Доклад на тему Развитие интереса к русскому языку, используя различные формы и методы обучения
Сообщение на тему «Развитие интереса к русскому языку, используя различные формы и методы обучения»
Учитель: Богданова Р. И.
ГБОУ НОШ №611 г. С-Пб.
Русский язык является базовым предметом школьного курса. Об уровне образованности человека судят прежде всего потому, как он владеет родным языком. От того как будут усвоены азы языковой культуры, формируемые на начальном этапе обучения, во много зависят отношение и интерес к предмету, вера в свои возможности, понимание красоты языка.
Развитие интереса к русскому языку — одна из важнейших проблем в младших классах. Использование элементов устного народного творчества на уроках русского языка помогают мне не только развивать интерес к родному языку, но и активизируют мыслительную деятельность учащегося, развивает их душу, воспитывает у детей высокое чувство любви к родной земле, родине.
Устное народное творчество ценнейший языковой материал. Загадки, пословицы и поговорки, сказки, потешки, фразеологические сочетания вызывают у детей живой интерес, заставляющий «поломать голову» над отгадкой. хорошенько подумать над осмыслением значений пословиц и поговорок. Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления — отгадка должна быть неожиданно, нередко вызывающей улыбку: «Что на свете всех мягче?» (Ладонь), « Какой месяц короче всех» (Май).
Тематика устного народного творчества на моих уроках самая разнообразная, так как народ создал несметное количество пословиц, поговорок, потешек, сказок, в которых мудро, в отточенной форме обобщил исторический опыт, являющийся непревзойдённым образом фольклора как искусства слова. «Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка» - говорит сам народ.
Устное народное творчество как игра, развлечение, но в то же время через него учащиеся по другому видят окружающий мир. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, эмоционального тонуса не самоцель, не украшение к урокам, а помогает мне создать условия для развития интереса к русскому языку.
Необходимым условием развития интереса к русскому языку — успехи в преодолнии ошибок, умение грамотно передавать свои мысли. Поэтому я считаю. нужно развивать орфографическую зоркость у детей. На уроках применяю разнообразные упражнения по выработке орфографической зоркости.
Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её. Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «нра — пишу « н», пишу «ра» с гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Сначала образец проговаривания я давала сама, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.
Развивает орфографическую зоркость такой вид работы, как списывание. Оно основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащегося. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике. Они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.
Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить всё упражнение. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зёрнышко клюёт?» Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос6 «А как мы будем зёрнышки клевать?» хором отвечают: «В книжку — в тетрадь, в книжку — в тетрадь». « А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей « птичкой», - продолжаю я. «Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно», - отвечают дети.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Следующим видом работы над орфографической зоркостью является комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Дети не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правилами. Подбором проверочных слов. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух.
Интересно проходит такой вид работы над орфографической зоркостью как письмо под диктовку. Сначала диктую слова так как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную, парную согласную), то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем ученику, который ошибся. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.
Воспитываю интерес к русскому языку и через работу над словами с непроверяемыми написаниями. На этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием провожу так: устное предъявление слова, постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг — запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
Проиллюстрирую всё сказанное примером из практики. Проводится
работа над словом « берёза».
1. Предлагается загадка: «В белом сарафане встала на поляне». Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили отгадку.
2. Учащиеся проговаривают слово «берёза» орфоэпически, определяют ударный и безударные слоги.
3. Перед детьми ставится задача - в тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму.
4. Прежде чем мы вставим в « окошко» нужную букву, слушаем, что пишет о берёзе Д. Успенский.
После этой этимологической справки учитель задаёт вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге? Правильность ответа предлагается проверить по словарю учебника. Вставим в «окошко» нужную букву.
Развиваю интерес к русскому языку через активную самостоятельную рабрту. Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к языку придаю использованию наглядно-демонстративного материала, опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам. Пользуясь вышеуказанными материалами, дети чувствуют себя уверенней, с удовольствием работают по опоре и с радостью выходят к доске.
Для выработки у школьников навыков самостоятельной работы по грамматике использую перфокарты многоразового пользования. Они помогают осуществить дифференцированный подход в обучении, контролировать процесс усвоения изученных орфограмм школьниками.
Обучение русскому языку — серьёзный и нелёгкий труд. Полюбит ли ученик свой родной язык, будет ли интерес к этим урокам? Я думаю, если каждый день его трудовые успехи будут приносить ему хотя бы маленькие, пусть незаметные на первый взгляд успехи, а с ними радость, ребёнок не останется равнодушным к урокам русского языка. Считаю. Что такой подход к обучению русскому языку даёт неплохие результаты. Годовые работы за первый класс написали без двоек. Основная масса учащихся получили оценки «хорошо», «отлично».