Конспект урока по русскому языку на тему Неглавные слова-предметы (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Урок 6
Конспект урока русского языка 1 класс
(Перспективная начальная школа)СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ НЕГЛАВНЫЕ (дополнительные)
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку; проверить сформированность навыка различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; способствовать воспитанию трудолюбия.
Планируемые результаты образования: предметные УУД: получат представления о неглавных словах-предметах, научатся изображать их схематически, правильно писать словарные слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения познавательной задачи информации в учебнике и учебных пособиях; коммуникативные – принимают участие в работе парами и группами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества; личностные: имеют представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием, неуспешное – с ленностью, безынициативностью, пассивностью.
Образовательные ресурсы: иллюстрация – изображение медведя; карточки со схемами слов и загадками.
Сценарий урока
I. Чистописание.
– Хотите узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? И я тоже хочу. Давайте попробуем догадаться.
Посмотрите внимательно на эту запись:
Большой – маленький.
Сухой – … (мокрый).
Война – … (мир).
Глубокий – … (мелкий).
Старый – … (молодой).
Твёрдый – … (мягкий).
– Кто-нибудь догадался, какую букву будем писать? (Ответы учащихся.)
– Молодцы! Пишем строчку буквы «м».
II. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Вспомните название животного на букву «м». (Медведь.)
– Назовите слова-признаки медведя. (Большой, косолапый, неуклюжий.)
– Что любит есть медведь? (Медведь любит мёд.)
– Запишите это предложение.
(Кто?) Медведь (что делает?) любит (что?) мёд.
– В предложении два слова-предмета, какие? (Медведь и мёд.)
– Одно из этих слов главное, а второе – не главное.
– Сегодня мы научимся находить в предложении главные и неглавные слова-предметы.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 16–17).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
Учитель читает статью учебника, показывает схему дополнительного слова-предмета:
– Теперь вы можете определить, какое слово-предмет в предложении главное, а какое – дополнительное.
– Подчеркните каждое слово в предложении.
Физкультминутка
На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?» Услышав слово, отвечающее на вопрос «кто?», встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, а услышав слово, отвечающее на вопрос «что?», приседаете и вытягиваете руки вперёд.
Акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.
2. Работа по учебнику (с. 17, упр. 6).
Познавательные УУД: общеучебные – знаково-символическое моделирование; умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.
Ученики по одному выходят к доске и записывают предложения, остальные выполняют работу в тетрадях.
Последнее предложение учащиеся выполняют самостоятельно.
3. Запишите ответы на вопросы:
– Кто лечит людей?
– Кто учит детей?
– Кто строит дома?
– Подчеркните в предложениях:
I вариант – слова-предметы главные;
II вариант – слова-предметы дополнительные;
III вариант – слова-действия.
4. Работа по тетради (с. 10).
– Рассмотрите картинку.
– Кто на ней изображен?
– Как можно назвать этих людей? (Семья.)
– Кто чем занят?
– Как проходит вечер в вашей семье?
5. Отгадайте загадки.
Дом на ножках,
Посреди окошко.
Засветится окно –
Появится кино.
(Телевизор.)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон.)
Нет ушей, а слышит.
Нет рук, а пишет.
(Магнитофон.)
– Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами: телефон, телевизор.
– Запишите эти слова в тетрадь (с. 10).
– Что общего у этих слов?
6. Игра «Кто больше знает слов…».
– Придумайте другие слова, в которых есть часть теле- или -фон. (Телебашня, телепередача, телепрограмма, телескоп, телеграмма, телеграф, телетайп, граммофон, микрофон, домофон, таксофон, мегафон, ксилофон и т. д.)
Справочный материал для учителя.
Телевизор (англ. televisor) – аппарат для приёма телевизионных передач, телевизионный приёмник.
Телефон:
1. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.
2. Аппарат для разговора таким способом.
3. Абонентский номер такого аппарата (разг.).
Испорченный телефон (разг. шутл.) – о сведениях, до неузнаваемости искажаемых при передаче от одного к другому.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала.
Работа по тетради.
Упражнение 1, с. 11.
Слова, которые учащиеся дописывают в предложении, учитель или они сами проговаривают по слогам.
Упражнение 2, с. 11.
1-я часть задания – коллективная работа.
2-я часть – самостоятельное выполнение.
V. Итог урока.
– Выпишите предложения, которые соответствуют теме нашего урока.
Наступила поздняя осень.
Подул сильный ветер.
Листья покрыли землю.
Улетели птицы.
Дети надели куртки.
– Какие предложения выписали?
– Как в предложении отличить главное слово-предмет от не главного?(Главное обозначает того, кто сам действует.)