Статья Развитие познавательного интереса через ИКТ

«Развитие познавательного интереса младших школь- ников с ОВЗ, через внедрение в воспитательный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий)» .
Воспитатель: Коньшина А.М. школа-интернат г.Котовска.
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация познавательной деятельности воспитанников. Благодаря познава- тельному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познава- тельный интерес развивается преимущественно на основе знаний. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Актуальность проблемы. В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности воспитанников.Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем воспитания. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагни- тофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает. Использование компьютеров во внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрирован- ным, когда ему интересно, когда материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у воспитанника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиазанятия:
повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
повышение эффективности воспитательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
развитие наглядно-образного мышления
индивидуальный подход в обучении
   Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к воспитанию. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью воспитания становится формирование личности в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений
Презентация как форма ИКТ в воспитательном процессе рассматривается:
 не как цель, а как способ постижения мира учащимися
 как источник дополнительной информации
 как способ самообразования воспитателя и воспитанника, как возможность реализации личностно-ориентированного процесса.
Использование ИКТ на воспитательных занятиях позволяет:
повысить качество усвоения материала
размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие воспитанника и существенно экономя время
Функции воспитателя сводятся к тому что он должен:
наглядно представить материал
регулировать объём и скорость содержания
повышать познавательную активность воспитанников
Использование ИКТ на занятиях имеет свои преимущества, а именно эффективность воспитания
1. Активизация познавательной деятельности воспитанников
2. Развитие у воспитанников продуктивных функций и психических процессов;
В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы: POWER POINT используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet Explorer позволяет мне находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе  использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я  конструирую любые занятия в соответствии со своими  потребностями и логикой построения конкретного мероприятия. Данный опыт использую в своей работе. Стремлюсь его распространять. Даю открытые занятия, участвую в семинарах, конференциях . Мои коллеги видят, что воспитательные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:
они повышают информационную насыщенность занятия
подача материала за счёт звука и движения становится наглядной
его красочность  создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей
за счёт  размещения различных картинок, эффектов анимации,
вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес воспитанников.
Каждая презентация содержит  материал, который соответствует программе и содержанию занятия. Предложенные мультимедийные презентации могут быть использованы не только на воспитательных занятиях но и на уроках по курсу «Окружающий мир». Созданные мной мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:
стимулировать познавательный интерес
придавать воспитательной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.
Вывод
  Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени.  Необходимость ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии. Позволяет наглядно отобразить объекты, репродукции. Использование ИКТ на занятиях помогает не только детям усвоить материал, но и воспитателю творчески развиваться.
Литература
1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и  «против»
[текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192
2. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.:
Народное образование,1998
4. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» [текст]/Е.М.Тихомирова.-М.: Экзамен,2007