План урока по композиции станковой Волшебный мир сказки
Министерство культуры и духовного развития РС(Я)
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа п. Чокурдах»
Поурочный план занятия
По предмету «Композиция станковая»
Тема урока: «Волшебный мир сказки»
Преподаватель Сосина Л.И.
Чокурдах – 2011г.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема урока:
«Волшебный мир сказки» (урок-путешествие)
Цель урока:
- обучение умению простейшими средствами, на примере творчества И.Я Билибина и В.М. Васнецова, создавать своих сказочных героев к сказкам В.С. Омельченко;
Задачи урока:
- формирование представления о сказочном жанре в живописи;
- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;
- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.
Оборудование:
1. Подбор репродукций работ И.Я. Билибина по сказкам: «Царевна-лягушка», «Обложка книги», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жил-был царь», «Жар-птица», «Ясный Скол».
2. Подбор репродукций картин В.М. Васнецова:
«Ковёр-самолёт», «Аленушка», «Снегурочка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Баба Яга».
3. Подбор сказок и стихотворений самобытного автора из Русского Устья В.С. Омельченко
План урока:
I. Организация класса
II. Постановка темы урока.
III. Вводная беседа.
IV. Выступления учащихся с сообщениями о жизни и творчестве И.Я. Билибина.
V. Выступление учащихся с сообщением о жизни и творчестве В.М. Васнецова.
VI. Выступление учащихся с сообщением сказок и стихотворений самобытного автора из Русского Устья В.С. Омельченко
VII. Самостоятельная работа учащихся.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация класса
1. Приветствие учащихся:
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Дети давайте с вами вспомним, что такое жанр?
(Ответ учащихся.)
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.
- Назовите жанры живописи. (Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр).
- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками.
Актуализация знаний учащихся.
-Вы все любите сказки, а почему?
- Вспомните народные сказки и их героев.
- Вспомните писателей сказочников и героев их книг.
Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это сказки великих сказочников-писателей. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем?
(С иллюстрациями)
Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданными счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке.
Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих рисунках, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их художник, мы и будем себе представлять героев этих книг. Важно только, чтобы иллюстрации учили нас добру, справедливости, смелости.
III. Вводная беседа.
- А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство – туда, где живут герои сказок. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками сказочниками.
Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто готовил сообщения и, конечно же, они расскажут об авторах сказочных картин.
(Учащиеся выступают с результатом своей творческой поисковой работы, демонстрируя книжные иллюстрации).
IV. Анализ творчества И.Я. Билибина(Учащиеся выступают с сообщениями о творчестве И.Я. Билибина)
Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:
К какому виду изобразительного искусства мы отнесём работы этого художника? Почему?
(Декоративно-прикладное - особое внимание И. Билибин уделял орнаментам, которыми украшал и страницы книг, и сами иллюстрации).
Чем отличаются иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками?
(Чёткость контуров фигур персонажей, леса, полей, реки, неба, деревьев.)
V. Анализ творчества В.М. Васнецова.(Учащиеся выступают с сообщениями о творчестве В.М. Васнецова)
Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:
Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?
Кто основные герои картин В.М. Васнецова (люди или сказочные герои)?
Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?
VI. Анализ творчества В.С. Омельченко.
(Учащиеся выступают с сообщениями сказок и стихотворений самобытного автора из Русского Устья В.С. Омельченко)
Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:
Какая сказка больше всего понравилась из творчества В.С. Омельченко?
Как в народе называют Варвару Серафимовну?
Какой герой больше всего вам запомнился, почему?
VII. Самостоятельная работа учащихся.
- А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведёт нас к новому городу. Но в этом сказочном городе живут герои, которых вы придумаете к сказкам и стихотворениям бабушки Вари.
В работе вам помогут представленные и собранные материалы урока.
VIII. Итог урока.
Выставка работ учащихся «Что за прелесть эти сказки»
Работы вывешиваются на доску.
- А теперь давайте угадаем, какую сказку проиллюстрировали ваши одноклассники? Авторы рисунков нам помогут.
Обобщение изученного материала.
- С творчеством, каких художников вы сегодня познакомились?
- Как называются рисунки в книгах?
- Кто рисует иллюстрации в книгах?
- Для чего нужны книжные иллюстрации?
- Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному?
Заключительное слово учителя.
Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он не покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость.
А этого человеку всегда не хватает в жизни.
IX. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать и проиллюстрировать сказки и стихотворения бабушки Вари.
Работы учащихся вошли в сборник Варвары Серафимовны Омельченко «Добрые сказки бабушки Вари». Сказки и стихотворения самобытного автора из Русского Устья (Аллайховского района) рассказывают об обитателях леса и тундры. Для детей школьного возраста.
Приложение 1
Чикачев Максим
Иллюстрация к сказке «Легенда о булчуте»
Приложение 2
Горохова Роза
Иллюстрация к сказке «Танец пурги»
Черемкина Вика
Иллюстрация к сказке «Дружные ребята»
Приложение 3
Трофимова Катя
Иллюстрация к стихотворению «Олененок»
Курушина Диана
Иллюстрация к стихотворению «Гномики и дети»
Приложение 4
Кочкина Оля
Иллюстрация к стихотворению «Игрушки»
Антоненко Галя
Иллюстрация к стихотворению «На столе»
Приложение 5
Слепцов Ваня
Иллюстрация к стихотворению «Прораб»
Воронцова Ксюша
Иллюстрация к стихотворению «Давай!»