Презентация к занятию с родителями Готовность ребенка к школьному обучению
Готовность ребёнка к школе Талалаева Любовь Борисовна, педагог-психолог МБУ ДО ДТДМНоябрь 2016 «Образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумное организованное обучение с близкими и любимыми людьми – семьёй » * Готовность к школе 1. Функциональная готовность( анатомо –физиологическая)2.ПсихологическаяМотивационнаяКоммуникативнаяВолеваяИнтеллектуальная3.Речевая4.Педагогическая Функциональная готовность её определяют за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время помочь ребенку укрепить его здоровье. Степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций.1. Рост, вес, общее состояние здоровья2.Анатомо-физиологическая перестройка организма3.Качественные и структурные изменения головного мозга4.Изменения в протекании нервных процессов формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику (перестраивать своё поведение) Если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу ранее 7 лет не рекомендуется. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые назначат комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. В медицине существуют понятия «паспортный и биологический возраст». Паспортный возраст – число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного. Существенным препятствием для обучения в школе является сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту семилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга. Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет. Причиной отставания ребенка в биологическом развитии могут стать частые и длительные, тяжело протекающие заболевания, особенно в раннем возрасте, систематические грубые нарушения режима сна и питания и др. в биологическом развитии чаще всего отстают недоношенные, а также дети, перенесшие родовую травму. Как правило, такие дети ниже ростом своих сверстников, так как за последний год перед школой они вырастают меньше чем на 4 см; у них отсутствуют постоянные зубы (они сменяются уже в 5 – 6 лет). Оценка биологической зрелости Зубной возраст – определяется подсчётом числа прорезавшихся коренных зубов и сопоставлении числа с возрастным стандартом Мальчики Возраст Отставание Средний темп Опережение 6,5 лет 0 - 1 2 - 8 более 8 7 лет менее 5 6 - 10 более 10 7,5 лет менее 7 8 - 12 более 12 Девочки Возраст Отстава-ние Средний темп Опереже- ние 6,5 лет 0 - 2 3 - 9 более 9 7 лет менее 6 7 - 11 более 11 7,5 лет менее 8 9 - 13 более 13 Соматическая зрелость Коэффициет соматической зрелости (КСЗ) =обхват головы (в см) х 100 : рост Возраст Пол Отста- вание Средний темп Опере-жение 6,5 лет М > 45,40 45,40-41,92 <41,92 7 лет М >44,71 44, 71 –41, 29 <41,29 6,5 лет Ж >44,85 44, 85 –41, 65 <41,65 7 лет Ж >43,90 43,90 –39, 74 <39,74 Затрудняет процесс обучения Трудно удерживать правильную осанку при посадкеБыстрая утомляемость кистей рук (мелкая моторика) Перенапряжение мышц шеиРасторможенность «Не сидит на месте, как юла». Быстрая утомляемость на уроках физкультуры. * Слабые стороны анатомо – физиологической готовности Быстрое истощение запаса энергииОпасность искривления позвоночникаИскривление костей рукиСтрогое соблюдение режима дня.Зарядка, спортивный досуг, посещение бассейнаДозированные нагрузкиПрофилактика сколиозаЗакаливаниеЗанятия ЛФК Психологическая готовность Интеллектуальная готовность: развитие кругозора, запаса конкретных знанийобщая осведомленность и социально-бытовая ориентировка; знания и представления об окружающем мире; развитие на уровне возраста временных представлений и пространственных познавательная активность: желание узнавать что-то новое интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координацийразвитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения; Внимание Непроизвольное внимание Произвольное внимание * Как развивать внимание. Найди одинаковые предметы, картинки.Найди отличия между картинками.ЛабиринтыИгра «Пазлы»Игра «Мозаика»Рисование по точкамЗапретная буква (цифра, слово)Игра «Черное, белое не носить, «да» и «нет» не говорить. * Воображение Придумать недостающую часть рассказа, сказки…Придумывание своих сказок, стихов…Придумывание слов с добавлением частиц (микро, анти, мини, макро… - микрогиппапотам)Придумывание нового способа применения предмета (одноразовый стаканчик- шляпка, стол, формочка для песочницы…)Игра «Дорисуй»Придумай из слов (3-4) предложение * Мышление Игра «Четвертый лишний»Раздели на группы и скажи почему?Продолжи рядРасскажи рассказ по картинкамГоловоломкиРебусыЗагадкиНастольные игры: шашки, шахматы, домино. * Память Игра «Какой игрушки не хватает?»Аналогично. Запомни картинки, слова.Разучивание стихов. * Развитие мелкой моторики «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»Лепка.Изготовление поделок.Конструирование.Завязывание шнурков, ленточек. * Мотивационная готовность внутренняя внешняяребёнок хочет идти в школу, у ребёнка появитсяпотому что там интересно ранец, тетради, учебники (он хочет много узнать) и т.д. социальная позиция школьника Правила для родителей: Не нагнетайте тревожностьНе требуйте от ребёнка моментальных результатов. Не делайте за ребёнка то, что он может выполнить сам. Будьте рядом пока у ребёнка не сформируются самостоятельные навыки обучения (контроль -помощью, а не контроль- давлением) * Волевая готовность уметь ставить цель; принять решение о начале деятельности; наметить план действия, исполнить его; проявить определенные усилия в случае возникновения препятствия («надо»); оценить результат своего действия формируются поступки Речевая готовность уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов обладать довольно обширным словарем, обладать основами грамматического строя речи, обладать связным высказыванием (уметь составлять рассказы), обладать элементами монологической речи чистота произношения Речевые проблемы речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;словарный запас очень скуден;употребление нелитературных выражений, использование сленга;неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации. * Как развивать речь? Разговаривать с ребёнкомАртикуляционные упражненияИгра «Первый звук»«Зарисовка наблюдений»Упражнение «Снежинка»Анаграммы (ЫСР – сыр, ЬРОЮЕКТПМ - компьютер)КроссвордыРебусы или кодированное слово (про100р; 100рожка, о3цание, 7ечка)«Набивание» мячом. Каждый удар мяча об пол сопровождается произнесением слога (ма – ши – на). Развитие речевого дыхания * Коммуникативная готовность общение со взрослымиуметь общаться со взрослым собеседником(осознание контекста общения) Общение со сверстникамиуметь договариваться;уметь кооперироваться;спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции Социальная готовность - социальная приспособленность; - умение делиться вещами; - умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним; -знать принятые в школе нормы и соответствовать им; -понимать, что в школе разные правила; - понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем; - способность контролировать желания, гнев; - умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование) ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения Эмоциональная готовность умение принимать критику, соревнование, давление; способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности;уверенность в себе, вера ребенка в то, что он сможет справиться в школе;понимание своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право;стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний;умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения;умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться;способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством. Педагогическая готовность Знает буквы Различает звуки на слух Большой запас слов Считает в пределах 10 Имеет элементарный запас знаний по математике Хорошо подготовленной к письму рукой Умеет правильно держать ручку, карандаш Обладает навыком рисования карандашом Умеет обращаться со школьными принадлежностями Умеет приготовиться к уроку Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи). Аккуратен в одежде Воспитанный («Спасибо», «извините», «можно ли мне...») Готовность родителей все время поддерживать ребенка; научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты;удержаться от замечаний и претензий;относиться к ребёнку крайне деликатно;много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;относиться с уважением к педагогу все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко Памятка родителям КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМОтноситесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке. Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче. Ребенка считают неготовым к школе, если он: настроен исключительно на игру;недостаточно самостоятелен;чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;имеет серьезные нарушения речевого развития;не умеет общаться со сверстниками;не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан. * Готовый к школе ребёнок Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не драчлив, не агрессивен.Способен сосредоточенно без суеты и отвлечений выполнять задание в течении 10-15 минут. Умеет думать, делать выводы , фантазироватьАктивно воспринимает любую информацию, задает вопросы.Имеет хорошо развитую речь, умение выразить свои мыслиИмеет элементарный запас сведений о себе и окружающих. Умеет им пользоваться.Способен «заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого. * Памятка родителям от ребёнка Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и своих проблемах. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Заботьтесь обо мне! !! Итог «Для меня было неожиданным, новым….»«Я задумалась сегодня о …»https://www.facebook.com/talalaeva.l *