К собранию Разговор по душам
Разговор по душам: шпаргалка для родителей.
Перед тем как сказать ребенку «Спокойной ночи», задайте ему один-два вопроса из нашего списка. Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового. Вопросы под подушкой- О чем ты любишь мечтать?- Твое лучшее воспоминание о прошедшем учебном годе?- Кто твой герой и почему?- Как бы ты описал свою семью?- Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?- За что ты собой больше всего гордишься?- Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?- Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?- Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?- Если бы ты был животным, то каким именно и почему?- Когда последний раз кто-то обижал тебя, ранил твои чувства? Как ты реагировал?- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто сейчас переживает трудные времена? Чем ты можешь ему или ей помочь?- Расскажи о событии, которое заставило тебя пережить самый большой страх в этом году.- Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?- Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?- Что тебе больше всего понравилось в твоем любимом учителе в этом году?- В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?- Назови три слова, которые точнее всего говорят о тебе.- Что тебя злит?- Лучший комплимент, которые ты получал в жизни?- Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился?- За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?- Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?- Сколько людей ты сегодня рассмешил или заставил улыбнуться?- Самое смешное событие, которое случилось с тобой сегодня?- Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?- Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?- С кем ты больше всего ждешь встречи в школе каждый день?- Если бы ты собирал свой обед в школу самостоятельно, что бы ты туда положил?- Кто из твоих одноклассников самый дружелюбный?- Что тебе больше всего нравится в твоем учителе, что он хорошо умеет делать?- Какая часть школьного дня у тебя самая любимая?- С кем ты сегодня сидел в школьной столовой?- С кем ты провел больше всего времени сегодня?- Какая у тебя любимая игра и почему?- Кто заставляет тебя смеяться и почему?- Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме, какую бы ты выбрал и почему?- С кем в нашей семье тебе веселее всего проводить время?
По утрам и вечерам разговоры по душам.
Каким родителям не хочется, чтобы их ребенок был смышленым, доброжелательным, чутким (последнее — хотя бы по отношению к маме и папе)! Перечень достоинств идеального дитя можно продолжать долго, но ведь главное — это найти рецепт достижения такого чуда. Бесконечные призывы психологов и педагогов к родителям — больше заниматься с ребенком, уделять ему свое свободное время — вроде бы подсказывают ответ на этот вопрос. Но вот времени-то как раз взрослым катастрофически не хватает, а если и выпадает у них минута отдыха, то накопившаяся усталость не дает возможности проявить свои воспитательные таланты в полной мере. А ведь больших усилий здесь совсем не требуется. Недовольство тем или иным действием ребенка, постоянно проявляемое родителями, не помощник в воспитании. Лучше, если мамы и папы будут придерживаться другого правила, а именно: поменьше нотаций — побольше игры. И не только игры как таковой, но еще и артистичности в повседневном общении с ребенком. Представьте, что кто-то рядом с вами все время подчеркивает лишь ваши недостатки! Неудивительно, что такой человек будет вызывать у вас одни отрицательные эмоции. Гораздо более эффективным средством воспитания подчас оказывается добродушное пародирование взрослыми действий или высказываний детей. Сыграйте перед малышом роль Бармалея: с грубой речью, злыми интонациями и сердитой мимикой, а потом спросите, нравится ли ему разговор в подобном тоне и может ли он способствовать дружеским отношениям между людьми. Ребенку для нормального развития просто необходимы тепло и ласка. Родители все время должны помнить, что выражаться подобные чувства могут не только в действиях. Разговаривайте с ребенком доброжелательным тоном, почаще улыбайтесь и главное — не скупитесь на ласковые слова. Вам кажется, что говорить об этом излишне, мол, и так наши малыши заласканы. Тем не менее опрос детей 5—7 лет, проведенный психологами, выявил небогатый опыт до-школьников в выборе ласковых слов и имен, адресованных друг другу. А на просьбу вспомнить, как мама обращается к ним, большинство детей называли лишь свое имя, даже без уменьшительного суффикса: Марина — вместо Мариночки, Саша — вместо Сашеньки и т.д. Из 30 дошкольников только один мальчик припомнил, что его младшего братишку мама иногда называет зайчиком. Многие родители обращаются за помощью к психологам, когда хотят улучшить внимание и память ребенка. Постарайтесь использовать для бесед и игр не только специально отведенное время. Например, дорога в детский сад или в одну из «изо-музо-физстудий» может служить своеобразным «мостиком», по которому взрослым легко попасть в мир детских проблем и интересов. Давайте вспомним, о чем чаще всего спрашивают родители свое чадо, забирая его вечером из детского учреждения. Ну конечно же, о том, ел ли он хоть что-нибудь, а если да — то, что именно. А по утрам в качестве напутствия постоянно напоминают ему, что не следует терять вещи и учебные принадлежности. Безусловно, все это очень важно, но роль родителей не может сводиться только к заботе о здоровье ребенка. В неменьшей степени родители должны обращать внимание на те впечатления, которые дети получают из окружающего мира. Попробуйте разделить с ними их переживания по поводу самых различных событий. Например, возвращаясь с малышом из детского сада, поинтересуйтесь, что ему больше всего сегодня понравилось, а что нет и почему, было ли ему весело или грустно, не скучал ли он, играл ли сегодня, во что и с кем. Такие обсуждения могут касаться и занятий в кружке, и детского праздника, и игр во дворе. Что особенно важно — подобные беседы способствуют не только укреплению взаимопонимания, но и умственному развитию ребенка. Он учится наблюдать, сравнивать, у него появляется потребность выразить свои впечатления словами. Шагая утром в детский сад или школу, можно играть вдвоем в сравнения. Спросите малыша, на что похоже дерево, или дом, или облако, не забывая при этом хвалить любое проявление детского творчества. Выполнение родителями многочисленных домашних дел тоже может сопровождаться полезными занятиями с ребенком. Например, готовя обед, предложите ему сравнить картофелину со свеклой или с морковью. Пусть подержит овощи в руках и назовет, в чем их сходство, а в чем различие. Накрывая на стол, попросите малыша запомнить сервировку стола, считая при этом до трех, а затем отвернуться. Быстро уберите со стола один из предметов или поменяйте их местами, а затем спросите, что стало на столе не так. Подобные игры развивают внимание и память. Если вы заняты по хозяйству, дайте ребенку два предмета — большой и маленький. Это могут быть пуговицы, шарики, карандаши. Пусть большая пуговица играет роль мамы, а маленькая — дочки (или сыночка). Попросите малыша придумать про них сказку — пусть фантазирует! При необходимости помогите ему соответствующими вопросами (спросите, например, куда собираются герои сказки и что будут делать), а потом порадуйтесь его успеху («надо же, как ты здорово придумал!»). В жизни маленького человека его взаимоотношения со сверстниками имеют большое значение. Поинтересуйтесь у ребенка, с кем он дружит, как зовут товарищей. Спрашивайте, с кем он сегодня играл, кто из друзей был в хорошем настроении, а кто — в плохом и почему. Если окажется, что кто-то из его приятелей грустил, то спросите ребенка, пытался ли он выяснить причину и помог ли тому чем-нибудь. Попросите ребенка назвать самого веселого из своих друзей или того, кто чаще всех помогает другим. Иногда, когда дети конфликтуют, аргументацией в споре становятся кулаки. Если такая ситуация возникала, обсудите с малышом допустимые и недопустимые формы протеста. Еще один «волшебный» прием воспитания: вечерние беседы с ребенком. Лучше всего использовать для этого время перед сном, когда ваше чадо набегалось, назанималось, наигралось. Спросите у ребенка — теперь уже поподробнее, — что было интересного за день. Темой для разговора могут также стать особенности характеров любимых героев мультфильмов или книг в сопоставлении с поступками ребенка. Поинтересуйтесь, кто из персонажей наиболее симпатичен дочери или сыну, с кем из них они себя сравнивают. Дети, как правило, не любят идентифицировать себя с отрицательными героями. Однако таким приемом можно воспользоваться, когда вы хотите продемонстрировать ребенку его дурное поведение: грубость со взрослыми, ссоры со сверстниками. Спросите мнение ребенка, на кого он был похож в той или иной ситуации: на своего любимого персонажа или на другого — злого, жадного, несимпатичного. Завершать такие разговоры следует обязательно чем-то приятным: приласкайте малыша, объясните, что верите в случайность его плохих поступков и убеждены в его положительных качествах. Можете обсудить будущее посещение цирка или театра, поездку к бабушке, предстоящий семейный праздник. Подобные беседы могут быть ежевечерними, завершать прожитую неделю или случаться реже, но необходимость их очевидна. Так вы поможете ребенку ощутить уверенность в себе и посеете в его душе зерна добра и доверия к вам.
Мамы и папы- родители! Самые близкие и важные для малыша
люди. Жаль, что так редко находится возможность поговорить нам
с Вами, Родители, поэтому я пишу Вам письмо.
Еще совсем недавно Вы мечтали о маленьком карапузе, наверняка
представляли, как он будет расти, как Вы приведете его в детский
сад. Как прекрасно, что мечты сбываются! Вы помните, как Вы
слышали сердечко Вашего, еще не родившегося малыша, так
слышьте же его всегда, и пусть ваши сердца звучат в унисон. Я
знаю, Вы не волшебник, и многое Вам не подвластно, но научиться
этому многому и волшебству, в том числе, можно у Вашего ребенка.
Не бойтесь, Родитель, взглянуть на Ваше чадо как на наставника,
мудрого и умелого и довериться ему. Я имею смелость предложить
Вам, Родитель, быть для Вашей малютки не самым главным, а
самым важным человеком в жизни. Наблюдая за Вашим ребенком,
мне хочется Вам сказать: «Будьте старательным ювелиром, ведь
Вы ограняете уникальный алмаз неповторимый и
необыкновенный. Возможно, мастеру трудно одному, поэтому я судовольствием пойду к Вам в помощники»
Идеальным быть очень сложно
Скорее всего, совсем невозможно
Но главное, что Вы носитель
Самого высшего званья – Родитель.
ИТАК, соединив все вышеуказанные ответы на вопросы получим НОВЫЙ ТЕКСТ РАЗГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ, который будет звучать примерно так:
«Ваш малыш очень сообразительный на занятиях, он проявляет интерес к заданиям и активно их выполняет, что меня очень радует…. Но есть в его поведении моменты, которые меня волнуют – Сережа обижает других детей, отнимает игрушки и дерется. Я опасаюсь, что он может травмировать других детей. Я тревожусь, что такое поведение затруднит дружбу других детей с Сережей, дети будут отказываться играть с ним, что будет его печалить. Я вижу, как Сереже трудно, и это вызывает мое сочувствие. (Спросите у родителей – наблюдали ли они подобное поведение ребенка в семье, в гостях …) Я применила несколько способов воздействия (перечислить)…., пока результата нет. Поэтому я решила обратиться к вам, чтобы совместными усилиями помочь Вашему ребенку развить способность сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки. В детском саду в ближайшее время я для решения задачи помощи Сережи проведу ….. (рассказать о планах). Но чтобы результаты нашей работы были устойчивы, очень важно в семье…. (рассказать о мерах решения задачи в семье)»
Возможно родители владеют «ключиками» положительного воздействия на поведение своего ребенка. Спросите об их опыте. Поблагодарите родителей за то, что они уделили время для беседы, а также за ценные наблюдения за своим ребенком и своими способами воспитания (если этому было место в вашей разговоре)Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сынок.
- Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Пап, а сколько ты получаешь?
- Это не твое дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то, 500. А что?
- Пап - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.
- Ты не спишь, сынок? - спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
- Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок.
- Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.