Проект урока в 5 классе по русскому языку Правописание гласных а-о в корнях -раст-/-ращ/-рос-


Русский язык. 5 класс.
Тема: «Правописание гласных а-о в корнях –раст-/-ращ-/, -рос-».
Тема: «Правописание гласных а-о в корнях –раст-/-ращ-/, -рос-».
Цели урока:
1) Познакомить с правописанием чередующихся гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
2) Научить владеть способом выбора букв а-о в корнях с чередованием; развивать операции логического мышления (сопоставление, классификация, анализ), совершенствовать навыки правописания.
3) Воспитывать эстетическое отношение к слову, любовь к родному языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: доска, мультимедийное оборудование (проектор), наглядный материал (для словарной работы), карты самооценки, перфокарты, карточки с заданиями, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Тип урока: изучение нового материала (с элементами частично- поискового метода)
Планируемые результаты:
1.Предметные:
Знать условия выбора о-а в корнях -раст-, -ращ-, -рос-;
Уметь находить орфограмму в морфеме, графически её обозначать;
Применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста;
Использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы.
2.Метапредметные:
Понимать и сохранять в памяти учебную цель урока;
Составлять монологическое высказывание на определенную тему;
Вступать в диалог для решения поставленной цели;
Обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение.
3.Личностные:
Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
Проявлять уважительное отношение к иному мнению;
Владеть навыками сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» 5 класс (А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева,Т.М.Пахнова) издательство «ДРОФА»; тексты на электронном носителе, ПК, проектор, экран, доска.
Организация пространства: фронтальная, в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Этап урока Содержание учебного материала и деятельности учителя.
Форма организации.
1.Приветствие.
Орг.момент. Начинается урок. Он пойдёт нам впрок. Будем грамотно писать
И проблемы разрешать.
2.Проверка домашнего задания. (Работа у доски, фронтальный опрос, работа в парах, работа с карточками, беседа)
1. Повторение правила «Орфограмма «Буква а-о в корнях с чередованием –лаг- - -лож-, -кас- - -кос-».
(2 уч-ся у доски- графическое объяснение,
2 уч-ся устно воспроизводят формулировку правила,
остальные уч-ся работают в парах «Расскажи соседу правило!»)
2.Проверка упр. 571 с помощью карточек с буквой О и А.
(Учитель читает словосочетания, в которых слова с чередованием –лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, проверяемой безударной гласной, дети поднимают карточку-букву, соответствующую написанию).
3.Проблемный вопрос:
Одному или разным правилам подчиняется написание слов, данных с пропусками букв? Подтвердите примерами.
3. Орфографическая минутка.
(прикреплена к доске наглядность: корзинка, пенёк, грибы) Распределительный диктант.
-Наполните корзинку, сложив в неё грибы со словами, в которых по правилу надо писать чередующуюся гласную а в корне –лаг- - -лож-, –кас-, -кос-,
Грибы, на которых расположились слова с орфограммой- буквой «чередующаяся гласная о в корне –лаг- - -лож-, -кас-, –кос-» , сложите на пенёк.
(Ребята по цепочке подходят к раздаточному материалу, берут «гриб», читают слово, определяют орфограмму, проговаривая правило, находят для него место).
-Посмотрите, какие грибы поместились в корзинке (подосиновики) и почему, а какие остались на пеньке (мухоморы) и тоже почему?
3.Постановка проблемы (Работают в группах, составляя из слов, напечатанных на карточках, четверостишие) Слайд.
Мы, быть, никогда, здоровыми, подр…стаем, не устаём, желаем, р…стём, возр…ст, и, не, признаём, мы.
Задание:
Используя данные слова, составьте четверостишие.
Ответ:
Мы р…стём и подр…стаем,
Быть здоровыми желаем.
Никогда не устаём,
Возр…ст мы не признаём.
-Я предлагаю вам вставить пропущенную орфограмму-букву. Каким алгоритмом вы воспользуетесь? (определяют морфему).
4.Определение темы урока, цели и задач.
(учитель пишет тему, цель, задачи на доске) -Уверены ли вы в правильности своего ответа?
- Когда мы можем сказать: «Уверен»?- Так какие буквы чередуются в данных корнях с пропусками?
-Определите тему нашего урока.
-Какую цель мы должны достичь к концу урока?
-О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
5. Частично- поисковая работа.
Вывод правила.
Работа с учебником Теория. Параграф 51.
Работа с «Толковым словарём русского языка» С.И.Ожегова
Электронный словарь (Слайд: «выбегают» гласные, становятся на место пропуска в словах составленного четверостишия)
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-ращ-, -рос- пишется безударная а, а когда – о.
-Сделаем вывод.
- Мы провели поисковую работу.
Сформулируйте правило правописания орфограммы- буквы а-о в корне –раст-, -ращ-, -рос. Помните, что правило должно отражать главное, формулировка должна быть простой.
- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?
-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы-буквы а-о в корне –раст-, -ращ-, -рос- Обратимся к учебнику. Прочитайте правило о написании чередующейся гласной а-о в корне –раст-, -ращ-, -рос- и сравните свои выводы с теоретическим материалом .  
- Чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило:
Слайд:    О напишем в корне –рос-:
                                 Вырос, перерос, подрос.
                                 Но не путай никогда –
                                 В -раст- и -ращ- напишем А.
-Изобразите графически это правило. (1 уч-ся у доски)
- Есть ли в данном правиле слова-исключения?
-Обратите внимание на экран.
(Слайд: слова- исключения) - Какие слова являются исключениями? Почему?
-Определите лексическое значение слов-исключений отрасль, ростовщик. Где мы можем узнать значение неизвестного нам слова?
-В начальной школе вы научились пользоваться словарем в традиционной, печатной, форме, например, «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова. (дети находят в словаре и зачитывают ЛЗ отмеченных слов)
-Существуют и электронные словари, со словарной статьей которого я вас сейчас познакомлю.  
(Отрасль 1) Ветвь растения (устаревшее) 2) перен. Потомок, потомство (устаревшее) 3) Отдельная область деятельности, науки, производства. -У слова отрасль 3 значения. Как называют такие слова?
Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты).-Предлагаю запомнить ещё одно рифмованное правило:
Слайд:
Ростислав, Ростов, росточек, ростовщик
С буквой -о- всегда пиши.
Но делать вывод не спеши,
Ведь ещё есть слово «отрасль».
Ты в словарик загляни
И значенье уясни.
6.Физминутка. Ученики выполняют предложенные физические упражнения.
7.Закрепление темы.
1)Работа по учебнику Практика. 5 кл.
1)Упр.573
Задание: Создайте таблицу, определите количество столбцов, подберите названия для каждой группы, озаглавьте таблицу.
Орфограмма «Буква а-о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-»
-раст-, -ращ- -рос- слова-исключения

(Самостоятельная работа, взаимопроверка, оценивание работы)
2) Упр.574
(Комментированное письмо с обозначением морфемы в словах с чередующимися гласными и графическим выделением основы предложения).
8. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.
(самопроверка с помощью ключа, самооценка) -  У вас есть карточки с заданиями: «на 3», «на 4», «на 5». Выберите себе то задание, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.
Задания выполняются в тетради.
Задание «на 3»:
1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:
а) растение, выросли, росток; срослись, подрастают, роса.
2. С глаголами выполненного задания составьте словосочетания и запишите их.
Задание «на 4»:
1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму:  Р..сточек, р..стение, отр..сль, выр..с, зар..сли, отр..сти, ср..щение, разр..слись.
2. С глаголами составьте 2 простых распространенных предложения с однородными членами.
Задание «на 5»:
1. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква о?
А. Р..сли, р..стение, взр..сление, пор..сльБ. Выр..стали, ср..щение, разр..слись, отр..сльВ. Взр..сление, р..сточки, выр..с, Р..стовГ. Р..стительный, р..стовщик, отр..сти, прор..щение.
2. Запишите стихотворение Федора Сологуба, вставляя недостающие буквы и графически выделяя морфему в слове с пропущенной буквой.
- Зачем возр..стаю? –
Снегурка спросила меня.
- Я знаю, что скоро р..стаю,
Лишь только увижу веселую стаю,
Р..стаю,  по камням звеня.
9.Творческая работа
(Интерактивная доска. Дети делают выбор, вставляют нужную букву)Составляют (устно) мини-текст. Слайд:
-Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
На живом всё заживает, живая кость мясом обр..стает.
Где выр..сла сосна, там она и красна.
Учись, пока хрящи не ср..слись.
Из худа добра не выр..стишь.
Без корня и полынь не р..стёт.
-Чему учит нас пословица?
-Составьте мини-текст, раскрывая смысл одной пословицы (ваш выбор).
10.Контроль Работа с перфокартами.
Р...сток, выр..сли, Р..стов-на-Дону,
Зар..сли, отр..сль, зар..стали,
Ср..слись, прор..сли, Р..стислав,
Отр..слевой, выр..щенный,обр..сли,
Р..стовщик, р..сточек, пор..сли.
-Соедините на листах- вкладышах беспрерывной линией буквы о, проводить линию начинайте с верхней строчки справа налево. Получилась цифра 5? Оцените свои знания.
11.Рефлексия – Какую цель ставили?– Удалось ли достичь поставленной цели? – Каким способом ее достигли?– Какие вы получили результаты? – Где будете применять новые знания?
.12Домашнее задание
(комментарий учителя)
1.Выучить правило: Орфограмма «Буква а-о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-», подобрать примеры.
2.Упр.578 !3.Дополнительное задание повышенной сложности:
Произвести словообразовательный разбор слова ВОЗВРАЩЕНИЕ.