Формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста
МДОУ ЦРР д/с «Берёзка»
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста.
Сунагатова Н. З.-воспитатель.
Агаповка, 2014г.
Содержание.
Введение__________________________________________________3
Теоретическое обоснование__________________________________5
Практическая часть_________________________________________8
Заключение_______________________________________________10
Список используемой литературы ____________________________11
Приложение_______________________________________________12
Ведение.
Актуальность темы: В связи с введением ФГОС ДО особое значение приобретает значение построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью является чувственный опыт, успешность умственно-физического, эстетического воспитания, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е от того на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В н6астоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики, однако, при этом из поля теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20 века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения новых технологий. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные, в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И Тихеева, А.В Запорожец, А.П Усова, Н.П Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г Ананьев «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни
3
малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни; предметов, их свойств и качеств. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка. Поэтому целью моей работы является повышение своего теоретического уровня по созданию условий полноценного развития и восприятия окружающей деятельности для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов. ИЗ этой цели я наметила следующие задачи: - Повышение уровня компетентности педагогов по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников. – Создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей. – Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям ними. – Развитие творчества, инициативы, активности педагогов.
4
Теоретическое обоснование.
Начиная работать в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстает в сенсорном развитии. Поэтому я решила уделять большое внимание данной проблеме. Результат анализов проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению.
Сенсорное развитие ( от лат.senses – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положения в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М Щелованов называл ранний «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Коменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов
5
советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведение великого Яна Амоса Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
Важное развитие сенсорного воспитания признавали видные и отечественные педагоги П. Сакулина, Е.И Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
Дети обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и квалифицировать предметы по размеру, форме, окраски, степени шероховатости и гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающая в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать кластическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение с взрослыми. Роль педагога
6
исследовательская. По мнению Тихеевой свобода и ограничение почти синонимы.
Основным условием правильного воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А Венгер, Ш.А Абдуллаева, Э.Г Пилюгига, Н.П Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий. Развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.
7
Практическая часть.
Я начала работу по теме: Формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста со сбора и анализа информации по данной проблеме. Изучала нормативные документы ФГОС, СанПин, учебно-методическую литературу, познакомилась с исследованиями таких ученых как: М.Монтессори, Л.А Венгера, Е.И Тихеева, Н.М Щелованова. После изучения различной литературы я отметила что: основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Работаю по этой теме с 1сентября 2013 года. Привлекла родителей к проектированию и созданию предметно-развивающей среды по сенсорному воспитанию. Так как познавательная активность детей младшего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим миром. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность - это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействия с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира. С помощью дидактических игр обратив внимание на данные свойства предмета, а затем предложит малышу выполнит ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию.
В своей работе использую и нетрадиционные игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные педагогами и родителями.
Для детей, как раннего возраста, так и младшего характерными являются сенсорные игры. Дети с удовольствием возятся в песке, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о
8
цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляют через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: - учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; - развивается и познает мир.
Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными крышками и закручивающими предметами, липучками, пуговицами, замочками. Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником. Изучаем различные песенки и потешки, пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию движений, двигательных умений и навыков, психологические игры и упражнения. На наших игровых занятиях дети получают много положительных эмоций от игровой деятельности, учатся работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми, получают большой багаж знаний, умения и навыков у ребенка.
Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы: - непосредственно образовательную деятельность-игры-экспериментирование-художественное творчество-наблюдение-дидактически игры. Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно-развивающая среда. Созданы нетрадиционные игры и пособия. Оформлен сенсорный уголок , с которым я приняла участие в смотре-конкурсе «Сенсорных уголков» и заняла первое место.
Стараюсь создать в группе атмосферу доброжелательности, чтобы каждому ребенку было уютно, и он был уверен, что у него все получится.
9
Заключение.
Данные диагностики детей младшей группы на начало года показали недостаточность развития сенсорного восприятия мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Благодаря созданию предметной среды по сенсорному восприятию, как показывает мониторинг, дети достигли определенных результатов:
Начало года Конец года
В/С. 6чел.-25% В. 10чел.-38%
Ср. 10чел.-38% В/С. 8чел.-30%
Н.ср. 6чел.-25% Ср. 7чел.-28%
Н. 2чел.-12% Н. ср. 1чел.-4%
Они освоили зависимость между предметами по форме, цвету, размеру, расположению в пространстве. А так же научились определять последовательность и результативность своих действий, продолжают активно познавать начало логики, что поможет им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни.
Таким образом, значение сенсорного восприятия состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни, являясь основой для развития воображения; развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.
Для дальнейшей работы по данной теме я наметила следующие задачи:
-Формирование у детей обобщенного способа обследования предметов
-Обогащение и накопление сенсорного опыта
-Расширение и уточнение ранее сформированных представлений и опыта сенсорного развития.
10
Список использованной литературы.
Вераксе Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: 1983
Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. -2002.-№10
Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях – М.: 1968
Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М.: 1998
11
ПРИЛОЖЕНИЕ.