности, чтобы справиться с работой и уложиться во времени. У вас на партах тексты с пропущенными словами, Выберите слова из слов для справок и вставьте в текст.
Сверьте свои записи с образцом.
Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. По утрам Катя кормила кошку Мурку, а Иван кормил собаку Рекса. Во дворе у дедушки Гриши жили корова Бурёнка, коза Милка и петух Крикун.
Оцените работу своей группы по алгоритму. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Домашнее задание
Участие в игре
Ответы детей
. Итак, какие группы имен собственных мы повторили сегодня?
Давайте подведем итог с помощью игры.
Игра “Самый внимательный” Слайд 31
Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладошки, если нет – тишина.
Дима, котенок, Волга, дядя, Москва, собака, Петров, река, Рекс.
Слайд 32
- Давайте вспомним: какая тема урока была?
- Что узнал для себя, что открыл?
-Чему научился? Что смог?
За что можешь похвалить себя, одноклассников?
Р. т. с. 18 упр.12 Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.