Родительское собрание Конфликты. Влияние семьи на формирование межличностных отношений


КОНФЛИКТЫ.Влияние семьи на формирование межличностных отношений. Педагог –психолог Вараксина А.В. Родительское собрание. «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини» И.Д. Вильде Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов . Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. По мере взросления ребенка расширяются его контакты с миром. Но тем самым расширяется и область конфликтного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть личностью и равноправным участником в общении с другими людьми. Трудности и конфликты на этом пути неизбежны. Задача в том, чтобы ученики научились разрешать их. Психологи– практики фиксируют следующие  часто встречающиеся конфликтные ситуации среди детей:   Грубый отказ одного ребенка другомуВовлечение в игру без согласияСлучайный толчок или удар в игреМесть за обиду с задержкой во времениНепринятие в игруСлучайно или намеренно испорченная чужая вещь «Обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки.Борьба или игра  перерастает в дракуМало места на партеЗагораживание возможности пройти, достать вещьЖелание быть первым в чем-либоТрудности дружбы втроемЖелание руководить другими детьми без договоренностиВыполнение функций учителя Чтобы научить детей разрешать споры  ненасильственными методами, снова и снова приходиться устраивать «разбор» конфликтов. Тогда у детей будет постепенно формироваться навык, как это делать  самим. Ребёнок учится тому,что видит у себя в дому,Родители пример тому! Себастьян Бранта 15 век Поведение в конфликтных ситуациях зависит от предшествующего личного опыта. Культура справедливости Говорите только о конкретном событии, а не о личности ребенка. То есть используйте такие реплики, как: «Давай обсудим то, что случилось», «Я очень беспокоюсь, что у тебя…», «Меня тревожит, что ты…». Исключите высказывания вроде: «Ты опять… Ты вечно… Обманщик! Бездельник! Хулиган! Лентяй!»  Советуйтесь с ребенком: «Как ты думаешь, что с этим делать?», «Как мы можем исправить ситуацию?». Культура справедливости Проявляйте терпение, когда ребенок пытается осмыслить последствия своих действий и исправить то, что сделал. Подбадривайте его: «Молодец, у тебя хорошо получается»Искренне выражайте теплые чувства, поддержку, соразмерные приложенным ребенком усилиям: «Да, ты ошибся, поступил неправильно, но сейчас, обдумывая свои действия, повел себя по-взрослому». Соперничество При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию. Если борьба не переходит в грубую и агрессивную, то эту стратегию можно признать допустимой, хотя она далеко не самая конструктивная, потому что прежде всего разрушает товарищеские отношения.  Компромисс В этом случае участники конфликта идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью – на результат и на сохранение отношений. Оба участника конфликта не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия. Избегание. Это стратегия, при которой один или оба участника уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, подобная тому, как болезнь не лечат, а загоняют внутрь. Если есть реальный конфликт интересов, он все равно прорвется. Но при несущественных трениях избегание – приемлемая стратегия. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было. Приспособление. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность. Сотрудничество При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве – добиться максимального взаимного выигрыша.  Принцип «дать сдачи» соответствует позиции «соперничество», принцип «не давать сдачи» – позиции «приспособление». Тем самым наиболее конструктивные стратегии остаются незадействованными. А между тем та самая «культура справедливости», которая необходима во взаимодействии взрослого с ребенком, прекрасно работает и во взаимодействии детей. А.С.Макаренко пишет: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома» Здоровья Вам, любви и удачи в воспитании ваших детей!