Планирование уроков по станковой композиции в ДШИ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ Для учащихся 1-4 классов ДШИ По ОП «Изобразительное искусство» Пояснительная записка Данная программа предназначена для занятий по предмету «Станковая композиция» в 1-4 классах ДШИ по ОП «Изобразительное искусство». В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности. Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции и цветоведения. ^ Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей. Основные задачи курса «Композиция»:
Образовательные: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.
Развивающие: развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти , ассоциативного и образного мышления.
Воспитательные: воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.
Ожидаемые результаты За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки: 
знания законов линейной и воздушной перспективы;
умение применять эти законы на практике;
навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;
умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
^ Условия реализации программы Программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю на группу в каждом классе.  Принцип организации занятий – групповые. Количество учащихся в группе – 4-10 человек. Занятия проходят в специально оборудованном классе, в котором есть достаточное количество мольбертов или столов, стулья, наглядные пособия, место для хранения работ и необходимых материалов. Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета. На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.  Основная форма занятия- практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. ^ Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май). ^ Содержание программы 1 класс. Знакомство с понятием «композиция» , ее основными средствами ( ритм, статика, динамика, композиционный центр и т.д.) . Выбор размера предмета по отношению к формату. Положение изображения на листе бумаги. Выявление композиционного центра в композиции различными средствами. Ритм в композиции. Знакомство с элементами цветоведения: смешение цветов, цветовая перспектива, эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции. Компоновка в листе 1, 2, 3 предметов. Работа пятном и линией, поиск выразительного силуэта. Знакомство с композиционными схемами. Композиция с животными. Овладение навыками работы различными материалами (гуашь, акварель, мелки восковые и акварельные и т.д.). 2 класс. Разработка в композиции несложных сюжетов. Поиск выразительного композиционного решения, отбор наиболее выразительных живописных средств (формат, цветовая гамма и др.). Применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Овладение новыми техниками (пастель, акварель, графика ). Шрифтовая композиция. 3 класс. Композиции в пейзаже и интерьере. Выполнение композиции по наблюдениям, впечатлениям, по памяти. Использование зарисовок с натуры. Поиски выразительного композиционного решения, организация плоскости листа. Разработка перспективного решения интерьера, передача освещения. Передача настроения природы и человека цветом. Использование различных композиционных схем. 4 класс. Групповые композиции. Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор материала, его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события. Разработка перспективного решения интерьера или пейзажа с передачей освещения. Использование интерьера и его элементов как средства для создания сюжетной композиции. Выражение индивидуального отношения к изображаемому. Самостоятельный выбор техники. Учебно - тематический план 1 класс 1. Загадочное пятно. 3 ч. 2. Сказочная птица. Ахроматические цвета. 6 ч. 3. Ночные цветы и бабочки. 6 ч. 4. Осенний пейзаж. 6 ч. 5. Сказочные замки. 9 ч. 6. Натюрморт с самоваром. 12 ч. 7. Ассоциативное изображение чувств. 3 ч. 8. Зимний пейзаж. 9 ч. 9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 9 ч. 10. Домашние животные. 12 ч. 11. Моя семья. 15 ч. 12. Композиция на пленэре. 9 ч. Всего 99 ч. 2 класс 1. Воспоминания о лете. 15 ч. 2. Шрифтовая композиция. 9 ч. 3. Древние цивилизации. 15 ч. 4. Народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 18 ч. 5. Портрет друга ( автопортрет ) 18 ч. 6. Мой город. 18 ч. 7. Анализ композиции картины. 6 ч. Всего 99 ч 3 класс 1. Осенние хлопоты. 18 ч. 2. Христианские праздники. 18 ч. 3. Иллюстрации. 18 ч. 4. Наша школа. 21 ч. 5. Будни села. 24 ч. Всего 99 ч. 4 класс 1.Летний отдых. 18 ч. 2. История освоения родного края. 21 ч. 3. В мастерской художника. 21 ч. 4. Весна приходит в наше село. 27 ч. 5. Анализ композиции картины. Самостоятельная работа. 6 ч. Всего 93 ч. 5 класс Задача 5-го года обучения: целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения ( например, художественное училище). Учебно-тематический план
Повторение средств и законов композиции..6 ч.
Человек и труд.....30 ч.
Спорт....30 ч.
Композиция на свободную тему..30 ч.
Подготовка к итоговому просмотру.3 ч.
Всего 99 ч. 1 класс. Тема 1. Загадочное пятно. Задачи : знакомство с понятиями «силуэт» , «пятно». Выполнение упражнений : по сырой бумаге, на заполнение листа пятнами и линиями и т.д. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, акварель. Тема 2. Сказочная птица. Задачи : знакомство с понятиями «тон» , «ахроматические цвета» ; организация плоскости листа, компоновка в листе 1 предмета ; развитие фантазии. Задание выполняется оттенками серого цвета. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , гуашь , кисти. Наглядные пособия : таблицы по цветоведению. Тема 3. Ночные цветы и бабочки. Беседа о симметрии и асимметрии в природе.  Задание : нарисовать несколько порхающих бабочек на фоне ночного неба. Задачи : компоновка в листе 2-3 предметов разной величины; знакомство с понятиями «симметрия» , «асимметрия»; научить рисовать ночное небо различными оттенками темных цветов. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Тема 4. Осенний пейзаж. Беседа. Экскурсия вокруг школы. Задачи : знакомство с перспективой ; закрепление новых знаний на практике; работа контрастными цветами; развитие наблюдательности. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия : репродукции, работы детей, таблицы по цветоведению. Тема 5. Сказочные замки. Беседа о ритме в природе. Упражнения на закрепление. Задание выполняется на листе А3 без карандашного эскиза. Задачи : понятие о ритме; организация плоскости листа; работа родственной гаммой цветов. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь. Наглядные пособия : таблицы, работы детей. Тема 6. Натюрморт с самоваром. Из предложенных предметов ученики должны самостоятельно скомпоновать натюрморт. Самовар является композиционным центром. Выделить его размером, цветом. Задачи : знакомство с понятием «композиционный центр» и способами его выделения; обучение организации плоскости листа, условному цветовому решению. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ф. А3, кисти, гуашь. Тема 7. Ассоциативное изображение чувств. Беседа о воздействии цвета на нервную систему человека, о том, как передать состояние природы цветом. Семантика цвета. Выполняются упражнения в технике акватипии ( настроения и чувства, пейзаж-настроение , цветовой эскиз репродукции и др.). Задачи : развитие ассоциативно-образного мышления. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, палитра, акварель (гуашь). Тема 8. Зимний пейзаж. Знакомство с открытой и закрытой композицией. Задание выполняется в графической технике или ограниченной палитрой цветов. Задачи: добиться выразительности при помощи ритмов линий и пятен. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ф. А3, гуашь, тушь, перо, кисти. Тема 9. Веселые клоуны. Задание: создание динамичной композиции.  Задачи: понятие о статике и динамике в композиции, знакомство со способами передачи движения, знакомство техникой работы восковыми мелками и акварелью, работа яркими выразительными цветами. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, акварель, восковые мелки. Тема 10. Домашние животные. Задачи: развитие наблюдательности, образной памяти , изучение пластики животных; организация плоскости листа, поиск выразительного силуэта. Учащиеся выполняют дома наброски с животных. Работа начинается с выполнения эскизов к композиции. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия: фотографии, работы детей, наброски. Тема 11. Моя семья. Задачи: знакомство с композиционными схемами, поиск интересного решения крупнофигурной композиции с ярко выраженной композиционной схемой ( по кругу, в квадрате). Учащиеся выполняют эскизы карандашом и цветом. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия: репродукции, работы детей, эскизы. Тема 12. Композиция на пленэре. Учащиеся повторяют средства композиции, основные этапы работы над композицией и разрабатывают небольшую композицию по натурным материалам. Задачи: закрепление и повторение знаний и умений, полученных в течение года. 2 класс. Тема 1. Воспоминания о лете. Задачи: поиск выразительного композиционного решения , передача настроения в работе цветом, знакомство с новой техникой. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], пастель. Тема 2. Шрифтовая композиция. Задания: выполнить серию заданий по составлению композиций из разнообразных шрифтов ( композиция в виде геометрической фигуры, птицы, цветка, рыбы и т.д. ). Задачи: применение на практике знаний о средствах композиции. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тушь, гуашь, кисти, перо. Тема 3. Древние цивилизации. Создание композиции на тему росписей Др. Египта, Др. Греции, Японии, Китая и др. Задачи : развитие образного мышления, понятие о стиле , поиск выразительного плоскостного решения, крупный размер фигур по отношению к фону. Техника – на выбор учащихся ( гуашь, мягкий материал). Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь (мягкий материал). Тема 4.Народный костюм. Знакомство с символикой и орнаментикой народного костюма, изучение костюма и быта крестьян по иллюстрациям. Выполнение зарисовок. Задачи: разработка в композиции несложного сюжета, например, «Хоровод», «Посиделки»; компоновка нескольких фигур в листе; применение на практике знаний о перспективе. Выполнение эскиза, составление композиционной схемы. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти.  Наглядные пособия : иллюстрации, репродукции, таблицы. Тема 5. Портрет друга ( автопортрет ). Задачи : передача характерных черт, отбор наиболее выразительных живописно-композиционных средств ( формат, цветовая гамма и т.д.); развитие наблюдательности. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия: репродукции, работы детей. Тема 6. Мой город. Проводится экскурсия по городу, учащиеся выполняют зарисовки с натуры. Задачи: изучение ритма в композиции, решение задач линейной и цветовой перспективы, передача движения в композиции ( по вертикали, горизонтали, диагонали) ,передача настроения в работе цветом. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь ( акварель ). Тема 7. Анализ композиции картины по репродукциям. Задачи : повторение и закрепление знаний, полученных в течение года. Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ), цветная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], клей. 3 класс. Тема 1.Осенние хлопоты. Эскизы композиции выполняются по наблюдениям, впечатлениям, зарисовкам с натуры. Задачи: передать состояние людей и природы осенью через цвет, линии, ритмы; применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Можно использовать ограниченную палитру цветов. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Тема 2.Христианские праздники. Беседа о религиозных праздниках, обычаях. Задачи: знакомство с народными традициями, воспитание эстетического чувства, расширение кругозора; организация плоскости листа, передача освещенности, передача настроения в работе. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Наглядные пособия: иллюстрации, репродукции, работы детей. Тема 3. Иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с устройством книги. Книга- как целостный художественный организм. Чтение отрывков из книг, стихов; обсуждение. Задачи: поиск выразительного композиционного решения; стремление к стилистическому единству иллюстраций и текста; расширение кругозора; воспитание любви к литературе. Материалы: на выбор ( гуашь; тушь, перо и т.д.). Тема 4. Наша школа. Изображаются занятия в детской школе искусств; в музыкальном или живописном классе, репетиция, концерт, выставка. Выполняются наброски с натуры, зарисовки интерьера ( либо используются работы, выполненные на уроках рисунка и живописи). Задачи : разработка перспективного решения интерьера, передача освещения. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кисти, гуашь. Тема 5. Будни аэропорта. Проводится экскурсия в аэропорт, учащиеся выполняют наброски, зарисовки с натуры. Задачи : развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти; перспективное построение пространства; использование различных композиционных схем. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. 4 класс. Тема 1. Летний отдых. Композиция выполняется по летним впечатлениям на основе зарисовок, эскизов с натуры. Задачи: поиск выразительного композиционного решения, создание динамичной композиции, передача настроения в работе, взаимосвязь фигур между собой и с фоном. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь , кисти ( или акварель ). Тема 2. История освоения родного края. Работа над эскизами в ходе чтения книг, изучения костюмов, интерьера, архитектуры данной эпохи. Задачи : учить поэтапному ходу работы над исторической композицией ( поиск литературных иллюстративных материалов, выполнение эскизов, набросков и т.д.) ; поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события, работа над характерными деталями; расширение кругозора, развитие образного мышления. Выполняются графические и цветовые эскизы. Материалы : на выбор ( гуашь, акварель, графика). Тема 3. В мастерской художника. Беседа о различных направлениях деятельности художников ( живописцы, прикладники, скульпторы и т.д. ). В ходе работы над композицией выполняются зарисовки интерьера, фигур людей, предметов , наиболее характерных для художественной мастерской. Задачи: разработка перспективного решения интерьера, разработка освещения, накопление поискового материала, отбор самого главного , характерного ; передача атмосферы художественной мастерской. Материалы : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Тема 4. Весна приходит в село. Итоговая композиция. Задачи : выразить свое эмоциональное отношение к происходящему вокруг; отбор главного и характерного в пейзаже, в поведении людей, поиски интересного композиционного решения с использованием солнечного освещения; выявление знаний и умений, полученных за время обучения. Материалы : на выбор учащегося. Тема 5. Анализ композиции картины. Самостоятельная работа. Задачи : выявление знаний и навыков , полученных в течение обучения. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], карандаш. 5 класс. Тема 1. Повторение. Задачи: повторение и закрепление основных понятий на примере работ известных мастеров. Материалы: тетрадь, карандаш. Тема 2. Человек и труд. Задание: сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей. Задачи: соблюдение этапов работы над сюжетной композицией; перспективное построение интерьера, передача глубокого пространства; соразмерность частей интерьера и фигур; выделение композиционного центра; попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора. Упражнения: два варианта цветотонального решения композиции; композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Тема 3 . Спорт. Задание: выполнение динамичной композиции с небольшим количеством фигур. Задачи: выполнение композиции с соблюдением этапов работы; закрепление способов передачи движения; использование различных форм ритмического движения; связь направления движения и формата, создание целостной эмоциональной композиции. Упражнения: анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения, зарисовки фигур в движении. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. Тема 4. Композиция на свободную тему. Задание: создание сюжетной композиции в пространстве. Задачи: выполнение живописной композиции ; передача 2-3-х планового пространства, закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции, использование различных композиционных схем, выделение смыслового центра. Целостность цветового решения. Упражнения: варианты цветового решения композиции, работа с цветовым кругом. Материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гуашь, кисти. ^ Краткие методические рекомендации. На занятиях по композиции используются различные средства обучения: наглядность (чучела птиц, различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей и т.д.) и технические средства обучения (магнитофон).  Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия. Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы - фронтальная и индивидуальная. На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поискового материала к композиции. В 1 класс ДШИ поступают дети с 9лет. В программе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся. Программа построена по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению. Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Реалистическое рисование – это связующая нить всех видов занятий на художественном отделении. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры. Одна из задач - знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, тушью. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу. Материалы , используемые на занятиях, предоставляются школой или приобретаются за счет материальной помощи родителей. Школа предоставляет мольберты, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др. Работа над данной программой продолжается. В ходе занятий изучается возможность новых форм и методов обучения, введения новых тем, использования новых материалов, наиболее отвечающих поставленным целям и задачам. Список литературы
Журнал «Юный художник».
Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001. 
Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. 
О композиции: Сб.статей. –М., 1959.
Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. Составитель Л. А. Казарина. - М., 1989 .
Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
Рисунок, живопись, композиция: программа для детских 
художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.
Станковая композиция.: Программа для ДХШ. Составитель Г.Х. Фуфачева.- Красноярск, 2001.
Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.
Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.

15