«МЕТОД МАКЕТИРОВАНИЯ МНОГОФИГУРНОЙ СТАНКОВОЙ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ» Методическое пояснение к открытому уроку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Адрес: 445004, Самарская область, г.Тольятти, ул.Лесная, 46.
«Метод макетирования многофигурной станковой сюжетной композиции»
Методическое пояснение к открытому уроку
Преподаватель:
Петрова Асия Рашитовна
Класс: 2
Дата проведения урока: 11.12.2015г.
Тольятти 2016г.
Содержание:
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
Глава 1. Теоретический и методологический аспекты внедрения аппликации как метода макетирования многофигурной сюжетной композиции на предметах изобразительного искусства.
1.1. Многофигурная сюжетная композиция на уроках композиции в детской художественной школе...5
1.2. Аппликация как вид изобразительной техники..11
1.3. Макетирование фигуры человека методом аппликации..15
Глава 2 Разработка блока уроков по использованию принципов макетирования на уроках композиции.
2.1 Выполнение сюжетной многофигурной композиции в процессе иллюстрирования литературного произведения по выбору учащегося.19
2.2. План-конспект открытого урока «Метод макетирования многофигурной сюжетной композиции на уроках станковой композиции»22
2.3. Анализ применения методов макетирования в создании сюжетной композиции в контексте проведенного блока уроков.26
Заключение...28
Литература29
Приложение №1 Выписка из рабочей программы по предмету «Станковая Композиция» (2 год обучения, 1 полугодие) ..31
Приложение №2 Фотографии учебного процесса32
Приложение №3 Список учащихся35
Приложение №4 CD-диск с видеозаписью урока, электронной версией текста методической разработки и наглядным материалом, использованным на уроке.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Станковая композиция» занимает значительную часть учебного процесса в учреждениях художественного образования, на котором обучающиеся осваивают основы творчества. Одно из основных направлений тематических работ – создание многофигурных сюжетных композиций.
Анализ работ учащихся позволяет увидеть характерные особенности творческих работ детей, где срабатывают «стереотипы» поз, движений, расположения фигур, что придаёт работам однообразие. Чаще в детских рисунках все фигуры ставятся лицом к зрителю. Повороты и движения не выходят за рамки чисто внешней связи, в лучшем случае, связи внешним действием.
В многофигурных композициях необходимо решать задачи общения, - во всяком случае, между главными действующими лицами. Иногда общение между главными фигурами можно нарочито выделить узел композиции, что позволяет сблизить многофигурную композицию с двухфигурной. Действие в окружающей толпе тогда звучит приглушенно, только как следствие или предлагаемое обстоятельство.
Сюжет излагается в многофигурной композиции таким образом, чтобы все фигуры были связаны единым действием. Если же по характеру сюжета в изобразительном изложении должно быть несколько действий, несколько сцен, одно действие должно быть главным и занимать главную часть картины.
Исходя из существующих проблем, предполагается один из вариантов решения сюжетной многофигурной композиции методом аппликативного макетирования. Аппликативное макетирование персонажей позволяет создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше - использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов.
Создание эскизного макета методом аппликации позволяет отказаться от детализации и реалистичности изображения сюжета. Создается художественный образ и в позах героев будущей композиции, читается сюжет и коммуникативно-эмоциональная линия.
Обобщение формы в композиции, нисколько не вредит её выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам создания такого типа эскиза ведёт не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
Аппликация на уроках композиции способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие художественно – графических умений и навыков;
развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
воспитание зрительской культуры;
развитие многопланового видения композиции.
Сюжетная композиция зачастую ограничивается одноплановостью и отсутствием диалогов персонажей. Предложенный способ моделирования ситуационных композиций развивает умение построения многоплановых диалогов персонажей в сюжетной композиции.
Данный открытый урок входит в блок уроков по станковой композиции. Для выполнения многофигурной сюжетной композиции иллюстрации литературного произведения учащимися второго класса художественной школы были проведены ряд бесед, раскрывающих особенности книжной иллюстрации и основ композиции. Уроки по данной тематике были проведены во втором классе ДХШ №1 г.о. Тольятти.
В приложении к разработке размещены фотографии работ учеников и учебного процесса, а так же CD-диск с электронной версией текста урока и наглядным материалом, использованным для демонстрации на открытом уроке.
Глава 1. Теоретический и методологический аспекты внедрения аппликации как метода макетирования многофигурной сюжетной композиции на предметах изобразительного искусства
1.1. Многофигурная сюжетная композиция на уроках композиции в детской художественной школе.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции (9, 38).
В самом общем смысле композицией можно было бы назвать состав и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим условиям:
ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
части не могут меняться местами без ущерба для целого;
ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Преимущества такого пути заключается в возможности установить сквозную связь самых различных форм произведения, будь то объединение и распределение частей на плоскости или структура образного пространства или формы движения, признаки времени – со смыслом целого. Преимущества заключаются и в тесной связи с современными дискуссиями о значении отдельных систем структуры, с борьбой против попыток объединить структуру картины, выделив одни задачи и зачеркнув другие.
Организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи (1, 44):
выделение композиционного узла так, чтобы обеспечивалось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;
расчленение поля такое, чтобы основные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого;
сохранение целостности поля (и образа), обеспечение постоянного связывания частей с главной частью (композиционным центром).
«В двухфигурных композициях связи со средой, экспрессия отдельной фигуры, говорящие предметные признаки не теряют своей конструктивной функции. Однако на первый план выдвигается проблема взаимодействия фигур или проблема общения. Как средства по отношения к фигуре в однофигурной композиции не может быть просто фоном, так и вторая фигура по отношению к первой фигуре не может быть в двухфигурной композиции только второй фигурой. Фигуры должны общаться между собой, определяя связывающее их действие».
В однофигурной композиции композиционный центр, приковывающий сразу внимание зрителя очевиден. Он является и смысловым композиционным центром. Все соотносится с фигурой человека. В большинстве случаев фигура находится в середине картинного поля или близко к ней, часто занимает почти все поле.
В двухфигурных композициях обе фигуры важны, обе приковывают внимание, даже если одна из фигур по смыслу – второстепенная. Поэтому смысловым композиционным узлом в двухфигурных решениях сюжета часто становится цезура между фигурами – своеобразный выразитель характера общения. – цезура то меньшая, то большая, то наполненная предметными деталями, то пустая в зависимости от характера общения. Композиционных же центров может быть и два. Во всех вариантах двухфигурных композиций задача выразить общение (или разобщение), общность (или внутренний контраст) остается главной.
Большее удаление между фигурами может выражать не разрыв, а устремленность персонажей друг к другу. Чем больше дистанция, тем сильнее динамика ее преодоления. Направленность фигур в противоположные стороны друг от друга может выражать их разобщенность, таки их внутреннее молчаливое обращение.
Содержание картины – не просто только сюжет. Это замысел и весь образ как единство наглядного выражения и заложенного в нем смысла.
Таким образом, со стороны особенностей сюжетного построения можно выделить три группы композиций: однофигурные, двухфиругные и монгофигурные композиции, в каждой из которых перед художником возникают со стороны сюжетного построения особые задачи.
Основные принципы построения многофигурной композиции (10, 102):
1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение;
2 – соблюдение закона ограничения (не больше трех) в материале, деталях, цвете, форме;
3 – основа динамичной композиции – неравносторонний треугольник, статичной композиции – симметрия;
4 – группировка большого числа изображений объединением по два-три элемента;
5 – обеспечение свободного пространства между группировками (при плотном сжатии теряется красота отдельных частей композиции);
6 – взаимосвязь между группировками и внутри их за счет линии, пластики, а также обращения одних элементов вполоборота к другим и к зрителю – закон сцены;
7 – достижение объемности, перспективы с помощью цвета, размеров динамики и формы;
8 – соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Композицию могут разрушать следующие факторы: разобщенность фигур на листе; одинаковое расположение фигур в одних и тех же позах и на одинаковых расстояниях друг от друга; если фигуры разномасштабные, а ноги у них находятся на одном уровне; если фигуры одномасштабные, но находятся на разном уровне.
При решении двухфигурной композиции в зависимости от размера фигур возможны два варианта: одноплановые и разноплановые. Если фигур только две, то они располагаются рядом друг с другом и пластическая связь их должна быть очень тесной. Обе приковывают внимание зрителя даже в случае разной активности выражения. Взаимодействие между ними может быть двух типов:
1 – пассивное взаимодействие: при фронтальном изображении прямой связи между их движениями нет, есть только пластическое взаимодействие, «внутренний диалог»;
2 – активное взаимодействие: степень его выражения различна – от простого поворота головы до прямого взаимодействия.
При выполнении одноплановой двухфигурной композиции необходимо установить пластическую связь двух фигур между собой. Элементы фона должны помочь связать и объединить их. В такой работе необходимо учитывать характер и пластику поз.
В разноплановой двухфигурной композиции степень условного пространства возрастает, т.к фигуры находятся в сложном взаимодействии и это обусловливает пластическую связь между фигурами и фоном. В работе необходимо правильно передать пропорции увеличенной фигуры и характер движений, определить то, для чего фигура была выведена на первый план.
Расположение большого количества фигур на плоскости идет по принципу равновесия частей композиции. Для этого, кроме центральных, применяются развернутые и замкнутые композиции. В развернутой композиции изображения моделей подаются одна за другой, и группа разворачивается в одной плоскости по ширине. Пластическое движение фигур может идти справа налево или слева направо.
Замкнутые композиции строятся в форме круга (кольца или полукольца). Одна, две или три фигуры могут быть главными, но можно сделать и так, чтобы все фигуры находились в равном положении. Глубина пространства может быть неограниченной.
Разомкнутые кинетические композиции организуют движение фигур справа налево, слева направо и по диагонали.
1.2. Аппликация как вид изобразительной техники.
Аппликация (лат. applicatio прикладывание) один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон (3, 89).
Сочетание видов и техник аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание различных видов панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д.
Классификация дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.). Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи 4формы повторяющихся частей.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Другой вариант использования геометрических форм конструирование из них различных фигур сложного строения. Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы, например, фигуры человека.
Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом вырезанием, она также является базовой. Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.
Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.
Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом. При этом перед учеником становятся следующие задачи:
- вырезать предметы или фигуры человека, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом;
- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску;
расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов; создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления;
подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям.
Различают следующие виды аппликации:
1. По содержанию:
–предметная;
- сюжетная;
- декоративная.
2. По количеству используемых цветов:
- силуэтная (монохромная);
- цветная (полихромная).
3. По форме:
- геометрическая;
- не геометрическая.
4. По способу изготовления деталей:
- резанная;
- рваная.
5. По количеству деталей:
- целая силуэтная;
- раздробленная на части;
- мозаика.
6. По способу крепления деталей:
- однослойная;
- многослойная.
В процессе занятий аппликацией ученики знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
В процессе занятий развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Ученикам не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.
1.3. Макетирование фигуры человека методом аппликации
Часто ученики испытывают большие трудности при изображении фигуры человека. Можно предложить им вполне доступную, а главное, пропорционально выдержанную форму его изображения.
Для этого предлагается разделить квадрат цветной бумаги по заданной схеме и смоделировать фигуру человека в любом движении, которое они только пожелают. Причем на этапе, пока модель не закреплена клеем, ученик может моделировать движение фигуры.
Далее приклеивают модель, зафиксировав наиболее выразительное движение.
Фигура человека отличается ярко выраженной экспрессией, которая «описывается» жестами. Каждый жест легко распознается и читается. Так, например, сгорбленная фигура несет печать уныния или скорби, а фигура обхватившего голову руками человека выражает состояние задумчивости или отрешенности.
В многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины. Взгляд в живописи не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.
Речь часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь. Изобразительные жесты появляются в случаях:
если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, неумение владеть собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя только жестами подменять язык слов. Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.
Символический жест нередко бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
Жест интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность;
Известен также жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
Жест противопоставления - кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда - сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.
Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.
Чтобы построить эффективную коммуникацию, направленную на взаимопонимание, необходимо учитывать количество элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. При этом, позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь подразделяются на зеркально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и правой стороны другого). Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы - на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации.
Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:
· открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;
· закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.
Глава 2. Формирования знаний, умений и навыков в создании многофигурной композиции на уроках композиции в детской художественной школе.
2.1 Выполнение сюжетной многофигурной композиции в процессе иллюстрирования литературного произведения по выбору учащегося
Рисунки в книгах, журналах, газетах рядом с текстом носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustration” - освещение, наглядное изображение. Назначение иллюстраций – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным (5,26). Особой областью графического искусства является книжная графика – художественное оформление книги. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ, в котором стремится отразить не только события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением.
Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книг, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги.
Иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу её эмоционально-эстетического воздействия.
Иллюстрации или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Иллюстрирование литературных произведений как часть тематического рисования является важной составляющей станковой композиции. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить. В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально- чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление.
Словесный метод складывается из следующих приемов обучения:
1. Объяснение нового материала «Сюжетная многофигурная композиция»;
2. Беседа о творчестве известного художника иллюстратора книги, которую решили оформлять на уроке;
3. Инструктирование ученика по подбору необходимого материала для передачи характера одежды героев, построек, интерьера, бытовых деталей и т. д.;
4. Указания к последовательности работы;
5. Сопроводительное пояснение к работе с инструкцией изображения портрета литературного героя;
6. Индивидуальные указания по ходу работы над заданием.
На доске поместить подборку материала об одежде, постройках и другие свидетельства описываемой эпохи. Следует показать педагогический рисунок по указанной теме и рисунки школьников прошлых лет. Такая беседа приучает учащихся к самоанализу собственной работы и исправлению ошибок. Однако одной наглядности для успешного решения на практике законов рисунка мало. Хорошо сопроводить рассмотрение наглядного материала другими приемами, активизирующими мышление и воображение ученика
Порядок подготовки выполнения учащимися рисунка к литературному произведению и последовательности процесса работы над композицией на заданную тему можно рекомендовать следующие: (Е.В.Шорохов)
1. Выбор сюжета;
2. Компоновка;
3. Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения- целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.
4. Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома; выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;
5. Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции. В конце необходимо организовать экспресс - выставку и обсуждение выполненных работ.
Важнейшим и более сложным этапом в работе над иллюстрированием литературного произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу сюжетного решения рисунка. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи. Эскиз строится с общего наброска размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу с учащимися. Цветовое решение эскиза должно быть замышлено учениками еще до начала работы во взаимосвязи с содержанием произведения. Когда композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, без лепки объемов предметов и без деталей, однако передать их освещение, т. к. оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации. Светом можно выделить смысловой центр иллюстрации. Надо сделать, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности и т. д. Только после решения поставленных задач в эскизе можно разрешать ученику приниматься за основной рисунок. В конце урока необходимо дать задание наблюдать и делать зарисовки отдельных фигур, людей, а также деревьев, домов и других объектов, намеченных в эскизах.
На втором уроке учащиеся преступают к выполнению основного рисунка, используя в качестве подсобного материала выполненный на пришлом уроке эскиз.
Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму отдельных предметов, ученик может потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония.
2.2. План-конспект открытого урока «Метод макетирования многофигурной сюжетной композиции на уроках становой композиции»
Для выполнения многофигурной сюжетной композиции иллюстрации литературного произведения учащимися второго класса художественной школы были проведены ряд бесед, раскрывающих особенности книжной иллюстрации и основ композиции. Блок уроков по данной тематике был проведен во втором классе ДХШ №1 г.о. Тольятти.
МБУДО ХШ № 1
Класс: 2 (возраст учащихся 12 – 14 лет)
Количество учащихся: 6 чел.
Количество часов на выполнение всей работы: 10
Количество часов на занятие: 30 минут
Преподаватель: Петрова Асия Рашитовна
1. Тема урока
«Метод макетирования многофигурной сюжетной композиции на уроках становой композиции»
2. Всего часов на выполнение итоговой работы
Количество часов на данное занятие
18 академ.часов
30 мин
2. Вид занятий
Аппликативное макетирование
3. Тип урока
Комбинированный
4. Цели урока:
а) Предметная
б) Метапредметная
в) Личностная
Освоение навыков моделирования разноплановой многофигурной композиции с помощью метода аппликации.
Научить понимать и воспринимать знаково-символическую основу характера поз героев, освоить выразительные средства многофигурной композиции.
Развитие творческих способностей в решении нестандартных схем взаимодействия персонажей литературного произведения.
Создание иллюстрации к книге на основе собственной интерпретации литературного произведения.
Развитие воображения, творческого подхода к художественной деятельности.
Формирование умений: анализировать, обобщать, видеть целостный художественный образ.
Развитие зрительной памяти, мышления, наблюдательности.
Развитие воображения, творческих и художественные способностей .
Формирование эстетического восприятия литературного произведения, эмоционального отношения к окружающему миру.
5. Задачи урока
Знакомство с особенностями многофигурной композиции. Овладение умениями построения многоплановых схем взаимодействия персонажей композиции
6. Методы и методические приемы
Словесные, наглядные, практические
7. Оборудование урока
а) для учителя
б) для учеников
Иллюстративный материал: Схемы аппликативного изображения фигуры человека, примеры выполнения сюжетной могофигурной композиции.
Ватман формата А3 на каждого, клей, ножницы, цветная бумага, гуашевые краски, кисти, карандаши, ведерко для воды, тряпочки для кистей
8. Структура урока
1) Организационная часть – 3 мин
2) Сообщение учебного материала – 10 мин
3) Эскизный макет – 10 мин
4) Анализ с выбором интересного варианта – 2 мин
5) Завершение урока – 5 мин
9. Ход урока
1) Организационная часть.
2) Беседа.
- Дорогие ребята, мы с вами на предыдущем уроке говорили о специфике иллюстрирования книги. Каждый из вас уже выбрал литературное произведение и сюжет, который будете иллюстрировать. Важной особенностью нашего задания то, что мы берем за основу сцены с включением не просто статичных фигур, а нескольких действующих лиц. Как называется такая композиция? (Ученики говорят о сюжетной многофигурной композиции)
Итак, мы будем изображать многофигурную тематическую композицию, иллюстрирующую прочитанную вами книгу. Напомните, какие особенности иллюстрации мы с вами проходили? (Ведется диалог с учащимися).
На прошлом уроке вы уже подготовили эскиз вашей работы, где основным являлось передача особенностей места событий. Сегодня же мы выполним с помощью метода аппликации пропорциональное построение фигур персонажей, с учетом перспективы их расположения в пространстве композиции.
Схему пропорций человека можно изобразить с помощью квадратного листа бумаги, который мы поделим на ровных три вертикальных полосы. Размер исходного квадрата влияет на высоту изображаемого человека. Обратите внимание на схемы наглядного материала (указать на схемы на доске).
Персонажи на переднем плане будут выполнены из квадрата большего размера, а фигуры на дальнем плане вырезаны из более мелких квадратов.
Итак, тема нашего занятия: макетирование многофигурной сюжетной композиции. Результатом нескольких уроков должны стать:
- эскиз многофигурной сюжетной композиции, выполненный с помощью аппликативных схем, с учетом многоплановости и перспективы пространства;
- итоговая работа по станковой композиции по теме иллюстрации литературного произведения.
Вы должны продемонстрировать умение передачи многоплановости и характерных особенностей сюжета. Попытайтесь изобразить не просто 3-5 статичных фигур, а с помощью поз героев передать их эмоциональность, диалог, взаимодействие в рамках сюжета.
Учебные задачи:
Выполнение макета многофигурной сюжетной композиции
Передача особенностей выбранного сюжета литературного произведения
Овладение способами аппликативного макетирования человеческой фигуры.
- Ребята, на ваших столах должны лежать листы цветной бумаги, ножницы, клей и, самое главное, эскиз композиции. Теперь переносите ваш сюжет на формат А3.
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом. При этом перед учеником становятся следующие задачи:
- вырезать предметы или фигуры человека, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом;
- выделить основные объекты, главные действующие лиц, а связать их с местом действия, обстановкой. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
- передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску;
расположить объекты на линии планов: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая их высоту; создать двухплановые композиции - ниже, выше, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления;
11. Завершение урока
Анализ и оценка эскизов
Подведем итоги нашего урока и распределим объем дальнейшей работы на последующие занятия.
2.3. Анализ применения методов макетирования в создании сюжетной композиции в контексте проведенного блока уроков.
Оценка знаний, умений и навыков (ЗУН):
ФИО
Критерии ЗУН
Соответствие формы и содержания
Использование средств художественной выразительности, наиболее приемлемые для создания сюжетной композиций
знание и владение законов композиции, пропорций человека, многоплановости
эмоционально-эстетическая отзывчивость на предложенную тему
проявление интереса к литературному произведению и восприятие сюжета
11
Завражнова Мария
3
3
2
3
2
22
Рудась Екатерина
3
3
3
3
3
33
Карпцова Ольга
3
3
3
3
3
44
Крыжановская Ульяна
2
2
2
3
3
55
Кочеткова Полина
3
3
2
3
3
56
Попова Мария
2
3
2
3
3
Наличие ЗУН в исследуемой группе
89%
94%
78%
100%
94%
Шкала оценки ЗУН:
- балл – недостаточная степень погруженность в процесс.
- балла - средняя степень активности ученика .
3 - балла – активная заинтересованность в проекте.
Анализ полученных данных показал, что создание многоплановой сюжетной композиции вызывает ряд трудностей у данной возрастной категории. Значительно высок уровень понимания средств художественной выразительности сюжетной композиции. Это говорит о развитии умения эстетически воспринимать литературное произведение, о развитии осознанного интереса к пониманию сюжета. Школьники продемонстрировали высокий уровень умений в макетировании сюжетной композиции.
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные компоненты развития художественно-эстетических умений в рамках уроков станковой композиции:
1. Расширение знаний об основных законах сюжетной композиции.
2.Умение анализировать иллюстрацию как художественное произведение.
3. Самостоятельное составление многоплановости в сюжетной композиции.
Заключение
Метод макетирования сюжетной композиции рассматривается как работа над эскизом в процессе выполнения задания. Этот метод дает эффективные познавательные результаты, ученики лучше понимают возможности применяемой техники. Основными признаками аппликации являются силуэтность и плоскостность, обобщенность. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется композиционная основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в создании многофигурной композиции. Мобильность макета фигуры человека позволяет моделировать различные варианты поз и жестикуляции персонажей.
В данной методике есть положительные и отрицательные стороны. Как показали результаты проведенного урока, большое значение имеет белизна бумаги, лучше всего использовать тонированную бумагу и составлять макеты не из контрастного цвета бумаги, особенно для фигур дальнего плана.
Положительным в данной методике можно назвать, наличие определенного игрового момента, вызывающего эмоциональный отклик у учащихся. А так же, зачастую сложный путь переноса эскиза с маленького формата на большой становится максимально простым.
Во время проведения занятия педагог должен учитывать индивидуальные особенности учеников и уровень их подготовки в понимании сюжетной композиции, пропорций фигуры человека, законов перспективы. Очень часто в группе учащихся он не одинаков и имеет разную степень развития (высокую, среднюю и низкую).
Применение макета многофигурной композиции как нельзя лучше может предотвратить возникающие ошибки в передачи плановости и пропорциональных соотношений фигур персонажей, снять момент непонимания, показать наиболее результативный ход выполнения рисунка.
Использование данной методики дало положительные результаты, что эффективно сказалось на развитии художественно-образного мышления учеников.
ЛИТЕРАТУРА
Волков, Н.Н. Композиция в живописи Н.Н.Волков. – М. : Искусство.1977.
Волков, Н.Н. О цветовом строе картины / Н.Н.Волков. – М. : Искусство, 1958. №8-9.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика, 1969, №4.
Дехтерев Б. «Иллюстрация – произведение художественное. Детская литература», 1980 г., № 4.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
Костин В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М., 1978.
Прищепа А. А. «Основы композиции: Учебное пособие», Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2009 г., 96 стр
Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.
Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 Выписка из рабочей программы по предмету «Станковая Композиция».
2 год обучения, 1 полугодие
Учебно-тематический план
Второй год обучения
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Самостоя
тельная работа
Аудитор
ные занятия
I полугодие
Раздел 1.
1.1.
Цвет в композиции станковой. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.
Беседа
1
1
1
1.2.
Композиция с использованием изменения цвета по насыщенности и светлоте.
урок
8
2
6
Раздел 2.
2.1.
Этапы работы над композицией. Схемы построения композиции.
Беседа и практ. занятие
4
2
3
2.2.
Пейзаж со стаффажем в три тона (двух-трёх плановое пространство).
урок
16
5
12
Раздел 3.
3.1.
Сюжетная (многофигурная) композиция.
урок
6
18
Всего за I полугодие
56
16
40
Приложение №2 Фотографии учебного процесса
1) Оформление доски
2) Демонстративный пример хода выполнения задания
Эскиз А5, карандаш
Макет сюжетной композиции, А3, аппликация
Итоговый выход
Иллюстрация к повести А.Грина «Алые паруса»
3) Учебный процесс
4) Ученические работы
Фамилия ученика
Литературное призведение
Эскиз А5
Макет А3
аппликация
Завражнова Мария
Ш. Пьеро
«Золушка»
Рудась Екатерина
Д.Р.Мартин
«Игра престолов»
Карпцова Ольга
Н.В. Гоголь
«Ревизор»
Крыжановская Ульяна
Н.В. Гоголь
«Тарас Бульба»
Кочеткова Полина
А.С. Пушкин
«Капитанская доска»
Попова Мария
М.Твен
«Том Сойер»
Приложение №3 Список учащихся
Фамилия ученика
Возраст
Год обучения и уровень знаний
Заинтересованность в занятиях
Завражнова Мария
13 лет
2 отличный
высокая
Рудась Екатерина
14 лет
2, отличный
высокая
Карпцова Ольга
13 лет
2, отличный
высокая
Крыжановская Ульяна
14 лет
2, хороший
высокая
Кочеткова Полина
14 лет
2, отличный
высокая
Попова Мария
13 лет
2, хороший
высокая
13PAGE 15
13PAGE 143215