Конспект урока по математике на тему Натуральные числа и действия с ними (1 класс)


Тема урока: Натуральные числа и действия с ними.
Тип урока: Повторение изученного.
Цель: Повторить пройденный материал.
Задачи: Совершенствовать навыки счёта. Сложение и вычитание в пределах 10, умение характеризовать расположение чисел на шкале линейке, выявлять закономерности в расположении чисел, составлять последовательность чисел по заданному правилу. Различать геометрические фигуры.
Развивать внимательность, логическое мышление, наблюдательность, речь, словарный запас.
Воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам при совместной работе.
Оборудование урока:
-карточки для дидактической игры «Живые числа», карточки «Примеры»
-карточка контроля
- веер с цифрами
-цветные карандаши
-интерактивная доска
-магнитофон
Этапы урока.
1.Организованное начало урока. 2 мин.
2. Планирование работы и постановка целей.3 мин
3. Устный счёт.5 мин.
4. Повторение ранее изученного.20 мин.
- Дидактическая игра «Живые числа».6 мин.
- Физкультминутка.2мин
- Дидактическая игра «Примеры».5 мин
- Разминка для пальчиков.2 мин.
- Работа в тетради.5 мин
5. Конструирование.7 мин.
6. Подведение итогов урока. 3 мин.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
1.Организационный момент.
Сегодня необычный урок: у нас гости, все они хотят увидеть, как мы работаем на уроке, играем, как много мы узнали и как мы любим учиться.
Этап организации класса обеспечивает рабочую обстановку на уроке. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, внутренне организоваться. Создание положительно эмоциональной мотивации.
2.Планирование работы и постановка целей.
Какие задания вы хотели бы выполнять на уроке?
Многое из того, что вы предложили, будет на нашем уроке. Мы будем считать, решать примеры в пределах 10, повторим геометрические фигуры. Я же для вас приготовила сюрприз.
Каким нужно быть на уроке, чтобы успеть выполнить многое из того, что вы предложили и узнать. Что же за сюрприз я вам приготовила? Мне хотелось бы решать примеры, работать с веером, сигнальными карточками…
Нужно быть внимательными. Слушать учителя и товарищей. Быть наблюдательным. Создание эмоционально – познавательной мотивации.
Прогнозирование деятельности.
Постановка учебных задач.
3. Устный счёт.
Сейчас мы поработаем с веером. Повторим состав чисел 8 и 9.
8 это 4 и9 это 5 и
8 это 6 и 9 это 7 и
8 это 1 и 9 это 8 и
Какое число следует при счёте за числом 3,7?
Какое число стоит перед числами 4,8?
Я называю число. А вы следующее…
На пароходике служат 1 капитан и 7 матросов. Сколько всего человек?
Как узнали?
Что значит прибавить 1?
Как назвать одним словом капитана и мотросов? А выполнить следующее задание вам помогут фишки.
Пароходик за день 3 раза возил грузы. 2 раза – пассажиров и 1 раз отвёз бидоны с молоком. Сколько рейсов сделал пароходик?
Как узнали?
Зачем уметь считать?
Что мы называем при счёте?
Давайте поиграем в игру. Восемь.
7+1=8
Назвать следующее число.
Команда.
(выкладывают на парту фишки)
6 рейсов
Сосчитали выложенные фишки.
Числа.
Задания этого этапа служат не только цели контроля, проверки усвоения материала, сформированности умений и навыков. Но и в определённой степени являются обучающими. С учётом возрастных особенностей детей материал рассматривается через игровые приёмы. Что позволяет перейти от непроизвольного к произвольному вниманию.
У учащихся со слабо развитой учебной деятельностью поддерживается интерес к происходящему на уроке.
Идёт работа по расширению словарного запаса.
Метод – диалог.
Форма – фронтальная.
Принцип – учёт возр. И индивидуальных способностей.
4 Повторение изученного. 4.1Дидактическая игра «Живые числа».
Возьмите карточки с цифрами с парт. Выйдите к доске.
Назовите число.
Числа. Расположитесь в порядке возрастания. Правильно расположились числа?
Числа, расположитесь в порядке убывания. Назовите числа.
Числа, перемешайтесь и поставьте свои карточки на наборное полотно. Садитесь на свои места.
Возьмите в руки простой карандаш.
Ещё раз посмотрите на числа, запишите их в тетрадочку в порядке возрастания.
Как проверить правильность выполнения?
Один ученик читает вслух, а остальные проверяют. Ученики берут карточки, на которых записаны цифры. В любом порядке выстраиваются в одну линию. Называют число записанное на карточке.
Подтверждают сигнальной карточкой.
Разминка для пальчиков с простым карандашом.
-прочитать вслух
- сверить с товарищем
-сравнить с доской Использование игровых ситуаций, как способа формирования операционного компонента.
Развитие пошагового самоконтороля.
Метод – наглядный.
Форма – фронтальная.
Форма контроля – сигнальные карточки.
Рефлексия.
Используя цветные карандаши выполним задание:
- красным цветом обведите число, следующее при счёте за числом 6.
- синим – предыдущее числу
- жёлтым – соседей числа 2.
Правильность выполнения проверим сравнив с доской.
Кому было легко, на полях нарисуйте красный кружок.
Кому трудно – синий.
Зачем знать порядок следования чисел?
Расчитаться по порядку на физкультуре…
Форма – индивидуальная.
Форма контроля – цветовая.
Рефлексия.
4.2.Физкультминутка.
- Как живёшь?
- Как плывёшь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Ждёшь обед?
- машешь в след?
- Ночью спишь?
- А шалишь? Вот так!
Вот так!
Вот так!
Вот так!
Вот так!
Вот так!
Вот так!
Вот так! Смена видов деятельности
4.3. Дидактическая игра «Примеры».
Числа мы с вами повторили. А какие арифметические действия вы знаете?
Что можно составить с числами и знаками арифметических действий?
Давайте решать примеры.
Нам помогут ребята с карточками.
Выходит группа ребят с карточками содержащими ответ.
Давайте проверим правильно ли ребята встали в пары с помощью сигнальных карточек.
Ребята, а на какие две группы можно разделить эти примеры?
Что мы сейчас делали?
Как ещё можно назвать такую запись.? Для чего мы учимся решать примеры?
Чтобы построить дом, самолёт, пароход, нужно уметь делать расчёты, т. е. решать примеры. «+» «-«
Примеры.
Группа ребят выходит с карточками – примерами.
Ребята встают в пары. Пара читает свой пример, называет ответ.
5+2=7 7+1=6 6-1=5
7+1=8 5-2=3 7+2-9
В одну группу на сложение. В другую, на вычитание.
Решали примеры.
Математическое выражение. Равенство.
Ответы детей.
Форма организации данного этапа - дидактическая игра.
Метод – наглядный, словесный.
Принцип научности, учёта возрастных и индивидуальных способностей.
Развитие пошагового самоконтроля.
Рефлексия.
4.4.Давайте построим самолёт с помощью линейки и руки.
Самолёт построим сами
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме. Хором. Переключение внимания, смена вида деятельности (с учебной на игровую). Создаётся благоприятная ситуация для расслабления мышц тела. Развивается наглядно-образное мышление, проявляется артистичность.
4.5. Работа в тетради.
Теперь с помощью линейки и карандаша, давайте соединим точки в тетради.
Что получилось?
Из каких геометрических фигур он состоит?
Что можно перевозить по воде?
Обобщаем:
Катер – прогулочный.
Баржа – грузы…
А какой сигнал подаёт корабль, когда отправляется в путь?
Звоню колокольчиком, а такой звук можно услышать на корабле?
Смотрим слайд-шоу (виды водного транспорта) Кораблик.
Треугольник. Четырёхугольник.
ТУ-ТУКогда зовут на обед.
Совершенствуются внутренние учебные действия (произвольное внимание, целостное и осмысленное восприятие) Операции анализа и синтеза.
5. Конструирование.
Ну что же вы славно потрудились, и пришло время сюрприза. Вам хочется заглянуть под салфетку?
Вы сегодня сели парами не просто так, нам нужна команда. А один человек – это не команда.
Поднимите салфетку. Что вы видите?
Какие?
Отгадайте загадку и вы поймёте для чего эти фигуры.
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл.
Правильно, молодцы. (Вывешиваю образец того пароходика, который должен получиться у ребят).
Вот какой пароход у вас должен получиться.
Но прежде чем вы начнёте работать в команде. Скажите, как нужно работать вдвоём?
Итак. Один из вас берёт лист основу. Он буде приклеивать детали. А другой берёт подкладной листочек, на нём будет работать клеем. Чтобы работа удалась, распределите между собой работу.
Как вы думаете с чего надо начать?
Правильно, двигаться будем снизу вверх.
Если вопросов нет, можно начать работу.
(Во время работы звучит музыка с шумом морской волны.)
Выставка работ.
Чем похожи ваши пароходики?
А чем отличаются?
Наши пароходики отправляются в плавание. Давайте помашем им в след. Геометрические фигуры.
Треугольник и прямоугольники.
Пароход.
Дружно. Уметь уступать, помогать. А не мешать друг другу.
С самой нижней детали.
Размером, геометрическими фигурами, из которых состоят пароходики.
Цветом. Ситуация успеха в начале этапа способствует повышению самооценки и повышает уровень познавательной мотивации.

Развитие логического мышления.
Метод – наглядный.
Работа в парах. Развитие коммуникативных качеств, умение сотрудничать, распределять работу, договариваться. Развитие контроля и самоконтроля при работе в парах.
Операции анализа, синтеза. Соотношение результата и цели.
6.Подведение итогов урока.
Понравился ли вам урок?
Что больше понравилось?
Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Молодцы. Спасибо. Развитие долговой памяти.
Рефлексия. Развитие мыслительных операций анализа и обобщения.
Самоанализ урока.
ТЕМА УРОКА: Натуральные числа и действия с ними.
Тип урока – повторение изученного. Структура урока была выдержана. Создание логического перехода от одного этапа к другому способствовали созданию единой структуры урока. Содержание урока и постановка целей соответсвуют среднему уровню класса традиционного обучения и соответствуют возрастным особенностям.
Содержание урока было разнообразным. Подчинено решению поставленной цели и задач. Опираясь на знания детей, учитывая зону их актуального развития.
Использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
В основе требований к современному уроку большое внимание уделяется здоровьесбережению, при построении урока особое внимание уделялось на возраст учащихся. На уроке была частая смена деятельности, проведена физкультминутка, пальчиковая гимнастика, во время работы в парах звучала релаксирующая мелодия.
На уроке было уделено внимание на развитие кругозора, словарного запаса.
Считаю, что на уроке были созданы необходимые условия для деятельностной направленности: положительная учебная мотивация, познавательная активность, работа по формированию компонентов учебной деятельности.
Особое внимание на уроке было направлено на развитие регулирующего компонента (действия контроля и оценки). После каждого этапа урока проводился самоконтроль, (с использованием сигнальных карточек).
Развивался операционный компонент учебной деятельности через предметные действия (дидактическая игра «Живые числа», «Примеры»), составление схемы ориентировочной основы действий (перед работой в парах на этапе конструирования).
Считаю, что урок достиг поставленной цели. Положительные результаты урока были обеспечены:
- сменой видов деятельности и форм работы
- разнообразными приёмами работы, поддерживающими познавательный интерес
- доброжелательной обстановкой на уроке, что способствовало активизации мыслительной деятельности
- рациональным распределением времени
Считаю, что урок был не только обучающим, но и развивающим, т.к. формировались все компоненты учебной деятельности:
- мотивационный - в процессе урока
- операционный - на основе содержания урока
-регулирующий – контроль, самоконтроль были на протяжении всего урока.
Считаю выбранные методы, формы и средства обеспечили положительный результат урока.