ИКТ– КАК МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Войнова Елена Арсентьевнамастер производственного обучения ГБПОУ РХ ХКПТЭС г. Абакан
ИКТ– КАК МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Информационно-коммуникационные технологии на современном этапе стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этих детей необходимо создать вариативные условия для получения конкурентоспособных профессий с возможностью последующего трудоустройства.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека, умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания очень затруднителен. Поэтому обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Задача образовательного учреждения – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных профессиональных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
В нашем колледже разработана программа профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной жизни. Колледж дает обучающимся с ОВЗ начальное профессиональное образование, т.е. вооружает их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы. Поэтому основным предметом на протяжении всего периода обучения в колледже является производственное обучение и производственная практика.
Моя группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, характеризуется особенностью дефекта при умственной отсталости т.е. нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика. Поэтому индивидуальный подход является самым главным приоритетом в моей работе с такими обучающимися. При подготовке к учебным занятиям учитываю специфику их психики и общего здоровья каждого.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мозг работает в охранительном режиме, им очень тяжело просыпаться утром и часто они приходят на занятия в плохом настроении. Для того, чтобы вызвать у них положительные эмоции, каждый урок начинаю с психологического настроя, (например: «развлекательные картинки по теме урока и прошу: «улыбнитесь соседу по парте, и пожелайте успеха!»).
Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Для привлечения внимания обучающихся на уроке, применяю средства активных технологий, что позволяет создать необходимые условия успешности учебного процесса.
Уроки производственного обучения стараюсь организовывать с применением современных информационных коммуникационных (компьютерных) технологий. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья такие уроки интересны и доступны, т.к. все дети более восприимчивы к ярким иллюстрациям. Использую ИКТ органично, т. к. они существенно дополняют традиционную форму работы, расширяют возможности взаимодействия педагога с обучающимися.
Уроки с применением ИКТ, считаю более эффективными, т.к. они направлены на концентрацию внимания, развитие мышления и воображения, развитие мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.
Особенно очень удобным представляется использование программы создания презентаций. На слайдах размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты. В дополнении к демонстрации презентации добавляю музыкальное и голосовое сопровождение. При такой подаче материала у обучающихся работают три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Мультимедийные презентации вносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи педагога и обучающихся. Последовательное воспроизводство изображений на экране привлекает внимание обучающихся и дает возможность запомнить и в дальнейшем выполнять упражнения более точно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает процесс интересным и выразительным.
В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение данного материала.
Библиографический список
Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. 354с.
.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в социальном образовании. – М.: Просвещение, 2001.
АнциборМ.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. №1
Выготский Л.С.. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– №6, 1966.
Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Никитина М. «Ребенок за компьютером» М., Эксмо, 2006