Рабочая программа по внеурочной деятельности Мини-футбол (6 класс)
рт, 2010. - 96 с.
Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.:
ФиС, 1980.-255 с.
Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.
Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. Пояснительная записка
Данная программа предлагает использовать уроки по мини-футболу во внеурочной деятельности. Программа предназначена для системы дополнительного образования. Курс обучения игре в мини-футбол и технические приемы, которые в ней используются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания обучающихся. Программа и методическое пособие разработана для обучающихся средних общеобразовательных школ (1-6 классов) /Авт.-сост.: Шарипов Д.Г., Коковихин О.М., Балашкин В.В., Пачин А.Ю. Самара 2013 год. Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, декан физической культуры и спорта Поволжской Социальной Государственной Академии В.Н. Беленов и заслуженный тренер РФ по футболу С.Н. Успенский.
Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в группе. Возраст обучающихся 11-12 лет. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, один раз в неделю по 2 часа.
Актуальность программы
В последние годы особенно остро встал вопрос о месте и роли спорта в эстетическом и в духовном воспитании детей. Особенно тесно, это связано с дополнительным образованием в детских учреждениях.
В становлении человеческой личности, спорт и искусство играет основную роль, т.к. весь эмоциональный опыт человечества сосредоточен именно в творчестве, в искусстве. Главный недостаток нашего образования в том, что оно даёт знания, но не развивает эмоции и чувства.
Эстетическое воспитание детей включает в себя: не только воспитание детей на предметных уроках, но и на дополнительных кружковых занятиях.
Футбол это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем тех или иных турниров. Интерес к футболу с каждым годом растет не только среди мальчиков, но и среди девочек, поэтому, по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У футбола есть еще одно ценное качество – он универсален. Систематические занятия футболом оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать
Цели и задачи
Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол).
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол)
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных процессов по 1,5-2 часа в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
1.Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (когда идёт работа над блоком Игры народов...), структурирование знаний (в конце изучения блока).
2.Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
3.Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни.
4. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действий.
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в мини-футбол, привитие любви к спортивным играм.
План соревнований на 2014-2015 учебный год
Сроки и место проведения
Классы
Наименование
24.09.14-спортивная площадка
6 классы
Товарищеская встреча
19.11.14-спортивная площадка
5-6 классы
Внутришкольные соревнования
13.05.15-спортивная площадка
6 классы
Внутриклассные соревнования
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе «Школьная спортивная лига». Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативы
по физической и технической подготовке игры в футбол
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
Бег 30м (сек)
4,9
4,7
46
4,4
Бег 400м (сек)
67,0
65,0
64,0
6-минутный бег (м)
1400
1500
Прыжок в длину с/м (см)
180
200
220
225
Бег 30м с ведением мяча (сек)
6,0
5,8
5,4
5,2
Бег 5х30м с ведением мяча (сек)
30,0
28,0
27,0
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м)
45
55
65
75
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий)
8
6
7
8
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)
10,0
9,5
9,0
Жонглирование мячом (кол-во раз)
12
20
25
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м)
30
34
38
Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см)
45
50
55
Бросок мяча на дальность (м)
20
24
26
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Наименование тем
Количество часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
2.
Теоретическая подготовка
2
2
-
3.
Техническая подготовка
25
40
4.
Тактическая подготовка
18
30
5.
Общая физическая подготовка
6
10
6.
Специальная физическая подготовка
5
16
7.
Игровая подготовка
4
8
8
Соревнования
4
2
9.
4
-
4
Итого
68
3
65
Тематический план по мини-футболу
Наиме-
нование
раздела
про-
граммы
Тема
занятия
Кол-
во
ча-сов
Номера занятий
Элементы содержания
Требования
к уровню под-
готовленности
обучающихся
Вид
контроля
Дата
прове-
дения
2
3
4
5
6
7
8
9
Теория
История
футбола
2
1
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России.
Знать историю футбола
Текущий
2
2
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Уметь закаливаться
Текущий
Техни-ческая подго-товка
Тактическая подготовка
Остановка, передача мяча
2
3
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Остановка и передача мяча на месте. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
4
«Гонка мячей», «Метко в цель»
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
5
Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Передача мяча на месте внутренней стороной стопы. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
6
Остановка и передача мяча в движении.
«Слалом с мячом».
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Ведение мяча
2
7
Ведение мяча внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Текущий
2
8
ОФП. Упражнение «в стеночку». Набивание мяча 2-мя ногами.
2
9
Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». СФПУчебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
10
Обводка фишек правой левой ногой внутренней стороной. Игра «квадрат»
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
11
Ведение мяча с изменением направления.
Игра «Квадрат». Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
12
Набивание мяча коленками, головой, ногами. Упр. «квадрат». Ведение мяча из колоны –пас.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Остановка мяча
2
13
Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
14
Работа в парах- набрасывание и остановка мяча. Перемещение с остановкой. «Квадрат»
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
15
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
16
Остановка ступнёй. «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». «квадрат» Игра учебная.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
17
Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Удары по мячу
2
18
Удары по мячу внешней стороной стопы и внешней частью подъёма. 6-10минутный бег. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
19
Техника игры вратаря. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
20
Ведение мяча и удар по воротам. Квадрат. Игра учебная. Пенальти.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
21
Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
22
Игра в «стеночку». Эстафеты «футбольный лидер». Отработка паса.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
23
Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
24
Набивание мяча правой левой ногой. Учебная игра. Квадрат. Работа в парах.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
25
Удары по мячу носком, пяткой. Жонглирование. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
26
Обводка фишек, удар по воротам. Пенальти. Развитие физических качеств.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
27
Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
28
ОРУ.СБУ. Работа с мячом в парах. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
29
Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. ОФП: Упражнение на развитие силы.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
30
Удары по мячу головой. Эстафеты.
Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
31
Обманные движения (финты). Игра «Квадрат».Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
32
Отбор мяча. Вбрасывание. СФП.
Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
33
Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика вратаря. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
34
Групповые действия в защите и в нападении. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
35
Тактические действия в нападении. Жонглирование.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
36
Удар по мячу головой, ногой. Работа в парах- передачи мяча. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
37
Обманные движения, вбрасывание мяча. ОФП: упражнение на развитие силы.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
38
Удары по мячу внутренней, внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
39
Удары по мячу серединой лба, остановка мяча подошвой. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
40
Техника игры вратаря. ОФП: упражнение на развитие гибкости. Учебная игра..
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
41
Индивидуальные действия с мячом и без мяча. ОФП: упражнение на развитие силы. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
42
Передача мяча партнёру серединой лба. Развитие физических качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
43
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при передаче мяча друг другу. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
44
Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
45
Ведение мяча с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
46
ОФП. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель».
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
47
Упражнение « Мяч в кругу». Развитие физических качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
48
«Квадрат», подвижная игра «Слалом с мячом». Жонглирование. Учебная игра. Соревнования.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
49
Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. Соревнования.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
50
Работа в парах- набрасывание и остановка мяча. Перемещение с остановкой. «Квадрат»
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
51
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
52
Остановка ступнёй. «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». «квадрат» Игра учебная.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
53
Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
54
Удары по мячу внешней стороной стопы и внешней частью подъёма. 6-10минутный бег. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
55
Техника игры вратаря. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
56
Ведение мяча и удар по воротам. Квадрат. Игра учебная. Пенальти.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
57
Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
58
Игра в «стеночку». Эстафеты «футбольный лидер». Отработка паса.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
59
Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
60
Набивание мяча правой левой ногой. Учебная игра. Квадрат. Работа в парах.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
61
Удары по мячу носком, пяткой. Жонглирование. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
62
Обводка фишек, удар по воротам. Пенальти. Развитие физических качеств.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
63
Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебная игра.
Соревнования.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
64
ОРУ.СБУ. Работа с мячом в парах. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
65
Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. ОФП: Упражнение на развитие силы.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
66
Удары по мячу головой. Эстафеты.
Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
67
Обманные движения (финты). Игра «Квадрат».Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
2
68
Соревнования среди 5 классов по мини футболу.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Литература:
С.Н. Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт» 2008г
Волков С.В. « Теория и методика детского и юношеского спорта» Олимпийская литература 2002 г.
Ж-Л Чесно «Футбол. Обучение базовой техники» СпортАкадемПресс 1998г
Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спо
Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр
Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.- 86 стр.(Библиотечка тренера)
15