Конспект урока по русскому языку на тему Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (3 класс).
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок с применением ИКТ
Оборудование: учебник, рисунок корзины, сведения о существительных на отдельных листах (на доску), листы-помощники с заданиями для каждого ученика, карточки с разноуровневыми заданиями.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Прочитайте пословицу на доске.
Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?
2.Актуализация знаний.
.Минутка чистописания.
Дружба, дружный, дружить
Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий , парный. шипящий звук. Буква Ж- Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.
- Назовите шипящие звуки.[Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
-Что вы знаете об этих звуках?
-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие
-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради , записываем дату, классная работа.
– Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.
- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.
-Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.
Орфографическая разминка
Без терпен…я нет умен…я
Бол…ше думай, мен…ше говори.
Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?
Когда пишется раздел. ь знак?
Когда пишется мягкий знак, обозн. Мягкость
Прочитайте слова: Тетрадь, корабль, картофель,
пальто, коньки, воробьи.
Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак, существительные .-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? ( В этом нам помогут капельки знаний) (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)
-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по одному слову.(1 ученик у доски)
-Проверим правильность выполнения работы. (сигнальные карточки)
3. Формирование новых знаний и умений(постановка учебной задачи)
А теперь я предлагаю записать слово ночь.
К какой группе отнесём это слово?
А если закрыть Ь как будет произносится? (так-же)
Цель: Правильно употреблять Ь в конце имён существительных после шипящих.
ТЕМА: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
4. Открытие детьми нового знания. (работа в группе)
На экране слова:Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,
Я предлагаю вам исследовать слова.
-Какой частью речи являются данные слова?
Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.
-Какой звук слышится в конце слова?
-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?
- Какой вывод можно сделать?
Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах используя схему.
(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется). -Какова же роль мягкого знака в эти словах? (он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)Мягкий знак после шипящих
Просит знаний настоящих.
-Составьте алгоритм действий.
Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике.
5.Физминутка
6.Первичное закрепление.
Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных
(комментированное письмо)
Замени одним словом:
Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый ( на кухне)
Верный преданный друг Правда лучше, чем
Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны
Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок
Добыча охотника. Середина ночи.
Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а) Работа в паре.
- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.
Слова в скобках напиши в форме единственного числа
Горячая(печи) Дорогая(вещи)
Круглый (обручи) Верный(товарищи)
Яркий(лучи) Большой(гаражи)
Летучая(мыши) Красивый(плащи)
Острый(мечи) Высокий(камыши)
Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)
Проверка самостоятельной работы.
- Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
Момент контроля.
-Просигнальте как выполнили работу. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
8. Физминутка.
9.Включение нового знания в систему знаний и повторений.
(работа в группе)
-О каких правилах надо помнить, работая в группе?
- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….
2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.
1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.
Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Проверка
.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.
1. Мягкий знак может выполнять:
м) 3 роли;
) 2 роли;) 1 роль.2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
) пишется только на конце слова;
) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
) между двумя согласными;
л) между согласной и гласной в корне слова;
) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
о) всегда пишется мягкий знак;
) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
д) не пишется мягкий знак;
) пишется мягкий знак.
6.В каком слове нужно дописать ь знак?
) скрипач
) циркач
е) полноч 7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
ц) на род существительных;
) на число;
-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось?МУИНЧАК-УМНИЧКА
- Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.
VII. Оценки за урок
VIII. Рефлексия.
(итог урока)
- Какая была цель урока?
- Удалось ли добиться цели?
-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.
Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.
-Жёлтую,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.
- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.
IХ. Домашнее задание(дифференцированное)
Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.
Исправь ошибки в тексте
Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала только наша речь.
Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета. Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.
Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета. Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.
В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).
-Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!