Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс фгос к учебнику Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова


Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс ФГОС к учебнику Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова№ урока Тема урока Тип урока Содержание урока, решаемые проблемы Виды деятельности
( элементы содержания, контроля) Планируемые результаты:
предметные Планируемые результаты:
метапредметныеЛичностные
« Введение» (1ч)
1 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета солнечной системы. Как человек открывал Землю. Эпоха Великих географических открытий. Вклад путешественников в изучение Земли. Современная география. Земля - планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками « Планеты Солнечной системы», « Вращение Земли вокруг Солнца». Научиться называть методы изучения Земли, основные результаты выдающихся географических открытий; объяснять значение понятий:
« Солнечная система», « планета»,
« географический полюс», « экватор»; приводить примеры географических следствий движения Земли. Познавательные:
строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делать выводы
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач
Регулятивные :составлять план и последовательность действий, оценивать результат
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивать собственную учебную деятельность.
«План местности» (4 )2 Понятие о плане местности. Масштаб.
ПР № 1
Изображение здания школы в масштабе. Урок актуализации знаний и умений, усвоения новых знаний
Практикум.
Что такое план местности. Условные знаки. Зачем нужен масштаб. Численный, именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Чтение плана местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный. Определять расстояние на плане и карте при помощи масштаба. Уметь объяснять значение понятий «план местности», «масштаб»; называть масштаб плана, карты, глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояние на плане. Познавательные: описывать и сравнивать объекты, самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске, обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.
Регулятивные: принимать учебную задачу, помогать помощь и сотрудничество.
Сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новой информации, применять её в практической деятельности. Осознавать ценность географических знаний для практической деятельности.
3 Стороны горизонта. Ориентирования.
ПР № 2
Определение направлений и азимутов по плану местности. Комбинированный, с элементами практикума. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Работа с компасом – определение сторон горизонта. Определение направлений и азимутов по плану местности. Уметь объяснять значение понятий «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять(измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.
4 Изображение на плане неровностей земной поверхности. Урок усвоения новых знаний. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. Определять по плану местности высоты холмов и глубин впадин. Определение по плану с помощью горизонталей крутого и плоского склонов холма. Строить профиль местности. Уметь объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности. Познавательные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной деятельности.
5 Составление простейших планов местности.
ПР № 3
Составление плана местности методом маршрутной съёмки. Урок комплексного применения знаний и умений Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка. Составлять план местности методом маршрутной съёмки.
Уметь производить простейшую съёмку местности; строить простейший план местности с учётом масштаба. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе.
Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки. Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной деятельности.
Географическая карта (5 ч)
6 Формы и размеры Земли. Географическая карта. Урок актуализации знаний и умений. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара. Географическая карта - изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. Работать с глобусом и картами различных масштабов. Уметь объяснять значение понятия «географическая карта; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения познавательных задач.
Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность их выполнения. Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины.
7 Градусная сеть на глобусе и картах. Урок усвоения новых знаний. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Определять по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью градусной сети. Уметь объяснять значение понятий: « градусная сеть», « меридианы», «параллели»; называть элементы градусной сети, географические полюса; объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте. Познавательные: развивать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решение, оценивать достигнутые результаты. Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной
8 Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.
ПР № 4
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. Урок актуализации знаний и умений. Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота
Определять географические координаты объектов по карте и глобусу. Уметь объяснять значение понятий: « географическая широта», «географическая долгота», « географические координаты»; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте. Познавательные: уметь организовывать свою деятельность, сравнивать объекты по заданным критериям.
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: сохранять учебную задачу, оценивать достигнутые результаты. Понимать потребность в географических знаниях, отбирать и преобразовывать нужную информацию.
9 Изображение на физических картах высот и глубин. Комбинированный. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Определение по картам высот и глубин. Уметь определять по картам абсолютную и относительную Познавательные: выделять существенные признаки понятий,
Сравнивать объекты по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждать их фактами
, классифицировать информацию по заданным признакам.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимают решения. Осваивать знания об основных географических понятиях, овладевать умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; применять географические знания и умения в повседневной жизни.
10 Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепить и обобщить знания по разделу. Выполнить тестовые задания. Работа с атласом. Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Литосфера (5ч)
11 Земля и её внутреннее строение. Комбинированный. Внутреннее строение Земли. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Выполнить в тетради рисунок « Внутренне строение Земли». Работа с коллекцией горных пород и минералов: определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород разных групп. Уметь объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора», «горные породы», «полезные ископаемые»; называть и показывать на схеме составные части литосферы; называть отличия материковой и океанической земной коры; называть особенности образования горных пород различных групп; приводить примеры горных пород. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий.
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме.
Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Определять целостный взгляд на мир, эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
12 Движение Земной коры. Вулканизм. Комбинированный. Землетрясения. Что такое вулканы. Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способы их предотвращения. Уметь объяснять значение понятий: « землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурными картами; называть методы изучения земных недр, определять по карте сейсмические районы мира. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, корректировать план и последовательность действий, оценивать результат. Выражать устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач, читать схемы, создавать рисунок «Залегание горных пород своей местности». Осознавать целостность природы Земли.
13 Рельеф суши. Горы. Комбинированный. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. Определять по карте расположение различных гор, их протяжённость и высоты, высочайших горных вершин. Уметь объяснять значение понятий: «рельеф», «горы»; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характеристику гор по плану. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям, качественно и количественно описывать объекты, классифицировать информацию по заданным признакам.
Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе.
Регулятивные: принимать исохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Определять целостный взгляд на мир, эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
14 Равнины суши.
ПР № 5
Составление описания форм рельефа. Урок комплексного применения знаний и умений. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах. Определять по карте расположение наиболее крупных равнин и горных районов. Описывать формы рельефа своей местности. Уметь объяснять значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; сопоставлять краткую характеристику равнин по плану. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям, качественно и количественно описывать объекты, классифицировать информацию по заданным признакам.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Оценивать целостность природы Земли, проявлять эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
15 Рельеф дна мирового океана. Урок усвоения новых знаний. Изменение представлений о рельефе дна мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна м Мирового океана. Определять по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. Уметь объяснять значение понятий: «материковая отмель», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «срединно–океанический хребет; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна мирового океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. Познавательные: Ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество. Овладеть навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
Гидросфера (6ч)
16 Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Урок усвоения новых знаний. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое мировой океан? Океаны, моря. Заливы, проливы. Свойства океанической воды. Солёность. Температура. Составлять схемы круговорота воды. Обозначать на контурной карте океаны, крупные внутренние и внешние моря. Составлять краткую характеристику моря по плану.
Уметь объяснять значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «солёность»; объяснять процесс мирового круговорота воды; называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану.Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу.
Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной
17 Движение воды в океане. Урок усвоения новых знаний. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. Уметь объяснять значение понятий: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; объяснять особенности движения вод в Мировом океане. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий, составлять простой план, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения. Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. Осознавать потребность в географических знаниях.
18 Подземные воды. Комбинированный. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. Выполнить в тетради рисунок «Грунтовые воды». Уметь объяснять значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называть меры по охране подземных вод. Познавательные: развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения. Управлять своей познавательной деятельностью. Осознавать необходимость использования географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, способности к социальному ответственному поведению в ней.
19 Реки. Урок усвоения новых знаний. Что такое реки? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Описывать реки своей местности по плану. Обозначать на контурной карте наиболее крупные реки России и мира. Выявление наиболее протяжённых и полноводных рек, каналов. Уметь объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «речная долина», «режим реки», «речная система», «водосборный бассейн», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад»; называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира и России; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек.Познавательные: выделять главные, существенные признаки; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывать объект Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу.
Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной
20 Озёра.
ПР №6
Составление описания внутренних вод. Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум. Что такое озеро? Озёрные котловины. Вода в озере. Водохранилища. Сравнивать озёра тектонического и ледникового происхождения. Уметь объяснять значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранилище»; называть и показывать крупнейшие озёра мира и России; приводить примеры озёр различного происхождения; составлять краткую характеристику озера по плану; называть меры по охране озёр. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий, составлять простой план, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельное приобретение новых знаний по географии.
21 Ледники. Комбинированный. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. Обозначать на контурной карте крупные горные и покровные ледники, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвигать гипотезы возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. Уметь объяснять значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг»,
« многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте; работать с контурной картой. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать приёмы решения познавательных задач.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения. Осваивать знание об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий.
«Атмосфера» (7 ч)
22 Атмосфера: строение, значение, изучение. Урок усвоения новых знаний. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы Выполнять в тетради рисунок «Строение атмосферы». Составлять характеристики атмосферы по плану. Уметь объяснять значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану. Познавательные: развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательность действий, коррекция, оценка результата. Осознавать целостность природы, значимость и общность глобальных проблем человечества.
23
Температура воздуха.
ПР № 7
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. Урок усвоения новых знаний. Практикум Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Выявлять зависимость между географическим положением территории и температурой воздуха. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. Расчёт средней температуры. Построение графика хода температуры. Уметь объяснять значение понятий: «амплитуда температуры воздуха» «средняя температура воздуха»; измерять(определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения явлений, объектов.
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам.
Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников.
Обладать готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
24
Атмосферное давление. Ветер.
ПР № 8
Построение розы ветров. Урок усвоения новых знаний. Практикум Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Выполнять в тетради рисунок: направление движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнивать температуры и давление над сушей и морем днём и ночью. Построение розы ветров. Уметь объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер»; объяснять причину возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы; измерять(определять) атмосферное давление и направление ветра; строить розу ветров. Познавательные: ставить учебную задачу под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, пересказывать близко к тексту.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Осваивать знания об основных географических понятиях; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, решения географических задач.
25 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
ПР № 9
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Комбинированный. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Выявлять зависимость количества воды в воздухе от его температуры. Определять количество воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Уметь объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха». «относительная влажность воздуха», «облако», «атмосферные осадки»; называть виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха; определять облачность; строить диаграмму количества осадков по многолетним данным. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным данным критериям; работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам.
Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Обладать осознанным, уважительным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
26 Погода. Урок комплексного применения знаний и умений. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Заполнять календарь погоды. Определять среднесуточную температуру зимой и летом. Сравнивать розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Уметь объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса»; описывать погоду своей местности. Познавательные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников. Определять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии; обладать готовностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
27 Климат Урок комплексного применения знаний и умений. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Описывать климат своей местности по плану. Обозначать на контурной карте основные факторы, влияющие на формирование климата. Уметь объяснять значение понятия «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану; описывать климат своей местности. Познавательные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников. Определять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии; обладать готовностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
28 Причины, влияющие на климат. Урок комплексного применения знаний и умений. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. Выполнять в тетради рисунки: «Положение Земли по отношению к солнцу днём и ночью», «Положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом»; обозначение на контурной карте областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. Уметь объяснять значение понятий: «тропик», «полярный круг»; называть причины, влияющие на климат; называть основные типы климатов Земли. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий; сравнивать объекты и явления по заданным критериям. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу.
Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной
«Биосфера. Географическая оболочка» (4ч)
29 Разнообразие и распространение организмов на Земле. Комбинированный.
Распространение организмов по поверхности Земли. Обозначать на контурной карте границы природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работать с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира. Уметь объяснять значение понятий: «биосфера», «природная зона»; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы. Познавательные: работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать объекты, явления по заданным критериям.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу.
Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной
30 Распространение организмов в Мировом океане. Комбинированный. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу. Работать в группах: изучение жизни наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. Уметь объяснять особенности распределения организмов в толще Мирового океана; называть меры по охране природы. Познавательные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу.
Обладать ответственным отношением к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
31 Природный комплекс.
ПР № 10
Составление характеристики природного комплекса. Урок усвоения новых знаний. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Описывать природный комплекс своей местности по плану. Уметь объяснять значение понятий: «почва», «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать описательные тексты.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения.
Выражать устойчивый учебно – познавательный интерес интерес к новым общим способам решения задач. Обладать основами экологической культуры.
32 Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки». Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепить и обобщить знания по разделу. Закрепить и обобщить знания по разделу. Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. «Население Земли»(3 ч)
33 Население Земли. Урок усвоения новых знаний. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населённых пунктов. Изучить этнографические особенности различных народов. Описать особенности жилища, одежды, еды, быта, праздников. Уметь называть основные человеческие расы и их признаки; рассказывать об изменении численности населения Земли; называть основные типы населённых пунктов; составлять характеристику своего населённого пункта по плану. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные:
прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу.
.осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.
34 Человек и природа. Урок усвоения новых знаний. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Определять порядок действий при угрозах различных стихийных бедствий. Называть стихийные природные явления; рассказывать о способах предсказания стихийных явлений; объяснять правила поведения во время стихийных природных явлений. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
35 Обобщение и контроль знаний по разделу «Население земли». Урок контроля знаний и умений. Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания. Работа с атласом и контурными картами. Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.