Статья на тему Развитие вычислительных навыков у учащихся младшего школьного возраста через применение личностно — ориентированной технологи

Развитие вычислительных навыков у учащихся младшего школьного возраста через применение личностно - ориентированной технологи

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Формирование у школьников 1-4 классов вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
Таким образом, на современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Одной из образовательных технологий развития личности ребенка является личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В оценке работ главным необходимо считать личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий. Использование разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
Н. Б. Истоминой была разработана система заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявлять активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности в решении различных видов примеров. Разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 10 возможны такие задания: на классификацию:
разбейте данные выражения на две группы по какому-то признаку:
3+1, 4-1, 5+1, 6-1, 7+1, 8-1 3+1 4-1 5+1 6-1 7+1 8-1
3+2, 6+3, 4+5, 9-2, 4+1, 7-2, 10-1, 6+1, 3+4 3+2 6+3 9-2 4+1 4+5 6+1 7-2 10-1 3+4
на сравнение: в чем сходство и различие:
1. выражений: 6+2 и 6-2; 6+(2+1) , (6+2)+1 и 6+3; 6+2=8 и 8-6=2
2. равенств 4+5=9 и 5+4=9.
на анализ и синтез:
1. прочитай по-разному выражения:6-2 (6 уменьшили на 2, разность чисел 6 и 2, из 6 вычесть 2, уменьшаемое - 6 вычитаемое - 2)
2. прочитай по-разному равенство: 9-4=5 (9 уменьшить на 4, получим 5; 9 больше 4 на 5, разность чисел 9 и 4 равна 5; 9-уменьшаемое, 4-вычитаемое, 5-значение суммы, число 4 меньше 9 на 5)
При формировании обобщенных умений можно предложить следующие задания
- Какую задачу ты не можешь решить? Почему?
а) Таня полила шесть грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить?
б ) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 чёрных, остальные - белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?
Учащиеся находят задачу с неполным условием, в которой недостает данных. Затем можно предложить данную задачу как домашнее задание: попробуйте дополнить условие задачи так, чтобы задача решалась в одно или в два действия. Так, данное задание формирует следующие обобщённые умения: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, не достающие данные; устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи. Способствует обучению умения самостоятельно анализировать задачу и решать. 
Применение теоретических знаний на практике в работе с геометрическим материалом. Данное задание формирует культуру общения, речи, поведения. Учит доказывать свою точку зрения, выслушивая своего товарища.
Закрепить представления о существенных признаках фигур.
- Какие геометрические фигуры видите? а) Сколько треугольников в этой фигуре?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(В этой фигуре пять треугольников и четырёхугольник.) Логично!
б) Работа в паре с соседом. Работая в паре с соседом, и используя свою фигуру и фигуру соседа, сделайте так, чтобы получилась фигура с прямыми углами. (Получится прямоугольник )
- Заставили нас с вами подумать геометрические фигуры? (Да) - Дома посчитайте сколько разных фигур в этом прямоугольнике.
Оба рассмотренных задания, также формируют способности к самоконтролю.
Список использованной литературы
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону.- 2002.
2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. - 2001. - №9.
3. Маркелова М.В. Личностно ориентированный урок математики // http://festival.1september.ru/articles/601842/
4. Сериков В.В. Личностно - ориентированное образование.// Педагогика.- 1994.- №5
5. Шоган В.В. Технологии личностно - ориентированного урока: Учебно - методическое пособие. - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. - с.24
6. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространсте. - М.: Академия.- 2002.
7. Якиманская И.С., Якунина О. Личностно - ориентированный урок: планирование и технология проведения //Директор школы.- 1998.- №3



Заголовок 115