Урок русского языка в 5 классе по теме:Правописание безударных гласных в корне слова.
МБОУ СОШ №6 г.Грязи Липецкой области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе по теме:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Учитель
русского языка
и литературы I
квалификационной
категории
Шемякина Л.В
5 класс
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне
слова».
Цели урока:
1. Образовательная:
отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова при подборе
однокоренных слов и выборе гласной в корне; учиться определять вид
орфограммы (гласной) в корне слова; сопоставление разделов «Синтаксиса»,
«Пунктуации» и «Орфографии» при обучении уч-ся родному языку;
формирование орфографической зоркости уч-ся;
2. Развивающая:
развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном *
объяснении правописания слов на определенный вид орфограммы, при
отыскивании групп орфограмм в тексте, при корректировке ошибок
заданного вида;
3. Воспитательная:
воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при
выявлении групп орфограмм; привитие интереса к урокам русского языка.
План урока:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы и цели урока;
III. Полётное повторение (фронтальный опрос);
IV. Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);
1 у доски выявляет неточности при подборе проверочных слов на заданную
орфограмму;
V. Комментированное письмо;
(В это же время 1 учащийся работает у доски «Вставь пропущенную букву»;
3 учащихся из класса (по одному с каждого ряда работают с
разноуровневыми карточками));
VI. Синтаксическая минутка;
(Синтаксический разбор предложения, 1 - у доски, остальные - в тетрадях);
VII. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «капустка»);
VIII. Игра «Словесный мяч»;
IX. Работа с текстом (по упражнению №433);
(1 у доски получает задание «Исправь ошибку»);
Х. «Слово заблудилось»
(устная коллективная работа по видам орфограмм); . Итог урока;
XI. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы и цели урока;
- Запишите число. Классная работа. Тему урока.
На этом уроке русского языка мы с вами продолжим работу над различными
типами орфограмм и поработаем над правописанием безударных гласных в
корне слова.
III. Полётное повторение (фронтальный опрос);
- Ребята, обратите внимание на данное высказывание (читаю). Как вы его
понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением? (На доске запись:
Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно
писать, нужно знать орфографические правила).
- Давайте вспомним, что такое орфограмма. Чтение стихотворения
учителем.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
- В каких случаях возникает ошибкоопасное место или орфограмма? (Когда
звук находится в слабой позиции);
- А для гласных какая позиция является слабой?
- А когда гласные попадают в сильную позицию?
- А для согласных какая позиция является сильной?
- А слабой?
- Какой раздел науки о языке изучает орфограммы?
- Какие два вида орфограмм по правописанию безударной гласной в корне слова вы знаете
IY. Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);
- А сейчас внимание, отправляемся в космос. Приготовили свои
«сигнальные ракетки». Просигнальте мне, сообщите свой ответ, какую
безударную гласную в корне слова вы записали бы в следующих словах... Но
один из вас не полетит в космос, он останется на земле, чтобы
контролировать наш полёт.
(«Землянина» - одного учащегося из класса вызываю к доске, он должен
проверить, верно ли подобраны проверочные слова. Вычёркивает те пары
слов, в которых проверочное слово подобрано неверно):
число—чистый белизна — белый
травить—травы лепить - лепка
волна—вел спешить - спешка
ползти—польза v
- Итак, в путь. Просигнальте свои ответы.
Стволы, измерять, лесничий, звезда, опоздал, движение, слеза, роскошный,
отдалённый, объяснить, дождевик, заминировать, лошадиный, выходить, болельщики, лентяй, грозовой, землянка, светить, связать, разглядел, долина.
- А сейчас приведите примеры слов с безударной гласной Q в корне слова, проверяемой ударением. Кто больше? С безударной гласной Я. Кто быстрее?
- На какую орфограмму встречались слова за время нашего «полёта»?
- А какие вы знаете способы проверки безударных гласных, проверяемых ударением?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- А сейчас обратим внимание на доску. Ваш полёт оказался удачным, а вот как справился землянин со своим заданием. (Проверяем работу у доски).
- Почему именно эти пары слов вычеркнуты? Все согласны с данным ответом?
- Что важно учитывать при подборе проверочного слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением? (Чтобы слова были однокоренными).
V. Комментированное письмо.
- А сейчас вспомним различные типы орфограмм, в том числе безударную
гласную в корне слова, проверяемую ударение и не проверяемую ударением.
Записать словосочетания с проговариванием и объяснением орфограмм, указать способ проверки безударных гласных, проверяемых ударением. (В это же время у доски 1 учащийся из класса вставляет пропущенные буквы в слова, записанные на доске и выделяет орфограммы. А трое учащихся из класса (по одному с ряда), сидя за партами, работают с разноуровневыми карточками (около 7 минут), пока выполняется комментированное письмо).
Для работы у доски:
Сп...сибо, б... бл... отека, агр...ном, к...мбайн, п...ртрет, ф...милия, т...л...фон, отм...розить, ...ккуратный, ф...нтастика, к...питан, ф...нтан, к...смический, ...лф...вит, п...хота, г...зета, р...цензия.
Для комментирования:
Приласкать собаку, лечебное голодание, посветить фонариком, дорогой подарок, посмотрел вокруг, родная сторона, золотистой листвою, удивительный слонёнок, происходят над землёй, обливаться водой, показались повсюду, слезать с крыши, слизать сметану, отварить картофель, примерять костюм, в долине реки.
(Оцениваю ответ).
- А сейчас выпишите предпоследнее словосочетание (I вариант) и последнее словосочетание (II вариант) и произведите их синтаксический разбор (с/р).
- Давайте проверим, как разобрали словосочетания?
- Проверим работу у доски. Верно ли вставлены пропущенные буквы? Кто не согласен?
- На какую орфограмму эти слова? Можно ли к ним подобрать проверочные слова? А как же быть, чтобы не ошибиться в написании подобных слов?
(Работа по карточкам завершается).
VI. Синтаксическая минутка
(1 учащийся у доски, остальные - в тетрадях)
- Запишите предложение. Выделите все орфограммы в словах данного предложения. Произведите его синтаксический разбор.
СУШ- пред. сущ. предл. сущ. мест. Глаг.
Весной в саду после дождя всё зеленеет. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., не осложн.)
- Какие орфограммы в корне слова встреч, в словах этого предложения?
- Какие способы проверки использовали?
VII. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «Капустка»),
- Мы капустку рубили, рубили (движения прямыми ладонями вверх - вниз);
- Мы капустку солили, солили (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев);
- Мы капустку трём, трём (потирание кулачком о кулачок);
- Мы капустку жмём, жмём (сжимание и разжимание кулачков).
VIII. Игра «Словесный мяч» (устная работа с орфограммой).
- Поиграем в словесный мяч.
Я вам кидаю слово «новинка», а вы в ответ бросаете ..., кидаю «местечко» -
отбиваете ...
Далеко, объяснить, накормить, низина, тяжёлые, спортивные, сердечный,небеса, испаряться, насмехаться, утешение, сожаление, усмирять, заменить,поварёшка.
IX. Работа с текстом (по упр. №433 (П).
В это же время первого учащегося вызываю к доске по заданию «Исправь
ошибку».
Трапинка прохадила па просике всасновом лису . Напаляне около апушкиразглидел синие цвиты.
-Обратимся к тексту упражнения №433. Я читаю.
Как вы думаете, о чём текст? Как бы вы его озаглавили?
- Внимательно посмотрите в текст. Какие предложения здесь встречаются по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?
- Объясните пунктограммы в предпоследнем предложении.
- А сейчас работа по вариантам.
В тексте тоже встречается немало слов с безударной гласной в корне слова. Выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите (I в.) и 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите (II в.).Проверка с/р учащихся.
X. «Слово заблудилось» (устная разминка по типам орфограмм).
- Внимательно посмотрите на доску. Работаем по группам (рядами)
Какое слово в строке заблудилось, какое лишнее по типу орфограмм?
Докажите свою точку зрения.
Матрос, космонавт, циркач, рецензент. (I)
Жокей, карнавал, жонглёр, жюри. (II)
Лесной, нарядить, лечили, жёлудь. (III)
XI. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
- А что делать со словом, в котором встречается непроверяемая безударная гласная в корне слова?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Составить словарный диктант из 10 слов на проверку безударных гласных в
корне слова, проверяемую:
I способом проверки -1 ряд;
II способом проверки - II ряд;
III способом проверки - III ряд.
«5» - творческое задание: сочинить грам. сказку с использование безударных
гласных в корне слова на тему:
«Приключения безударных гласных в корне слова».
«Похождения ударения к безударным гласным»