Планирование уроков по станковой композиции в ДШИ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯПРОГРАММАпо предметуСТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯДля учащихся 1-4 классов ДШИПо ОП «Изобразительное искусство»Пояснительная запискаДанная программа предназначена для занятий по предмету «Станковая композиция» в 1-4 классах ДШИ по ОП «Изобразительное искусство».В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности.Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции и цветоведения.^ Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.Основные задачи курса «Композиция»:
Образовательные: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.
Развивающие: развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти , ассоциативного и образного мышления.
Воспитательные: воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.
Ожидаемые результатыЗа время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
знания законов линейной и воздушной перспективы;
умение применять эти законы на практике;
навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;
умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
^ Условия реализации программыПрограмма рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю на группу в каждом классе. Принцип организации занятий – групповые. Количество учащихся в группе – 4-10 человек.Занятия проходят в специально оборудованном классе, в котором есть достаточное количество мольбертов или столов, стулья, наглядные пособия, место для хранения работ и необходимых материалов. Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета.На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический. Основная форма занятия- практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.^ Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май).^ Содержание программы1 класс.Знакомство с понятием «композиция» , ее основными средствами ( ритм, статика, динамика, композиционный центр и т.д.) . Выбор размера предмета по отношению к формату. Положение изображения на листе бумаги. Выявление композиционного центра в композиции различными средствами. Ритм в композиции. Знакомство с элементами цветоведения: смешение цветов, цветовая перспектива, эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции. Компоновка в листе 1, 2, 3 предметов. Работа пятном и линией, поиск выразительного силуэта. Знакомство с композиционными схемами. Композиция с животными. Овладение навыками работы различными материалами (гуашь, акварель, мелки восковые и акварельные и т.д.).2 класс.Разработка в композиции несложных сюжетов. Поиск выразительного композиционного решения, отбор наиболее выразительных живописных средств (формат, цветовая гамма и др.). Применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Овладение новыми техниками (пастель, акварель, графика ). Шрифтовая композиция.3 класс.Композиции в пейзаже и интерьере. Выполнение композиции по наблюдениям, впечатлениям, по памяти. Использование зарисовок с натуры. Поиски выразительного композиционного решения, организация плоскости листа. Разработка перспективного решения интерьера, передача освещения. Передача настроения природы и человека цветом. Использование различных композиционных схем.4 класс.Групповые композиции. Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор материала, его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события. Разработка перспективного решения интерьера или пейзажа с передачей освещения. Использование интерьера и его элементов как средства для создания сюжетной композиции. Выражение индивидуального отношения к изображаемому. Самостоятельный выбор техники.Учебно - тематический план1 класс1. Загадочное пятно. 3 ч.2. Сказочная птица. Ахроматические цвета. 6 ч.3. Ночные цветы и бабочки. 6 ч.4. Осенний пейзаж. 6 ч.5. Сказочные замки. 9 ч.6. Натюрморт с самоваром. 12 ч.7. Ассоциативное изображение чувств. 3 ч.8. Зимний пейзаж. 9 ч.9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 9 ч.10. Домашние животные. 12 ч.11. Моя семья. 15 ч.12. Композиция на пленэре. 9 ч.Всего 99 ч.2 класс1. Воспоминания о лете. 15 ч.2. Шрифтовая композиция. 9 ч.3. Древние цивилизации. 15 ч.4. Народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 18 ч.5. Портрет друга ( автопортрет ) 18 ч.6. Мой город. 18 ч.7. Анализ композиции картины. 6 ч.Всего 99 ч3 класс1. Осенние хлопоты. 18 ч.2. Христианские праздники. 18 ч.3. Иллюстрации. 18 ч.4. Наша школа. 21 ч.5. Будни села. 24 ч.Всего 99 ч.4 класс1.Летний отдых. 18 ч.2. История освоения родного края. 21 ч.3. В мастерской художника. 21 ч.4. Весна приходит в наше село. 27 ч.5. Анализ композиции картины. Самостоятельная работа. 6 ч.Всего 93 ч.5 классЗадача 5-го года обучения: целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения ( например, художественное училище).Учебно-тематический план
Повторение средств и законов композиции..6 ч.
Человек и труд.....30 ч.
Спорт....30 ч.
Композиция на свободную тему..30 ч.
Подготовка к итоговому просмотру.3 ч.
Всего 99 ч.1 класс.Тема 1. Загадочное пятно.Задачи : знакомство с понятиями «силуэт» , «пятно».Выполнение упражнений : по сырой бумаге, на заполнение листа пятнами и линиями и т.д.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, акварель.Тема 2. Сказочная птица.Задачи : знакомство с понятиями «тон» , «ахроматические цвета» ; организация плоскости листа, компоновка в листе 1 предмета ; развитие фантазии.Задание выполняется оттенками серого цвета.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , гуашь , кисти.Наглядные пособия : таблицы по цветоведению.Тема 3. Ночные цветы и бабочки.Беседа о симметрии и асимметрии в природе. Задание : нарисовать несколько порхающих бабочек на фоне ночного неба.Задачи : компоновка в листе 2-3 предметов разной величины; знакомство с понятиями «симметрия» , «асимметрия»; научить рисовать ночное небо различными оттенками темных цветов.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Тема 4. Осенний пейзаж.Беседа. Экскурсия вокруг школы.Задачи : знакомство с перспективой ; закрепление новых знаний на практике; работа контрастными цветами; развитие наблюдательности.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Наглядные пособия : репродукции, работы детей, таблицы по цветоведению.Тема 5. Сказочные замки.Беседа о ритме в природе. Упражнения на закрепление.Задание выполняется на листе А3 без карандашного эскиза.Задачи : понятие о ритме; организация плоскости листа; работа родственной гаммой цветов.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь.Наглядные пособия : таблицы, работы детей.Тема 6. Натюрморт с самоваром.Из предложенных предметов ученики должны самостоятельно скомпоновать натюрморт. Самовар является композиционным центром. Выделить его размером, цветом.Задачи : знакомство с понятием «композиционный центр» и способами его выделения; обучение организации плоскости листа, условному цветовому решению.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ф. А3, кисти, гуашь.Тема 7. Ассоциативное изображение чувств.Беседа о воздействии цвета на нервную систему человека, о том, как передать состояние природы цветом. Семантика цвета.Выполняются упражнения в технике акватипии ( настроения и чувства, пейзаж-настроение , цветовой эскиз репродукции и др.).Задачи : развитие ассоциативно-образного мышления.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, палитра, акварель (гуашь).Тема 8. Зимний пейзаж.Знакомство с открытой и закрытой композицией.Задание выполняется в графической технике или ограниченной палитрой цветов.Задачи: добиться выразительности при помощи ритмов линий и пятен.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ф. А3, гуашь, тушь, перо, кисти.Тема 9. Веселые клоуны.Задание: создание динамичной композиции. Задачи: понятие о статике и динамике в композиции, знакомство со способами передачи движения, знакомство техникой работы восковыми мелками и акварелью, работа яркими выразительными цветами.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, акварель, восковые мелки.Тема 10. Домашние животные.Задачи: развитие наблюдательности, образной памяти , изучение пластики животных; организация плоскости листа, поиск выразительного силуэта.Учащиеся выполняют дома наброски с животных.Работа начинается с выполнения эскизов к композиции.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Наглядные пособия: фотографии, работы детей, наброски.Тема 11. Моя семья.Задачи: знакомство с композиционными схемами, поиск интересного решения крупнофигурной композиции с ярко выраженной композиционной схемой ( по кругу, в квадрате).Учащиеся выполняют эскизы карандашом и цветом.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Наглядные пособия: репродукции, работы детей, эскизы.Тема 12. Композиция на пленэре.Учащиеся повторяют средства композиции, основные этапы работы над композицией и разрабатывают небольшую композицию по натурным материалам.Задачи: закрепление и повторение знаний и умений, полученных в течение года.2 класс.Тема 1. Воспоминания о лете.Задачи: поиск выразительного композиционного решения , передача настроения в работе цветом, знакомство с новой техникой.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], пастель.Тема 2. Шрифтовая композиция.Задания: выполнить серию заданий по составлению композиций из разнообразных шрифтов ( композиция в виде геометрической фигуры, птицы, цветка, рыбы и т.д. ).Задачи: применение на практике знаний о средствах композиции.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тушь, гуашь, кисти, перо.Тема 3. Древние цивилизации.Создание композиции на тему росписей Др. Египта, Др. Греции, Японии, Китая и др.Задачи : развитие образного мышления, понятие о стиле , поиск выразительного плоскостного решения, крупный размер фигур по отношению к фону.Техника – на выбор учащихся ( гуашь, мягкий материал).Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь (мягкий материал).Тема 4.Народный костюм.Знакомство с символикой и орнаментикой народного костюма, изучение костюма и быта крестьян по иллюстрациям. Выполнение зарисовок.Задачи: разработка в композиции несложного сюжета, например, «Хоровод», «Посиделки»; компоновка нескольких фигур в листе; применение на практике знаний о перспективе. Выполнение эскиза, составление композиционной схемы.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия : иллюстрации, репродукции, таблицы.Тема 5. Портрет друга ( автопортрет ).Задачи : передача характерных черт, отбор наиболее выразительных живописно-композиционных средств ( формат, цветовая гамма и т.д.); развитие наблюдательности.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Наглядные пособия: репродукции, работы детей.Тема 6. Мой город.Проводится экскурсия по городу, учащиеся выполняют зарисовки с натуры.Задачи: изучение ритма в композиции, решение задач линейной и цветовой перспективы, передача движения в композиции ( по вертикали, горизонтали, диагонали) ,передача настроения в работе цветом.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь ( акварель ).Тема 7. Анализ композиции картины по репродукциям.Задачи : повторение и закрепление знаний, полученных в течение года.Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ), цветная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], клей.3 класс.Тема 1.Осенние хлопоты.Эскизы композиции выполняются по наблюдениям, впечатлениям, зарисовкам с натуры.Задачи: передать состояние людей и природы осенью через цвет, линии, ритмы; применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Можно использовать ограниченную палитру цветов.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Тема 2.Христианские праздники.Беседа о религиозных праздниках, обычаях.Задачи: знакомство с народными традициями, воспитание эстетического чувства, расширение кругозора; организация плоскости листа, передача освещенности, передача настроения в работе.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Наглядные пособия: иллюстрации, репродукции, работы детей.Тема 3. Иллюстрации к литературным произведениям.Знакомство с устройством книги. Книга- как целостный художественный организм. Чтение отрывков из книг, стихов; обсуждение.Задачи: поиск выразительного композиционного решения; стремление к стилистическому единству иллюстраций и текста; расширение кругозора; воспитание любви к литературе.Материалы: на выбор ( гуашь; тушь, перо и т.д.).Тема 4. Наша школа.Изображаются занятия в детской школе искусств; в музыкальном или живописном классе, репетиция, концерт, выставка.Выполняются наброски с натуры, зарисовки интерьера ( либо используются работы, выполненные на уроках рисунка и живописи).Задачи : разработка перспективного решения интерьера, передача освещения.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь.Тема 5. Будни аэропорта.Проводится экскурсия в аэропорт, учащиеся выполняют наброски, зарисовки с натуры.Задачи : развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти; перспективное построение пространства; использование различных композиционных схем.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.4 класс.Тема 1. Летний отдых.Композиция выполняется по летним впечатлениям на основе зарисовок, эскизов с натуры.Задачи: поиск выразительного композиционного решения, создание динамичной композиции, передача настроения в работе, взаимосвязь фигур между собой и с фоном.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь , кисти ( или акварель ).Тема 2. История освоения родного края.Работа над эскизами в ходе чтения книг, изучения костюмов, интерьера, архитектуры данной эпохи.Задачи : учить поэтапному ходу работы над исторической композицией ( поиск литературных иллюстративных материалов, выполнение эскизов, набросков и т.д.) ; поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события, работа над характерными деталями; расширение кругозора, развитие образного мышления.Выполняются графические и цветовые эскизы.Материалы : на выбор ( гуашь, акварель, графика).Тема 3. В мастерской художника.Беседа о различных направлениях деятельности художников ( живописцы, прикладники, скульпторы и т.д. ).В ходе работы над композицией выполняются зарисовки интерьера, фигур людей, предметов , наиболее характерных для художественной мастерской.Задачи: разработка перспективного решения интерьера, разработка освещения, накопление поискового материала, отбор самого главного , характерного ; передача атмосферы художественной мастерской.Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Тема 4. Весна приходит в село.Итоговая композиция.Задачи : выразить свое эмоциональное отношение к происходящему вокруг; отбор главного и характерного в пейзаже, в поведении людей, поиски интересного композиционного решения с использованием солнечного освещения; выявление знаний и умений, полученных за время обучения.Материалы : на выбор учащегося.Тема 5. Анализ композиции картины.Самостоятельная работа.Задачи : выявление знаний и навыков , полученных в течение обучения.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], карандаш.5 класс.Тема 1. Повторение.Задачи: повторение и закрепление основных понятий на примере работ известных мастеров.Материалы: тетрадь, карандаш.Тема 2. Человек и труд.Задание: сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей.Задачи: соблюдение этапов работы над сюжетной композицией; перспективное построение интерьера, передача глубокого пространства; соразмерность частей интерьера и фигур; выделение композиционного центра; попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора.Упражнения: два варианта цветотонального решения композиции; композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Тема 3 . Спорт.Задание: выполнение динамичной композиции с небольшим количеством фигур.Задачи: выполнение композиции с соблюдением этапов работы; закрепление способов передачи движения; использование различных форм ритмического движения; связь направления движения и формата, создание целостной эмоциональной композиции.Упражнения: анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения, зарисовки фигур в движении.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.Тема 4. Композиция на свободную тему.Задание: создание сюжетной композиции в пространстве.Задачи: выполнение живописной композиции ; передача 2-3-х планового пространства, закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции, использование различных композиционных схем, выделение смыслового центра. Целостность цветового решения.Упражнения: варианты цветового решения композиции, работа с цветовым кругом.Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.^ Краткие методические рекомендации.На занятиях по композиции используются различные средства обучения: наглядность (чучела птиц, различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей и т.д.) и технические средства обучения (магнитофон). Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия. Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы - фронтальная и индивидуальная.На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поискового материала к композиции.В 1 класс ДШИ поступают дети с 9лет. В программе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.Программа построена по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Реалистическое рисование – это связующая нить всех видов занятий на художественном отделении. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.Одна из задач - знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, тушью. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.Материалы , используемые на занятиях, предоставляются школой или приобретаются за счет материальной помощи родителей. Школа предоставляет мольберты, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.Работа над данной программой продолжается. В ходе занятий изучается возможность новых форм и методов обучения, введения новых тем, использования новых материалов, наиболее отвечающих поставленным целям и задачам.Список литературы
Журнал «Юный художник».
Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
О композиции: Сб.статей. –М., 1959.
Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. Составитель Л. А. Казарина. - М., 1989 .
Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
Рисунок, живопись, композиция: программа для детских
художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.
Станковая композиция.: Программа для ДХШ. Составитель Г.Х. Фуфачева.- Красноярск, 2001.
Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.
Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.
15