Психологические особенности детей младшего школьного возраста


Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Общеизвестно, что к младшему школьному возрасту принято относить возрастной период детей от 7 до 11 лет. Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность. Начинается период с процесса адаптации к школе, которая продолжается 5-6 недель, а начинается примерно со второй недели обучения ребенка в 1 классе.
У младших школьников доминирует мышление, которое перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим. Ребенок использует операции, но, как правило, пока это еще операции конкретные. К концу данного периода появляются различия детей по способу мышления:
1. дети-теоретики (мыслители) – они с легкостью решают задачи, требующие рассуждений и предположений;
2. дети-практики – им нужна опора на наглядность;
3. дети-художники, у которых отлично развито образное мышление.
Благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия. Развивается теоретическое мышление, которое способствует тому, что теперь ребенок обретает способность выполнять задания, ориентируясь не только на внешние признаки предметов, но и на внутренние свойства и отношения.
Восприятие становится синтезирующим. Дети учатся устанавливать связи между элементами воспринимаемого, однако в начальный период восприятие может быть еще недостаточно дифференцируемым, поэтому дети могут путать похожие по внешнему виду буквы и цифры. Воображение остается хорошо развитым, поэтому данный период считается сенситивным для развития творческого мышления и воображения. Существует ряд программ, которые позволяют развивать творческие способности учеников младших классов.
Память у детей младшего школьного возраста развивается в 2-х направлениях – в направлении произвольности и в направлении осмысленности. В отличие от дошкольников, школьники младших классов способны запоминать материал, даже если он им не интересен, но необходим. С каждым годом все больше делается опора на произвольную память. У детей данного периода хорошо развита механическая память, но вместе с тем совершенствуется смысловая память, именно осмысливая информацию, дети запоминают ее. Память и мышление оказываются неразрывно связанными между собой.
Очень интенсивно развивается у младших школьников внимание. Существует ряд методик, которые позволяют выяснить, на каком уровне находится внимание у ребенка. Например, модификация методики Пьерона-Рузера. Она позволяет выявить концентрацию и устойчивость внимания.
Младшие школьники могут концентрироваться на действиях, которые им неинтересны, но почти весь период обучения в начальной школе доминирует все-таки непроизвольное внимание, а произвольное формируется только к окончанию 4 класса благодаря учебной деятельности. Одним видом деятельности младшие школьники могут заниматься 10-20 минут.
У детей младшего школьного возраста продолжает развиваться личностные характеристики. Дети усваивают нравственные понятия.
У младших школьников появляется еще больше страхов, чем было раньше. Доминирующими становятся школьные страхи. У детей этого возраста ярко проявляются страхи мистического характера. Дети продолжают бояться смерти, погодных явлений. Эмоциональная сфера у младших школьников стабилизируется. Ребенок, который по какой-то причине в школе не обучался, этот период пропускает.
Игра уже перестает быть ведущей деятельностью у ребенка. Теперь ее место занимает обучение.