Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема урока Глагол как часть речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. Иваниха Перелюбского муниципального района Саратовской области».
Урок русского языка в 4 - м классе
Тема: "Глагол как часть речи " Программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Дата проведения: __________________________
Учитель: Ятцулевич И. В.
Тип урока: У О Н З .Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей речи.
Задачи:
совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
формирование умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;
формирование навыка самоконтроля, коммуникативных навыков;
отрабатывать навык работы с Обратным словарем;
развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, развитие коммуникативных компетенций;
воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах;
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
развивать умение контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;
- учить адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умения прогнозировать.
Познавательные:
формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
формировать умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации;
Коммуникативные:
развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
формирование навыков сотрудничества
Предметные:
определять и выделять части речи;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.
Оборудование: компьютер, телевизор.
Технологическая карта урока
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. -Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение.
-Поприветствуйте гостей улыбкой, а себе пожелайте мысленно удачи. Слайд № 2.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
А хотите вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
А девиз у нас, какой? …. Всё, что надо, под рукой!
Открыли тетради, написали число, вид работы. Подготовка класса к работе.
Проверяют свою готовность к уроку.
Всё, что надо, под рукой!
Записывают число, классная работа. Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Минутка чистописания: а какую букву мы будем писать, вы угадаете сами: ЧТО У ЗАЙЦА ВПЕРЕДИ, А У МОРОЗА ПОЗАДИ? Презентация.
Зз Зз
- Подчеркните букву наиболее удавшуюся.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
Орфографическая минутка: На слайде № 3 записаны слова: З…ТОПИЛА, Д…РОГА, РУЧ…И, ВЕС…ЛО, ОБ…ЯВЛЕНИЕ.- Какие орфографические правила вам необходимо вспомнить, чтобы вставить буквы?- Спишите, вставьте буквы, выделите ту часть слова, в которой пропущена буква. Через 2 минуты проверяем. (1 ученик у доски)
Словарная работа. ( Слайд №4 )
-Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об этих словах? Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.
-Какие задания можно предложить к этой группе слов?
-Как определить имена существительные?
-Как определить имена прилагательные?
-Как определить глаголы?
- Запишите имена существительные в первый столбик.
имена прилагательные во второй, глаголы в третий.
-Проверим по эталону. (Слайд №5)
- Справились мы с заданием? Все справились? - Почему? Что делать? Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Буква – З ( взаимопроверка)
Правописание безударных гласных в приставке и в корне, правописание Ъ и Ь разделительных знаков, правописание предлогов и приставок.
Словарные слова.
1.Вставить пропущенные буквы.
2.Выписать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Не хватило знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока:
-Посмотрите и отгадайте на ребус. Слайд 6
167640046990180975-635
,
- Какое слово получилось?
- Как вы думаете, над, чем мы будем работать на уроке?
- Правильно! Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.
- Сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на опорные слова и его тему. 1) Повторить, что … (такое глагол) 2) Уточнить, как …(изменяется глагол) и чем …. (является) в предложении. 3) Уметь отличать … (глагол) от других …(частей речи) 4) Научиться определять… (глаголы совершенного и несовершенного вида).
Физминутка для глаз. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Глагол.
Над глаголом.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания о глаголе, мы попробуем составить схему. У вас у всех есть листочки со схемой.
- О какой части речи мы сегодня будем говорить?
- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
вопрос
что обозначает глагол в предложении является
значение слова роль в речи
-Возьмите два карандаша (зелёный и красный) зелёным карандашом закрасьте всё, что знаете о глаголе, а красным, что не знаете или сомневаетесь.
- Возникло желание узнать о глаголе больше?
-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?
1. Выберите и запишите в схему вопросы, на которые отвечает глагол.
Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда? ( На листочке)
- Проверим! Уберите лишние вопросы.
-На какие вопросы отвечает глагол? Молодцы!
2. - Вспомните и назовите, что обозначает глагол.
- Запишем в схему. Проверим. (вызываю ученика)
- Посмотрите на вашего одноклассника и подумайте, всё ли, что он показывает можно назвать действием предмета?
Ученик
хлопает (показывает)
Топает (показывает)
поднимает руку (показывает)
кивает головой (показывает)
мечтает злится
- Все ли эти слова называют действия?
- А что они называют.
- К какой же части речи их можно отнести?
-Почему?
-Запишем в схему.
- Какой вывод можно сделать?
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике на с. 86.
- Правильно мы сделали вывод? Молодцы!
3.Запись под диктовку. Запишите слова, которые обозначают состояние предмета.
Спать, бегает, варит, ждёт, строит, мёрзнуть, размышлять, кидали, таять, стремиться. Проверка (Слайд )- Ребята, а что обозначает слово глагол?
- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, какое значения имеет слово глагол? Слайд.
1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро»
3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»
- Какое значение имеет слово глагол?
- Давайте сравним наши высказывания, со сведениями из истории возникновения слова в учебнике на стр. 83.
- Узнали значения слова глагол?
- Запишите наши новые знания в схему.
Работа в парах.
- Составьте из слов загадку и запишите ее.
(белое, покрывало, всю, землю, покрывало ) Слайд.
- Отгадайте.
-Что интересного заметили?
- Но чем - то они отличаются? ( сущ, гл.)
- Какой вывод можно сделать?
- Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
- Каким членом предложения является глагол?
-Трудно было выполнит это задание?
- Что теперь ещё можем добавить в нашу схему?
- Как подчеркнем?
5. Роль глагола в речи. - Прочитайте фразу: (на листочке)
«Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи ...»
-Почему так говорят?
Работа в группах.
- Образуйте группы. На парте лежит листок с текстом.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.
- Прочитайте, внимательно, текст.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
-Чего не хватает?
- Вы согласитесь со мной, что в тексте нет действий, он застывший, неживой?
- «Оживите картину», добавив в каждое предложение действие.
-Что получилось? Зачитайте.
- Сравним с образцом.
Проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка.
- Какова же роль глаголов?
- Запишите текст в тетрадь подчеркните глаголы. Как подчеркнём?
- Все справились с этой работой?
- Всё ли мы с вами заполнили в нашей схеме?
- Что должны добавить?
Сейчас отдохнём.
Физминутка. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Чем являются в предложении?
Какую роль играют в речи?
Действия предмета.
Нет
Называют состояние.
К глаголу.
Вопрос.
Глаголы обозначают действие и состояние предметов, и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.
Говорить.
Снег.
Два одинаковых слова.
Часть речи зависит от значения слова.
Сказуемым.
Обозначает действие.
Оживляют речь, помогают точно передать смысл. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление. На места все тихо сядем,Не нарушим тишину.Я задавала выучить стихотворение, или прочитать выразительно. Кто выбрал это задание? Слайд.
Интересная часть речиВ русском языке живет,Кто что делает расскажет,Чертит, пишет иль поёт,Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет,Чистит –Всё расскажет нам… (глагол)
Игра “Верю – неверю” Я говорю, а вы решите правильно то, что я говорю или нет.
1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? Да или Нет?
2. Обозначает действие предмета?
3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым?
Молодцы!
Ребята, как вы думаете, могут ли глаголы изменяться по родам и числам?
Давайте убедимся, что вы правы. С. 85, упр. 1.
Обратимся к рубрике « Это важно!» Это неопределённая форма глагола. К этому определению мы вернёмся на следующих уроках Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Практическая работа в парах, группах.
Обосновывают свой выбор, свои действия.
Нет, ГЛАГОЛ - часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?
Да.
Нет, только сказуемым.
Да. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - С какой сказкой мы сегодня знакомились на уроке лит. чтения? «Конёк-горбунок» П. П. Ершова.
Задание: выбрать из отрывка из сказки глаголы.
Ночь настала; месяц всходит;Поле всё Иван обходит,Озираючись кругом,И садится под кустом:Звёзды на небе считаетДа краюшку уплетает.Вдруг о полночь конь заржал...Караульщик наш привстал,Посмотрел под рукавицуИ увидел кобылицу.
Выделенные глаголы разделите на две группы по вопросам: Что делает? Что делал? Что сделает? Что сделал (а)?
настала уплетаетвсходит заржалобходит привсталсадится посмотрел считает увидел
- Чем отличаются глаголы?
Совершенное действие - совершенный вид, несовершенное действие - несовершенный вид.
Вывод: глаголы в русском языке делятся на два вида: совершенный и несовершенный.
Стр. 86, упр. 2.
- В первом столбике глаголы отвечают на вопрос - Что делать? - Какого вида эти глаголы?
- На какой вопрос отвечают глаголы во втором столбике?
- Какого вида эти глаголы?
- Какой вывод сделаем?
ВЫВОД: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
- Прочитайте правило на с. 87.
- Знакомство с алгоритмом.
С. 87, упр. 3. ( Работаем в парах) Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Несовершенного.
Совершенного. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
7. Включение в систему знаний и повторение Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Течёт река.
А люди строят здания.
Цветут сады.
И в поле хлеб растёт.
-О чем же идет речь в стихотворении?
-Почему так сказано о глаголе? Учащиеся выполняют задания, применяя знания
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
8.Рефлексия деятельности (итог урока) - Посмотрим на схему? (слайд)
- Какие знания подтвердили?
- Что нового узнали глаголе?
-О чём задумались?
- В начале урока вы сформулировали вопросы.
- Кто может ответить на все вопросы?
- У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я устал/не устал
Моё настроение стало лучше/хужеМатериал урока был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
-Кто доволен своей работой?
-Оцените свою работу
Комментарии к д / з.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразованиеСписок использованной литературы
1. Учебник «Русский язык» для 4 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2014.-ч.1,2
2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2014 г.
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя.
4. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»
М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.
Научно-методический журнал «Начальная школа» Интернет ресурсы.
\s