Авторская программа внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности
Программа дополнительного образования детей по биологии: "Исследование – начало пути в науку"
Куликова Наталья Владимировна, учитель биологии
Разделы: Биология, Внеклассная работа
Пояснительная записка.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются уже не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работы, они необходимы каждому человеку.В законе Российской Федерации «Об Образовании»(1992) вместо термина «внешкольная работа» был введён термин «дополнительное образование», но понятие «дополнительное образование» не раскрывалось.
В подпрограмме «Одарённые дети» президентской программы «Дети России» мы находим следующее концептуальное определение сущности дополнительного образования: «Внешкольное дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия познавательной (предметно-содержательной), развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит свободный поиск пути постижения смысла жизни и профессионального мастерства».
Школьное (формальное) образование ориентировано на усвоение знаний, определённых едиными образовательными стандартами. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребёнка области практических действий на пути к мастерству.В методиках и формах классно-урочной системы среди учителей более-менее выработаны общие представления о таких понятиях, как уровневая дифференциация, коррекционно-развивающее обучение и т. д. В отношении методик, связанных с организацией индивидуальной работы с детьми, в основном, за рамками базисного учебного плана существует целый спектр различных, подчас взаимоисключающих мнений. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает обобщение опыта и результатов деятельности творческих педагогов и создание учебных программ, направленных на развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных умений и компетенций. Именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Программа отличается принципиальной новизной
Прежде всего, это проявляется в объединении в одну образовательную программу разрозненных ранее различных методик подготовки, написания и представления исследовательской работы. Кроме того, автором созданы отдельные модули, направленные на обучение воспитанников эффективному представлению результатов своей деятельности.Программа является практикоориентированной.Из 144 часов занятий в год на практические занятия отведено 114 часа.
Цель программы: Формирование информационных и коммуникационных компетенций воспитанников в области биологии и экологии, на основе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные:
воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
формирование ноосферного мышления;
привить навыки рефлексии;
Развивающие:
развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому модулю в содержании программы.
Итогом работы объединения, где занимаются воспитанники должно быть эффективное публичное представление на уровне учреждения или муниципального, регионального или Всероссийского уровня образования от 2 до З исследовательских работ.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников вобласти информационно-коммуникативной и исследовательской деятельности.
Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования следующим образом: из приведённого в конце каждого годичного цикла списка вопросов случайным образом выбираются десять вопросов, по которым проводится собеседование с воспитанником. Набор вопросов для каждого воспитанника индивидуален.
Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных на собеседовании вопросов. Диагностика также может быть проведена в форме классического зачёта. Кроме того, начиная с третьего модуля, программой предусмотрен ежемесячный текущий контроль в форме зачёта либо защиты выполненных продуктов в формате мини-конференции в рамках объединения.
(Приложение 1)
Структура образовательной программы.
Программа состоит из пояснительной записки, одного годичного образовательного цикла, кратких методических рекомендаций и списка использованных информационных источников. Годичный образовательный цикл включает в себя учебно-тематический план, содержание программы, предполагаемые результаты, список вопросов для проведения диагностикиЦикл состоит из девяти модулей. Каждый модуль рассчитан в среднем на 18-12 часов. Общий объём программы — 144 часа в год, что предполагает при недельной нагрузке в 4 часа продолжительность занятий 9 месяцев.
Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная исследовательская работа, выполняемая воспитанниками, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы.В остальном, отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями. Они могут быть использованы в качестве основы для элективных курсов с произвольной часовой нагрузкой, направленных на обучение выполнению исследовательской работы (модули 1-4), оформлению и представлению работы любого характера (модули 5-б и модуль 8), обучению навыкам публичной речи (модуль 7) и эффективного представления результатов любой деятельности (модуль 9).
Используемые формы и методы:
Программа предусматривает значительный объём самостоятельной работы воспитанников. Большинство занятий в рамках программы являются комбинированными. Можно выделить следующие основные формы проведения занятий, которые используются в ходе реализации программы: лекции, беседы, семинары, экскурсии, консультации, встречи со специалистами, тематические встречи, аналитические занятия, дискуссии, тренинги.Методика рассчитана на выявление и дальнейшее развитие талантливых детей в предметной области биология и экология. В течение года занятия проводятся с воспитанниками, имеющими большой интерес к биологии и экологии и, в дальнейшем, планирующими связать своё будущее с предметной областью биология или экология.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год (144 часа)Программа применима для детей старшего и среднего школьного возраста (14-16 лет).Оптимальная численность группы 10-15 воспитанников.
Режим занятий: (144 часа год, 2 занятия в неделю по 2 часа)
Последовательность реализации программы представляется следующей.Изначально необходимо выявить склонность и интерес учащихся к той или иной проблеме. Следующим шагом является сбор информации по интересующей теме и осознание проблемы, над которой предстоит работать. Далее начинается процесс освоения методик, по которым будет проводиться исследование. Параллельно идёт подготовка снаряжения для проведения «полевых» исследований и освоение элементарных навыков, необходимых для выживания в природных условиях. При необходимости должны быть выработаны и специальные навыки, необходимые для решения конкретных задач. Одним из самых сложных этапов с точки зрения организации для руководителя является проведение полевых исследований, особенно, если данные собираются в экспедиции.
Далее проводится «камеральная» обработка собранного материала, по результатам которой выполняется печатная исследовательская работа. Важно научить школьников правильному построению работы, выполнению необходимого иллюстративного и наглядного материала.
Однако написанием работы процесс обучения не заканчивается. В современном мире человек, не умеющий представить результаты своего труда, не конкурентоспособен. Он становится заложником более предприимчивых собратьев. Задача педагога научить своего воспитанника быть конкурентоспособным в быстроразвивающемся мире. Это вполне можно сделать на примере результатов своей исследовательской работы.Следующим шагом после написания исследовательской работы является освоение основных способов представления результатов своей деятельности. Это создание электронных презентаций, публикаций и буклетов, интернет-сайта.
Не менее важным является умение подать себя и результаты своей работы при непосредственном общении с другими людьми. Поэтому следующим шагом является обучение школьников публичной речи.
Логическим продолжением всей предшествующей работы является участие школьников в различного рода конкурсах или конференциях, где они могут обсудить результаты своей работы с другими людьми, а также посмотреть, чем занимаются их сверстники. Однако участие в таких мероприятиях также требует специальной подготовки.
Завершением всей работы является систематизация и обобщение всего накопленного материала, анализ своих достижений и промахов, фиксация приобретённого опыта. Материалы проделанной работы публикуются для широкого ознакомления. Это может быть сделано в форме газетной статьи или стенгазеты. Отбор материала и подготовка его в популярном виде для СМИ так же является для школьника обучением. Любой современный человек должен уметь популярно и доходчиво объяснять свою позицию. На выработку именно этого умения и направлен последний блок.
Учебно-тематический план. (Приложение 2)
Содержание программы. (Приложение 3)
Общий список необходимого для реализации программы оборудования и методического обеспечения. (Приложение 4)
Программа дополнительного образования детей по биологии "Человек и природа"
Добавлено: 2013.05.30Просмотров: 863
Куликова Наталья Владимировна, учитель биологии
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Современное экологическое состояние окружающей среды вызывает тревогу во всём мире и заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития учащимся культуры общения с природой, правил поведения в ней, бережного к ней отношения. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании учащихся школы, предлагается реализовать программу дополнительного образования: «Человек и природа».
В программе представлен материал различной тематики, объединенный биолого- экологической направленностью.
Программа успешно апробирована в течение четырёх лет в МОУ Староюрьевской СОШ с учащимися 6 классов в кружке: «Человек и природа».
Как показала практика, эпизодическая внеклассная работа по предмету не даёт высокой результативности, нужна системность.
Программа дополнительного образования «Человек и Природа» стоится в едином русле, предполагает не только разнообразие форм и видов работы участников, но и возникновение, и поддержание школьных традиций.
Программа отличается новизной. Прежде всего, это новые нетрадиционные формы занятий: игровые, информационные проекты, тематические развивающие и интеллектуальные игры, исследовательская деятельность, достаточно большое количество часов для практической деятельности воспитанников. Всё это способствует повышению мотивации у детей к дальнейшему изучению наук о природе, стимулирует познавательную деятельность, повышает навыки самообразования, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.
В программе приведён большой объём коллективных занятий, помогающих творчески использовать жизненный опыт ребёнка, развивающих у детей творческие способности, эстетическое чувство и художественную инициативу, коммуникативные навыки общения.
Ряд занятий предусмотренных программой, направлен на развитие у детей знаний, умений, навыков общения и здоровьесберегающего поведения в природе, оказание ей своей практической помощи, формирование экологической культуры воспитанников.
В ходе реализации программы «Человек и природа» дети могут проявить не только вербально-лингвистический интеллект, но и развить чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии.
Приведённые в программе формы занятий отобраны и созданы по принципу разнообразия форм деятельности, чтобы обеспечить условия для решения поставленных целей и задач.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей: 12- 13лет (6 класс).
Численность в группе: 15 человек.
Режим и продолжительность занятий 1 час 1 раз в неделю программа включает 34 занятия.
Цель программы: Формирование у детей культуры общения с природой, бережного к ней отношения, осознания значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
Формирование экологической культуры.
Привитие элементарных знаний, умений, навыков общения и поведения в природе, оказание ей своей практической помощи.
Формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
Повысить мотивацию у детей к изучению наук о Природе.
Воспитательные:
Воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в коллективе.
Привить навыки здоровьесберегающего поведения в природе.
Развивающие:
Развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
Развитие коммуникативных навыков общения.
Осознание учащимися последствий и значимости своих действий в природе.
Ожидаемые результаты:
полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться об окружающей среде, своем здоровье, соблюдать правила поведения в природе, оказывать ей свою практическую помощь.
воспитанники смогут оценивать свои поступки с точки зрения их соответствия культуре общения с природой и корректировать несоответствия;
дети научатся управлять своим поведением в окружающей среде, используя навыки здоровьесберегающего поведения в природе;
обучающиеся получат навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, взрослыми.
обучающиеся получат знания краеведческого, экологического, биологического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению наук о Природе.
дети научатся оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
Способы определения результативности: Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому разделу в содержании программы.
Внешнюю диагностику можно проводить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. О компетентности детей можно судить по результатам их участия в школьных конкурсах, олимпиадах.
Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования следующим образом: из приведённого списка вопросов случайным образом выбираются несколько вопросов, по которым проводится собеседование с воспитанником. Набор вопросов для каждого воспитанника индивидуален.
Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных на собеседовании вопросов. Диагностика также может быть проведена в форме зачёта.
(Приложение 1).
Структура образовательной программы:
Программа состоит из пояснительной записки, одного годичного образовательного цикла, списка использованных информационных источников.
Годичный образовательный цикл включает в себя учебно-тематический план, содержание программы, предполагаемые результаты.
Цикл состоит из 6 разделов:
Введение.
Человек и флора.
Человек и фауна.
Здоровье человека и окружающая среда
Земля – наш общий дом.
Итоговое занятие.
Каждый раздел рассчитан в среднем на 8 часов. Общий объём программы — 34 часа в год, что предполагает при недельной нагрузке в 1 час продолжительность занятий 9 месяцев.
Разделы консолидированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проблема: взаимоотношения Человека и Природы.
Форма занятий: Форма планируемых занятий: лекция с элементами беседы, час информации, живой журнал, тематическая развивающая игра, КВН, выполнение творческих заданий, участие в экологических акциях, посадка и уход за комнатными растениями, проведение фенологических наблюдений, экскурсии, обустройство живого уголка в кабинете, конкурсы плакатов, рисунков, фотографий; просмотр фильмов, информациионые и ролевые проекты.Учебно-тематическое планирование (Приложение 2).
Содержание программы. (Приложение 3).
Общий список необходимого для реализации программы оборудования и методического обеспечения (Приложение 4).
ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНЕЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ Современные школьники очень редко бывают в природе с целью изучения ее разнообразия. К сожалению, учебная программа по биологии не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. В рамках школьной программы учащиеся успевают пройти только теорию, выходы на природу практически отсутствуют. В связи с этим летняя практика по биологии приобретает важное значение. Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала. Экскурсии в природу помогут научить детей экологически грамотному поведению в природе, воспитать заботливое, гуманное отношение ко всему живому и его окружению. Программа практики включает разнообразные учебные занятия (экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха. Работы соответствуют уровню и особенностям развития учащихся, их готовности к образованию на всех ступенях обучения. Эколого-биологические практикумы занимают важное место в воспитании экологической культуры обучающихся, включают в себя разнообразные исследовательские работы, которые развивают кругозор, способствуют развитию наблюдательности, повышению познавательных интересов и заинтересованности учащихся в биологии, развивают мышление и практические умения. На проведение экскурсий и исследовательских работ отводится 2 часа ежедневно. Учащиеся выбирают одно из заданий, знакомятся с содержанием работы, распределяют работу по дням и приступают к выполнению задания. В каждом задании определены цель работы, оборудование, ход выполнения, форма отчета о проделанной работе. После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся формируются первые навыки работы исследователя в поле. Для учащихся эти навыки являются серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Полевые практики помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Знания, полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление, навыки практической и научно-исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой, в профессиональной ориентации школьников. Цель: формирование у учащихся навыков практической и научно-исследовательской деятельности при непосредственном соприкосновении с природой. Задачи: Закрепление и углубление на практике знаний и умений, полученных на уроках биологии, экологии; Формирование навыков практической научно-исследовательской деятельности; Активный полезный отдых на природе с элементами обучения; Формирование умений оценивать характер воздействия человека на окружающую среду; Формирование у подростков желания внести свой вклад в охрану природы; Создание необходимых условий для рационального использования каникулярного времени обучающихся. Ожидаемый результат: Выработать умение применять биологические знания в практической деятельности; Формирование навыков практической и научно-исследовательской деятельности; Укрепление здоровья детей; Получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля; Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках; Адаптация к специфике предпрофильного обучения. Направления деятельности: Учебно-познавательное; Оздоровительное; Воспитательное; Профориентационное. Методы работы при реализации данного проекта: Групповая дискуссия; Работа в парах; Работа в группе; Лекция; Беседа; Экскурсия; Исследовательская работа; Фоторепортаж; Презентации. Содержание деятельности: Изучение особенностей естественных биогеоценозов (лес, луг, водоем); Изготовление гербария; Анализ воды из разных водоемов (родников, озер, реки); Работа по определению растений и беспозвоночных животных; Обработка материалов; Выступление о результатах практических исследований; Фоторепортаж о практике. Форма презентации результатов: сообщения учащихся, демонстрация мультимедийных материалов, выставка наглядных пособий. Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, фотоаппарат, сачки, морилки, папки для гербариев, прессы, препаровальные иглы, булавки для накалывания насекомых, картон, пластилин, цветная бумага, клей, атласы-определители растений, насекомых. Этапы работы над проектом Подготовительный (1 неделя до начала летней практики): определить цель и задачи летней школы, выбрать направления деятельности; заказать необходимые экскурсии; составить план-конспект занятий. Планирование работы (I день практики). Открытие летней школы «Юный натуралист», ознакомление с программой. Определение форм и методов работы, видов отчетности. Участники проекта разделяются на группы и получают задания. Группа 1 (ботаника) Вспомните признаки классов однодольных и двудольных растений. Найдите растения, принадлежащие к данным классам. Соберите для гербариев травянистые растения: с различными типами корневых систем (по 2-3 вида); с разными видами жилкования листьев (по 2-3 вида). Определите видовое название собранных вами растений. Группа 2 (ботаника) Выберите на участке 4-5 растений с различными видами стеблей: травянистыми и древесными; прямостоячими, вьющимися, стелящимися, ползучими и т.д. Определите тип листорасположения. Соберите эти растения для гербариев, определите их видовые названия. Группа 3 (ботаника) Рассмотрите листья на травянистых, кустарниковых, древесных растениях. Определите тип листа (простой, сложный), форму листа и край листовой пластинки. Соберите различные листья для гербариев, определите названия растений. Группа 4 (зоология) Какие отряды насекомых вы знаете? Вспомните признаки отрядов. Соберите для коллекции насекомых, принадлежащих к различным отрядам. Определите видовые названия пойманных насекомых. Практический: I день практики. Урок-экскурсия «Мир растений нашего школьного участка» (приложение 1). II день практики. Посещение Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Встреча с кандидатом биологических наук. Лекция об истории биологического музея при университете с видео презентацией (приложение 2). Экскурсия в биологический музей. Дети делятся на группы и получают задание составить презентацию о музее, используя полученную информацию и сделанные в ходе экскурсии фотографии. В конце практики проводится конкурс на лучшую презентацию. III день практики. Экскурсия в парке 1 мая г. Бреста, во время которой юные натуралисты узнают об особенностях флоры Брестской области. Работая по заданиям в группах, ребята собирают материал для гербариев растений и коллекций насекомых. IV день практики. Практическое занятие «Многообразие однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур учебно-опытного участка». Ребята узнают об основных агротехнических правилах выращивания декоративных растений и помогают в работе на участке. V день практики. Творческая мастерская. Конкурс поделок из природного материала «Зеркало природы». VI день практики. Посещение Областной станции юных натуралистов. Руководитель станции проводит практическое занятие, на котором ребята узнают интересные факты из жизни тропических насекомых и помогают за ними ухаживать. VII день практики. Экскурсия в Зимний сад межфакультетского Центра экологии и природоведения при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина (приложение 3). VIII день практики. Экскурсия в лес. Описание участка смешанного леса. Инструктивная карточка №1 «Описание участка смешанного леса» Закладка площадки 10х10 м. Углы отмечаются газетами, флажками и т.д. Составление списка растений: для этого надо двигаться по периметру и в заключение – по диагонали площадки. Разделение растений на жизненные формы: ярусы, определение доминирующих видов в каждом ярусе. Подсчёт числа деревьев на участке (т.е. густота древостоя), характеристика 5-8 деревьев по параметрам – высота, диаметр ствола. Влияние деятельности человека на данный участок леса. Сбор травянистых растений для гербария. IX день практики. Экскурсия в конно-спортивный клуб «Максимэль»: ребята знакомятся с разными породами лошадей, узнают, как за ними ухаживать, а также могут покататься на лошадях. X день практики. Экскурсия в Сад непрерывного цветения межфакультетского Центра экологии и природоведения при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина (приложение 4). XI день практики. Экскурсия на луг. Изучение растительности луга. Инструктивная карточка № 2. «Изучение растительности луга» Тип и геоморфологическое положение луга. Закладка площадки 10 x 10м, углы отмечают флажками, ветками и т.д. Видовой состав – составление списка растений, для этого надо двигаться по периметру и в заключение по диагонали площадки. Деление описанных растений на фракции. злаки бобовые осоки разнотравные Определение доминирующих видов, из которых складываем название луга. Влияние деятельности человека на обследуемый участок луга. Практическое значение луга в жизни людей. Сбор растений для гербария. XII день практики. Экскурсия в инсектарий лаборатории генетики и фенетики при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина. XIII день практики. Экскурсия на водоём. Изучение биоценоза водоёма. Инструктивная карточка №3. «Изучение биоценоза водоёма» Вид, расположение водоёма. Определение видового состава, ярусного распределения высших растений мелководья, одноклеточных и многоклеточных водорослей. Организация лова водных животных, определение их по планшету. «Определитель основных групп пресноводных беспозвоночных». Установление отношений между обитателями водоёмов на основе питания (пищевые связи). Проведение биоиндикации водоёма. Влияние деятельности человека на обследуемый водоём. XIV день практики. Анализ воды из водоёма. Инструктивная карточка № 4. «Анализ воды из водоёмов» Взятие проб воды – наливают воду в чистую посуду (банки, бутылки), закрывают крышкой, подписывают, откуда вода берётся на анализ, до проведения анализа воду нужно хранить в холодильнике. Определяют мутность, цветность, запах, вкус (если нет подозрений на загрязнения). Определение кислотности воды (pH) – можно использовать индикаторную бумагу или раствор индикатора универсального. Результаты определяют по цветной шкале. Определение карбонатов, гидрокарбонатов, хлоридов, нитратов, сульфатов, меди, железа, кальция и др. По итогам работы составляется сводная таблица, где указывается место, откуда брали пробу воды на анализ, показатели качества воды, ПДК. Оформление результатов (XV-XX дни практики): составление коллекции листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат (пришкольный участок); оформление книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях и фотографиями растений с места экскурсии (пришкольный участок); изготовление коллекции «Отряды насекомых»; изготовление гербариев «Типы корневых систем», «Жилкование листьев», «Виды стеблей», «Листорасположение», «Простые и сложные листья», «Форма и край листовой пластинки»; написание рефератов «Породы лошадей», «Удивительные животные», «Растения Брестской области»; конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Биологический музей». Представление результатов (XXV день практики): каждая группа отчитывалась о результатах своей работы, ребята демонстрировали изготовленные наглядные пособия (гербарии, коллекции), защищали рефераты. Рефлексия результатов: каждый новый день начинается с того, что ребята через мультимедийный проектор просматривают фотографии предыдущего дня. Свои впечатления они записывают на «листьях», сделанных из цветной бумаги, прикрепляют их на «ветки», нарисованные на доске, и в итоге к окончанию летней школы вырастает «Дерево открытий». После представления результатов летней практики каждый участник отвечает на вопросы анкеты: Понравилось ли тебе заниматься в летней школе «Юный натуралист»? После окончания летней школы стал ли ты больше интересоваться биологией? Научился ли ты чему-то новому в летней школе? Чему ты научился в летней школе? Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образовательной деятельности, в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области биологического образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках летней школы позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает процесс обучения более увлекательным и повышает образовательный потенциал. Воспитательная ценность проекта состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга учащихся, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, деятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, игру. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании всего выше изложенного мы пришли к следующим выводам: Цель исследовательской деятельности – формирование исследовательских навыков учащихся как универсального способа освоения действительности. Научно-исследовательские работы включают обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы. Исследовательской работой следует считать грамотно организованные и проведенные наблюдения природных объектов или явлений. К исследовательским работам, несомненно, относится эксперимент. Исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе выполняет следующие функции: познавательная (стимуляция мыслительного процесса); развивающая (развитие интеллектуальных и творческих способностей детей); воспитательная (развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений); дисциплинирующая (необходимость строгого выполнения всех методических приемов). В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности: 1) репродуктивный, 2) эмпирико-практический, 3) исследовательский, экспериментальный, 4) творческий, продуктивно-деятельностный. В рамках исследования нами разработан проект летней школы «Юный натуралист». Цель проекта: формирование у учащихся навыков практической и научно-исследовательской деятельности при непосредственном соприкосновении с природой. Направления деятельности: учебно-познавательное; оздоровительное; воспитательное; профориентационное. Методы работы при реализации данного проекта: групповая дискуссия; работа в парах; работа в группе; лекция; беседа; экскурсия; исследовательская работа; фоторепортаж; презентации. Занятия в рамках проекта включают: урок-экскурсию «Мир растений нашего школьного участка», экскурсию в биологический музей, экскурсию в парке 1 мая г. Бреста, практическое занятие «Многообразие однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур учебно-опытного участка», конкурс поделок из природного материала «Зеркало природы», посещение Областной станции юных натуралистов, экскурсию в Зимний сад межфакультетского Центра экологии и природоведения при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, экскурсию в лес, экскурсию в конно-спортивный клуб «Максимэль», экскурсию в Сад непрерывного цветения межфакультетского Центра экологии и природоведения при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, экскурсию на луг, экскурсия в инсектарий лаборатории генетики и фенетики при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, экскурсию на водоём. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образовательной деятельности, в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области биологического образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках летней школы позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает процесс обучения более увлекательным и повышает образовательный потенциал. Воспитательная ценность проекта состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга учащихся, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, деятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, игру. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреева, Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. – 2012. – №2. – С. 34-38. Беркинблит, М.Б. Биология. Экспериментальный учебник для 6 класса / М.Б. Беркинблит, В.В. Чуб. – М.: МИРОС, 1992. – 232 с. Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В. Бинас [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с. Богатырева, А.Э. Организация исследовательской работы учащихся / А.Э. Богатырева // Адукацыя і выхаванне. – 2011. – №5. – С. 31-37. Большая книга экспериментов для школьников: для сред. шк. возраста / под ред. А. Мейяни. – М.: Росмэн, 2005. – 259с. Внеклассные занятия по биологии: Необычные формы и методы активизации познания / Ред.-сост. Л.Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160 с. Волнистая, А.В. Научно-исследовательская деятельность учащихся: опыт, поиск, результаты / А.В. Волнистая // Біялогія: праблемы выкладання. – 2012. – №5. – С. 61-67. Гричик, В.В. Организация и снаряжение туристическо-краеведческих походов и экскурсий: общие правила / В.В. Гричик // Біялогія: праблемы выкладання. – 2012. – №5. – С. 53-56. Гуленкова, М.А. Изучать природу надо в природе / М.А. Гуленкова // Биология в школе. – 2008. – № 3. – С. 32-41. Гуленкова, М.А. Прогулки с пользой для здоровья и познания природы / М.А. Гуленкова // Биология в школе. – 2009. – № 2. – С. 41-53. Гуров, А.В. Лесные опушки: что мы о них знаем / А.В. Гуров // Биология в школе. – 2009. – № 9. – С. 9-13. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И. Дереклеева, А.И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – №9. – С. 27-41. Дроздова, И.В. Удивительная биология / И.В. Дроздова. – М.: ЭНАС, 2008. – 231с. Кондрашова, Л.Г. Взаимодействие науки и школы – шаги навстречу / Л.Г. Кондрашова // Биология в школе: Научно-методический журнал. – 2011. – № 7. – С. 46-51. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии / В.С. Конюшко [и др.]. – Минск: Книжный дом, 2004. – 255 с. Ляхова, Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 68-71. Малеева, Ю.В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7 классов / Ю.В. Малеева, В.В. Чуб. – М.: МИРОС, 1994. – 400 с. Наблюдай и экспериментируй / Под ред. П.А. Садименко, Г.М. Зозулина. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1970. – 236 с. Об утверждении Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.02.2003 №8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic37/text760.htm. – Дата доступа: 13.03.2013. Папорков, М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей / М.А. Папорков [и др.]. −М.: Просвещение, 1980. − 255 с. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева. – М.: Академия, 2003. – 272с. Тимофеев, А.Н. Биоэкологические исследования школьников / А.Н. Тимофеев // Биология в школе: Научно-теоретический и методический журнал. – 2007. – № 1. – С. 45-50. Фамелис, С.А. Организация исследовательской работы учащихся / С.А. Фамелис // Биология в школе. – 2007. – №1. – С. 40-44. Фамелис, С.А. Тьюторское сопровождение исследования учащихся / С.А. Фамелис // Биология в школе. – 2007. – №2. – С. 57-62. Финогенова, О.Н. Исследовательская компетентность школьника / О.Н. Финогенова // Биология в школе. – 2009. – №9. – С. 14-18. Харитонов, Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н.П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. – №6. – С. 59-63. Шипунов, А.Б. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие / Под ред. П.Ю. Жмылева. – M.: MЦHMO, 1998. – 198 с. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, кл. рук., воспитателей, рук. кружков / С.С. Маглыш [и др.]; под ред. С.С. Маглыш. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 368 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Урок-экскурсия по биологии на тему «Мир растений нашего школьного участка» Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Брестской области на примере деревьев и кустарников школьного дендрария. Задачи урока: Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария; Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в г.Бресте и характерные для области; Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников; Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. Развивать навыки поведения на природе; Развивать навыки оформления работы. Оборудование: тетрадь и карандаш; задания. Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия. Ход экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним. Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д. Учитель. Молодцы! 2. Учащимся выдаются карточки-задания. Задания для экскурсии: 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 4. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 5. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о природе. 3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии. 4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев. 5. Движение по маршруту 1. Вступительное слово учителя. «Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы. У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы» Игра «Похлопали – потопали». Учитель рассказывает о деревьях. Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. – Деревья умеют ходить, бегать и прыгать. – Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю. – Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев. – Внутри деревьев течет сок. – На школьном дендрарии много разных деревьев. – Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее. 2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску. Жду в лесу я вас В любой день и час. К вам сама приду Только раз в году. (Ель) Стоит Алена – платок зеленый, Тонкий стан – белый сарафан. (Береза). Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкой, С длинной ножкой. (Клен). Осенью, как только свистнет Зыбкий ветер – дождевик У каких деревьев листья Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина) Летом рады мы свежей Ягодке медвежьей, А сушеная в запас От простуды лечит нас. (Малина) То ли с крыши, то ли с неба, Или вата, или пух, Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка Сыплет, будто из мешка? (Тополь). Хоть не плохо я одета, Бьет озноб меня всегда, И весной, и жарким летом Вся дрожу как в холода. (Осина) Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница). В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка. (Рябина). Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) 3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба. У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей. 4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево. У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. Игра «Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза, а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями. Игра – задание «Поиск листьев». Каждая пара получает задание и выполняет его: найдите три желтых листа, разных по форме, найдите три красных листа, разных по форме, найдите три зеленых листа, разных по форме найдите три бурых листа, разных по форме, найдите семя, умеющее летать, найдите три любых семени, найдите дерево без листьев, найдите самое зеленое дерево. 5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы. «Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта».Источник: http://refleader.ru/jgejgeqasqasotr.htmlПояснительная запискаНастоящая программа предназначена для привлечения школьника к практической исследовательской деятельности в период летних каникул. Программа может быть использована при организации летних практик для профильных классов и объединений эколого-биологического профиля в учреждениях дополнительного образования детей.
Программа строится на принципах:
научности и природосообразности,
учета регионального компонента,
использования интегративного подхода к постижению мира (базируется на образовательных областях «естествознание», «экология», «социальная практика», «лесоведение», «ботаника», «зоология» и интерактивного подхода, когда познание мира происходит через активную и конкретную деятельность,личностно-ориентированного образования,
психолого-педагогических основ формирования субъективно-этического отношения к природе.
Цель программы: создание условий для развития практических исследовательских навыков у школьников.
Цель достигается решением следующих задач:
обучающие:
актуализировать и расширить знания учащихся об экологии, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
обучать умениям вести комплексное описание биоценоза;
формировать основы экологических знаний и экологического мышления.
развивающие:
развивать у учащихся интерес к живой и неживой природе;
развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное мышление;
развивать способность к эмпатии, идентификации с объектами природы, рефлексии;
развивать речевую культуру детей и коммуникативные навыки;
предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях.
воспитательные:
формировать ценностные ориентации по отношению к природе,
воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природопользования в природоохранной и созидательной деятельности;
воспитывать готовность передавать свои знания и умения другим людям;
воспитывать культуру общения детей и их коммуникабельность.
Программа основывается на знаниях детей, полученных в школе, из средств массовой информации и популярной литературы. Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по биологии, экологии и по проблемам взаимоотношений организмов в различных биоценозах. Актуальность данной программы в том, что на основе компетентностно - деятельностного подхода формируется у детей система представлений об экологических ценностях, позволяющая освоить учащимися научно обоснованные способы взаимодействия с природными объектами. При проведении занятий большое внимание уделяется наблюдениям и исследованиям в природе. Освоение программы не только создает дополнительные возможности для личностного развития каждого обучающегося, но и формирует убеждение в ценности мира природы и потребность в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на защиту природного окружения.
Целевые установки и ориентации
Природа рассматривается не столько как «окружающая среда», а в большей степени как «мир природы». Именно по отношению к «миру природы» люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание, восхищение, удивление…) и принимать «мир природы» как личную, а не только как объективную ценность.Формирование основного мотива жизни и деятельности: познание окружающего мира и себя в нем, самоутверждение, самовыражение в практической деятельности.
Развитие творческих, коммуникативных, познавательных способностей.
Воспитание активной позиции по отношению к природе, стремление вносить свой посильный вклад в её сохранение.
Программа носит развивающий характер, так как ориентируется на следующие положения:
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных, эмоциональных, нравственных способностей и качеств учащихся, а не на стандартное воспроизведение минимума готовых истин.
Усвоение знаний и приобретение навыков является не целью, а средством образовательного процесса.
Взаимоотношения «педагог – обучающийся» строятся на принципах сотрудничества.
Использование инновационных технологий, (интерактивные и имитационные экологические игры, эколого-психологические тренинги, образование на основе жизненного опыта и практической деятельности и т.д.) и технических возможностей эколого-биологического центра.
Каждому учащемуся предоставляется возможность проявить себя в разных видах исследовательской деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся смогут развить следующие компетенции:
учебно-познавательную компетенцию:
самостоятельного получения знаний по изучаемым наукам;
по учебным дисциплинам: ботаника, химический анализ, зоология, гидрология, лесоведение, медицинская экология;по основам проведения базовых полевых и стационарных исследований лесных биоценозов, водоемов, животных, продуктов питания и воздушной среды, человека.
по основам жизнеобеспечения человека в природной среде, ориентирования на местности.
информационную компетенцию:
по работе с различными источниками информации.
ценностно-смысловую компетенцию:
экологически сообразного взаимодействия с природой,
необходимости охраны природы.
компетенцию личностного самосовершенствования:
осознание ценности полученных в ходе выполнения исследований знаний для их жизни в будущем,
осознание учащимися, что получение более высоких результатов невозможно без дальнейшего самосовершенствования и обучения.
трудовую компетенцию:
участие в трудовых десантах в местах проведения летних полевых практик,
формирование у учащихся понятия, что учёба и исследовательская работа – это труд.
коммуникативную компетенцию:
опыт работы в группах,
опыт выступления на конкурсах и конференциях различных уровней,
опыта общения с взрослыми.
Способы отслеживания результатов освоения программы
начальные и итоговые тесты для диагностики уровня знаний по теории и практике;
конкурс дневников исследователя;
анализ участия учащихся в итоговой мини-конференции;
анкетирование.
Условия реализации программы:Контингент учащихся. Программа рассчитана на учащихся 6–11 классов общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин (учащихся специализированных школ, классов с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин).
Периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность занятий: 40 часов по 4 часа в день. Программой предусмотрены выезды для проведения полевых исследований. Продолжительность смены – 10 дней.
Условия реализация программы:
Наличие педагогов, имеющих опыт, желание и возможности организации летних полевых исследований для школьников;
Оборудование для полевых исследований: оградительная лента, рулетка, гербарная папка, лупа, полевые определители, сапёрные лопатки, совок (нож), ёмкости для отбора проб, бланки и карандаши, компасы, фотоаппарат или видеокамера.Оборудование для гидрологических исследований: рулетка, глубомер, секундомер, пинцеты, термометры воздушные и водные, полевые определители, бланки и карандаши, ёмкости для отбора проб, мутномер, набор пробирок и колб, реактивы для проведения экспресс химических анализов, цифровой регистратор данных «ЛабДиск», «Экотестер», насос-пробоотборник с индикаторными трубками, пищевая лаборатория для определения качества пищевых продуктов «СПЭЛ-У», фотоаппарат или видеокамера, цифровой микроскоп, тесты для воды.Оборудование для оценки рекреационной нагрузки: рулетка, бланки и карандаши, компасы, фотоаппарат или видеокамера, экотестер.
Оборудование для просмотра видеофильмов, ноутбуки – по количеству исследовательских бригад (4-6 шт.).
Учебно-тематический план№ п/п Темы занятий
Количество часов
всего теория практика
1.
02.06
пнВведение. Основы исследовательской деятельности. Просмотр фильма «Home» 4 2 2
2.
03.06
втБотанические исследования. Экскурсия в теплицу СЮН. 4 2 2
3.
04.06
ср Эколого-химические исследования. Экскурсия в БФ ПНИПУ на кафедру ХТиЭ. Встреча с председателем БО ВООП. 4 2 2
4.
05.06
чтМедико-социальные исследования. Тренинг по профилактике вредных привычек и СОЯ. Просмотр видеофильмов. 4 2 2
5. 07.06
птЗоологическая экскурсия в живой уголок СЮН г.Александровска 4 0 4
6. 09.06
пнГидрологические исследования, лесоведение. Встреча с лесничими Березниковского лесничества. Показательные выступления школьников с исследовательскими работами данных тематик. 4 2 2
7. 10.06
втБотанические исследования. Ботаническая экскурсия в Соликамский дендрарий 4 2 2
8. 11.06
ср Выезд на теплоходе «Юнга Камы» в Огурдино. 4 0 4
9. 16.06
пнДень самоподготовки к итоговой конференции. Культ-поход в кино. 4 1 3
10. 17.06
втЗакрытие лагеря. Итоговая мини-конференция. Вручение сертификатов. 4 1 3
Итого 40 14 26
СодержаниеДень 1. Введение. Основы исследовательской деятельности.
Вводное занятие. Заполнение анкет и предварительное тестирование. Рассказ о работе исследовательского лагеря. Система оценки работы, рейтинг активности. Дневник исследователя. Варианты продолжения исследований осенью. Правила техники безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований. Знакомство с исследовательской деятельностью. Понятие научного метода. Структура научных исследований. Основные понятия научно-исследовательских работ (цель, задачи, гипотеза, методика, предмет исследования, объект исследования и т.д.). Выбор темы исследований. Актуальность и практическая значимость исследований.
Практическая часть
Выбор названия отряда, бригад, создание атрибутов.
Распределение на исследовательские бригады.
Заполнение титульного листа исследовательского дневника, анкет и стартового теста.
Просмотр фильма «Номе»
День 2. Ботанические исследования
Основные направления школьных ботанических исследований. Флористические исследования и гербаризация. Основы работы с определителями – как один из этапов учебно-исследовательской работы.
Практическая часть
Просмотр учебных видеофильмов о методиках ботанических исследований;
Знакомство с определителями, справочной литературой
Экскурсия в теплицу СЮН;
День 3. Эколого-химические исследования
Основные направления школьных эколого-химических исследований. Химические методы исследования водной, воздушной среды, продуктов питания. Оборудование для химических исследований. Техника безопасности при проведении химических исследований.
Практическая часть:
Знакомство с оборудованием для химических исследований эколого-биологического центра;
Экскурсия на кафедру ХТиЭ в БФ ПНИПУ;
Встреча с председателем БО ВООП, Нориной Н.В.
День 4. Медико-социальные исследования.Основные направления медико-социальных экологических исследований. Социологический опрос – как один из самых популярных методов школьных исследований.
Практическая часть:
Психологический тренинг по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ;
Просмотр видеофильмов о вреде СОЯ;
Самостоятельное проведение социологического опроса.
День 5. Зоологические исследованияПрактическая часть:
Зоологическая экскурсия в живой уголок СЮН г.Александровска.
День 6. Гидрологические исследования. Лесоведение.
Основы гидрологических исследований. Методы гидрологических исследований. Определение по карте основных гидрографических характеристик. Оценка качества воды: органолептическая, биоиндикация водоемов, химические методы.
Основы лесоведения и основные направления школьных исследований по данной тематике.
Практическая часть:
Просмотр учебных видеофильмов о методах гидрологических исследований и исследований, связанных с лесоведением;
Встреча с лесничими березниковского лесничества.
День 7. Ботанические исследования
Практическая часть:
Ботаническая экскурсия в дендрарий г. Соликамска.
День 8. Полевая однодневная экспедицияПрактическая часть:
Выезд на теплоходе «Юнга Камы» в ООПТ Огурдинский сосновый бор с целью сбора материала для исследований.
Встреча с лесничим, основные приемы таксации леса.
Экологическая акция по уборке мусора на территории ООПТ.
День 9. День самоподготовки к итоговой мини-конференции.Культ-поход в кино.
День 10. Закрытие лагеря. Итоговая мини-конференция.Мини-конференция с отчетом о проведенных исследованиях в рамках работы лагеря. Выступление исследовательских бригад. Подведение итогового рейтинга. Конкурс дневников исследователей. Итоговое тестирование и анкетрование.
Закрытие лагеря. Вручение сертификатов.
Литература для педагога
Боголюбов А. С., Кравченко М. В.Простейшая методика описания почв. Методическое пособие./ А. С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996.
Большаков В. Н. и др. Практикум по региональной экологии. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
Ботаника. Анатомия и морфология растений. Учеб. Пособие для студентов биол. спец. пед. Ин – тов. - М.: Просвещение, 1978.
Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу!/ М. Г. Вахромеева, В. Н. Павлов. - М.: Педагогика, 1990.
Голубкина Н. А., Шамина М. А. Лабораторный практикум по экологии/ Н. А. Голубкина, М. А. Шамина – М.: Форум: ИНФРА – М, 2003, С. 13 – 19.
Гуленкова М. А., Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике. Учеб. Пособие для студентов пед. фак. ин – тов/ М. А. Гуленкова, А. А. Красникова. - М.: Просвещение, 1976.
Добровольский Г. В. Почвы. Энциклопедия природы России./ Г. В. Добровольский, Шеремет Б. В., Афанасьева Т. В., Л. А. Палечек. – М.: ABF, 1998.
Изучаем экологию города на примере московского столичного региона: пособ. Учителю по организации практических занятий/В. П. Александрова [и др.]. – М.: Издательство Бином, 2009 г.
Качинский Н. А. Почва, ее свойства и жизнь/ Н. А. Качинский. – М.: Просвещение, 1975.
Классификация почв России/ сост. Л. А. Шишов, Т. Д. Тонконогов, И. И. Лебедева. – М.: Почвенный ин-т им. В. В. Докучаева РАСХН, 1997.
Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды/ А. И. Федорова, А. Н. Никольская - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, С.194 - 197.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т. Я. Ашихминой.- М.: АГАР, 2000, С. 128 – 130.
Несколько лет в конце учебного года, я провожу летние научно-исследовательские полевые практикумы по географии, где с ребятами мы составляем топографические карты местности, занимаемся нивелированием, метеорологическими наблюдениями, гидрологическими исследованиями, ездим на экскурсии по достопримечательностям Пермского края, посещаем предприятия Пермского края. Для ребят все это очень интересно и познавательно.
Постепенно к моей работе стали присоединяться и другие учителя школы. Я представляю Вам программы летнего научного полевого практикума география-биология и география-литература.
Программа научно-полевого практикума
« География- биология»
Разработана преподавателем географии МБОУ «Средняя образовательная школа №65с углублённым изучением английского языка » г.Перми
Павловой И.В.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся биологией и географией. В ходе исследовательского практикума, учащиеся ознакомятся с методами полевых исследований.
Практические занятия и экскурсии будут способствовать закреплению теоретических знаний, а проведение собственных исследований – отработке практических навыков и умений.
В программу включены такие вопросы, как осуществление наблюдений за природными объектами, метеорологические и гидрографические исследования, например, реки Кама, Чусовая, Кунгурской лесостепи.
Цель практикума:
Закрепить теоретические и расширить практические знания учащихся по биологии и географии путем знакомства с местными видами флоры и фауны, составом почв, геологическими породами, рельефом, климатом, воспитывать чувство гордости за свой край ,за историю своего края.
Задачи:1. Ознакомление с полевыми методами исследований.
2. Формирование навыков исследовательской работы.
3. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края.
4. Изучение работы и истории старейших предприятий Пермского края.
Время проведения: июнь (18 дней)
Состав учащихся: учащиеся 7-8 классов
Тематическое содержание курса
1. Введение
Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности полевого практикума.
2. Метеорологические наблюдения. Измерение температуры воздуха и давления, наблюдения за облачностью и видом осадков, обоснованность причин изменения погоды.
3. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места.
4. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная, нивелирование берега реки.
5. Гидрологические исследования.
Измерение скорости течения реки, температуры, химического состава и прозрачности воды.
6. Изучение почв. Описание почвенных горизонтов, взятие почвенного монолита.
7. Изучение растительного покрова. Составление гербария, определение видов растений и их приспособляемости к окружающей среде (соснового леса, городского парка, берега реки).
8. Изучение водной и наземной фауны.
9. Обобщения.
10. Экскурсии:
- г.Чусовой, посещение краеведческого музея, металлургического комбината;
- посещение г. Лысьва, краеведческого музея, хозяйства по выращиванию рыб;
- посещение Белогорского монастыря;
- экскурсия на предприятие «Пермские моторы»;
- посещение г.Кунгура, Кунгурской лесотепи.
1 день
- Ознакомление с содержанием программ и техникой безопасности полевого практикума.
- Получение теоретических навыков составления гербария, метеорологических, гидрографических наблюдений.
2 день
- Нивелирование холма на берегу р. Камы.
- Взятие почвенного монолита берега р. Камы, соснового леса.
3 день
- Съемка местности маршрутная и полярная.
- Экскурсия в Белогорский монастырь.
- Работы с гербариями растений вокруг Белогорского монастыря.
4 день
- Гидрологические исследования реки Камы, родникового источника (взятие проб воды, определение скорости течения, прозрачности).
- Экскурсия в СЭС Кировского района г. Перми и химический анализ взятых проб воды.
5 день
- Экскурсия в г.Чусовой, посещение краеведческого музея, комбината полного цикла черной металлургии.
- Гидрология реки Чусовой.
6 день
- Метеорологические наблюдения.
- Сравнения ежегодного прироста зеленой массы разных экосистем (школьного участка, смешанного леса, антропогенного парка).
7 день
- Работа с экосистемой школьного леса, школьного участка.
- Экскурсия на предприятие «Пермские моторы».
8 день
- Экскурсия в г.Лысьва, посещение краеведческого музея, рыбного хозяйства при старейшем Лысьвенском металлургическом комбинате.
9 день
- Экскурсия по г. Кунгуру.
- Изучение карста.
- Изучение растений, почвы Кунгурской лесостепи (составление гербария, монолита чернозема).
10 день
- Обработка, получение результата.
- Сдача зачетов.
- Составление отчета по практике.
- Рефлексия.
11 день
- Минералы Пермского края.
- Работа в кабинете географии с коллекцией минералов (определение твердости, размера.)
12 день
- Сбор гербарного материала по семействам.
13 день
- Оформление гербария.
- Работа в кабинете биологии.
14 день
- Составление топографической карты.
- Полярная съемка местности.
15 день
- Оформление топографической карты.
- Работа в кабинете географии.
16 день
- Сбор раздаточного материала по морфологии (корневая система, листья, простые и сложные, и т.д.)
17 день
- Оформление собранного материала в кабинете биологии.
18 день
- Занятие – подведение итогов полевой практики по биологии и географии.
По итогам учебной полевой практики каждый ученик представил отчёт о практике.
Программа курса «Неизвестное в известном»
Летний научно- практический практикум
география-литература.
Разработана программа преподавателем географии
МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Павловой И.В.
Пояснительная записка
Полученные знания по большинству школьным учебным дисциплинам носят в основном теоретический характер. Важным этапом в изучении географии и литературы является формирование практических знаний, умений и навыков. Реализуя исследовательский подход в обучении при формировании творческой и инициативной личности учащихся, была разработана и предложена программа исследовательского летнего практикума.
Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся литературой и географией.
Цель летнего практикума:
- Формирование практических умений и навыков по географии и литературе, воспитание патриотизма и чувства гордости за свой родной край.
Задачи:
Ознакомление с полевыми методами исследований
Формирование навыков исследовательской работы
Ознакомление с основами журналистской работы
Привлечение учащихся к изучению и охране родного края
Время проведения с 1 по 15 июня (10 дней)
Состав участников: учащиеся 7-8, 10 классов
Тематическое содержание курса
Введение
Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности летнего практикума
Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места
Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная.
Нивелирование берега р. Камы
Экскурсии в Пермский Государственный университет (ботанический сад, музеи)
Работа с научной литературой, статистическими, информационными материалами.
Знакомство с различными стилями журналистской публицистики (заметкой, репортажем, интервью)
1 день
- Ознакомление с содержанием программ летнего практикума и техникой безопасности
- Ознакомление с основами журналистской публицистики (статьей, репортажем, интервью)
- Работа с учебной научной литературой
2 день
- Работа с информационными материалами.
- Сбор материала о Пермском Государственном университете, о географическом, филологическом факультетах, о ботаническом саде, о музеях университета.3 день
-Экскурсии в Пермский Государственный университет.
-Интервью у студентов Государственного университета.
4 день
- Написание статьи, репортажа о Пермском Государственном университете с использованием собранного материала.
5 день
- Составление топографической карты в районе утиного болота.
6 день
- Оформление полученной топографической карты.
- Работа с учебной и научной литературой.
- Обучение основам написания литературной творческой работы.
7 день
- Нивелирование берега р. Кама в районе школы.
- Наблюдение и описание природы данной местности.
8 день
-Составление профиля берега р.Кама.
- Написание творческой литературной работы о данной местности.
9 день
- Экскурсия в минералогический музей Детского дома творчества.
10 день
- Составление отчета по практике.
- Создание презентации о практике.
- Рефлексия.
По итогам учебной полевой практики каждый ученик предоставил отчёт о практике. Учащаяся 8 « Б» класса Леханова К. составила свой отчёт в виде газеты, которую мы представляем Вашему вниманию.