Психолого — педагогическая готовность к обучению в средней школе. Тема: «Развивающие занятия для 4 класса».
Занятие 1.
Цель:
Развитие внимания.
Развитие навыков пространственной ориентации.
Развитие мышления.
Развитие памяти.
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения на координацию.
Упражнение №1. «Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз.
Основная часть.
Упражнение №2. «Слово – трансформер».
Инструкция: Ребята, постарайтесь из букв заданного слова, составить как можно больше других слов. При составлении новых слов можно использовать либо все буквы, либо часть из них.
Слово: пищеварение.
Упражнение №3. «Что изменилось?»
Инструкция: Ребята, по моей команде вы посмотрите на картинку №1 и постараетесь запомнить всё, что на ней нарисовано. Затем, по моей команде, перевернете страницу и на картинке №2 отметите цветным карандашом все изменения, которые найдете.
Упражнение№4. «Балда».
Инструкция: Ребята, перед вами поле с написанным в центральной строчке словом. Вам нужно добавлять по одной букве, чтобы получилось другое слово. Читать можно в любых направлениях кроме диагонали.
м е с я цУпражнение №5. «Графический диктант».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Цель:
Развитие внимания.
Развитие воображения.
Развитие мышления.
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения, координирующего движения глаз и руки.
Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Основная часть.
Упражнение №2. «Угадай по признакам».
Инструкция: Ребята, у вас в каждой строчке написано по несколько определений слова. Будьте внимательны, постарайтесь угадать, о чём идёт речь. Угаданное слово запишите в тетрадь.
1.Лютая, холодная, снежная … (зима).
2.Высокое, раскидистое, лиственное … (дерево).
3.Острый, металлический, наточенный … (нож).
4.Интересный, познавательный, воспитывающий… (урок).
5.Серебрянная, маленькая, чайная…(ложка).
6.Жидкий, кислый, апельсиновый…(сок).
7.Душистая, ароматная, сладкая…(ягода).
8.Большой, свирепый, спящий…(медведь).
9.Звонкий, прозрачный, журчащий … (ручей).
10. Стеклянный, гранённый, прозрачный…(стакан).
Упражнение №3. «Снежный ком».
Инструкция: Ребята, сейчас мы по очереди будем называть слова существительные. Но перед тем, как сказать своё слово, каждый должен повторить те слова, которые были сказаны предыдущим учеником. А чтобы их не забыть, необходимо связать своё слово с предыдущим логической связкой. Первое слово назову я.
Например: лес, 1 ученик: дорожка в лесу; 2 ученик: камень лежит на дорожке в лесу; белка увидела камень на дорожке в лесу и т.д.
Упражнение №4. «Что в мешочке?
Инструкция: В этом мешочке находятся различные предметы. В мешочек просовывается рука, и, не вынимая руки, нужно описать предмет, чтобы его угадали слушатели и вы сами.
Упражнение №5. «Послушай и запомни»
Инструкция: Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить…(произвольно выбрать из текста то, что нужно запомнить).
После попросить ребят записать, то, что нужно было запомнить все слова на тему «Зима».«Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окно, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Пришла зима! Здравствуй, Зимушка -зима!». Она увидела чудесную картину. Мороз разрисовал стекло волшебными узорами. В воздухе медленно кружились и тихо падали на землю лёгкие снежинки. Земля покрылась белым пушистым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге. Снежные хлопья повисли на деревьях. Замёрзли лужи. Мороз трещит на дворе».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 3.
Цель:
Развитие внимания.
Развитие воображения.
Развитие мышления.
1.Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения для развития визуальной памяти.
Упражнение №1. «Луч».
Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
Основная часть.
Упражнение №2. «Пиктограммы».
Инструкция: «Сейчас вам будут названы несколько словосочетаний, ваша задача — нарисовать картинку, которая через час поможет вам вспомнить, что именно было названо. Это должен быть рисунок, так или иначе напоминающий названное явление именно тому, кто его нарисовал, но нельзя рисовать именно то, что было названо, и ни в коем случае нельзя ничего писать. То есть, если говорится «большая птица», можно нарисовать все, что захочется, но только не птицу».
Словосочетания:
1. Вкусный ужин.
2. Веселый праздник.
3. Трудная задача.
4. Красивая игрушка.
5. Прекрасная погода.
6. Плохое настроение.
7. Интересная картина.
Упражнение №3. «Немного перепутал».
Инструкция: Ребята, автор перепутал имена сказочных героев, вам нужно подумай и вспомнить настоящее имя героев и их записать.
1.Несооброжайка (Незнайка).
2.Крести – Пух (Винни – Пух).
3.Сантиметровочка (Дюймовочка).
4.Рыльчик (Пятачок).
5.Тельняшкин (Матроскин).
6.Скелет Вечный (Кащей Бессмертный).
7.Белольдинка (Белоснежка).
8.Чебурек (Чебурашка).
9.Алая Береточка (Красная Шапочка).
10.Али – Тётя (Али – Баба).
Упражнение №4. «Цепочка слов»
Инструкция: Ребята, сейчас мы будем составлять цепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова пять сделать семь: пять - путь - суть - сеть - семь.
Задание: рак - кит, мост – река.
Заключительная часть.
Попросить детей вспомнить словосочетания, продиктованные в упражнении №2, и записать их напротив пиктограмм.
Подведение итогов занятия.
Занятие 4.
Цель:
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Развитие воображения.
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнение №1. «Колечко».
Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно. Выполняется сперва каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение №2. «Допиши рассказ».
Инструкция: Ребята, вам дан текст, но в нём пропущены слова. Вам нужно их подставить.
Однажды пошел Алеша в __________за грибами. Увидел на ______________белку и кинул __________ кепку. В _____________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, ______________ему стало кепки. Хорошо, что мимо _____________ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким _____________, он залез ________________, и достал Алешину кепку. _______________ отдал кепку Алеше и сказал: «Нельзя обижать ___________________». Ты сам _____________ наказал.
Упражнение №3. «Парные картинки».
Используются 2 набора одинаковых картинок. Группа детей делится пополам, каждой группе раздаются по 1-му набору картинок (1-2 картинки в руки). Дети из первой группы по очереди описывают 1 свою картинку, дети из второй группы стараются по описанию определить есть ли у них эта картинка. Затем группы меняются.
Инструкция: Ребята, сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит набор картинок. Вам нужно описать, что нарисовано на вашей картинке, а другой группе, надо угадать, есть ли у них такая картинка.
Упражнение№4. «Расшифруй предложение».
Инструкция: В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется - пропуск гласных букв. В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным.
Пчм тк плчлсь? (Почему так получилось?).
В вгн бл мнг лдй. (В вагоне было много людей).
Хршньк прглдтьс к жн. (хорошенько проголодаться к ужину).
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
кафедра психологии образования и социальной педагогики
направление – психолого-педагогическое образование
профиль- психология образования
Практическая работа
Психолого - педагогическая готовность к обучению в средней школе.
Тема: «Развивающие занятия для 4 класса».
Разработала: Кудюкова Н.В.
Курск 2015